Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1129

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Запрос на психологическую диагностику.

Довольно часто родители младших школьников формулируют запрос на диагностику способностей ребенка. За этим стоят разные пожелания, тревоги и цели самих взрослых. Прояснение мотивации матери и отца помогает специалисту выбрать адекватный набор диагностических процедур и форму обсуждения результатов диагностики ребенка с родителем.

Перечислим наиболее распространенные ситуации, когда родители запрашивают психологическую диагностику.

  1. Понимание особенностей ребенка, интеллектуального стиля его деятельности и личностных характеристик, которые влияют на процесс обучения. Эта информация нужна, чтобы определиться с тем, как доносить до ребенка нужные знания, готовить уроки и какие особенности следует учитывать при взаимодействии с ним. Поэтому в большей степени необходим акцент на сильных сторонах ребенка и ресурсах его развития.

  2. Выбор школы либо специализированного класса. Для помощи в принятии данного решения лучше всего подойдет диагностика способностей. Ее можно рекомендовать уже для учащегося четвертого класса, так как именно к этому возрасту довольно четко определены базовые способности.

  3. Определение направленности способностей ребенка. Родителям бывает важно понять, в каком направлении развивать ребенка, что тому интересно и в дальнейшем будет получаться хорошо. Иногда такой вопрос встает при выборе кружков и дополнительных занятий. Важно при этом пояснить родителю, что ярко проявляется лишь отчетливо выраженная специализированная одаренность (музыкальные, математические способности). Если же речь идет об обычном ребенке, не стоит слишком рано выбирать специализацию его развития, лучше предоставить ему возможность попробовать свои силы в разных областях.

Приступая к консультированию младших школьников и их родителей, важно помнить, что вышеописанные ситуации и запросы являются типичными, но в каждой конкретной семье они воспринимаются и переживаются по-разному. И профессионализм консультанта состоит в том, чтобы, обладая экспертными знаниями о закономерностях развития, задачах возраста и специфике их решения, найти стиль общения с родителями и ребенком, подходящий и помогающий именно этой семье.


  1. Специфика процесса консультирования младших
    школьников и их родителей


Психологическое консультирование ребенка и его родителей/ законных представителей имеет несколько этапов. Однако в зависимости от возраста ребенка существует специфика консультирования на каждом из них. В представленной таблице 4.1 эта специфика указана.

Таблица 4.1. Специфика этапов консультирования дошкольников, младших школьников и подростков

Этапы консул ы н рока и и я

J Дошкольники

Младшие

III КОЛЫШКИ

Подростки

Соор информации

В большей степени информация собирается у родителей

Информация собирается у родителей и у ребенка, также немаловажную роль играет диагностика

Информация в равной части собирается как от родителя, так и от подростка

Формулирование запроса

Запрос формулирует только родитель

Запрос формулирует родитель и в малой степени ребенок (родитель может выполнять роль озвучивающего, понимающего запрос ребенка)

Запрос в равной мере формулируют родитель и подросток

Клиент

Родитель

Родитель

Родитель

Диагностика

Диагностические процедуры проходят родители и ребенок (большую роль в диагностике ребенка играет метод наблюдения)

Диагностические процедуры проходят родители и ребенок

Диагностические процедуры чаще проходит подросток

Психологическая работа

Работа осуществляется в большей степени с родителями

Работа осуществляется как с родителями, так и с ребенком

Работа осуществляется как

с родителями, так и

с подростком


Из таблицы видно, что в процессе психологического консультирования младших школьников принимают активное участие и они сами, и родители. Диагностика и общение с ребенком дополняют и проясняют картину для специалиста. Кроме того, многие особенности детско-родительских отношений проясняются, если наблюдать взаимодействие в этих парах: выдерживаются ли границы, слушает ли родитель ребенка, кто управляет ситуацией, берет инициативу, как выстраивается контакт родителя с ребенком. В поведении матери и отца можно отследить поведенческие




преобладающем

стиле
паттерны, свидетельствующие родительского отношения.

Организация процесса консультирования младшего
школьника и его родителей


Бывает, что родители перед записью на консультацию уточняют, надо ли приходить с ребенком или лучше прийти одним. Специалисту важно создать целостное представление о том, как обстоят дела в семье, в отношениях родителей и ребенка, поэтому присутствие последнего на консультации обязательно. Также желательно присутствие людей, которые принимают активное участие в процессе воспитания и принимают решения. Чаще всего это родители ребенка, но бывает, что приходят бабушки, дедушки, гувернеры, учителя.

Задача психолога состоит в том, чтобы таким образом организовать процесс беседы, дабы, с одной стороны, собрать всю необходимую и достаточную информацию о ситуации; с другой стороны, обезопасить процесс общения для участников консультации. У родственников и у самого ребенка должна быть возможность высказать свое видение ситуации, поделиться переживаниями, трудностями, пройти диагностические процедуры без присутствия другой стороны. Поэтому важно уже на этапе планирования консультации задуматься о подготовке помещения для обеспечения комфорта и создания доверительной атмосферы. Лучше, если консультация проходит в двух комнатах, либо в одной, но с попеременным участием. Помещения должны быть светлыми, проветриваемыми, с минимально необходимым количеством мебели, не должно быть чего-то отвлекающего внимание либо того, что небезопасно. Нужно подготовить необходимый набор канцелярских принадлежностей (бумага, ручки, карандаши, фломастеры), методический материал для проведения диагностики,


если таковая понадобится. Также не помешает подобрать развивающие игры для ребенка: пазлы, конструктор, книги, головоломки - все, чем ребенок может заняться.

