Файл: Выпускная квалификационная работа содержит 102 страницы, 11 рисунков, 46 таблиц, 63 использованных источника, 3 приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Рисунок 2 – Принципиальная схема для модели принятия стратегического решения об аутсорсинга
26
Классификация целей: социальные, стоимостные, производственные отражена в
(таблице 7).
Таблица 7 – Классификация целей предприятия в разрезе принятия решений об аутсорсинге
27
Наименование цели
Краткая характеристика
1 2
Производственные
Определяются потребностями заказчика. Примером выступает достижение высокого качества услуг, выбор надежного поставщика.
Стоимостные
Выражаются в достижении оптимального количественного результата.
Примером являются: рост уровня доходности, рентабельности, финансовой устойчивости.
Социальные
Заключаются в исполнении экологических и социальных требований к продукту (услуге, работе).
От степени достижения поставленных целей зависит необходимость использования аутсорсинга, а последующий анализ их достижения покажет эффективность и результативность применяемого аутсорсинга.
Для оценки целесообразности использования системы аутсорсинга используют следующие показатели, отображенные на рисунке 3.
26
Аникин Б.А., Рудая И.Л.. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б. А. Аникин, И. Л.
Рудая, - М.: Инфра-М, - с. 55.
27
Моисеева Н. К., Малютина О. Н., Москвина И. А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / Н. К.
Моисеева, О. И. Малютина, И. А. Москвина, - М.: Инфра-М, 2016. – с. 103.
16
Рисунок 3 – Структура и состав показателей для оценки целесообразности использования системы аутсорсинга
28
Стратегическое видение будущего организации является первым шагом к реструктуризации бизнес-системы, «отсечению» лишних ее элементов для повышения гибкости и адаптивности в условиях жесткой конкуренции.
1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и внедрения аутсорсинга
По мере распространения в мировом масштабе аутсорсинг превратился в новое средство международной торговли, который оказывает существенное воздействие на торговый баланс многих стран. Так, в формировании отрицательного торгового баланса некоторых индустриально развитых стран активную роль играет именно аутсорсинг, когда компании этих стран в целях экономической целесообразности вывозят производство товаров за рубеж, а затем импортируют эти товары в собственные страны. В США,
28
Оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / Сайт: grandars.ru, - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html, (дата обращения: 05.06.2019).
17 например, лицензии на импорт многих видов товаров держат именно такие американские корпорации
29
В последние годы принявший глобальный характер аутсорсинг начал активно применяться и в сфере услуг, производственный процесс в которой все больше ориентирует- ся на применение новейших технологий и одним из важных элементов продукции которой является информация. Высокая стоимость высококвалифицированной рабочей силы в индустриально развитых странах, а также относительно низкий уровень необходимых инвестиций мотивируют корпорации этих государств выводить рабочие места в другие страны, где для них существует более дешевая замена.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Так, с начала нового тысячелетия у многих развитых экономик мира, которые традиционно считались экспортерами услуг, заметно увеличился импорт услуг из других стран и регионов, и наоборот, некоторые страны, традиционные импортеры услуг, начали увеличивать свой экспорт услуг.
Для Соединенных Штатов сегодня стало привычным делом, когда клиент банка, позвонив в отдел сервиса своего банка по бесплатной коммерческой линии, может получить ту или иную информацию не из отделения банка в своем городе или из главного офиса в стране, а из центра по телефонным звонкам в Индии либо в другой англоговорящей стране третьего мира. Конечно, в этом отношении относительное преимущество Индии по сравнению с другими странами обусловлено наличием рабочей силы, которая, во-первых, свободно владеет английским языком и, во-вторых, имеет соответствующее образование или подготовку по западным стандартам обучения
30
Последнее обстоятельство, в частности подготовка юристов на основе британской системы права, открыло широкие возможности для аутсорсинга так называемых юридических процессов (legal process outsourcing, LPO) в Индию. По оценкам индийской исследовательской фирмы ValueNotes, доходы этого вида аутсорсинга в 2010 году достигли
218 млн долл., а в 2014 году могут достичь 640 млн долл. Сегодня в Индии насчитывают порядка 100 предоставляющих юридические услуги организаций, которые обслуживают юридические отделы крупных глобальных корпораций, таких как Oracle и General Electrics,
29
Папирян Г. Международный аутсорсинг: Зарубежный опыт и перспективы России. [Электронный ресурс] /
Сайт: - ecsocman.hse.ru, - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/01/24/1251410350/11.pdf, (дата обращения:
06.06.2019).
