Файл: Выпускная квалификационная работа содержит 102 страницы, 11 рисунков, 46 таблиц, 63 использованных источника, 3 приложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 процессов (при необходимости и ресурсов) внешним исполнителям на договорной основе для роста прибыльности и эффективности деятельности предприятия
8
В экономическом словаре аутсорсинг трактуется как разновидность кооперирования, а именно: «передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации»
9
В своде лучших практик под названием
IAOP OPBoK,
аутсорсинг определяется долгосрочное, ориентированное на конечный результат сотрудничество с внешним поставщиком важных для заказчика услуг. Основными чертами аутсорсинга, при этом, являются
10
:
- отнесение услуг, приобретаемых по схеме аутсорсинга к результатам одного или нескольких видов деятельности;
- на аутсорсинг передаются только вспомогательные процессы, которые не составляют конкурентных преимуществ предприятия;
- бизнес-процессы, передаваемые на аутсорсинг, ранее производились самим предприятием заказчиком для собственных нужд;
- долгосрочный характер взаимодействия бизнес-партнеров в сфере аутсорсинга.
Преимуществами аутсорсинга являются: солидная экономия на оплате труда и налогах с заработной платы персонала, который не востребован каждый день, снижение нагрузки на кадровую службу, бухгалтерию, экономия на социальных выплатах (пособия, больничные листы), на предприятии не будет простоев, снижение стоимости реализуемой продукции (работ, услуг), экономия времени, гибкость в управлении ресурсами организации и оптимизация бизнес-процессов
11
Но есть и недостатки, которые заключаются в том, что численность работников, принятых по договору аутсорсинга не может превышать 10% от среднесписочной численности сотрудников, работающих у заказчика
12
. Квалификация нанятого персонала
8
Одегов Ю. Г., Долженкова Ю. В., Малинин С. В. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум /
Ю. Г. Одегов, Ю. В. Долженкова, С. В. Малинин, - М.: Юрайт, 2017. – с. 39.
9
Аутсорсинг
[Электронный ресурс]

/
Сайт: dic.academic.ru,
-
Режим доступа: https://big_economic_dictionary.academic.ru/1619/АУТСОРСИНГ, (дата обращения: 04.06.2019).
10
Шевченко А.В. Аутсорсинг в России: реальное значение и перспективы развития // Россия в глобальной экономике и политике, Сб. науч. статей, - Курск: КноРус. - 2014, - С. 140.
11
Хэйвуд Дж. Брайан Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимущсетв / Дж. Брайан Хэйвуд, - М.: Вильямс,
2015. – с. 18.
12
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Федеральный закон от 05 мая 2014 года №116-ФЗ [Электронный ресурс] / Сайт: Справочно-информационной системы «КонсультантПлюс», - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=162598&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=
0.9878493223157836#03493898550323855, (дата обращения: 01.06.2019)

9 может быть недостаточной для оказания услуг (выполнения работ). Арендованные сотрудники могут получить доступ к коммерческой и иной информации, не предназначенной для третьих лиц.
Основными отличительными чертами и особенностями аутсорсинга от кооперации, субподряда, временного найма, консультирования, субподряда, контрактов и иных видов найма персонала, являются черты, указанные в (таблице 1).
Таблица 1 – Основные отличительные черты аутсорсинга
13
Наименование схожего рода деятельности
Отличительные черты аутсорсинга
Субподряд, кооперация, временный найм, консультирование
Определены цели использования аутсорсинга (стратегический характер принятия решений).
Анализ внешних и внутренних возможностей при решении проблемы.
Выбор исполнителя и оценка предполагаемых эффектов.
Длительный срок взаимодействия между заказчиком и организацией- аутсорсером.
Высокий уровень доверия между сторонами аутсорсинга.
Контракты (договора)
Акцент на стабильном и длительном эффекте от услуги для заказчика.
Максимально подробно описан процесс взаимодействия и чего хочет заказчик, а также, критерии оценки работы внешних исполнителей.
Консультирование
Специалисты организации-аутсорсера обеспечивают бизнес необходимым организационным развитием.
Со стороны организации-аутсорсера делается все необходимое для максимально эффективного ведения бизнеса, его развития и изменения.
Закзачик покупает компетенцию сотрудников организации-аутсорсера на длительный срок, что экономит деньги заказчика.
При аутсорсинге заказчик выделяет свои конкурентные преимущества, а вспомогательные или основные бизнес-процессы выносит за границы предприятия и передает их на исполнение внешней организации для более эффективного исполнения.
Как известно, взаимоотношения между принимающей организацией и компанией- аутсорсером строго регламентированы и осуществляются в рамках договора на предоставление труда персонала (договора подряда) (Приложение А). По своей сути этот договор является договором подряда или возмездного оказания услуг. Максимальный срок, на который возможно привлекать аутсорсера составляет 9 месяцев
14
Условия заключения договора аутсорсинга персонала и его стоимость определяются в зависимости от специфики деятельности, условий (количество персонала и местоположение компании-аутсорсера), срочности (как быстро нужен персонал)
15 13
Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. Учебник / Д. М. Михайлов, - М.: КноРус,
2016 – с. 15.
14
Витко В.С., Цатурян Е.А. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. – М.: Статут, 2017. – с. 21.
15
Витко В.С., Цатурян Е.А. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. – М.: Статут, 2017. – с. 25.


