Файл: Нормативноправовой акт и юридический прецедент как источники права сравнительный анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казённое образовательное учреждение высшего образования

«Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права
курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему:

«Нормативно-правовой акт и юридический прецедент как источники права: сравнительный анализ»





Выполнил:

курсант 1 взвода1 курса

очной формы обучения

по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Букин Вячеслав Александрович





Руководитель:

кандидат юридических наук, доцент, старший лейтенант внутренней службы

Подшибякин Алексей Николаевич




К защите__________________________________

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты: ________________ Оценка_____________________

Самара

2023

Оглавление

Введение

Актуальность исследования. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источники права».

Источники права всегда были предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин. С началом формирования в стране нового, современного права в юридической науке заметно возрос интерес к вопросам, связанным с источниками права.

Учение об источниках права было и остается одним из центральных разделов юридической науки.

Новизна в общих подходах к пониманию права не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении как роли и места источников права, так и их системы и особенно отдельных видов.

Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.


Следует отметить, что в отечественной правовой науке имеется пробел в учении об источниках права. Об этом свидетельствует то, что такой весьма широко распространенный источник права как прецедент практически не был исследован советской, а впоследствии и российской теорией права.

Дореволюционная юриспруденция не уделяла проблеме прецедента достаточного внимания.

Виднейшие российские ученые фактически ограничивались в своих работах указанием на то, что прецедент – не свойственный российскому праву источник, либо сводили вопрос к анализу значения судебной практики. Среди трудов дооктябрьского периода, посвященных проблемам источников права и судейского правотворчества, особое место занимают монография Г.В. Демченко, изданная в 1903 году, и работа Покровского И.А.

Изучение и анализ форм права находят свое отражение в исследованиях Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, Т. В. Апаровой, А. К. Безиной, И. Ю. Богдановской, С. Н. Братуся, А. Б. Венгерова, М. И. Вильдановой, С. И. Вильнянского, Ю. С. Гамбарова, Г. В. Демченко, C. Л. Зивса, Н. М. Коркунова, В. И. Леушина, B. C. Нерсесянца, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича и др.

Объект исследования – источники права.

Предмет исследования – нормативно-правовой акт и юридический прецедент как самостоятельные институты права.

Целью работы является сравнительный анализ нормативно-правового акта и юридического прецедента как источников права.

В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику нормативного правового акта.

  2. Дать общую характеристику юридического прецедента.

  3. Определить взаимосвязь юридического прецедента и нормативного акта.

  4. Определить проблемы применения юридического прецедента в отечественной правовой системе.

Структура работы. Курсовая работа включает две главы, четыре параграфа, введение, заключение и библиографический список.
Глава 1. НОРМАТИВНЫЙ АКТ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1.1.Общая характеристика нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для Россия и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:



1) они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;

2) существует особый порядок их принятия;

3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;

4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования1.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского, или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу, издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм2.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти3.

Закон – это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке, например, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.). Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства –правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).


Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

1.2.Общая характеристика юридического прецедента

Правовой или юридический прецедент представляет собой более распространенный источник права, чем, в частности, правовой обычай. Он занимает важное место среди форм права. Но, важно также заметить, что правой прецедент относится к тем немногим понятиям в правовой науке, по которым высказываются самые противоречивые точки зрения.

Правовой прецедент – это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно - правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме4. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий; либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения, так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом. Для правового прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных дел, единичных случаев, казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецедент. Данное обстоятельство влияет со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обслуживает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Даже среди нормативных актов, издаваемых одним органом государственной власти, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость правового прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого низкого простора выбора не представляет.


Впрочем, в противоположности гибкости иногда указывается как на недостатки прецедентного права его жесткости, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности

Прецедент встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право. По мнению В. В. Лазарева, «признание прецедента в качестве источника права говорит о его обязательности, и, соответственно, судебный прецедент необходимо рассматривать с учетом этого его принципа, причисляющего его к источникам права»5.

Понятие прецедента, равно как и любого другого источника права, весьма сложное и многогранное, в значительной степени зависящее и в то же время отражающее исторические, социальные, политические и иные традиции и специфические условия существования той правовой среды, в пределах которой прецедент возникает и функционирует.

Само слово «прецедент» означает случай, имеющий место впервые, «служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода». В юридическом энциклопедическом словаре прецедент (от лат. praecedens, praecedentisпп – предшествующий) определяется как «поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах»6.

Прецедент возникает обычно в случае, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В. Н. Хропанюк пишет, что под правовым прецедентом понимается «судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Его суть заключается в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел»7.

Соответственно, правовой прецедент можно разделить на административные и судебные прецеденты, о которых речь пойдет в дальнейшем. Итак, говоря иными словами, правовой прецедент – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.

Прецедентное право (его еще называют судейским правом) имеет много достоинств