30
Рудомёткина А. Н.: Применение аутсорсинга: последние исследования / Рудометкина А.Н. - М.: ГУУ, 2015. - с.140.
18 а также сотрудничают с компаниями, предоставляющими дешевые юридические услуги американскому и британскому бизнесу
31
В списке Всемирной торговой организации по экспорту и импорту коммерческих услуг у России пока скромные показатели. Однако примечательна динамика показателей российского экспорта и импорта услуг, которые выросли в течение года на 22 и 16% соответственно. Ситуация с импортом услуг сравнительно ясна, поскольку Россия все еще продолжает оставаться крупным импортером туристических услуг, одновременно продолжая увеличивать объемы импорта банковских, страховых, рекламных, бизнес- и других услуг. А вот картина со значительным ростом экспорта услуг не вполне понятна.
Видимо, это связано в первую очередь с низким уровнем экспорта в предыдущие годы и с увеличением экспорта услуг в страны ближнего зарубежья.
Некоторые развитые экономики мира, которые вслед за США также активно участвуют в глобальном аутсорсинге, используют свой исторический потенциал. Так, британские и французские компании свой аутсорсинг налаживают в бывших колониях своих стран. Если посмотреть на этикетку товаров французских знаменитых фирм, то многие из них сделаны именно в странах — бывших колониях Франции в Африке, на
Ближнем Востоке или в Индокитае. Естественно, что французские компании из сферы услуг также будут использовать франкоговорящих жителей бывших колоний своей страны для аутсорсинга
32
С ускорением международного аутсорсинга в странах, которые осуществляют
«инсорсинг», начинает расти спрос на соответствующую рабочую силу и, естественно, поднимается ее стоимость. В этом случае корпорации начинают искать для себя новые рынки в других странах и регионах мира. Этот процесс стал заметным в отношениях между американскими корпорациями и Индией, вследствие чего американцы начали внедряться в другие страны, например в Филиппины, с которыми у Америки есть традиционные военные и экономические связи.
Несмотря на это, за период 1999—2005 годов экспорт коммерческих услуг Индии рос относительно высокими темпами, в среднем на 17,2% в год. Китай также демонстрировал высокие темпы роста экспорта коммерческих услуг, однако у него высоким был и уровень темпов роста импорта коммерческих услуг
33 31
Папирян Г. Международный аутсорсинг: Зарубежный опыт и перспективы России. [Электронный ресурс] /
Сайт: - ecsocman.hse.ru, - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/01/24/1251410350/11.pdf, (дата обращения:
06.06.2019).
32
Папирян Г. Международный аутсорсинг: Зарубежный опыт и перспективы России. [Электронный ресурс] /
Сайт: - ecsocman.hse.ru, - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/01/24/1251410350/11.pdf, (дата обращения:
06.06.2019).
33
Йооп Д. Схааке Аутсорсинг в развитых странах Европы // Проблемы теории и практики управления, 2016. -
№4. - с.77
19
Процесс расширения масштабов аутсорсинга в международном плане в конце 1990- х годов и в начале третьего тысячелетия развивался по двум основным направлениям.
Первое непосредственно связано с экономическим спадом в развитых странах, а также с масштабными финансовыми кризисами в мире. В этой обстановке многие транснациональные корпорации с целью сокращения своих расходов прибегли к помощи аутсорсинга. Однако самое интересное началось потом, когда экономическая ситуация в их странах начала улучшаться. Вместо ожидаемого сокращения аутсорсинга, как это было раньше, корпорации предпочли инвестировать свою прибыль в строительство новых предприятий или сервис-центров в других странах. Причиной этого можно считать усилившуюся в тот же период конкуренцию в глобальном бизнесе.
