Файл: Курсовая работа студентки 3 курса заочной формы обучения Направления Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Заключительный этап: результативность применения современных технологий на уроках русского языка


Заключительный этап проходил с 24 февраля по 5 марта.

Цель заключительного этапа: проверить уровень усвоения учащимися материала на уроке русского языка по сравнению с первым (констатирующим) этапом.

В целях выяснения результативности применения современных технологий на заключительном этапе были даны 2 диагностических работы по русскому языку. Первая – в начале эксперимента для выяснения общего уровня мотивации детей (Приложение 1, 4). Вторая – после проведения комплекса уроков с применением современных технологий для подведения итогов эксперимента (Приложение 7).

Аналитическая деятельность выявила, что внешняя мотивация преобладает у 4 человек, что составило 40%, внутренняя мотивация – у 6 человек, что составило 60%. Высокий уровень внутренней мотивации показали 4 человека, что составило 40%, средний уровень внутренней мотивации – 5 человек, что составило 50 %, низкий уровень внутренней мотивации – 1 человека, что составило 10 % (Приложение 5). Сравнение диаграмм показывает, что у учащихся, после проведения обучающего эксперимента, уровень внутренней мотивации значительно возрос (Приложение 6).

На этом этапе была проведена проверочная работа по русскому языку по теме «Имя прилагательное» (Приложение 4). Автор: Егорчева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ Лицей №2 Саратовская область г.Балаково.

Описание материала: проверочная работа по русскому языку для учащихся 4 классов по теме «Имя прилагательное».

Данный материал может быть полезен учителям начальной школы для любого УМК. Эта работа предназначена для текущего контроля знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

Цель работы – проверить умения учащихся распознавать имена прилагательные, правильно определять их род и падеж, опираясь на связь имен существительных и значение их грамматических признаков.

Задачи:

Развивающая:

- развивать умение обосновывать правильность выбора написания окончания имени прилагательного;

- развивать самоконтроль;

Обучающая:

- закрепить умение определять род, падеж прилагательного;


- проверить сформированность умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для написания прилагательного

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оценивание:

  1. задание. 9 баллов

  2. задание. 7 баллов

  3. задание. 9 баллов

  4. задание. 9 баллов

Итого 34 балла

«5» 34 балла высокий результат

«4» 33- 30 баллов средний балл

«3» 29-27 баллов ниже среднего

«2» 26 и ниже материал не усвоен

С диагностической работой справились все учащиеся. На «5» написали работу 4 человека (40%), на «4» - 5 чел (50%), на «3» - 1 человек (10%). Уровень обученности – 90 %, качество знаний - 100%.

Комплексное применение современных технологий в обеспечение педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка на формирующем этапе дало прекрасную возможность для развития личности учеников, их мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов.

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Были выявлены наиболее эффективные педагогические условия применения современных технологий для оптимизации процесса обучения русскому языку в начальной школе:

1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

4. Использование информационных технологий.

5. Межпредметная интеграция.

6. Использование блок-схем, схем-опор.

У младших школьников значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

Были разработаны:

- Игры по русскому языку, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

- Разработан комплекс разноуровневых заданий для 4 класса по основным темам программы по русскому языку.

- Планирование нетрадиционных уроков для 4 класса.

- Разработано 10 уроков нетрадиционной формы.

- Разработан урок-презентация.

Ученики имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации процесса обучения на уроках русского языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность личности, которая

наиболее востребована в третьем тысячелетии, – учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Заключение


Современные технологии направлены на главную фигуру школы - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием современных технологий даёт возможность сделать вывод о том, что урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность оперативного получения информации.

Обучение с помощью современных технологий существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Современные технологии повышают мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждают их к конкретным действиям. При использовании современных средств обучения каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, современные технологии формируют способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. Ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные
связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- Стабильно качество знаний по предметам, 100%-ый уровень обученности учащихся в классе.

- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных (внутренних) мотивов над узколичностными (внешними).

Таким образом, гипотеза подтвердилась в полном объеме. Можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Список литературы




  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2005. 254с.

  2. Бершадский М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе?//Школьные технологии. 2002. №1. – С. 3 - 18.

  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. 192 с.

  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. 320с.

  5. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии./Педагогика. 1993. №5. – С. 12-15.

  6. Воскобойникова Н. П., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения.//Химия в школе. 2002. №2. – С. 16 - 21.

  7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.– М.: Педагогика, 1983. – т.4. – 358с.

  8. Горлова Л. А. Нетрадиционный урок – урок творчества: из опыта работы школы-гимназии № 12 г. Талдыкоргана. Предлагаются схемы, выводы по итогам / Л.А. Горлова // Открытая школа (РК). – 2005. – № 3. – С. 18-19.

  9. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии/М.: Сентябрь, 1996. 112 с.

  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. 230с.

  11. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Под ред. М. В. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. С. 269 - 296.

  12. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Загрекова Л. В., Николина В. В. – М.: Высш. шк., 2004. С. 6 - 50.

  13. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1990. 162с.

  14. Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2. – С. 6-10

  15. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн.: Высш. шк., 2002. С. 5 - 19.

  16. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). – М.: Знание, 1999. 77 с.

  17. Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. 98с.

  18. Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. С. 80 - 161.

  19. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 195 - 264.

  20. Линецкая Л. М. Технологии обучения русскому языку : учеб.пособие для студ., обучающихся по направлению «050100 – педагогическое образование, профиль подготовки «Русский язык и литература». –Стерлитамак :Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. С.15-25.

  21. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000. С.16-19.

  22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 154с.

  23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 3 - 144.

  24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 309 - 328.

  25. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В. С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»,2004. 276с.

  26. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/Под ред. Л. В. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 6-17.

  27. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. С. 569 – 626.

  28. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с.

  29. Селевко Г. К. Взгляд на проблему.//Народное образование. 1997. №9. – С. 27 – 32.

  30. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. С. 14 – 32, 39 – 49.

  31. Ушинский К. Д. О наглядном обучении. – И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 1998г. №1– С.12.

  32. Шмелькова Л. В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации.//Школа. 2001. №5 (44). – С. 37.

  33. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. –М.: Знание, 1984. 230с.