ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1169
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В группу подбираются дети-дошкольники с различными психологическими проблемами: трудности поведения в семье и в детском саду, трудности контактов, страхи, энурез и т. п. Число детей в группе обычно не превышает шести. В занятиях принимает участие один из родителей ребенка, мать или отец (идея проведения групп с участием обоих родителей представляется интересной, хотя и труднее организуемой). Таким образом, общий состав участников группы достигает двенадцати человек. Время занятия в соответствии с возрастом детей не должно превышать 45 минут - 1 часа.
Для занятий потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.
-
Первый этап - подготовительный (4-5 занятий). Его задача - создание чувства безопасности и сплочение группы. Занятия преимущественно игровые, с большим количеством подвижных игр, снимающих психическое напряжение у участников. Постепенно вводятся короткие обсуждения типа «Что я люблю», «Что я не люблю», «Расскажи любую историю из своего детства». Они позволяют участникам в безопасной для них форме выразить имеющиеся тревоги и беспокойства и косвенным (или явным) образом познакомить других со своими проблемами. Участие родителей очень оживляет процесс обмена личной информацией. Необходимость участвовать на равных позволяет родителям немного расслабиться и временно выйти из напряженной роли родителя трудного ребенка. А дети могут увидеть мать или отца вне родительской роли, с такими же, как у них, желаниями, предпочтениями, проблемами.
Проводимые подвижные игры либо хорошо знакомы, либо с легкостью осваиваются детьми. Это позволяет детям выступить в роли экспертов (столь редкой для них) по отношению к родителям и создает ситуации, когда их помощь матери или отцу становится желанной и реальной.
Возможность примерить разные роли в игровых ситуациях делает группу привлекательной как для детей, так и для взрослых (хотя для родителей это одновременно и очень трудный процесс, поскольку часто их ролевое поведение отличается жестким, выученным характером).
Большое позитивное значение имеет и тот факт, что в процессе общих игр родители и дети совместно испытывают положительные эмоции (удивление, радость, веселье, ощущение победы) - давно забытые или и вовсе не прожитые чувства.
Таким образом, первый этап - создание психологической безопасности и сплочения группы - играет важную роль и в улучшении отношений в каждой родительско-детской паре.
Уже на этом этапе начинается работа и с внутренними проблемами самих детей. Например, с эмоцией страха, для которой подойдет игра «Кошки-мышки». Детям эта игра обычно очень нравится.
Группа мышек показывает ребенку: преодолеть страх - не такая уж страшная задача. Ведь он решает ее не в одиночку, а в компании других боящихся мышек. В начале игры они прижимаются друг к другу, держатся за руки и, дрожа от страха, направляются к «норке». Преодоление опасного пространства (где «кошка» может схватить каждого) и спасение в норке обычно вызывают нескрываемое удовольствие у всех детей. Нужно только помнить, что для терапевтических целей «кошка» не должна быть очень уж страшной и безжалостной. Эту роль по возможности лучше поручить взрослому. Важно и то, что другие «мышки» могут спасти свою неудачливую подружку, ту, что унесла «кошка». Ведь для этого надо просто дотронуться до нее. Многие дети, спасая «мышек», преодолевают свой страх и учатся быть смелыми.
-
Второй этап - рабочий (5-7 занятий). Задача второго периода связана с отреагированием травматических детских переживаний. На этом этапе увеличивается удельный вес различного рода обсуждений и драматизаций. Здесь можно активно пользоваться детскими рисунками как знаковыми системами, работая с каждым рисунком как с сообщением о чувствах и эмоциональных потребностях ребенка.
Участие родителей в такой работе трудно переоценить.
Во-первых, родители с очевидностью вовлекаются в процесс обучения: они учатся понимать эмоциональные потребности своего ребенка и быть внимательными к ним. Многие родители впервые осознают важность детского эмоционального мира (не абстрактного, вычитанного в книгах о воспитании, а реального эмоционального мира своего ребенка, со всеми его особенностями и странностями).
Во-вторых, агрессивные проявления детей, столь часто встречающиеся в группах, в присутствии родителей часто обретают свой адрес.
Для многих родителей такие чувства по отношению к ним оказываются неожиданностью. Понять, принять и попытаться перевести эти детские чувства в социально приемлемую форму - вот в общих чертах одна из центральных задач группы на данном этапе. Для многих детей простое отреагирование агрессии в безопасной обстановке является важным терапевтическим моментом. Родители же учатся замечать такого рода проявления и не подавлять их, а принимать. Результатом становится большая откровенность с детьми в обсуждении межличностных проблем.
-
Третий этап - завершающий (1-2 занятия). Его задача - закрепить достигнутые результаты, в частности ощущение общности между детьми и родителями и ощущение принадлежности к социальной группе. Также важно наметить позитивную программу дальнейшего развития для каждого ребенка.
3.2.2. Индивидуальная психологическая работа с ребенком
Индивидуальная помощь ребенку предполагает прежде всего помощь ему в выражении его субъективной реальности.
Современные психологические исследования показывают, что поведение человека в социальном контексте является не просто следствием воздействующих на него объективных обстоятельств [Слободчиков, Исаев, 2013], но существенно зависит от субъективного восприятия и истолкования совокупности внешних событий. Индивид реагирует на какую-либо объективную ситуацию, предварительно преломляя ее через внутренние, субъективные условия, насыщая ситуацию личностным смыслом [Леонтьев, 2004]. Иными словами, индивидуальное восприятие придает объективным воздействиям окружающей среды субъективные значения. Одни и те же объективные явления мира разные люди могут воспринимать совершенно по-разному, то есть внутренний мир человека окрашивает события внешнего мира в свойственные лишь этому человеку краски.