Так, американские корпорации, по оценкам McKinsey Global Institute, вывели за рубеж работу в сфере информационных технологий и услуг бизнес- процессов на общую сумму 18,4 и 11,4 млрд долл. Соответственно
34
Те же американские корпорации, по оценкам консалтинговой компании McKinsey
Company, сейчас оценивают риск ухода за рубеж в размере 11% всех американских рабочих мест. А по оценкам другой американской консалтинговой компании — Forrester Research, к
2015 году за рубеж могут быть переведены 3,3 млн рабочих мест американской сферы услуг с общей суммой заработной платы 136 млрд долл
35
Индия, как уже говорилось выше, привлекает в основном своей англоговорящей и технически подготовленной рабочей силой. Но не менее важным фактором является также более низкий уровень заработной платы некоторых профессий по сравнению с
Соединенными Штатами. Так, исследование, проведенное в Haas School of Business, выявило, что американские работники таких профессий, как оператор телефонного центра, работник медицинского диагностического центра, клерк адвокатской конторы, программист, бухгалтер и его помощники по учету и заработной плате, финансовые аналитики, зарабатывают в час в несколько раз больше, чем их индийские коллеги. Рабочие места именно этих профессий сегодня в наибольшей степени характеризуются экспортными тенденциями.
Второе направление бурного развития международного аутсорсинга связано с так называемым аутсорсингом бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) и с появлением в мире совершенно новой отрасли, когда начали образовываться фирмы,
34
Йооп Д. Схааке Аутсорсинг в развитых странах Европы // Проблемы теории и практики управления, 2016. -
№4. - с.80.
35
Йооп Д. Схааке Аутсорсинг в развитых странах Европы // Проблемы теории и практики управления, 2016. -
№4. - с.81.
20 позиционировавшие себя как исполнители заказов тех операций бизнес-процесса фирм, которые эти фирмы предпочли выполнять на стороне на контрактной основе.
Все началось в конце 1990-х годов, во время очередного бума фондового рынка в
США. В этот период в стране, да и по всему миру, наблюдался ажиотаж вокруг высокотехнологического бизнеса. Это был период огромных рискованных инвестиций со стороны венчурных компаний в развитие фирм, работающих в областях информационных технологий, телекоммуникаций и биотехнологий. Помимо бурного роста так называемых интернет- компаний, существенно активизировали свою деятельность и компании из сферы услуг, в том числе финансовых услуг, здравоохранения, туризма и др. Однако на фоне этого начали наблюдаться существенные недостатки в работе тех или иных служб этих фирм
36
Вскоре появились предприниматели, многие из которых сначала работали в вышеперечисленных областях, но затем решили начать свой бизнес в новой для себя сфере
— в предоставлении бизнес-услуг своим бывшим коллегам. Вначале они развернули свой бизнес в других странах — в Индии, Китае, Мексике и т. д. Но вскоре, по мере развития своего бизнеса, эти предприниматели начали расширять свои компании уже на территории собственных стран. В этом смысле интересен пример американской компании OficeTiger, для которой полуторатысячная армия работников в Индии выполняет доверенную ей американскими корпорациями подготовку документации, а также презентацию их продукции. Компания, которая начинала свой бизнес в Индии с 18 млн американских долларов, сегодня уже наращивает бизнес на территории самих США
37
Именно после распада СССР на территориях новых независимых республик осталось много предприятий, ранее входивших в те или иные союзные объединения, которые сейчас очень нуждаются в иностранных инвестициях. Соответственно российские акционерные общества, образовавшиеся на месте этих объединений, сегодня могли бы эффективно пользоваться услугами своих бывших подразделений и осуществлять там некоторые операции своего производственного процесса. Это могло бы снять необходимость размещения на территории страны некоторых производств и переориентировать инвестиции компаний в другие сферы деятельности.
Также неоценимым активом можно считать находящуюся в странах бывшего
Советского Союза большую армию высококвалифицированной рабочей силы, представители которой помимо своего родного языка владеют и русским. Правда, в деле распространения аутсорсинга в эти страны есть одна немаловажная проблема —
36
Бравар Ж. - Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг: понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений / Ж. - Л. Бравар, Р. Морган. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. – с. 104.
37
Папирян Г. Международный аутсорсинг: Зарубежный опыт и перспективы России. [Электронный ресурс] /
Сайт: - ecsocman.hse.ru, - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/01/24/1251410350/11.pdf, (дата обращения:
06.06.2019).