10
Оплата труда наемного персонала должна быть не ниже оплаты труда штатных сотрудников, либо оплаты труда, действующей на рынке труда.
Сущность и природа аутсорсинга говорит о важности освещения его роли в функционировании и ведении хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На основе проведенного анализа разнообразных многочисленных источников, применение аутсорсинга в деятельности организаций обладает следующей направленностью: бизнес- процессы выносятся на реализацию внешним исполнителям для снижения уровня операционных расходов и повышения (поддержания) качества товаров и услуг.
Именно это направление внедрения аутсорсинга для повышения конкурентоспособности предприятия, преобладает в современной экономической практике организаций. Именно это может быть использовано для описания эволюции аутсорсинга в отечественной и мировой практике. Именно оно впоследствии будет использовано для описания специфики, отличительных черт и проблем российской практики в реализации стратегии аутсорсинга.
1.2 Виды и функции разработки аутсорсинга
В аутсорсинге выделяют как управленческую, так и экономическую составляющие.
Управленческий аспект заключается в делегировании управленческих полномочий, задач и процессов на исполнение внешним операторам
16
. Экономический аспект заключается в использовании внешних ресурсов для выполнения функций предприятия, то есть привлечение предприятием для ведения своей хозяйственной деятельности факторов производства, которые находятся под контролем и организуются другими фирмами в интересах предприятия-заказчика
17
Следовательно, с управленческой точки зрения аутсорсинг может быть классифицирован по критерию типов процессов, передаваемых на исполнение стороннему подрядчику. На практике присутствует три основных подхода к такой классификации
(таблица 2).
16
Петрова И. В. Эффективный аутсорсинг / И. В. Петрова, - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. – с. 24.
17
Там же.

