Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, главное, что следует отметить: социально-правовая политика в Древней Индии была основана на религиозных представлениях, в соответст­вии с которыми проводилась общественное разделение и даже особая поли­тика обеспечения социальной стабильности - дхарма, правила благочестия, которым должны следовать подданные, стойким в следовании дхарме обе­щались милость раджи и благоволение небес. В указах царей из династии Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, для их соблюдения на­значались особые смотрители - махатмы, которые должны были согласовы­вать интересы власти с религиозной традицией.

Что касается рабства, то рабский труд не играл значительной роли в решающих областях экономики Индии и в праве государства отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов, поскольку варны (касты) заслоняли собой классы. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение про­извола господина по отношению к рабу: запрещалось продавать детей-рабов без родителей, при использовании труда раба следовало учитывать его кас­товую принадлежность. Индийские рабы могли иметь право собственности на подарки, право наследования, имели семьи, сохраняли родственные и кастовые связи. Отличием раба от свободного являлось отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, находящейся в собственности другого. Тем не менее, особенностью индийского рабства является его неразвитость.

16 вопрос:

Источники права Древней Индии

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повсе­дневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в тех нор­мах, которые по своему характеру являлись скорее этическими, чем право­выми и несли ярко выраженную религиозную нагрузку. Нормы, определяю­щие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являют­ся законы Ману (Ману - мифический бог). Время составления источника неизвестно точно, но его происхождение предполагается в рамках II в. до нз.-Н в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме дву­стиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочис­ленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и X (всего в зако­нах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варново- го устройства - здесь описывается происхождение варн, определяются на­значение и привилегии высших варн.


Кроме кодекса законов Ману, важным источником древнеиндийского права являются политэкономические и юридические трактаты. Наиболее важен из них Артхашастра; помимо изложенного, он содержит разделы по гражданскому и уголовному праву, а также судебному процессу.

17 вопрос:

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали раз­ницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают 7 законных способов приобретения права собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ростовщичество, исполнение работ, получение подарков от добродетельных людей. Существовала градация этих возможностей по варнам: первые 3 спо­соба были равно возможны для всех, 4-ый только для воинов, 5-ый и 6-ой способы лишь для вайшиев, а седьмой только для брахманов. Древней Ин­дии известна и приобретательная давность -10 лет. При этом подчеркива­лось, что только при законном подтверждении владения владелец превра­щался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственни­ка. Если в течение 10 лет собственник не истребовал вещь от добросовестно­го владельца, он терял на нее право собственности. За незаконное присвое­ние чужой собственности на вора возлагали большой штраф, присвоившего чужую землю также объявляли вором. Запрещалось вмешиваться в дела собственника. Только собственник мог решать вопросы распоряжения своей землей, которую мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы охраняют и движимое имущество, из которого наиболее значимым призна­вались: рабы, скот, инвентарь.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕНОЕ ПРАВО

Обязательственные отношения весьма тщательно разработаны в зако­нах Ману, в основном в них говорится об обязательствах из договоров, но известны и обязательства из причинения вреда.

О форме заключения договоров ничего не сказано: видимо, они за­ключались устно при свидетелях.

Система обязательств:

А. Из договорных отношений:

  1. Купля-продажа. Договор считался действительным при совершении его при свидетелях и если в качестве продавца выступал собственник вещи. При покупке у не собственника требовалось представить свидетелей или отвечать за сделку как за уголовное преступление. Закон устанавливал оп­ределенные требования к предмету договора и запрещал продавать вещи и товар плохого качества, с недостачей по весу. В течение 10 дней со дня со­вершения договора сделку можно было расторгнуть без каких-либо видимых причин. Особенность этого договора в Индии состоит в том, что торговля рассматривалась как недостойное занятие, недопустимое для высших каст.

  2. Заем также получил широкое распространение. Предметом догово­ра обычно выступали деньги, продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила личность должника и членов его семьи. Если должник не мог выплатить долг, он должен был отработать, но отрабатывающие долг нигде не назывались рабами: более того, продажа в рабство свободных людей в рабство в Артхашастре расценивалась как уголовное преступление. Креди­тор из низшей касты не мог заставить должника высшей касты отрабатывать долг. Более того, если для воина законный процент при получении денег в долг составлял 3%, для вайшьи - 4%, для шудры - 5%, то для брахмана про­цент не мог никогда превышать 2. Сам же брахман не мог давать деньги под проценты, его дхарма не позволяла совершить такие действия.

  3. Личный наем. Законы уделяют значительное внимание этому дого­вору, поскольку в эпоху Маурьев широко применялся труд наемных рабочих. По своей варновой принадлежности они, как правило, относились к шудрам, и условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполне­ние договора шудрой влекло штраф, и жалованье виновному не выплачива­лось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, а затем выздо­ровевший вернулся к работе, он мог получить жалованье даже спустя неко­торое время.

