ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1128
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Линия развития самостоятельности и организованности берет начало не в первом классе, а значительно раньше. Первые навыки планирования и самоорганизации ребенок получает в быту и в игре. Уже дошкольники могут по просьбе родителей собрать игрушки, разложить вещи, помочь накрыть на стол. Просто это те требования, которые ребенок выполняет время от времени, хотя в некоторых семьях встречаются регулярность и обязательность. Но результаты такой бытовой и игровой «деятельности» не надо показывать постороннему взрослому, и за это не ставят оценки.
Школа же предъявляет новые требования, которые необходимо выполнять ежедневно. Результаты учебной деятельности оцениваются, в классе начинает активно работать механизм социального сравнения. Такая ситуация может вызывать негатив и саботаж со стороны ребенка, эмоциональные реакции со стороны родителя и, как следствие, нарушение детско-родительских отношений.
Владу девять лет. Воспитывается в полной семье, живет с матерью, отцом и бабушкой Сообразительный, умный мальчишка, «надежда всей семьи». Учеба дается ему легко, и больших проблем с успеваемостью нет. Но начиная с детского сада выполнение домашних заданий - это мука и боль всей семьи. Самостоятельно сесть и сделать хотя бы часть уроков Влад не может, поэтому ждет маму. С бабушкой принципиально ничего делать не хочет.
Матери требуется много усилий, чтобы просто усадить ребенка делать уроки. Это всегда сопровождается отсрочкой - «еще немножко поиграть, посмотреть последний мультик, доделать поделку». Ребенок дотягивает до позднего вечера, потом с криком, плачем и скандалом наконец-то садится за стол. «Математика» и «Окружающий мир» ему нравятся, поэтому задания по этим дисциплинам он делает самостоятельно, с удовольствием, мать только проверяет результат. С письмом и чтением - сложнее. Мальчик торопится, допускает много ошибок, помарок, приходится все переделывать. В итоге уроки делаются несколько часов подряд и после них времени ни на что больше не остается. Да и сил, эмоций на общение тоже нет.
Родители посетили с ребенком консультацию невролога и психиатра, но у него все оказалось в рамках возрастной нормы.
Самостоятельности нельзя научиться в момент: объяснили - понял и научился. Это процесс, когда ребенок видит, как делать, пробует вместе со взрослым, затем сам под контролем взрослого, потом уже оказывается способным время от времени действовать без помощи взрослого, иногда запрашивая поддержку. При этом нельзя быть самостоятельным только в подготовке домашнего задания, а в других сферах делать так, как того хочет мать. Это процесс, который захватывает все сферы развития ребенка. И начальная школа - период активного обучения самостоятельности и организованности.
Из приведенного примера видно, что ребенку не хватает четкости в организации процесса выполнения домашних заданий: во сколько начать, сколько по времени делать уроки, когда сделать перерывы, как их провести, в какой последовательности выполнять заданное. Четко обозначить такие рамки могут только родители, у ребенка еще нет для этого ресурсов. И если родитель хочет видеть ребенка самостоятельным, важно быть готовым, что это качество проявится не только в выполнении домашних заданий, но в будущем - в выборе друзей и кружков, проведении свободного времени. Однако сначала необходимо быть последовательным и твердым в помощи ребенку.
То, что кажется взрослому человеку простым и очевидным, не всегда так же понятно детям. Поэтому в указанном примере психолог-консультант обсуждает с родителями, как происходит подготовка домашних заданий. Важно поддерживать самостоятельность мальчика - часть уроков он делает сам. Матери важно хвалить его и отмечать, что это здорово, так как времени на уроки будет уходить меньше.
При подготовке сложных для Влада предметов нужно:
-
Четко определить время, когда следует садиться за уроки. Это как формирование привычки: вначале может быть тяжело и трудно, не исключена бурная эмоциональная реакция, но постепенно происходит привыкание и эмоции утихают. -
Для облегчения перехода можно придумать ритуал, которым начинается выполнение уроков. Например, мать дает сыну конфету или обнимает и говорит: «Мы сделаем это!» Главное - эмоционально зарядить ребенка позитивом, так легче работать и ему, и родителю. -
Ограничить время выполнения уроков. Например, делать задания 40 минут. Дальше учебники закрываются и больше к ним не возвращаются. Если ребенок хочет сам что-то доделать, это предоставляется на его усмотрение. -
Важно предупредить учителя об этих инновациях, чтобы он был готов к тому, что не всегда мальчик придет в класс с выполненными заданиями. -
Продумать, чем семья будет заниматься после выполнения уроков, например приготовит вкусный ужин, погуляет, поиграет в настольную игру, пригласит гостей, или все вместе посмотрят фильм. Позитивный бонус всегда дает стимул.
-
Проверка ребенком границ дозволенного.
Обозначение границ дозволенного, проверка окружающего мира и тех, кто рядом, происходит на протяжении всего развития ребенка.
Но существуют переходные периоды, моменты кризисов - время, когда кардинально меняются формы взаимодействия с внешним миром, формируется и изменяется система ценностей.
Осваивая новые социальные ситуации, ребенок демонстрирует те модели поведения и взаимодействия, которые он знает, но этого может быть недостаточно. Ему интересно искать, проверять, диагностировать новые правила, нормы, ценности. Период обучения в начальной школе - яркий пример перехода на другой уровень социальной жизни (с неизвестными ранее требованиями, ожиданиями, правилами). Формирование и интернализация новой системы правил и стандартов связаны с социальным экспериментированием. Проявляется оно и в том, что ребенок может обмануть, взять чужую вещь без спроса, манипулировать, если видит двойные стандарты и слабость взрослых. Эти изменения затрагивают не только контекст школы, но и ситуации в семье. Если в ней рамки и границы неустойчивы и дошкольник манипулирует родными, в школе это может обостриться. Это демонстрирует приведенный ниже пример.
Феде семь с половиной лет. Воспитывается в полной семье, живет с матерью, отцом и младшей сестрой. С Федей всегда было сложно, он любит добиваться своего, причем в ход пускает шантаж, угрозы, крики, плач или просто отказывается что-либо делать. Он делает только то, что хочет и как хочет.
Вне дома это «идеальный ребенок»; его все хвалят, он всегда помогает, готов преодолевать трудности, с ним можно договориться. Дома же наблюдается нечто противоположное. С поступлением в первый класс ситуация усугубилась, надо ходить в школу и выполнять домашние задания. У родителей нет никаких рычагов управления. Их пугает то, то сейчас ребенку только семь с половиной лет, «но не за горами подростковый возраст, и что же будет дальше?»
Родители водили мальчика на осмотр к невропатологу и психиатру, но все специалисты заявляют, что ребенок развивается в рамках нормы и это психологические трудности.
Ситуация непростая, требует комплексного подхода. Необходимы работа с ребенком, сначала в индивидуальном, затем групповом формате, психологическая поддержка родителей, выработка совместно с ними паттернов поведения, позволяющего «выставить» и поддерживать для сына границы дозволенного.
В ходе работы с родителями психолог-консультант вначале определяет ситуации, когда Федор настаивает на своем и родителям сложнее справиться с напряжением. Предлагаемые ситуации распределяются по трем категориям:
-
«Области запрета». Это ситуации, связанные с жизнью, здоровьем и образованием ребенка. Родители могут выслушать его мнения и пожелания, но решение принимают сами, так как ребенок в силу возрастных особенностей пока не может нести ответственность в этих сферах. В данном случае они могут объяснить, почему не готовы сейчас договариваться и просят выполнять то, что они просят. -
«Область выбора». Это ситуации, когда возможно предложить ребенку выбирать. В подобном случае его мнение учитывается частично, так как варианты все равно предлагает родитель. Например, варианты кружков и секций, которые выбирает ребенок, либо предлагается посмотреть один мультфильм, а вот какой именно - определяет ребенок. -
«Область самостоятельности». Это ситуации, когда ребенок сам выбирает, что и как он будет делать. Например, в выходной день ему предлагается определиться с тем, куда он хочет пойти, чем заняться. Или интересуются, кого он намерен пригласить к себе в гости на день рождения. Понятно, что такие желания корректируются возможностями родителей. Но здесь мера включенности ребенка в процесс обсуждения и учет его предпочтений значимо больше, чем в предыдущих вариантах.
Важно обратить внимание родителей на то, что ребенок не понимает разницы между этими областями. Задача родителей - показать и объяснить ребенку, почему в чем-то они готовы договариваться и обсуждать варианты, а в чем-то - нет.
Также родителям необходимо помочь найти согласие в том, как реагировать на эмоции ребенка и его желание изменить ситуацию по-своему. Надо прояснить, что же можно, а что нельзя делать в семье. Важно, чтобы видение родителей совпадало. Следует оговорить приемлемые для них способы снятия эмоционального напряжения и взаимной поддержки. Не исключена рекомендация посещать родительские группы поддержки или обратиться к психологу, на встрече с которым родители могут задать вопросы и поделиться своими переживаниями.
Что касается мальчика из приведенного случая, то психологу важно обсудить с ним, в каких ситуациях ему бывает сложно найти общий язык с другими людьми (это могут быть как родители, так и сверстники), что это за ситуации, в чем сложность, что он уже пробовал делать и почему, с его точки зрения, не получается договориться. Следует затронуть область выражения негативных эмоций и саморегуляции. В групповой работе надо сделать акцент на совместную деятельность мальчика со сверстниками и на то, что помогает и что мешает договариваться, каковы пути достижения компромисса, что содействует ему в решении сложных проблем.
-
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 30