11
Таблица 2 – Виды аутсорсинга с управленческой точки зрения
18
Классификационный критерий
Виды аутсорсинга
1 2
Отношение к профильной деятельности предприятия
Аутсорсинг основных процессов
Аутсорсинг вспомогательных процессов
Виды деятельности
ИТ-аутсорсинг (в сфере информационных технологий).
Производственный аутсорсинг
Логистический аутсорсинг
Аутсорсинг персонала
Бухгалтерский аутсорсинг и пр.
Содержание передаваемых функций
Аутсорсинг задач (на внешнее исполнение передаются разовые проекты, срок их реализации четко оговаривается).
Аутсорсинг бизнес-процессов
(долгосрочное сотрудничество, когда организация-аутсорсер на регулярной основе выполняет определенные функции).
С экономической точки зрения классификация будет осуществляться по критерию вида ресурсов (факторов производства), обеспечивающих выполнение соответствующих функций. На практике присутствует пять основных подхода к такой классификации (таблица
3).
Таблица 3 - Виды аутсорсинга с экономической точки зрения
19
Виды аутсорсинга
Классификационный критерий
1 2
Капитала
Примером является производственный аутсорсинг (когда предприятие размещает заказы на изготовление продукции под своей торговой маркой у стороннего подрядчика) и лизинг (в этом случае, для производства продукции используется оборудование, принадлежащее другому предприятию).
Труда
Наем персонала организации-аутсорсера для выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для предприятия-заказчика.
Информации
Предприятие-заказчик поручает сбор и обработку информации, а в отдельных случаях и выработку решения на ее основе стороннему предприятию.
Предпринимательских способностей
Предприятие-заказчик использует для ведения собственной хозяйственной деятельности предпринимательские способности, сосредоточенные в других организациях. Здесь речь идет об аутсорсинге интеллектуального капитала.
Смешанный
(факторинг)
Предприятие-заказчик передает на исполнение стороннему подрядчику функцию, требующую использования нескольких видов ресурсов.
В большей части к аутсорсингу возможно отнести лизинг (аутсорсинг капитала) и франчайзинг (смешанный аутсорсинг).
По другой классификационной характеристике основными видами аутсорсинга являются (таблица 4).
18
Филина Ф. Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения / Ф. Н. Филина, - М.: Юрайт, 2018. – с. 33.
19
Филина Ф. Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения / Ф. Н. Филина, - М.: Юрайт, 2018. – с. 34.


12
Таблица 4 – Основные виды аутсорсинга
20
Наименование вида
Краткая характеристика
1 2
ИТ-аутсорсинг
Передача аутсорсинговой компании функций по внедрению, сопровождению и совершенствованию информационных технологий на предприятии.
Финансовый аутсорсинг
Оказание бухгалтерских, а также аудиторских услуг.
Производственно- хозяйственный аутсорсинг
Клининговые компании
Промышленный аутсорсинг
Делегирование части бизнес-процессов, имеющей непосредственное отношение к основному виду деятельности.
Аутсорсинг персонала
Позволяет привлекать к выполнению работы внештатных квалифицированных специалистов.
Логистический аутсорсинг
Оказание транспортных услуг, услуг по составлению маршрутов движения транспорта, складированию товаров.
Аутсосинг call-центра
Делегирование полномочий по обработке обращений клиентов предприятия и их сопровождение.
Юридический аутсорсинг
Оказание правового и информационного обеспечения сторонней организацией.
Аутсорсинг издательской деятельности
Передача аутсорсинговой компании функций печати и издания различных документов и материалов, как правило имеющих отношение к СМИ.
Функциями аутсорсинга являются
21
:
- распределение и перераспределение ресурсов предприятия;
- развитие предпринимательских структур;
- оптимизация и структурирование бизнес-процессов по заданным руководством предприятия критериям;
- стимулирование предоставления и потребления качественных услуг;
- преобразование всей системы предпринимательства путем создания нового вида бизнеса и рынка – рынок аутсорсинговых услуг и бизнеса.
Методы аутсорсинга можно разделить на три группы: ресурсный, операционный и функциональный. Остановимся на них подробнее в (таблице 5).
Таблица 5 - Методы аутсорсинга
22
Наименование метода
Краткая характеристика
1 2
Ресурсный
При использовании этого метода заказчик отказывается от собственных ресурсов в пользу их получения от аутсорсинговой организации. Примером может послужить аренда зданий и сооружений и пр.
Операционный
К этому методу относят передачу аутсорсинговой организации отдельных операций, которые связаны с разработкой, дальнейшим производством, хранением, транспортировкой и реализацией товара (продукции, услуг).
Функциональный
Аутсорсинговой организации передаются отдельные функции, необходимых для ведения бизнеса. Примером может служить передача на аутсорсинг бухгалтерского учета, маркетинга и сбыта.
20
Кибанов А.Я., Федорова Н.В. Управление персоналом / А. Я. Кибанов, Н. В. Федорова, - М.: Инфра-М, 2015. – с. 21.
21
Что такое аутсорсинг
[Электронный ресурс]
/
Сайт: temabiz.com,
-
Режим доступа: http://www.temabiz.com/terminy/chto-takoe-autsorsing.html, (дата обращения: 04.06.2019).
22
Там же.


