Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1120

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новообразования - это приобретение новых личностных качеств, характеристик регулятивной, когнитивной, мотивационной сфер, которые формируются у ребенка в определенном возрасте и способствуют его более успешной адаптации на следующем возрастном этапе.

В младшем школьном возрасте выделяют следующие новообразования:

  1. Произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация, внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. То есть все психические процессы должны стать:

  1. произвольными - запускаться и контролироваться самим ребенком и соотноситься с внешними социальными рамками;

  2. социальными - детерминироваться и реализовываться во взаимодействии;

  3. опосредованными - вербализуемыми.

  1. Осознание своих особенностей, проявляющихся в учебной деятельности и общении (начало формирования рефлексии). Процесс осознания происходит за счет развития мышления, что позволяет оценивать собственные достижения и результаты в учебной или иной деятельности, а также «объективации» обратной связи от различных людей в окружении школьника (педагога, сверстников, родителей), когда акцентируется внимание ребенка на его особенностях и он сам начинает их понимать их. Немалую роль в этом играет приобретение опыта, когда ребенок пробует что-то делать не только в процессе обучения, но и в общении. Например, подготовить доклад, выполнить с одноклассниками проект, разрешить конфликт, подойти к учителю и исправить оценку - все эти ситуации помогают ребенку понять свои особенности и узнать, как его воспринимают другие.

  2. Углубление представлений о себе. У учащегося в начальной школе появляется опыт достижений, формируется уровень притязаний, ребенок начинает по-новому относиться к ситуациям успеха и неудачи.

  3. Развитие самостоятельности и организованности. Младший школьник научается самостоятельно планировать свои дела, отслеживать их исполнение, может сам организовывать свой досуг.

  4. Кризисы младшего школьного периода.

Младший школьный возраст содержит в себе два кризиса, с одного он начинается - это кризис семи лет, а другим заканчивается - это кризис одиннадцати-двенадцати лет.


В поведении кризис семи лет может проявляться как капризы, манерничанье, клоунада, вертлявость, паясничанье, появляется нечто нарочитое, нелепое и искусственное, ребенок корчит шута. Такие поведенческие знаки служат предвестниками утраты детской непосредственности. Между желанием что-либо сделать и действием вклинивается интеллектуальный компонент - осознание того, какое значение будет иметь определенное действие для самого ребенка. Появляется «социальная хитрость», ребенок начинает понимать, что можно, а что нельзя говорить, как разговаривать и как себя вести с тем или иным человеком, чтобы получить желаемое.

Кризис семи лет меняет отношения:

• с родителями: появляется собственное мнение, которое ребенок готов высказывать и аргументировать;

  • со сверстниками: возникают мотивы конкуренции, желание быть первым, начинают работать механизмы социального сравнения;

  • к самому себе: формируется Я-концепция, определяется уровень притязаний, ребенок может сам оценить свои действия и по-новому относится к успеху и неудаче.

Результатом данного кризиса является ориентация ребенка в собственных переживаниях. Если до этого момента он лишь накапливал информацию о себе на основе того, как его оценивали и реагировали на его поведение, то теперь начинает обобщать переживания, они приобретают индивидуальный смысл, ребенок может оценивать себя сам, то есть активно формируется его самооценка.

В младшем школьном возрасте задачи ребенка в процессе общения со сверстниками состоят в том, чтобы научиться понимать не только свои особенности, но и личностные характеристики и мотивы поведения сверстников. Это также служит важной предпосылкой для развития рефлексии. Ребенок должен научиться решать конфликты, анализировать ситуации взаимодействия, пополнять арсенал техник реагирования и снятия эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях. Очевидно, что дети, у которых не было до школы опыта общения в детском коллективе (либо этот опыт негативен), могут испытывать трудности при выстраивании отношений с одноклассниками.

Заканчивается младший школьный возраст кризисом одиннадцати-двенадцати лет. В период младшего школьного возраста человек впитал много информации, получил новый опыт, научился регулировать свое поведение, стал обращать больше внимания на себя, замечать изменения, приобрел больше самостоятельности. Расширяется сфера социальных контактов, но пока еще ребенок не готов к выходу в огромный мир, поскольку процессы осознания и понимания себя остаются только на старте, сполна они проявятся в подростковом возрасте; опыта и социальных навыков еще недостаточно для автономности. Да и мышление, будучи ведущим психическим процессом возраста, еще не полностью сформировалось.



Данный кризис во многом определяет тот переломный момент, когда из ребенка начинает формироваться подросток.