Становление субъективного мира связано с ранним детством и опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. В дошкольном возрасте субъективный мир человека еще в процессе построения. Это позволяет вносить коррективы в складывающиеся у ребенка внутренние образы себя и окружающего мира.
Субъективную психическую реальность, отношение к проживаемому опыту ребенку позволяют выразить игра или рисунки, посредством которых он сообщает о своих мыслях, чувствах, конфликтах. Приведем пример игры мальчика пяти лет.
На первой же игровой сессии он взял из коробки с игрушками резиновую лошадку и дал мне, ничего не говоря. Я начала передвигать лошадку по ковру. Ребенок, взяв динозавров, начал преследовать лошадку. Динозавры схватили, вырвали у нее гриву и оторвали по очереди все четыре ноги... Затем, отбросив растерзанную лошадку в сторону, мальчик спросил: «Где еще лошадка?» Достал другую, запряженную в телегу, и снова дал мне. Его динозавры напали и на эту лошадку. В этот раз они стали мочиться и испражняться на лошадь. Затем стали испражняться в телегу, пока та не стала полной. Тогда они утопили лошадь в своих экскрементах. Последующая игра была повторением того же сценария. Уничтожая очередное животное, мальчик каждый раз изобретал новый способ убийства и ни разу не повторился в своих действиях.
Что же сообщал ребенок своей игрой? Используя положения психоаналитической теории, мы может проинтерпретировать игру ребенка следующим образом: прежде всего мы соприкоснулись с его ощущением жестокости мира. Это отражено в повторяющихся сюжетах игры, общий смысл которых: «Никто не поможет, никто не защитит». В этой игре мальчик отвел мне роль жертвы, «отдав» переживания собственного Я, ощущавшего беспомощность и безнадежность. На символическом уровне игра могла быть сообщением о том, каким ущербным мальчик ощущает себя, и это его напряжение в игре находило выход в агрессивных действиях [Васильева, 2016]. Итак, первый шаг на пути оказания психологической помощи ребенку - позволить ему выразить свою внутреннюю картину мира.
При работе с ребенком психолог может опираться на различные теории и методы - психоаналитическую терапию, гештальттерапию, арт-терапию, игротерапию, песочную терапию и т. д. Любой вид психологической помощи требует его освоения. Обучение тому или иному направлению должно проходить очно и быть последовательным. Такое обучение обычно включает как теоретический, так и практический блоки, предполагает обсуждение случаев из своей работы на супервизии. Тем не менее есть два ключевых момента, которые присущи индивидуальной работе с ребенком вне зависимости от выбранной парадигмы.
-
В самом центре психологического контакта - необходимость защищать конфиденциальность ребенка-клиента. Психолог, работающий с ним, должен поддерживать постоянный контакт со значимыми для ребенка взрослыми, и ему надо найти баланс между необходимостью соблюдать конфиденциальность и в то же время полноценно общаться с его родителями и семьей. -
Даже когда психолог работает только с ребенком, все равно он неминуемо включается в систему ребенок - родители. Клиентом психолога всегда являются как сам ребенок, так и его родители, а также родительско-детские взаимоотношения. Поэтому психолог, работающий с детьми, обязательно должен обладать навыками консультирования родителей.
Работая с ребенком-дошкольником индивидуально, психолог или психотерапевт время от времени встречается с его родителями, чтобы обсудить вопросы, которые у них возникают, а также чтобы поделиться с родителями своим пониманием проблем ребенка.
3.2.3. Индивидуальная психологическая работа с родителями детей
дошкольного возраста
Индивидуальная работа с родителями всегда происходит в связи с теми трудностями, которые испытывает ребенок. Ее ключевые моменты следующие.
-
Выработка совместно с родителями общего языка для описания болезненных эмоциональных состояний. Нахождение слов для выражения боли само по себе дает терапевтический эффект, поскольку обеспечивает некоторое утешение через ощущение, что ты был понят и, следовательно, уже не одинок в своей боли. Многие родители находят дополнительные силы для понимания своих детей через собственный опыт быть понятыми. Только в результате этого они могут начать работать над обретением способов размышления над чувствами, что, возможно, для них самих становится чем-то новым. -
Работа над границами. Существуют различные аспекты понятия границ: различия между родителями и детьми, принятие раздельности их существования, признание собственной отдельности от другого, принятие различий между взрослыми и детскими аспектами собственной личности - все это требует прояснения и проработки в терапевтической среде. -
Необходимость признания сложности и неоднозначности эмоциональной сферы и близких взаимоотношений. Такая работа предполагает исследование внутреннего мира, взаимоотношений субъективной и объективной реальностей. Кроме того, в сферу внимания обязательно попадают не только родительско-детские, но и супружеские отношения, влияние их на формирование детской личности.
Индивидуальная работа с родителями дает очень важный терапевтический эффект для самого ребенка. Родители научаются принимать свои сложные чувства, некоторые черты, и им легче принять ребенка с его особенностями. Такое принятие высвобождает пространство для более свободного, творческого взаимодействия и дает более полное понимание ребенка, его возрастных задач, эмоциональных реакций, поведенческих особенностей.
Возраст от трех до шести лет - чрезвычайно важный жизненный этап в личностном развитии ребенка. В этот период ребенок встречается с пониманием того, что он не является абсолютным центром внимания своей матери, обнаруживает, что мать может быть заинтересована взаимодействием с другими людьми, в первую очередь с отцом и старшими или младшими братьями и сестрами. Также дошкольник, развивая свои отношения с отцом, учится регулировать свои собственные эмоции на ином уровне, так как основная функция отца - сдерживание. В этом возрасте ребенок в том числе переживает и чувство исключенности из родительской пары, возникающее в ответ на осознание дошкольника, что взрослые имеют свои интересы и жизненные цели, в которых ребенку не всегда есть место.