ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1121
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим не менее важным психологическим опытом ребенка становится адаптация к социуму - в детском саду или детских группах. Посещая их, дошкольник, с одной стороны, переносит туда опыт взаимоотношений в семье, с другой - приобретает навыки при общении с новыми взрослыми (не родителями и родственниками) и другими детьми. Если в семье ребенок чувствовал себя небезопасно, то новые социальные задачи могут вызвать у него трудности и даже привести к дезадаптации. Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в этом случае могут быть сложными как для него самого, так и для окружающих его взрослых. Понимание данных закономерностей, а также информация о признаках дезадаптированности ребенка позволяют педагогам сделать вывод о необходимости получения ребенком психологической помощи. Описанные в данной главе принципы индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста и их родителями помогут профессионалам организовать необходимое психологическое сопровождение ребенку и его семье.
Контрольные вопросы
-
Назовите две группы задач, которые надо решить ребенку дошкольного возраста. -
Какие виды адаптации являются центральными для детей дошкольного возраста? -
Что такое состояние адаптированности и каковы его признаки? -
Назовите формы работы психолога при нарушении адаптации ребенка дошкольного возраста. -
С какими новыми чувствами приходится справляться ребенку дошкольного возраста? -
Какие каналы выражения проблемных чувств есть в распоряжении ребенка? -
Назовите проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к детскому психологу родители детей дошкольного возраста. -
Каковы задачи индивидуальной психологической работы с ребенком дошкольного возраста? -
Каковы задачи индивидуальной психологической работы с родителями детей дошкольного возраста?
Глава четвертая
Психологические особенности младших
школьников. консультирование семей с детьми
от семи до одиннадцати лет
-
Общая характеристика периода младшего школьного
возраста и его задачи
Младший школьный возраст охватывает период от семи до одиннадцати лет. В психоаналитической периодизации он называется латентным, и подчеркивается, что это затишье перед подростковым взрывом. С одной стороны, это возраст развития фантазии, активного экспериментирования с окружающей средой, способности достигать желаемого. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать происходящее вокруг и активно выстраивать свою картину мира. С другой стороны, внешняя среда предъявляет ребенку новые требования, которые коренным образом изменяют прежний уклад жизни.
Изменения связаны в первую очередь с началом школьной жизни, в которой ребенок должен освоить новую социальную роль, когда по-другому, чем у дошкольника, выстраиваются отношения со взрослыми и детьми, появляются новые обязанности, ребенок сталкивается с оценкой результатов своей деятельности, не всегда положительной. Обучение становится ведущим видом деятельности, причем необходимым оказывается применение полученных знаний на практике.
Очевидно, что в данный период у детей и их родителей могут возникать трудности, которые приводят их на прием к психологу. Для понимания того, что является наиболее значимым на данном возрастном этапе, обратимся к задачам младшего школьного возраста.
В анализе психологических функций раннего возраста будем опираться на концепцию Л. С. Выготского [Выготский, 2005]. Ее основная суть состоит в том, что развитие - это процесс смены двух состояний: «возрастного плато» и «кризиса». Они меняются, при этом «возрастное плато» начинается и заканчивается «кризисом». «Возрастное плато» - стабильный период, когда ребенок осваивает новый опыт. Данный показатель количественный. За этот период у ребенка формируются те новообразования, которые помогают ему адаптироваться к незнакомой социальной ситуации или освоить неизвестный вид деятельности.
Усваивая новые знания, умения, развиваясь личностно, ребенок меняется, и тогда он готов к смене социальной ситуации развития. Это может быть иная сфера общения, вновь открытый им вид деятельности, переход на другую ступень обучения и т.д. Следом наступает «кризис» -качественное изменение, напоминающее резкий скачок, переход на новый уровень. Когда кризис минует, ребенку опять приходится адаптироваться к неведомым ему до тех пор условиям, ситуациям. Задачи возраста - это те изменения, которые должны произойти в определенный период времени, чтобы ребенок успешно мог адаптироваться к новой ситуации, присвоить себе новый опыт и сформировать новообразования.
Задачи младшего школьного возраста складываются из следующих компонентов:
-
социальная ситуация развития; -
ведущий психический процесс; -
ведущий тип деятельности; -
новообразования; -
кризисы; -
итог возрастного периода.
-
Социальная ситуация развития.
Согласно Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития - это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста
отношение между ребенком и окружающей его действительностью... которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» [Выготский, 2005, с. 258]. Социальная ситуация развития характеризуется системой отношений, в которую ребенок входит на определенном этапе, уровнем его ориентации в социуме, включенности в те или иные области общественной жизни. Характеристики социальной ситуации развития описывают то, как должна измениться среда, чтобы создавались условия для оптимального (максимального) развития ведущего психического процесса, деятельности и новообразований.