Первое, на что обращают внимание родители и учителя в ребенке одиннадцати-двенадцати лет, это снижение мотивации, прежде всего учебной, зачастую практически в любой сфере активности (дополнительные занятия, кружки, спортивные секции). Наблюдаются негативизм, враждебность, конфликтность, нарушение дисциплины, неприятие правил, норм и традиций, которые были усвоены и приняты за младший школьный возраст. При этом ребенок может испытывать внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции. В младшем школьном возрасте ребенок только пробует свои силы в экспериментировании с окружающей средой и другими людьми. Протестные, агрессивные реакции характерны далеко не для всех детей данного возраста. Но в том случае, когда родители сталкиваются с такими проявлениями, это и оказывается поводом для обращения к специалисту.

Рассмотрев вышеизложенные задачи младшего школьника, можно выделить «итог возраста» - интегральный показатель, свидетельствующий о том, что возрастные задачи решены и ребенок готов перейти в новую социальную ситуацию. Для младшего школьного возраста итогом становится следующее:

  1. Овладение учебной деятельностью как фактором, способствующим реализации способностей в интеллектуальной, социальной, психологической сферах.

  2. Младший школьник становится активным субъектом общения, то есть понимает свои личностные особенности, может посмотреть на себя со стороны партнера, сформулировать точку зрения третьего лица, общее мнение о себе.

  1. Типичные трудности, обусловливающие проблемы
    ребенка


Большая часть запросов группируется вокруг школы и всего, что с ней связано. Низкая успеваемость, плохие оценки, снижение мотивации, нежелание делать домашнее задание, негативное отношение к учителю, неуверенность, агрессивность или стеснительность в отношении с одноклассниками, плохое поведение и неусидчивость, невнимательность на уроках - все это только малая часть того, что могут озвучивать родители на консультации. Все вышеперечисленные запросы - следствие, маркеры, сигналы того, что ребенку трудно и сложно. Максимально полная картина возможных проблем развития в период младшего школьного возраста помогает сформировать круг вопросов, которые следует прояснить на этапе сбора информации, определить методы и техники диагностики.


Ниже перечислены наиболее типичные причины, которые могут стоять за определенным поведением ребенка, но которые родители, как правило, не идентифицируют как запрос. В беседе с семьей психолог-консультант собирает информацию и строит рабочие гипотезы, их в последующем он может либо подтвердить, либо опровергнуть.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Слишком большая нагрузка.

При неадекватно усиленной нагрузке со стороны внешней среды у любого человека срабатывают защитные механизмы, которые помогают организму справляться с перегрузкой. У ребенка они тоже есть, и их несколько.

Первый связан с ослаблением внимания и снижением произвольности во всех ее проявлениях. Ребенок становится невнимательным, неусидчивым, эмоциональным, импульсивным, возбужденным, очень активным, может проявлять агрессию, плакать по пустякам. Если у него были сложности с произвольностью поведения и раньше, то в школе они могут усиливаться.

Второй защитный механизм - это неврологические и психосоматические реакции. В младшем школьном возрасте бывает сложно дифференцировать эмоциональное и физиологическое напряжение. Происходит накопление переживаний, эмоций, ребенок не всегда может их адекватно выразить и проявить. Например, ему предстоит контрольная по математике, у него есть сложности с этим предметом, хотя он учит, выполняет домашние задания, ходит на дополнительные уроки, занимается с репетитором. До контрольной еще неделя, но учитель на каждом уроке говорит, насколько важна контрольная, что необходимо написать ее хорошо, потому что оценка пойдет в аттестат, то есть активно повышает значимость предстоящего события. И вот перед контрольной у ребенка поднимается температура. Он понимает, что ему страшно, он боится расстроить учителя и родителей, напряжение настолько сильное, что он не может ничего с собой сделать, не в состоянии повлиять на физиологическую составляющую, которая запускает стресс. Это лишь один из возможных вариантов проявления данного защитного механизма. Если у ребенка нет возможности снять напряжение безболезненно, он реагирует на биологическом уровне. Отмечается внезапное, резкое повышение температуры тела, учащаются простудные заболевания, усиливаются или начинает проявляться те неврологические особенности и хронические заболевания, которые раньше находились в стадии ремиссии.

Ребенку нужно помочь овладеть способами безопасно для себя и окружающих снять напряжение, и их не так много - физическая нагрузка, прогулка на свежем воздухе, продуктивная творческая деятельность.