Файл: Основные источники международного корпоративного права.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и предмет корпоративного права
1.2 Понятие и принципы корпоративного права
1.3 Роль и место корпоративного права в структуре права
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
2.1 Понятие международного корпоративного права
2.2 Система источников международного корпоративного права
2.3 Международные договоры как источник корпоративного права
Транснациональные корпорации.
Это многоотраслевые концерны с местом нахождения с местом нахождения филиалов и представительств в различных государствах. Т.е. интернациональные не по сфере действия, а по капиталу.
Характерная черта корпорации – сочетание централизованного руководства и самостоятельность входящих в нее структурных подразделений.
Общепринятой организационно-правовой формой является акционерное общество открытого типа. Дочерние лица самостоятельны, филиалы не самостоятельны, они входят в корпорацию.
Критерии отнесения корпорации к транснациональной:
- количество стран, в которых действует компания, минимум 2-6;
- количество стран, в которых размещены производственные мощности;
- определенный размер капитала, который достигнут компанией;
- минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (не менее 25 %);
- владение не менее чем 25 % голосующих акций в трех и более странах;
- многонациональный состав компании и ее руководства.
Правовая специфика корпораций – формально это предприятие подпадающее, как его зарубежные отделения, под национальную юрисдикцию стран.
Особенность корпорации – несоответствие экономического содержания юридической форме. Корпорации представляют собой группу компаний созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющими деятельность на территории разных стран.
Оффшорная компания – юридическое лицо корпоративного типа, которое создается в рамках определенных юрисдикций (оффшорных зон), которые не подлежат налогообложению или подлежат льготному налогообложению в пределах данных юрисдикций.
Оффшорная зона (налоговое убежище, гавань, оазис) – страна или территория, законодательство которой предусматривает возможность упрощенной регистрации иностранных юридических лиц и предоставление им льготного налогового режима, что стимулирует привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность соответствующей территории.
Информацией о фактических вкладчиках обладают только государственный орган-регистратор, адвокаты, ведущие дела компании, и аудиторы (если аудит обязателен), осуществляющие проверку деятельности;
- льготы, касающиеся минимального уставного капитала;
- льготы, касающиеся ведения бухучета и прохождения аудиторских проверок;
- возможность выпуска акций на предъявителя, которые позволяют единомоментно сменить владельца компании и передать активы по наследству без уплаты соответствующих налогов.
Лидерами оффшорной деятельности являются Багамские острова, где зарегистрировано более 80 т. оффшорных компаний. Каймановы острова – 40 т. компаний. Лихтенштейн – доход от зарегистрированных 40 т. компаний обеспечивает около трети бюджетных поступлений, за счет регистрационных и ежегодных платежей.
Членами Организации экономического сотрудничества и развития являются 30 государств, крупных индустриальных государств. В рамках ОЭСР в 1998 г. сформулированы критерии вредоносной налоговой политики:
- нулевое или номинальное налогообложение;
- секретность и отсутствие эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран;
- недостаточная прозрачность в действии закона и административных правил.
При это разработаны рекомендации по борьбе с вредоносной деятельностью:
- введение в налоговую систему стран-участниц правил ликвидирующих выгоды от использования оффшоров;
- внесение в налоговые договоры стран-участниц положений исключающих использование договора оффшорной компанией. Отказ от заключения договоров с налоговыми убежищами;
- создание постоянно действующего Форума по вредоносной налоговой конкуренции. Подготовка списка налоговых убежищ.
В 2001 г. создана Международная организация по налогам и инвестициям, ее членами стали 13 государств (члены Карибского региона). Основная цель деятельности – противостояние ОЭСР с указанием на то, что она проводит политику двойных стандартов. Выдвигается требование, чтобы не только оффшорные юрисдикции, но и страны-члены ОЭСР официально придерживались одинаковых стандартов.[10]
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Это международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. Создан в 1989 г. по решению Стран большой семерки и Еврокомиссии.
Одной из функций ФАТФ является борьба с отмыванием денег через оффшорные зоны. С 2003 г. в ФАТФ входит РФ.
Все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, нефинансовым организациям рекомендуется проявлять повышенную осторожность при работе с партнерами из стран, на которые наложены санкции.
Черный список ни когда не оставался неизменным, его периодически обновляют, в свое время в нем находились РФ, Венгрия и другие страны. Когда только список появился в нем оказалось большинство оффшорных зон, однако в настоящее время большинству из них удалось привести свое законодательство в соответствие с международными нормами. В качестве примера оффшорной зоны, сохраняющей высокую степень конфиденциальности, но не входящею в черные списки ФАТФ и ОЭСР можно привести о. Джерси, в которой действую ранее принятые и не измененные законы, которые предполагают обмен информацией с иностранными регулирующими органами.
В докладах международных рабочих групп отмечается, что существует большое число оффшорных центров с высокой степенью соблюдения международных норм и стандартов, при этом не меньшее число «неоффшорных» территорий являются проблемными с точки зрения мировой финансовой стабильности (прим. крупнейшие точки отмывая Лос-Анджелес, Цюрих и д.р.)
2.2 Система источников международного корпоративного права
Согласно Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены корпоративным законодательством, применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.
Источники МКП представляют собой внешнюю форму выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм.