13
Процесс аутсорсинга как комплексное стратегическое решение, которое требует тщательного планирования и подготовки подразделяется на несколько этапов: подготовка и разработка аутсорсинг-проекта, заключение договора об аутсорсинге и выполнение контракта, оценка эффективности функционирования предприятия и качество управления.
При этом, аутсорсинг - проектом принято называть целенаправленное изменение конфигурации бизнеса на основе методологии аутсорсинга
23
. Аутсорсинг – проект всегда разрабатывается под определенное предприятие с целью роста его эффективности деятельности и конкурентоспособности.
Разработка проекта аутсорсинга предполагает выявление всех достоинств и недостатков использования аутсорсинга для всего предприятия или для отдельных его функций, которые ранее предприятие выполняло самостоятельно. Потом определяются условия и формы сотрудничества с организацией-аутсорсером, прописываются формы и условия контроля и координации
24
После этого происходит заключение контракта, в котором определяется содержание передаваемых функций или видов деятельности и фиксируется регламент отношений между сторонами.
Выполнение функций или работ контролируется с обеих сторон. Результаты работ подвергаются анализу и позволяют сделать выводы об эффективности принятого решения, выявить проблемы функционирования бизнеса и найти возможные пути их решения.
Представим этапы разработки аутсорсинга на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы разработки аутсорсинг – проекта
25 23
Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. Учебник / Д. М. Михайлов, - М.: КноРус,
2016 – с. 115.
24
Пугачев В.П. Планирование персонала организации / В. П. Пугачев, – М.: Издательство МГУ, 2015. – с. 23.
25
Аникин Б.А., Рудая И.Л.. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б. А. Аникин, И. Л.
Рудая, - М.: Инфра-М, - с. 49.

14
Длительность каждого этапа проекта определяется индивидуально для каждого предприятия и зависит от отрасли деятельности, актуальности делегируемых проблем либо функций, оперативных и стратегических целей и уровня развития рынка.
Структуру и функциональное наполнение ведущих этапов аутсорсинг-проекта покажем в (таблице 6).
Таблица 6 – Функциональное наполнение основных этапов аутсорсинга предприятия
[16, с. 53]
Наименование этапа
Его функциональное наполнение
1 2
Анализ текущего состояния предприятия и внешнего окружения
1. Анализ целей.
2. Анализ конкуренции.
3. Анализ текущего состояния предприятия.
4. Выбор стратегических приоритетов.
5. Выявление проблем и путей их решения при использовании аутсорсинга.
Процесс принятия решения об аутсорсинге
1. Структурирование основных и вспомогательных функций и бизнес- процессов.
2. Выявление ключевых компетенций.
3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия, рисков и преимуществ аутсорсинга.
4. Количественное и качественное обоснование аутсорсинга отдельных процессов и функций.
5. Принятие решения об использовании аутсорсинга (да/нет).
6. Выбор формы взаимоотношений с организацией-аутсорсером с учетом стратегических интересов и возможностей заказчика.
Поиск интересующих организаций-аутсорсеров
1. Анализ рынка услуг аутсорсинга.
2. Запрос предложений от поставщиков услуг аутсорсинга.
Выбор организации- аутсорсера
1. Обоснование и выбор критериев оценки партнеров.
2. Оценка предложений аутсорсеров.
3. Запрос информации у организаций-аутсорсеров.
4. Окончательный выбор организации-аутсорсера.
Разработка и оценка условий договора аутсорсинга
1. Создание рабочей группы.
2. Подробная разработка и принятие обеими сторонами условий договора и форм сотрудничества.
3. Совместная разработка и согласование текста договора аутсорсинга.
Выполнение контракта
1. Непосредственное взаимодействие с партнером-аутсорсером в рамках договора аутсорсинга.
2. Совместная работа в рамках контракта.
3. Контроль и координация совместной деятельности.
Помимо повышения эффективности предприятия в краткосрочном периоде, что выражается в эффективном управлении затратами), аутсорсинг должен сделать так, чтобы предприятие полностью соответствовало требованиям рынка, что отражено комплексом целей, объединенных в модель принятия стратегического решения о необходимости аутсорсинга, отраженной на рисунке 2.