Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами, и как особое таинство священного союза. То, что брак был договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов, а то, что он был таинством, предполагало его неотменимость - в результате брачного сожительства образовывался особый кровно-родственный союз супругов, разорвать который было не во власти людей.

Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Его должны были выразить сами брачующиеся - ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины с 14 лет. Все остальные рассматривались как ассистенты - их могло и не быть.

До решения Тридентского собора XVI в. присутствие священника при церемонии могло быть не обязательным - его мог заменить и мирянин. Брак мог быть тайным. А возможность заключения брака только при свидетелях сохранилась для исключительных случаев и в дальнейшем. Из главного правового принципа - согласие порождает брак - вытекали все существенные элементы брачного права, поэтому этот момент был урегулирован наиболее детально.

Существовал ряд обстоятельств, препятствующих заключению брака, поэтому при этом проводилось оглашение с целью выявления такого рода обстоятельств. Среди них были импотенция, состояние в другом браке или в сане священника, кровное родство супругов. Состояние духовного родства не являлось препятствием. Дискредитировали брак и состояние свойства, убийство новым супругом прежнего супруга, нарушение публичной благопристойности (чрезмерная разница в возрасте и др.) Кроме того, признание брака договором обуславливало существование ряда правовых обстоятельств, способных дискредитировать брак после его заключения. Следуя традиции теории обмана в римском праве, право допускает в качестве таковых психическую неспособность, ошибку в личности супруга.

Мотивом расторжения брака (незавершенного) были и ошибки в сословном положении супруга, когда это было существенным элементом договора (для знатных и коронованных особ) или если договор производился заочно или через представителя.

2. Каноническое право не признавало т.н. фактические браки. Ни взаимное сожительство, ни любовь, ни наличие детей не создавало полноценного брачного союза, если не было на то выраженного согласия. С одной стороны, это исключало возможность принуждения к браку, с другой - вело к расширению института внебрачных детей, не имеющих определенного социального статуса. Впрочем, последующий брак родителей узаконивал их положение.


3. Развод, согласно жестким каноническим правилам, не допускался. Браки расторгались только смертью или по указанным условиям неполноценности - по дискредитации брака или по ссылке на «правило апостола Павла» - брак с не христианином, отказавшимся креститься.

В случае невозможности взаимного сожительства, вследствие прелюбодеяния супругов, в силу опасения, что дальнейшее существование союза вредно для духовного здоровья супруга, право допускало разлучение супругов («отлучение от стола и от ложа»). Отлучение могло быть постоянным и временным, по желанию супруга оно могло быть прекращено.

В целом, каноническое право оказало огромное влияние на формирование и развитие европейских правовых систем. Под его воздействием распространился принцип свободы завещаний, появился специальный институт исполнителя воли завещателя - душеприказчика, получили приоритет права собственника, по сравнению с правом владения, в котором изначально был порок, в договорное право вошли кредитные сделки, найдено правовое пространство для регламентированного ростовщичества.

Сложившиеся к XII в. jus canonicum стало, хоть и своеобразным по форме, но общеевропейским по значению, источником формирования новых национальных правовых систем.

41 вопрос:

 Влияние канонического права на уголовное и процессуальное право.

В области уголовного правазнаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. В более ранний период слова “преступление” и “грех” были взаимозаменяемыми. Все преступления были грехами, а все грехи - преступлениями: не было различий в природе проступков. В конце XI в. впервые было проведено чёткое процессуальное отличие между грехом и преступлением. Любое деяние, подлежащее наказанию королевскими должностными лицами, должно было караться как нарушение светского закона, а не грех. Однако грубейшее нарушение принципа разделения церковной и светской юрисдикции содержалось в законе, применявшемся к еретикам. В XII-XIII вв. ересь, которая ранее была только духовным проступком, стала правонарушением, караемым как измена. Впервые для её выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. На упомянутом выше Латеранском соборе был принят также третий Канон, в котором говорилось: “... Все осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти наложением канонических наказаний, какое бы положение не занимали, ... сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков... Все, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище... будут автоматически лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, также лишены права выступать в роли свидетелей, лишены права завещать и наследовать, все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним”. Церковь обязывала всех светских правителей участвовать в репрессиях против еретиков, угрожая им в противном случае отлучением от церкви и лишением владений.



Там же на Латеранском соборе было также установлено, чтобы церковь не участвовала в ордалиях - испытаниях, применявшихся для определения виновности или невиновности в судебном процессе. К ордалиям относились испытания огнём, водой, железом; судебные поединки.

Об инквизиционном процессе более подробно говорилось ранее в настоящей работе. Здесь же хотелось бы добавить, что для искоренения ереси создавалась система инквизиционного трибунала в следующем составе:

1. Инквизиторы - члены двух монашеских орденов: доминиканцы или францисканцы. Минимальный возраст - 40 лет. Играли главную роль в следствии и процессе, были наделены неограниченными и правами, подчинялись только римскому папе, который, в свою очередь, являлся главой инквизиции.

2. Эксперты - юристы, квалификаторы - формулировали обвинение и приговор, определяли степень вины без ознакомления с делом подсудимого.

3. Прокурор - представлял обвинение.

4. Обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач...

Нотариус и понятые скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что создавало видимость законности. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.

