ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1115
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очень важно, чтобы психолог, работающий в детском учреждении или консультирующий педагогов по вопросам взаимодействия с детьми, обратил их внимание на признаки дезадаптивного поведения детей. Примеры дезадаптации следующие.
-
Ребенок не проявляет интерес к занятиям. На занятиях отвлекается, занимается посторонними делами. Первую половину занятия он еще в состоянии усидеть на месте, но потом начинает крутиться, не слышит воспитателя, мешает вести занятие. -
Ребенок послушен, ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, ответственно относится к поручениям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что он чрезмерно серьезен, почти никогда не шалит и не веселится. -
У ребенка в группе совсем нет друзей; он не вписывается в коллектив сверстников, чаще всего играет или сидит один. -
Ребенок часто капризничает, плачет. Утром, после прощания с матерью, подолгу плачет, интерес к игрушкам или к другим детям не проявляет. Когда успокаивается, играет лишь с той игрушкой, которую принес из дома. -
Ребенок не находит общего языка с группой детей, конфликтен, постоянно задирается, не прощает даже случайностей. Дерется зло и безжалостно.
Причины указанных нарушений различны. Можно с уверенностью констатировать одно: налицо дезадаптивное поведение, мешающее ребенку стать полноценным членом социума. Такое поведение вредит и коллективу, отвлекая всех участников от задач освоения социальных компетенций, и самому ребенку, не давая ему возможности получить полезные навыки и умения. Дать четкие советы в подобных случаях трудно. Ведь дезадаптация - это результат целостного процесса личностного развития ребенка, и началась она гораздо раньше, в семье, просто в условиях индивидуального воспитания оставалась незамеченной.
Сталкиваясь с дезадаптивным поведением ребенка в детском коллективе, педагоги имеют дело скорее со следствием, чем с причиной. Однако детский сад - это прежде всего институт социализации, его основная задача - приучение детей к социальным требованиям, поэтому работа с особенностями воспитания в семье или с внутренними конфликтами ребенка должна быть вынесена за рамки детского сада и проводиться в психологическом центре.
Но некоторые формы работы психолога с дезадаптивным поведением ребенка могут осуществляться и в детском саду. Это психологическое консультирование взрослых, воспитывающих «трудного» ребенка. В результате такой работы возможны следующие изменения:
-
изменение реакций взрослых на ребенка приведет и к изменениям в поведении самого ребенка; -
взрослые нуждаются в отреагировании своих эмоциональных переживаний не меньше, чем сам ребенок; потребность поделиться трудностями и найти понимание своих чувств создает основу заинтересованности педагогов и родителей в специальных занятиях.
Психологическая работа с воспитателями
В современной системе детского сада перед педагогами обычно стоит задача сделать так, чтобы ребенок освоил определенную образовательную программу, был подготовлен к школе. Но нередко оказывается упущенной из внимания не менее важная задача - развитие социальных функций, то есть умения договариваться, настаивать и отказываться в приемлемой форме, уступать, при этом не ущемляя себя. Важным является и развитие произвольных функций - терпеть, ждать, следовать режиму или определенному порядку.
Работа над аспектами адаптации детей к социуму может быть частью функций психолога, включая формирование точки зрения воспитателей на ребенка. Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной Я-концепции, которую он строит обязательно с помощью взрослых. Именно поэтому воспитателям необходимо владеть позитивной концепцией развития ребенка. Она должна быть не научной теорией, а вполне реальной. Иными словами, им необходимо ответить на вопрос, каков же положительный образ данного ребенка, каковы его позитивные черты.
Психологическая работа с педагогами позволит расширить осознание ими возможных трудностей ребенка с точки зрения его эмоциональных проблем, привлечь внимание к личности ребенка, его эмоциональным потребностям. Психологическая работа с воспитателями может проходить в группе, и тогда она будет посвящена обсуждению общих аспектов развития ребенка, его возрастных задач, эмоциональных трудностей (например, агрессии и ее выражению; расставанию с родителями, отношениям со сверстниками), признаков нарушений нормального психического развития и отношений. Беседы психолога с воспитателем об одном конкретном ребенке должны проводиться исключительно индивидуально, с соблюдением необходимых этических норм.
Работая с педагогами, психологу важно фокусировать их внимание не только и не столько на трудностях, имеющихся у детей, но и на индивидуальных особенностях каждого ребенка, его потенциале, возможностях, ресурсах. Это позволит педагогам быть более терпимыми, служить целям профилактики нарушения отношений педагога с «трудными детьми». Отдельным фокусом работы психолога с педагогами является их взаимодействие с родителями. Педагог узнает, как ребенок чувствует и ведет себя дома, что ему дается труднее всего, как родители справляются с воспитанием. В такой совместной работе педагог и родитель помогают ребенку справиться с его возрастными задачами наиболее эффективно. Несомненно, у педагога могут возникать размышления о нарушениях в отношениях в семье, и это сказывается на функционировании ребенка в коллективе детского учреждения и на взаимодействии педагога с родителями. Педагоги могут сталкиваться с «трудными» родителями и нуждаться в психологической поддержке и сопровождении.