Система источников:
1) Корпоративные обычаи – это правила, итог постоянного и единообразного применения правил. Например, завершить работы в определенное время.
2) Корпоративные деловые обыкновения – это заведенный порядок дел, сформировавшаяся практика.
3) Корпоративные прецеденты – это образец решения
4) Корпоративный договор – договор определяет права и обязанности участников корпорации (устав, учредительный договор). Заключается между равными субъектами, не связаны между собой отношениями подчинения и власти.
5) Корпоративный локальный правовой акт – документ органа корпорации, который может регулировать различные вопросы управления корпорации.
Локальное правовое регулирование рассматривается, как деятельность по правовому регулированию общественных отношений в рамках конкретной организации.
В отдельных случаях локальные акты действуют не зависимо от признания государства, а в другой ситуации могут получить публичную легализацию.
Но не могут противоречить закону. Например, Кодекс корпоративного поведения.
Например, корпорация, закрепляя в учредительных документах отдельные положения кодекса корпоративного поведения, тем самым осуществляет самостоятельное регулирование организацией. Формы локального корпоративного регулирования: учредительный документы; положения, инструкции, приказы.[11]
В странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии в результате нескольких десятилетий экономического роста накоплены гигантские финансовые ресурсы. Управляющие ими инвестиционные институты ищут новые, высокоприбыльные сферы вложений, проводя более агрессивную инвестиционную политику, нежели традиционные финансовые институты (прежде всего банки).
Эти процессы совпали с резким возрастанием роли частного сектора в экономическом развитии, признанием правительствами абсолютного большинства стран частного предпринимательства основной движущей силой этого процесса и резким сокращением прямого государственного участия в экономике, что дало новый стимул к поиску частных инвестиций. Результатом стали резкое увеличение с начала 90-х гг. XX в. спроса на инвестиционные ресурсы и усиление конкуренции в борьбе за их получение между различными странами и компаниями.
В такой ситуации одним из важнейших факторов в умении привлечь ресурсы и максимально их использовать становится состояние корпоративного управления в компании, регулирование отношений между акционерами и менеджментом компании с учетом интересов всех групп акционеров, защита прав акционеров и инвесторов.
В этих целях различные международные организации и международные институциональные инвесторы - пенсионные и инвестиционные фонды начали разработку и внедрение кодексов корпоративного управления, которые призваны были убедить инвесторов, акционеров в том, что корпорации будут действовать в интересах всех акционеров и создавать им возможности для оперативного получения достаточной информации о положении дел в корпорации.
Такие стандарты делового поведения корпорации могут разрабатываться самими корпорациями и их объединениями. Так, в 1994 г. советом директоров "Дженерал моторс" были разработаны Основные направления и проблемы корпоративного управления, следовать которым рекомендуют американские институциональные инвесторы.
Одним из первых "стандартов практики корпорации" являются Принципы корпоративного управления, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В их подготовке приняли участие несколько комитетов ОЭСР: Комитет по финансовым рынкам, Комитет по международным инвестициям и транснациональным предприятиям, Комитет по промышленности, а также Комитет по вопросам политики в области охраны окружающей среды. Значительный вклад в их разработку внесли Мировой банк, Международный валютный фонд, деловые круги, инвесторы, профсоюзы и другие заинтересованные лица. Принципы корпоративного управления (далее - Принципы ОЭСР) были подписаны министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.
2.3 Международные договоры как источник корпоративного права
Как известно, в соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Корпоративные нормы могут содержаться и в международных договорах, причем в этом случае корпоративные нормы международных договоров имеют приоритет перед аналогичными нормами российского законодательства по вопросам корпоративного права.[12]
Существование международных договоров, регулирующих корпоративные правоотношения, обусловлено несколькими факторами, ведущим из которых является возрастание удельного веса международной торговли с участием РФ. Каждое отдельное государство давно перестало быть изолированным от мирового рынка, современные экономические процессы происходят в международных рамках, в международных рамках заключаются сделки, формируется спрос и предложение. Понятно, что ведение столь активной деятельности предполагает наличие у субъекта деятельности определенного статуса. При осуществлении этой деятельности на территории различных государств возникает вопрос о том, в соответствии с законодательством какого государства должен определяться этот статус. Одновременно встают вопросы о порядке налогового, таможенного и иных видов контроля. С одной стороны, логично применять к организации национальный режим, с другой стороны – иногда это не всегда целесообразно. В процессе деятельности коммерческой организации возникают и иные нюансы правового регулирования, однозначно решить которые достаточно сложно.
Только на уровне национального законодательства решить столь большое количество вопросов в настоящее время невозможно, в силу того что российские корпорации действуют за рубежом, а зарубежные – в России, поэтому одностороннее решение вопросов статуса и правового положения корпораций не будет эффективным. Политика России в последние несколько десятилетий направлена на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Логичным следствием проведения этой политики является заключение множества международных договоров по вопросам совместного решения проблем корпораций. Эти проблемы Россия решает в двух направлениях – в рамках СНГ и в рамках мировой экономики, причем это осуществляется в актах различного уровня. Довольно часто положения о статусе корпоративных субъектов встречаются в документах, посвященных иным аспектам правового регулирования. Как правило, такие положения встречаются в источниках международного частного права.