Уровень инквизиционного террора не всегда был высок, как в III в. Инквизиция имела свои взлёты и падения, но цель её деятельности оставалась неизменной во все времена: укрепление позиции церкви и господствующего класса путём преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов религии и социального порядка.

Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый, интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть также направлен против отдельного человека, которые вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе, права носить оружие. Последнее было особенно тяжёлым лишением для наказанного. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим удовольствием использовала в своих конфликтах со светской властью. Также популярны были такие наказания как:


епитимии - церковные наказания, обладавшие широким спектром (от лёгких до унизительных наказаний): поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание;

тюремное заключение;

ссылка на галеры гребцами.

Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника. Она была существенно иной - подвергнуть виновного государственному наказанию.

42 вопрос:

Основные черты права средневековой Англии.

Первоначально, основным источником права у англосаксов является обычай. С VII в. в отдельных королевствах появляются сборники обычного права (Правда Этельберта, Законы Хлотаря, Правда Инэ). С образованием единого государства, создаются судебники, охватывающие и упорядочивающие положения предшествующих англосаксонских правд. Таков, например, Судебник Альфреда Великого (IX). Важнейшими памятниками этого времени являются также Законы Этельстана (Х в.) и Законы Кнута (начало XI в.). Некоторое своеобразие отмечалось в северо-восточной Англии, где действовали датские судебные обычаи и порядки. Эта часть Англии называлась иногда «областью датского права».

Для XI - XII вв. характерна разобщенность права, свойственная раннему феодализму. Нормандское завоевание привнесло в Англию правовые нормы, действовавшие во Франции, хотя Вильгельм Завоеватель обещал англосаксам соблюдать их старинные права и обычаи. В церковных судах применялось каноническое право. Определенное воздействие оказывало римское право, которое, с развитием товарно-денежных отношений, быстро распространялось по Европе. Особые нормы права применялись купечеством, особенно во внешней торговле.

Однако правовая разобщенность в Англии была преодолена раньше, чем в других странах средневековой Европы. Постепенно возникает право, имевшее силу на всей территории страны, и вытеснявшее все чисто местные законы и обычаи. Характерно, что его формирование происходило не столько путем издания новых законов (ордонансов, хартий, ассиз), сколько в процессе судебной практики королевских судей и, прежде всего, разъездных судей. Именно здесь вырабатывалось так называемое общее право. Спецификой общего права был его прецедентный характер. Судебные решения вышестоящих судов становятся обязательным образцом, своего рода, законом для нижестоящих судов, при последующем рассмотрении аналогичного дела. Они представляли собой прецедент - узаконенный пример для решения всех последующих дел данного рода. Это было действительно, «общее право», так как оно действовало почти на всей территории Англии и, кроме того, оно не знало правовых различий внутри свободной части населения, являясь, в целом, привилегией свободных людей.


С середины XIII в. королевская власть начинает воздействовать на формирование общего права и путем общегосударственного законодательства. Во второй половине XIII в. было издано множество законодательных актов, устранивших противоречия между нормами общего права, уточнявших и дополнявших их.

Первую попытку обобщить нормы действующего в королевских судах права сделал верховный судья Генриха II Гленвиль в трактате «О законах Англии». В середине XIII в. появляется трактат Брактона «О законах и обычаях Англии». Он фактически был единственным систематизированным сводом основных положений общего права, неофициальным сборником, который широко использовался судебным аппаратом короны. В дальнейшем, появляются и другие сборники общего права.

Возникновение сословно-представительной монархии привело к появлению новых источников права: статутов и ордонансов. СТАТУТОМ называли закон, утвержденный королем по предложению парламента. ОРДОНАНС - это акт короля, изданный без парламента. Особую роль приобретают эти источники в период абсолютизма. В это время появляются сборники судебных решений, составленные частными лицами. Примером могут служить «Институции законов Англии», составленные известным королевским судьей Коком в начале XVII в. Именно ему принадлежала смелая, для того времени, мысль, что законы выше королей.

43 вопрос:

ВЕЩНОЕ ПРАВО. 

Центральное место в праве занимало землевладение. В англосаксонских правдах земля подразделялась на две основные категории: ФОЛЬКЛЕНД и БОКЛЕНД. Фолькленд («народная земля») был землей, которой владели в рамках сельской общины, получая особый надел - ГАЙДУ. Держание фолькленда влекло определенные обязательства по отношению к государству, свобода распоряжения такими землями была ограниченной. Земля, относящаяся к фолькленду, переходила только к наследникам по закону. В первую очередь признавались нисходящие наследники мужского пола и только в случае их отсутствия - женщины.

БОКЛЕНД («земля по грамоте») был основан на королевском пожаловании. Вместе с землей король жаловал феодалу право взимать налоги, судебные и административные права над населением. Бокленд можно было дарить, продавать, завещать. В одной из королевских грамот VIII в. говорится, что земля жалуется навечно «с тем, чтобы ты имел власть во всех отношениях свободно пользоваться и владеть ею, либо передавать и продавать, кому только пожелаешь». Часто в грамотах указывалось, что пожалованная земля должна навечно пребывать «свободной от исполнения всех королевских служб», «свободной от всех налогов и податей». Именно из бокленда и «вырастает» в Англии феодальное поместье - МАНОР.