Психологическая работа с родителями
Психолог проводит работу с родителями как по запросу самого родителя, так и по рекомендации специалиста, например педагога учреждения, в связи с проявившимися трудностями у ребенка в коллективе. Целью данной работы является восстановление и укрепление позитивного восприятия и принятия родителями своего ребенка, а также улучшение эмоционального самочувствия родителей, что ведет к повышению конструктивности в отношениях с детьми и детским садом. Это может быть как однократная встреча, так и серии встреч с одним или обоими родителями. Ниже приведен пример содержания такой работы.
Для работы в группе приглашаются один или двое родителей, имеющих детей с проблемным поведением. Предполагается три встречи с группой родителей (4-8 человек). Продолжительность одного занятия составляет 45-60 минут. Лучше все три занятия провести последовательно в течение трех дней для увеличения интенсивности внутренней психологической работы. При трудностях организации ежедневных встреч занятия могут проводиться в другом режиме.
Встреча 1. Обсуждение на тему: «Что хорошего я делаю (сделал) для своего ребенка? Почему меня можно назвать хорошим родителем?».
Цель - активизация творческого подхода к личности ребенка. Снижение чувства вины родителей, вызванного тем, что их ребенок «проблемный», ведет к лучшей конструктивности в их отношениях с детьми и детским садом.
Встреча 2. Обсуждение на тему: «Какие выгоды приносит такое “проблемное” поведение ребенку дома, в семье?». Цель - понимание неоднозначности любого поведения, осмысление потребностей ребенка. Принятие гипотезы о том, что любое поведенческое проявление ребенка имеет какое-то приспособительное значение и в этом смысле позитивно, помогает родителям оставаться на позициях заботливого взрослого в трудных и непонятных ситуациях. Задача психолога - способствовать превращению беседы в общую, чтобы постепенно перевести ее в обсуждение проблем воспитания.
Встреча 3. Обсуждение на тему: «Представьте себе, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону.
Опишите изменившуюся ситуацию, какой вы ее себе представляете. Какой вы видите роль ребенка в семье? Что уже сейчас помогает ему быть таким или похожим?».
Цели: 1) акцент на сильных сторонах личности ребенка, 2) конкретизация и усиление позитивных целей родителя в отношении ребенка.
Можно надеяться, что в результате такой работы со взрослыми из окружения дошкольника постепенно установится равновесие между требованиями социума и возможностями самого ребенка. «Незримая» поддержка воспитателей и родителей сможет изменить образ ребенка в первую очередь для него самого. Ведь ему и самому хочется быть хорошим. И с помощью взрослых у него это получится гораздо легче.
Иногда бывает достаточно и такого количества встреч, чтобы родители по-другому взглянули на свои отношения с ребенком, его «проблемность». Однако некоторым детям и их родителям требуется более продолжительное вмешательство. Его не может осуществлять психолог, работающий в том же образовательном учреждении, где ребенок посещает педагогические занятия. Родителей нужно будет направить в психологический центр, где детский психолог сможет заниматься с ребенком, в групповом или индивидуальном формате, а родители будут получать психологическое сопровождение.
В этом параграфе мы рассмотрели признаки адаптированности и дезадаптации дошкольника в социальных ситуациях, которые позволят специалисту определить, нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении, или те или иные эмоциональные и поведенческие реакции можно отнести к нормативным проявлениям психического развития. Также были описаны цели и формы работы психолога дошкольного учреждения с родителями и воспитателями ребенка, проявляющего дезадаптивное поведение. Далее мы хотели бы более подробно остановиться на примерах групповой и индивидуальной работы с ребенком.
-
Психологическая работа с эмоциональными
проблемами детей
3.2.1. Групповая психологическая работа с детьми и родителями
Поскольку часто эмоциональные проблемы коренятся во взаимоотношениях ребенка с его родителями, то чрезвычайно успешным может быть проведение совместных игр детей и родителей.
Коррекция системы отношений взрослого человека зависит в основном от его собственного решения и последующей активности. Даже в случае противодействия семьи он все-таки принимает решения относительно своей жизненной позиции самостоятельно. Это не так в психологической работе с детьми. Физическая и психологическая зависимость ребенка от родителей приводит к недостаточной эффективности индивидуальной коррекционной работы только с ним. Влияние родителей на формирующуюся личность ребенка, несомненно, весомее любого терапевтического вмешательства и по силе, и по продолжительности. Именно поэтому коррекция системы отношений у детей обязательно должна сопровождаться встречным процессом - изменением системы отношений у их родителей.