Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Юрченко Владимир Валериевич.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Анализ результатов экспериментального исследования
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
1. Игра «Раз, два, три– смотри!».
2. Игра «Пускание мыльных пузырей».
3. Игра «Жил-был у бабушки козлик».
5. Коллективная работа «Солнышко лучистое улыбнулось весело».
Анализ результатов экспериментального исследования
Целью констатирующего этапа было выявить умение воспитанников оперировать словом, строить словосочетания, предложения, составлять связное выражение. Все задания и упражнения выполнялись дошкольниками в процессе игровой деятельности. Для этого были учтены требования к развитию речи детей дошкольного возраста и составлены для апробации четыре блока рабочих материалов обозначенной проблемы, основой которых есть произведения устного народного творчества.
1 блок. Уточнение значения слов и использование их в устной речи: выделение слов из речевого потока, изъятие непонятных слов из текстов, построение со словом словосочетания и предложения, использование слова в связном высказывании.
2 блок. Работа над словосочетанием: углубление понимания смысла слова, умение оперировать им; сопряжение слов; подбор словосочетаний, противоположных по значению; замена словосочетаний близкими по значению; использование словосочетаний для построения предложений, связных высказываний.
3 блок. Работа над предложением: проговаривание предложений воспитанниками, подсчёт общего количества слов в предложении, построение ответа на вопрос, распространение предложений.
4 блок. Работа над связным высказыванием: построение текста по рисунку и услышанному тексту.
Констатирующие срезы (в КГ и ЭГ) позволили установить: как воспитанники знают лексическое значение слов; насколько владеют умениями составлять словосочетания разных типов; действия могут проводить с предложением; умеют на основе предложений строить тексты.
Проверка сформированности этих лингвистических умений осуществлялась в два этапа и предусматривала выполнение воспитанниками ряда задач, которые были направлены на определение умений детей дошкольного возраста подбирать слова-признаки, распространять предложения, используя слова из ряда представленных, строить предложения из определённого количества слов, составлять текст по рисунку и началу текста. В процессе выполнения этих задач был выявлен ряд проблем и ошибок: несоответствие слов-признаков (18% респондентов), неточный подбор слова (88%), порядок слов в предложении (65%), определения границ предложения (28%), нарушение содержания предложения (33,3%), нарушение связи слов в предложении (31%), определение основного содержания высказывания (46%), нарушение содержания высказывания (47,1%), последовательность изложения мысли (48%), неточность воспроизведения временных и пространственных отношений (45%), употребление лишних слов (52%).
Анализ этих результатов позволил нам выяснить причины ошибок детей дошкольного возраста. Среди них можно определить: недостаточный словарный запас воспитанников; неустойчивое рассеянное внимание в период восприятия нового слова или нового материала, текста, рисунка, содержания задания; неразвитый фонематический слух; недостаточно сформированы умения конструировать словосочетания, предложения, связные тексты в соответствии с задачами; неумение осуществлять подбор слов по смыслу (пользоваться синонимами, многозначными, противоположными по значению).
Как нам видится, развитие речевой коммуникации связано не только с накоплением словарного запаса воспитанников, но и с усвоением правил и формированием умений использовать их. Именно это требовало от нас поэтапной деятельности: восприятие речевого образца, отображение устной речи, использование речевых единиц в устной речи. С этой целью во время этого исследования нами были определены критерии и показатели развития устной речи воспитанников:
Слово (показатели: определение явлений по их признакам, определение предмета, признаков предмета, явлений; перечисление предметов с последующим обобщением, обобщение через противопоставление; отбор видовых названий к родовым и наоборот; образования пар: один-много и наоборот; подбор слов-синонимов, антонимов; составление тематического словаря предложенной темы, определение в тексте слов-признаков, действия, названий предметов, явлений; отбор из предлагаемых по смыслу слов для дополнения предложения; раскрытие лексического значения слова, опираясь на опыт, личные знания учеников, содержание текста; подбор и применение слова в речи; выяснения и доказательство целесообразности подбора слов).
2. Словосочетание (показатели: построение словосочетания по данному главному слову путем отбора соответствующего ему по смыслу и вопросом, за данным зависимым словом (существительным, прилагательным, наречием) путем отбора главного, пользуясь при этом вопросом, образцом; построение словосочетаний из представленных в рядах слов путем отбора и сочетания по содержанию, изменяя форму слова. Отбор словосочетаний противоположных по значению, замена словосочетания близким по значению словом (золотые руки – умелый), размышления над смыслом словосочетаний (серебряный волос, серебряное дерево), аргументации и доказательства правильности выполнения задания).
