Файл: Курсовая работа студентки 3 курса заочной формы обучения Направления Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательно учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики


Кафедра теории и методики

обучения и воспитания


Непочатых Татьяна Юрьевна

Использование современных технологий на уроках русского языка

Курсовая работа

студентки 3 курса заочной формы обучения

Направления «Педагогическое образование»

Профиль: начальное образование



Научный руководитель:

…….


Защита состоялась «___» ______2016 г. Оценка ____________
Южно-Сахалинск

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты современных технологий обучения

    1. Педагогические технологии: понятие, сущность, особенности………6

    2. Классификация педагогических технологий. Современные технологии………………………………………………………………...10

    3. Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка……………………………………………………………18

Глава 2. Практическое применение современных технологий на уроках русского языка

2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………27

2.2. Формирующий этап: исследование эффективности применения современных технологий на уроках русского языка……………………….........................................................................30

2.3. Заключительный этап: результативность применения современных технологий на уроках русского языка…………………………………37

Заключение………………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………………42

Приложение………………………………………………………………………46

Введение


Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют новые требования к школе. Сегодня, в связи с введением федеральных образовательных стандартов второго поколения, основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования[34].


Именно поэтому объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных, современных технологий при обучении детей.

В настоящее время проблема использования современных технологий на уроках особенно актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др. [34].

В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения. В противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам. В системе образования родной язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается учеными-классиками (М. В. Ломоносов, С. И. Ожегов, Д. Розенталь, Л. Н. Толстой, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский). Хотя знание родного языка дается ребенку с детства, в школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует большого труда.

Исходя из всего вышесказанного, была определена тема курсовой работы «Использование современных технологий на уроках русского языка в начальной школе».

Цель работы: теоретическое обоснование и практическое использование современных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Объект исследования: процесс обучения учащихся 4 класса на уроках русского языка.

Предмет исследования:современные технологии обучения

Задачи работы:

  1. Дать характеристику специфике обучения русскому языку в начальной школе;

  2. Раскрыть суть современного подхода к обучению русскому языку в начальной школе;

  3. Рассмотреть и описать современные технологии, применяемые на уроках русского языка в начальной школе;

  4. Раскрыть возможности уроков русского языка с применением современных технологий;

  5. Разработать урок с применением современных технологий и проверить его эффективность.


Гипотеза: если на уроках русского языка в начальной школе использовать современные технологии обучения, то процесс обучения будет проходить наиболее успешно.

Новизна работы заключается в том, что в работе собран и систематизирован материал по современным технологиям обучения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в данной работе собран теоретических материал по проблеме использования современных технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка, т. к. предмет «Русский язык» в системе общего образования занимает ведущее место, а его изучение способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения.

В данной работе были использованы следующие методы:

1. Теоретические: изучение и анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; научно - методический анализ состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.

2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей начальных классов, по проблеме применения современных технологий; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающая 35 источников, приложения.



Глава 1. Теоретические аспекты современных технологий обучения

    1. Педагогические технологии: понятие, сущность, особенности


В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [12; С. 18]. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер[15; С. 6]. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

        -необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

        -осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

        -возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [15; С. 8].

Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».


При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. B. Занков, П. Я. Гальперин и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е. Н. Ильин, С. И. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.).

Идея технологизации обучения является не новой. Еще Я. А. Коменский призывал к технологизации обучения. Он говорил о том, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам[18; С. 80].

Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно пополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, П. М. Эрдниева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина.

Но есть и противники идеи технологизации в педагогике. Они считают недопустимой вольностью рассматривать творческий педагогический процесс как технологический.

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков.

В. П. Беспалько выделяет следующие:

– четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

– структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

– комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

– усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

– гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения [3;С. 193].

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения.