ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1124
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мать принципиально отказывается переводить, так как считает, что «начальная школа - это планка; какую задашь с первого класса, такую ребенок потом и будет ставить». Она понимает все трудности и сложности, готова их преодолевать.
Родителей подтолкнула к консультации ситуация, которая осложнилась в последнее время. Вова начал врать, нецензурно выражаться, портить вещи одноклассников. Украл деньги у родителей и купил себе сласти. Когда родители или учитель пытаются с ним поговорить, все отрицает, утверждая, что это сделал не он.
Родители не знают, что предпринять, - объясняли, наказывали, лишили всего, чего только можно, но ничто не помогает.
Ребенок находится в постоянной ситуации неуспеха и своим плохим поведением активно привлекает к себе внимание. В этой ситуации необходима коррекция родительского поведения. Прежде всего следует обсудить с родителями поиск занятий, деятельности, в которой мальчик перестанет чувствовать себя неуспешным. Возможно, стоит обсудить вопрос с учителем и понизить планку требований и ожиданий.
В данной ситуации многое зависит от родителей и их решения. Первое, что необходимо сделать, - это проговорить возможное развитие событий: что же произойдет, если Вова останется в школе. Продумать и обсудить вероятные варианты поддержки, чтобы был успех в учебе (пригласить репетитора по английскому языку, обратиться к школьному педагогу за помощью), и нормализации детско-родительских отношений (психологическая работа отдельно с родителями и отдельно с ребенком или семейные сессии). Цель таких занятий - прояснение семейной ситуации, коррекция ожиданий матери и отца и реальных возможностей ребенка; со стороны мальчика - выявление сильных сторон, укрепление самооценки, отреагирование напряжения.
Дополнительным важным инструментом становится диагностика способностей, позволяющая определить конкретные сложности в изучении иностранного языка, среди которых - возможная несформированность лингвистических способностей, пробелы в знаниях, сложности запоминания и заучивания материала. Все это позволит выстроить процесс подготовки домашних заданий не только по английскому языку, но и по другим предметам. Вероятно, родители и рады были бы перевести сына в другую школу, но не знают, в какую именно (страх совершить ошибку; у матери есть запрос на «специальную/сильную школу»). Поэтому тестирование способностей с выявлением сильных сторон и зон развития - это возможность определить дальнейший профиль обучения и сориентировать родителей в том, что у ребенка получается хорошо и в каком направлении искать школу, на каких предметах делать акцент.
Также в дальнейшем можно рекомендовать посещение секций и кружков, в которых получится создавать минимальные ситуации успеха. На первых порах - по выходным дням, предварительно обсудив с самим ребенком, чем бы он хотел заниматься и что ему интересно.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 30
Трудности в контакте с учителем.
Фигура учителя, контакт с ним являются основными мотиваторами для ребенка. Если педагог пользуется авторитетом, к нему есть доверие, школьник готов преодолевать трудности, меняться, работать над собой. Если этот контакт нарушается, то прежде всего страдает познавательная мотивация, у детей пропадает желание ходить в школу, делать уроки.
В ситуациях сложного взаимодействия взрослого и ребенка старшему изменить свое поведение легче, так как у него больше опыта, на порядок выше уровень компетенций, а саморегуляция в силу возраста развита лучше. В этой паре взрослый всегда несет большую ответственность за взаимодействие и его результаты. Если возникает вопрос о трудностях в контакте ученика с учителем, важно понять, в чем именно у педагога появляются такие сложности. Это могут быть личностные или неврологические особенности ребенка, несовпадение по типу темперамента, эмоциональное выгорание самого педагога.
Андрею семь с половиной лет. Ребенок воспитывается в полной семье, живет с мамой, папой и старшим братом- подростком. Андрей ходил в детский сад, посещал развивающие занятия и кружки. Проблем и трудностей не было. Родители знают особенности Андрея и понимают, что к нему нужен подход. Он может высказать свое мнение, когда с чем-то не согласен, порой эмоционально реагирует на запреты и просьбы, но договориться с ним удается. Зная эти особенности, родители решили перед школой походить на подготовительные курсы. Они были обрадованы тем, что педагог набирает с курсов первый класс. Андрей попал как раз к этой учительнице.
С сентября педагог стала жаловаться, что Андрей «не умеет себя вести со взрослыми людьми, не соблюдает субординацию». Он может «хихикать», когда она ему что-то говорит, «объяснять, почему он что-то не сделал, когда надо просто сделать, и все». Родители надеялись, что пройдет немного времени, Андрей попривыкнет, учитель сможет найти к нему подход. Но ситуация только обостряется.
На момент консультации у мальчика стало складываться негативное отношение к школе, учителю, детям. Он не хочет учиться. При этом достаточно успешен на дополнительных занятиях, на продленке в школе.
В индивидуальной беседе педагог проговорила, что претензий к Андрею по поводу учебы у нее нет, но она просит родителей «научить ребенка уважать взрослых».