  4. Упоминается в законах договор дарения.

  5. Поклажа, как хранение разнообразных вещей, осуществлялась без­возмездно. Тот, кто присваивал чужое имущество, подвергался испытанию и наказывался.


Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействитель­ности договоров. Недействительными считались договоры заключенные пьяным или безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком или глу­боким стариком, или не уполномоченным лицом (ЗМ, Гл. VIII ст. 163), за­ключенные вопреки закону или установленному обычаю (ЗМ, Гл. VIII ст. 164), заключенные путем обмана (ЗМ, Гл. VIII ст. 165), заключенные путем принуждения (ЗМ, Гл. VIII ст. 168). Устанавливалось, что сделка рас­торгается тем же образом, что и заключается.

Б. Законы Ману знали и обязательства из причинения вреда. В качест­ве основания для возникновения такого обязательства указывалось: порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, поте­ря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу (отвечал не только возница, но и хозяин повозки). Виновный в причинении вреда должен был возместить причиненный ущерб и заплатить штраф.

18 вопрос:

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей. Существовало несколько форм брака, из которых некоторые счита­лись более почетными и законными. Наиболее распространен был брак, представляющий собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, становящуюся его собственностью. Правовое положение женщины зависело от формы брака, но в любом случае она не была полно­стью правоспособна. Законы Ману определяют положение женщины таким образом, что в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы прямо требуют от жены почитать мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Муж имел полную власть над женой, но был и обязан заботиться о ней, беречь ее и защищать.

Хотя законы Ману как высшую дхарму между женой и мужем провоз­глашают «взаимную верность до гроба», муж мог иметь несколько жен, раз­вестись с женой. Развод допускался в случаях: бесплодия супругов, прелю­бодеяния, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обраще­ния (доказательством считались знаки раскаленного железа на теле супруга). Жена не могла покинуть семью, даже если муж продал ее или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена долж­на принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешался брак с женщиной из более низкой варны, но женщина более высшей варны вступить в брак с представителем низшей не могла. Мужчина мог вступать в брак с 24 лет, а женщина - с 8. Неограниченной была и власть отца над своими детьми.


Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына.

Зачатки завещательного права можно обнаружить в гл.IX ЗМ, ст.27, где описывается способ решения проблемы отсутствия наследников мужско­го пола. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына. Однако основ­ной формой наследования оставалось наследование по закону.

19 вопрос:

УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается, с од­ной стороны, достаточно высоким для своего времени уровнем развития (законы знают формы вины, рецидив, соучастие, различие ответственности виновного в зависимости от принадлежности к определенной варне); с дру­гой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем сви­детельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности всей общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник.

Среди преступлений по законам Ману на первом месте стояли госу­дарственные. К ним относились служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают.

Среди имущественных преступлений законы Ману большое внима­ние уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Законы четко разгра­ничивают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, приме­няемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена ли кража днем или ночью. Пойманного на месте с воров­ским инструментом в руках, следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. При первой краже вору отрезали 2 пальца, при второй - руку и ноги, при третьей - казнили. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам.

Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое на­силие над личностью и считали насильника худшим негодяем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились убийство, телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брах­манов не наказывалось (необходимая оборона).


Семейные преступления. Довольно много статей законов направле­но на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Даже беседа с замужней женщиной преследовалась штрафом. Неверную жену затравли­вали собаками на многолюдном месте. Мужчину, вступившего с ней в связь, ждала мучительная смерть на раскаленной кровати. За связь шудры с жен­щиной из высших каст ему полагалась смертная казнь или телесное повреж­дение, в зависимости от того, охраняется или нет эта женщина законом.. Преступления против чести и достоинства. Честь высших варн ох­ранялась высокими штрафами. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоя­тельств совершения преступления, степени осознанности его. Вместе с тем при определении наказания законы Ману ярко проявляют кастовую сущ­ность индийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахманов она заменялась бритьем головы и изгнанием) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовреди­тельские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); изгнание; тюремное за­ключение и другие наказания. Кровная месть в законах не упоминается, ви­димо, в то время она уже не применялась.

20 вопрос:

ПРОЦЕСС

В Индии не существовало различия в производстве по гражданским и уголовным делам. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть принадлежала царю с брахманами. Процесс носил состязательный характер, и разбирательство дела начиналось по заявлению истца или потер­певшего. Законы называют поводы к рассмотрению исков: неуплата долга, заклад, продажу чужого, соучастие в объединении, невозврат данного, неуп­лата жалованья, нарушение соглашения и т.д. Всего 18 поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские показа­ния, самым ценным доказательством считалось свидетельство брахмана