Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1121

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другим не менее важным психологическим опытом ребенка становится адаптация к социуму - в детском саду или детских группах. Посещая их, дошкольник, с одной стороны, переносит туда опыт взаимоотношений в семье, с другой - приобретает навыки при общении с новыми взрослыми (не родителями и родственниками) и другими детьми. Если в семье ребенок чувствовал себя небезопасно, то новые социальные задачи могут вызвать у него трудности и даже привести к дезадаптации. Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в этом случае могут быть сложными как для него самого, так и для окружающих его взрослых. Понимание данных закономерностей, а также информация о признаках дезадаптированности ребенка позволяют педагогам сделать вывод о необходимости получения ребенком психологической помощи. Описанные в данной главе принципы индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста и их родителями помогут профессионалам организовать необходимое психологическое сопровождение ребенку и его семье.


Контрольные вопросы

  1. Назовите две группы задач, которые надо решить ребенку дошкольного возраста.

  2. Какие виды адаптации являются центральными для детей дошкольного возраста?

  3. Что такое состояние адаптированности и каковы его признаки?

  4. Назовите формы работы психолога при нарушении адаптации ребенка дошкольного возраста.

  5. С какими новыми чувствами приходится справляться ребенку дошкольного возраста?

  6. Какие каналы выражения проблемных чувств есть в распоряжении ребенка?

  7. Назовите проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к детскому психологу родители детей дошкольного возраста.

  8. Каковы задачи индивидуальной психологической работы с ребенком дошкольного возраста?

  9. Каковы задачи индивидуальной психологической работы с родителями детей дошкольного возраста?

Глава четвертая
Психологические особенности младших
школьников. консультирование семей с детьми
от семи до одиннадцати лет


  1. Общая характеристика периода младшего школьного
    возраста и его задачи


Младший школьный возраст охватывает период от семи до одиннадцати лет. В психоаналитической периодизации он называется латентным, и подчеркивается, что это затишье перед подростковым взрывом. С одной стороны, это возраст развития фантазии, активного экспериментирования с окружающей средой, способности достигать желаемого. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать происходящее вокруг и активно выстраивать свою картину мира. С другой стороны, внешняя среда предъявляет ребенку новые требования, которые коренным образом изменяют прежний уклад жизни.

Изменения связаны в первую очередь с началом школьной жизни, в которой ребенок должен освоить новую социальную роль, когда по-другому, чем у дошкольника, выстраиваются отношения со взрослыми и детьми, появляются новые обязанности, ребенок сталкивается с оценкой результатов своей деятельности, не всегда положительной. Обучение становится ведущим видом деятельности, причем необходимым оказывается применение полученных знаний на практике.

Очевидно, что в данный период у детей и их родителей могут возникать трудности, которые приводят их на прием к психологу. Для понимания того, что является наиболее значимым на данном возрастном этапе, обратимся к задачам младшего школьного возраста.



В анализе психологических функций раннего возраста будем опираться на концепцию Л. С. Выготского [Выготский, 2005]. Ее основная суть состоит в том, что развитие - это процесс смены двух состояний: «возрастного плато» и «кризиса». Они меняются, при этом «возрастное плато» начинается и заканчивается «кризисом». «Возрастное плато» - стабильный период, когда ребенок осваивает новый опыт. Данный показатель количественный. За этот период у ребенка формируются те новообразования, которые помогают ему адаптироваться к незнакомой социальной ситуации или освоить неизвестный вид деятельности.

Усваивая новые знания, умения, развиваясь личностно, ребенок меняется, и тогда он готов к смене социальной ситуации развития. Это может быть иная сфера общения, вновь открытый им вид деятельности, переход на другую ступень обучения и т.д. Следом наступает «кризис» -качественное изменение, напоминающее резкий скачок, переход на новый уровень. Когда кризис минует, ребенку опять приходится адаптироваться к неведомым ему до тех пор условиям, ситуациям. Задачи возраста - это те изменения, которые должны произойти в определенный период времени, чтобы ребенок успешно мог адаптироваться к новой ситуации, присвоить себе новый опыт и сформировать новообразования.

Задачи младшего школьного возраста складываются из следующих компонентов:

  • социальная ситуация развития;

  • ведущий психический процесс;

  • ведущий тип деятельности;

  • новообразования;

  • кризисы;

  • итог возрастного периода.

  1. Социальная ситуация развития.

Согласно Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития - это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста

отношение между ребенком и окружающей его действительностью... которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» [Выготский, 2005, с. 258]. Социальная ситуация развития характеризуется системой отношений, в которую ребенок входит на определенном этапе, уровнем его ориентации в социуме, включенности в те или иные области общественной жизни. Характеристики социальной ситуации развития описывают то, как должна измениться среда, чтобы создавались условия для оптимального (максимального) развития ведущего психического процесса, деятельности и новообразований.


Очевидно, что самые значительные изменения социальных отношений в младшем школьном возрасте связаны с поступлением в первый класс, новым для ребенка институтом социализации. Школьная среда коренным образом отличается от общественных институтов, в которые ребенок был включен ранее, - семьи, детского сада, кружков и др. Школьное обучение предполагает следующее.

  1. Нацеленность на результат деятельности ребенка - появление оценки как показателя успешности.

  2. Ужесточение, по сравнению с детским садом и развивающими занятиями, внешних правил и границ поведения. Учитель транслирует правила и нормы поведения и контролирует их соблюдение. Результат понимания и принятия ребенком правил, границ поведения становится основой усвоения системы моральных требований.

  3. Возрастание структурированности деятельности и поведения ребенка. Он встречается с ограничением выбора, от него ожидают усвоения алгоритмов, схем и шаблонов. Это касается поведения на уроках и перемене, временных стандартов, формы оформления и решения заданий.

Согласно Д.Б.Эльконину [Эльконин, Давыдов, 1962], дошкольник погружен в две сферы социальных отношений: ребенок - взрослый и ребенок - дети; обе они связаны с игровой деятельностью. Но при этом результат игры, как и особенности общения внутри детского коллектива, не влияет на взаимоотношения с родителями. Две сферы существуют параллельно и не связаны иерархически.

С поступлением в школу система ребенок - взрослый дифференцируется на ребенок - учитель и ребенок - родитель. Ученик должен понять, принять и реализовывать на практике различные паттерны поведения при взаимодействии с родителем и учителем. На данном этапе развития это два значимых для него взрослых. При этом система ребенок - учитель начинает влиять на отношения ребенка с родителями и другими детьми. Система ребенок - учитель становится центром жизни школьника, влияя на все условия его развития, и в дальнейшем на ее основе формируются отношения ребенок - общество.

В школе человек сталкивается с новой социальной моделью мира. Она ориентирована на результат - в учебе и в общении. От ребенка требуется проявление знаний, умений, навыков, качеств, необходимых для реализации себя в новой социальной роли - ученика. Начинается активное освоение моделей сотрудничества (или конкуренции со сверстниками), договоренностей, совместного выполнения заданий, достижения желаемого. Учитель, не будучи взрослым из семейного окружения, выступает в этой ситуации транслятором общественного мнения, внешней оценки, нового (отличного от родительского) взгляда на происходящее. «Новый взрослый» помогает ребенку ориентироваться в ситуации, получить обратную связь - что удается сделать хорошо, а что необходимо изменить.


  1. Ведущий психический процесс.

Ведущий психический процесс - это психическая функция, которая наиболее полно появляется в определенном возрастном диапазоне (сензитивном периоде), то есть имеются максимально благоприятные условия для ее развития. Ведущий психический процесс переструктурирует и определяет развитие других психических функций. И в младшем школьном возрасте им оказывается мышление: происходит формирование и развитие основных интеллектуальных способностей ребенка.

В начале младшего школьного возраста развивается операциональная сторона мышления (аналитика и сравнение) и закладывается вербально-логическая, а к окончанию начальной школы мышление начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер, закладывается и формируется логика, и навыки систематизации.

  1. Ведущий тип деятельности.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Основной тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, которая существенно меняет мотивы поведения ребенка. Будем понимать ее как особую форму активности ученика, направленную на изменение самого себя как субъекта учения и общения. Ребенок, осваивая основные научные понятия, законы, факты, активно меняется сам, поскольку получает обратную связь от учителя и сверстников. Закладываются основы рефлексии, понимания своих сильных и слабых сторон.

В ходе овладения учебной деятельностью ребенок постигает развитые формы общественного сознания (наука, искусство, право, мораль). Основную часть учебной деятельности составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач. Целью учебной деятельности выступает развитие когнитивной сферы, усвоение научных знаний и соответствующих им умений, в дальнейшем формирование компетенций.

Специфика учебной деятельности состоит в следующем:

  1. Она не дана в готовой форме, а должна быть сформирована. На этапе дошкольного возраста в качестве прототипа учебной деятельности используется дидактическая игра.

  2. Мотивация, с которой ребенок приходит в школу, не всегда связана с содержанием собственно учебной деятельности, с которой он сталкивается. Мотив и содержание учебной деятельности могут не соответствовать друг другу, поэтому мотивация постепенно начинает терять свою силу; иногда учебная мотивация исчезает уже к началу второго класса.

  3. Учебная деятельность требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет.

  4. Новообразования.