3. Предложение (показатели: определение на слух количества предложений в тексте (с 1-3 предложений); количества слов в предложенном предложении или сложенном самостоятельно (с 1-3 слов); дополнение незавершённого предложения 3-4 словами; самостоятельное построение воспитанниками предложение с нескольких слов по рисунку, на предложенную тему и внесение изменений в структуру предложенных предложений, редактирование; восприятие на слух и повторение группы предложений (5-6) построение предложений-ответов на вопросы с использованием имеющихся в нем слов и применяя лично подобранные, придерживаясь содержания вопроса: использование в речи самых простых видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).
4. Связное высказывание (монолог) (показатели: умение слушать и понимать устное высказывания (сюжетный текст), перевод прослушанного или прочитанного текста детально, придерживаясь соответствующей структуры, используя предложенные методы, ключевые слова, план; кратко: умение определять в тексте основную мысль и передать ее с помощью 1-3 предложений (текст объёмом не менее четырех предложений) выборочно: отбирать необходимый материал, систематизировать его, передавать в определённой последовательности (перевод может быть обусловлен вопросами, иллюстрациями, и соответствуют определённому отрывку текста), осуществление осложнённого пересказа: дополнение пересказа соответствующими словами, словосочетаниями, передача содержания от первого лица, от имени действующего лица; пересказ живо, интересно, соблюдая соответствующей интонации, наличие пауз, логического ударения, выбор или отбор самостоятельно заголовка к букварному тексту; объединение предложений в связное высказывание; построение связного высказывания по аналогии к прочитанному, к рассказу воспитателя; по данному началу или окончанию; в соответствии с предложенной темой, или самостоятельно подобранную (придумывание интересной рассказы), по серии рисунков или другом; использование опорных слов, словосочетаний (объем текста 3-4 предложения). При построении связных высказываний соблюдения качественных характеристик речи: содержательность, точность, выразительность, уместность, нормы этикета; умение внимательно и доброжелательно слушать собеседника.
На основе этих критериев и показателей оценки были определены и охарактеризованы нами уровни сформированности развития речи детей дошкольного возраста во время чтения, разучивания, использования в рамках игр произведений устного народного творчества.
Высокий уровень – воспитанник самостоятельно выполняет предложенные воспитателем упражнения. Быстро включается и выполняет работу. Его речь отличается богатством словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, словосочетания, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного и прочитанного текста объёмом более 4 предложений: подробно, сжато, выборочно. Самостоятельно строит связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом более 4 предложений; удачно подбирает лексические средства или использует авторские. Внимательно и доброжелательно слушает собеседника, которым есть воспитатель, не допускает речевых ошибок, самостоятельную работу выполняет без какой-либо помощи.
Достаточный уровень – воспитанник может самостоятельно выполнять предложенные воспитателем упражнения, быстро включается в работу. Его речь отличается достаточной насыщенностью словарного запаса. Воспитанник применяет в своей речи необходимые слова, простейшие виды сложносочиненных иногда, сложноподчиненных предложений. Может передать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом до 4 предложений кратко, выборочно; может пропускать определённые авторские средства выразительности. Может самостоятельно строить связное высказывание (рассказ, описание, рассуждение) объёмом 3-4 предложения; иногда возникают трудности при последовательности изложения собственного мнения. Во время выполнения самостоятельной работы воспитанник пользуется помощью воспитателя, но не в значительной степени.
Средний уровень ученических достижений характеризуется следующими критериями – ребёнок-дошкольник, когда выполняет упражнения, опирается на вспомогательные средства: содержание, рисунки, вопросы и образцы. При построении самостоятельных предложений или собственных высказываний допускает некоторые речевые ошибки. В связном тексте (пересказ, рассказ, описание, рассуждение) иногда нарушает последовательность его действий, испытывает некоторые трудности в подборе и применении в речи слов-синонимов, а также в определении основной мысли для краткого пересказа, в построении выборочного высказывания – чаще всего использует второстепенную информацию. В самостоятельном выполнении упражнений требует значительной помощи воспитателя.
Начальный уровень характеризуется тем, что ребёнок-дошкольник выполняет упражнения только с помощью воспитателя, опираясь на вспомогательные средства, рисунок, вопросы и образец, в основном использует образец. В подборе собственных предложений и применении лексики, составлении словосочетаний допускает значительные ошибки, структура его предложений не соответствует лексическим нормам. Связные высказывания у этих учеников определяются ограниченностью лексики, они являются незавершенными, имеют место речевые ошибки. Самостоятельно воспитанник выполняет задания только после детального объяснения учителем.