Консультирование детей младшего школьного возраста и их родителей обычно включает как минимум две встречи. Первая - установление контакта с родителем (другими членами семьи, если они пришли вместе) и ребенком, сбор информации, диагностика, «домашнее задание» для родителей. Вторая встреча обычно проводится только с родителем - обсуждение результатов диагностики, углубленный совместный анализ ситуации, обсуждение дальнейших форм работы, подведение итогов.

Первая встреча с родителем и ребенком

  1. Установление контакта. Основные задачи данного этапа - познакомиться, дать возможность осмотреться и привыкнуть к ситуации. Лучше, если уже на этом этапе специалист больше времени уделит ребенку, что снижает тревогу, помогает формировать доверие к психологу, а в дальнейшем способствует открытости и искренности школьника. При знакомстве можно уточнить, с кем он пришел, какое у него настроение, чем любит заниматься, какие кружки посещает.

Знакомство с ребенком лучше проводить в присутствии родителей для снижения тревоги у всех членов семьи, формирования настроя на совместную работу. В момент знакомства у специалиста есть уникальная возможность наблюдать детско-родительские отношения. Следует обращать внимание на то, как ребенок выстраивает беседу, запрашивает ли помощь родителей, как родитель реагирует на ответы и поведение ребенка (поправляет, подбадривает, стремится ответить за ребенка).

  1. Сбор информации. Цель данного этапа - собрать как можно больше информации о ситуации, которая тревожит (прежде всего родителя) прояснить запрос и сформулировать рабочие гипотезы.

Задачи этого этапа при консультировании младших школьников являются сквозными для всей консультации. Наблюдения специалиста за взаимодействием родителей и ребенка, беседа с родителями наедине и общение с ребенком - все это дает возможность выстроить целостную и полную картину происходящего.

На этапе сбора информации необходимо предложить родителю побыть в соседнем помещении, пока идет разговор с ребенком, а затем дать ребенку выполнить задание (рисование, настольная игра), но не в том помещении, где происходит беседа с родителем. Таким образом, мы создаем ситуацию безопасности для последнего, и у него есть возможность проговорить свои сложности, страхи, тревоги, опасения, трудности. Одновременно предоставляем возможность и ребенку проговорить свое видение ситуации также в комфортной и безопасной для него обстановке.


На этом этапе важна диагностика как дополнение к той информации, которая получена из беседы и наблюдения.

Встреча строится следующим образом.

  1. Рассаживаем родителей и ребенка в разных помещениях и предлагаем школьнику порисовать (нарисовать семью, дерево, человека, дом и т. д.).

  2. Беседуем с родителями, проясняем и формулируем запрос, выдвигаем рабочие гипотезы, проводим диагностику детско- родительских отношений. Здесь важно собрать максимально необходимую и достаточную информацию, так как трудность (особенность поведения ребенка), с которой обращаются родители, накладывает отпечаток на детско-родительские отношения, а также поведение ребенка дома и за его пределами (в школе, в кружках, при общении со сверстниками).

Необходимо выяснить ряд аспектов.

• Когда проявилась данная трудность, какова динамика ее развития во времени, что происходило и как ситуация менялась?

  • Что родители предпринимали для преодоления трудностей, как поступали, реагировали, что делали и был ли результат? Если да, какой эффект был достигнут и как долго держался, если нет, то предположения родителей о причинах этого.

  • Проявляется ли данная трудность (особенность) в социальных ситуациях (школа, кружок, общение со сверстниками на площадках, в общественных местах)? Если да, то как родители реагируют, что предпринимают. Если нет, с чем это может быть связано.

  • Какую обратную связь дают специалисты, взаимодействующие с ребенком (педагоги, руководители кружков, тренеры)? Важно понять, проявляется ли особенность, которая тревожит родителей, только дома, в детско-родительских отношениях, либо она распространяется на другие ситуации взаимодействия. Можно прояснить, как специалисты поступают и что делают в данной ситуации, идут ли на контакт с родителем и готовы ли сотрудничать.

  • Стоит ли ребенок на учете у каких-либо специалистов? Если да, то какие диагнозы поставлены, какие препараты, лечебно­профилактические процедуры ребенок получает на данный момент. Уточнить, как часто ребенок болеет во время учебного года, какими заболеваниями. Выяснить, нет ли хронических заболеваний у ребенка и в его окружении.

  • Какова семейная ситуация? Полная/неполная семья, есть ли у ребенка братья/сестры, участвуют ли (и как активно) в воспитании другие члены семьи (бабушки/дедушки)?

  • Какова нагрузка ребенка? Ходит ли в школу и в какую - обычную, специализированную; остается ли на продленный день, какие кружки посещает и как долго? Есть ли у ребенка свободное время и как он его проводит? Как семья проводит выходные?