Очевидно, что самые значительные изменения социальных отношений в младшем школьном возрасте связаны с поступлением в первый класс, новым для ребенка институтом социализации. Школьная среда коренным образом отличается от общественных институтов, в которые ребенок был включен ранее, - семьи, детского сада, кружков и др. Школьное обучение предполагает следующее.
-
Нацеленность на результат деятельности ребенка - появление оценки как показателя успешности. -
Ужесточение, по сравнению с детским садом и развивающими занятиями, внешних правил и границ поведения. Учитель транслирует правила и нормы поведения и контролирует их соблюдение. Результат понимания и принятия ребенком правил, границ поведения становится основой усвоения системы моральных требований. -
Возрастание структурированности деятельности и поведения ребенка. Он встречается с ограничением выбора, от него ожидают усвоения алгоритмов, схем и шаблонов. Это касается поведения на уроках и перемене, временных стандартов, формы оформления и решения заданий.
Согласно Д.Б.Эльконину [Эльконин, Давыдов, 1962], дошкольник погружен в две сферы социальных отношений: ребенок - взрослый и ребенок - дети; обе они связаны с игровой деятельностью. Но при этом результат игры, как и особенности общения внутри детского коллектива, не влияет на взаимоотношения с родителями. Две сферы существуют параллельно и не связаны иерархически.
С поступлением в школу система ребенок - взрослый дифференцируется на ребенок - учитель и ребенок - родитель. Ученик должен понять, принять и реализовывать на практике различные паттерны поведения при взаимодействии с родителем и учителем. На данном этапе развития это два значимых для него взрослых. При этом система ребенок - учитель начинает влиять на отношения ребенка с родителями и другими детьми. Система ребенок - учитель становится центром жизни школьника, влияя на все условия его развития, и в дальнейшем на ее основе формируются отношения ребенок - общество.
В школе человек сталкивается с новой социальной моделью мира. Она ориентирована на результат - в учебе и в общении. От ребенка требуется проявление знаний, умений, навыков, качеств, необходимых для реализации себя в новой социальной роли - ученика. Начинается активное освоение моделей сотрудничества (или конкуренции со сверстниками), договоренностей, совместного выполнения заданий, достижения желаемого. Учитель, не будучи взрослым из семейного окружения, выступает в этой ситуации транслятором общественного мнения, внешней оценки, нового (отличного от родительского) взгляда на происходящее. «Новый взрослый» помогает ребенку ориентироваться в ситуации, получить обратную связь - что удается сделать хорошо, а что необходимо изменить.
-
Ведущий психический процесс.
Ведущий психический процесс - это психическая функция, которая наиболее полно появляется в определенном возрастном диапазоне (сензитивном периоде), то есть имеются максимально благоприятные условия для ее развития. Ведущий психический процесс переструктурирует и определяет развитие других психических функций. И в младшем школьном возрасте им оказывается мышление: происходит формирование и развитие основных интеллектуальных способностей ребенка.
В начале младшего школьного возраста развивается операциональная сторона мышления (аналитика и сравнение) и закладывается вербально-логическая, а к окончанию начальной школы мышление начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер, закладывается и формируется логика, и навыки систематизации.
-
Ведущий тип деятельности.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Основной тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, которая существенно меняет мотивы поведения ребенка. Будем понимать ее как особую форму активности ученика, направленную на изменение самого себя как субъекта учения и общения. Ребенок, осваивая основные научные понятия, законы, факты, активно меняется сам, поскольку получает обратную связь от учителя и сверстников. Закладываются основы рефлексии, понимания своих сильных и слабых сторон.
В ходе овладения учебной деятельностью ребенок постигает развитые формы общественного сознания (наука, искусство, право, мораль). Основную часть учебной деятельности составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач. Целью учебной деятельности выступает развитие когнитивной сферы, усвоение научных знаний и соответствующих им умений, в дальнейшем формирование компетенций.
Специфика учебной деятельности состоит в следующем:
-
Она не дана в готовой форме, а должна быть сформирована. На этапе дошкольного возраста в качестве прототипа учебной деятельности используется дидактическая игра. -
Мотивация, с которой ребенок приходит в школу, не всегда связана с содержанием собственно учебной деятельности, с которой он сталкивается. Мотив и содержание учебной деятельности могут не соответствовать друг другу, поэтому мотивация постепенно начинает терять свою силу; иногда учебная мотивация исчезает уже к началу второго класса. -
Учебная деятельность требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. -
Новообразования.