Задача специалиста в этом случае может быть направлена на поиск совместно с родителями путей выстраивания конструктивных отношений с педагогом. Один из путей - формулирование для педагога психологической характеристики ребенка, рекомендаций по взаимодействию с ним.
-
Индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Чаще всего в данной ситуации мы говорим либо о незрелости (физической, психологической, психоэмоциональной), либо, наоборот, об акселерации (опережающем развитии). В классе ко всем детям предъявляются одинаковые требования, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности развития ребенка, его потребности и возможности.
Несоответствие внешних требований и ожиданий реальным возможностям ребенка, как в сторону завышения, так и занижения, проявляется в падении мотивации, неспособности ребенка следовать нормам внешней среды, эмоциональных срывах. Например, ребенок пошел в первый класс в шесть с половиной лет. Родители уверены, что он готов к школе, так как «бегло читает, пишет, считает и общается с детьми постарше». Но школа - это не детская площадка, а класс - не кружок по интересам, где «хочу - играю, хочу - нет». В учебном заведении есть правила, которые надо соблюдать. Мало кто из родителей задумывается о психологической готовности ребенка к школе: насколько сформирована произвольность поведения, каков уровень саморегуляции, будет ли легко ребенку постоянно «догонять» одноклассников не только в учебе, но и в реализации своих интересов.
Бывают случаи, когда ребенок пошел в школу согласно возрасту, но ему свойственна определенная инфантильность - чаще всего в социальной и регулятивной сферах: у него не сформированы коммуникативные навыки, произвольные функции, нервная система не достигла того уровня развития, который необходим, чтобы выдержать школьную нагрузку. Это можно только пережить, переждать, поскольку развитие не происходит ровно, линейно и поступательно, иногда наблюдаются скачки. Понимание и принятие родителями ситуации, готовность выдержать «паузу» вместе с ребенком, не ждать сразу серьезных успехов значительно помогают снизить градус напряжения в семье и наладить детско-родительские отношения.
Другой частый повод для родительских тревог - слишком раннее начало подросткового возраста, поведенческие проявления (провокации, демонстративное отстаивание независимости, нарушение норм и непослушание), которого родители еще не ждут. Ребенок «вдруг» выходит из-под контроля, его привычное поведение резко меняется. Родители теряются и не знают, как себя вести.
Функция специалиста в подобных случаях связана с экспертным информированием, поддержкой, обсуждением с родителями новых форм выстраивания коммуникации с ребенком.
Алисе одиннадцать лет. Воспитывается в полной семье, живет с матерью и отцом. Родители молодые, активно включены в процесс воспитания и обучения. С Алисой никогда не было проблем. Она хорошо училась, на отлично. В классе ее все любят, со сверстниками отношения прекрасные. Учителя всегда отправляли ее на выступления, конкурсы, олимпиады. Помимо школы, посещает множество кружков, которые Алиса выбирала сама, ставив родителей перед фактом.
Мать и отец пришли к психологу в середине учебного года. На момент консультации Алиса училась в четвертом классе. Он был переводной, поэтому дети писали много проверочных работ, готовились к годовым контрольным, им предстояло сдавать экзамены.
В последнее время родителей стала беспокоить рассеянность Алисы, ее нежелание делать те вещи, которые раньше не вызывали у нее трудностей и проблем. Девочка стала больше времени проводить с телефоном и компьютером, общаясь с одноклассниками. «Стали появляться четверки, на днях принесла тройку за домашнее задание». Алисе стало важно, как она выглядит, и она порой часами сидит перед зеркалом и разглядывает себя. Если раньше не обращала внимания на одежду, которую предлагали родители, теперь выбирает наряды. Стала более эмоциональной, может заплакать без причины. Родители предполагают, что это начало подросткового возраста, но хотят убедиться и понять, как им быть и что делать.
После диагностической беседы с девочкой, убедившись в отсутствии каких-либо проблем (со здоровьем, конкретными отношениями), помимо «естественных» для начала подросткового возраста, специалисту стоит сконцентрироваться на обсуждении с родителями особенностей начала пубертатного периода, снятии родительской тревоги, поиске новых форм коммуникации с дочерью.
-
Трудности, связанные с навыками самоорганизации и планирования.
Задачи ребенка в начальной школе, помимо автоматизации основных учебных навыков, состоят также в получении опыта планирования и самоорганизации. По большей части дети в начале школьного периода не умеют это делать. И школа им здесь не всегда хороший помощник; большая часть забот ложится на плечи родителей. Основное «поле» совместной родительско-детской деятельности - организация процесса выполнения домашнего задания. Современные родители в этом вопросе теряются, не знают, «стоит ли сидеть с ребенком при выполнении уроков», или «пускай сам делает». Многие, вспоминая свой детский опыт, возмущаются тем, насколько новое поколение требует постоянного контроля.