ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1132
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросов, которые надо задать родителям, очень много, и, соответственно, консультант получает большое количество информации. Его задача - всю эту информацию сложить в единую картину. Итогом работы будет формулирование запроса со стороны родителя, а также создание рабочих гипотез у консультанта.
Беседа с родителями заканчивается тем, что еще раз проясняется запрос и родителям выдвигаются рабочие гипотезы, которые и будут в дальнейшем проверяться. Кроме того, консультант предлагает матери и/или отцу заполнить методики для диагностики детско- родительских отношений. Будет лучше, если ими окажется не только опросник, но и проективная методика, которая поможет точнее понять особенности контакта родителя и ребенка.
После беседы с родителями психолог-консультант разговаривает с ребенком и проводит диагностические процедуры для проверки рабочих гипотез. Успешность этого этапа во многом зависит от выстроенного с ребенком контакта, доверия его к психологу. Дети достаточно быстро адаптируются и охотно отвечают на вопросы, рисуют, обсуждают различные темы, готовы выполнять задания. Сопротивление бывает, но оно обычно обусловлено личностными особенностями ребенка либо его усталостью.
Еще раз подчеркнем, что на протяжении всего этапа сбора информации важно наблюдать и отмечать особенности родителей, ребенка и их контакта. Все это поможет в дальнейшем лучше разобраться в сложившейся ситуации, посмотреть на нее с различных сторон, дополнить результаты диагностики.
-
Подведение промежуточных итогов. Консультант возвращается к родителям и сообщает в целом, что они делали вместе с ребенком, какие темы были затронуты, какие задания ребенок выполнял. При этом важно соблюдать конфиденциальность и уважение к той информации, которой ребенок поделился с психологом; родителям информация предоставляется в объеме, необходимом для решения запроса. Если к этому моменту у консультанта есть важная информация для родителя, имеет смысл ею поделиться. Хорошо дать «домашнее задание» - то, что поможет нормализации детско- родительских отношений, снятию напряжения и повышению уверенности родителя. -
Выход из контакта. Прощание и договоренность о второй встрече с родителем без ребенка.
В перерыве между двумя встречами консультанту необходимо проанализировать результаты диагностики, сформулировать базовую гипотезу, обозначить основную сложность (главную причину происходящего), благоприятный и неблагоприятный прогнозы, продумать рекомендации, варианты дальнейших форм работы с семьей (индивидуальные занятия, групповая работа).
Особенности взаимодействия с родителями в ходе первой
встречи с консультантом
Часто при первой встрече родители эмоционально сильно напряжены, говорят о наболевшем. Поэтому дополнительной целью данного этапа выступает поддержка родителя. Из практики можно выделить три типа родителей, которые приходят на консультации.
-
С четким и структурированным представлением. Они долго размышляли, искали информацию в Интернете, читали книги, обсуждали ситуацию с родственниками и знакомыми. Чаще всего эти родители приходят со списком уже сформулированных вопросов. Работать с такими родителями проще, так как они готовы рассматривать ситуацию с разных сторон. Но здесь важно не попасть в ловушку, когда родитель много раз рассказывает одно и то же. Со стороны консультанта нужно проявлять и перехватывать инициативу, выстраивать беседу. -
Полная противоположность первым. Их приход на консультацию был скорее спонтанным; ситуация ими воспринимается глобально, эмоционально и крайне негативно. Эти родители приносят эмоции, а не конкретные мысли по поводу происходящего. Очевидно, что их побудило прийти либо обострение той трудности, которая присутствует в семье, либо появление ситуации, которая им непонятна; они не знают, что делать и как поступать. С такими родителями работать сложнее, так как сначала необходимо снять напряжение, дать им возможность выговориться, а уж потом начинать собирать информацию. -
Приходят с общим запросом, начинают издалека, смешивают причины и следствия, различные проявления ребенка, подробно описывают конкретные (не всегда значимые) события. Им самим сложно определиться, что они хотят, поэтому могут переключаться с одного запроса на другой. Со стороны консультанта важно четко и последовательно прояснять и уточнять запрос, выстраивать границы, поскольку таким клиентам сложно остановиться и сконцентрироваться.
Работая с ребенком младшего школьного возраста и его родителями, консультанту нужно уметь установить контакт и понять запросы родителя как основного клиента, несущего ответственность за здоровье и развитие ребенка, до определенного момента принимающего решения относительно его судьбы. Учитывая эти обстоятельства, важнейшая задача консультанта - понять родителя, наладить с ним диалог и совместно отыскать пути решения проблемы, используя свои экспертные знания.
Вторая встреча с родителем и ребенком
Вторая встреча посвящена обсуждению результатов диагностики, реализации запроса клиента, обсуждению дальнейших форм работы, подведению итогов. На этой встрече консультант работает только с родителем. Рассмотрим этапы консультирования на второй встрече:
-
Восстановление и поддержание контакта. Контакт с родителем уже установлен, но прошло время, могли произойти какие-то события; поэтому основная цель этапа - восстановить контакт и настроить родителя на совместную работу. Например, поинтересоваться, как дела у ребенка, что изменилось со времени первой встречи. Если родителю предлагалось «домашнее задание», важно узнать, удалось ли его выполнить; если да, то что заметили, есть ли какие-либо перемены. -
Обсуждение результатов диагностики. На этом этапе задача консультанта - еще раз озвучить сформулированный запрос и рабочие гипотезы, которые были выдвинуты при первой встрече. При рассказе о результатах диагностики надо выделить для родителя то, что возможно корректировать и на что влиять (ситуативные проявления и факторы, которые вызывают эти поведенческие реакции), а что изменить нельзя, что является личностными или возрастными особенностями ребенка.
Для лучшего восприятия информации уместно было бы наглядно представить результаты диагностики ребенка в сравнении с возрастными нормами. Это могут быть графики, таблицы, диаграммы, где отображены результаты реального ребенка и среднегрупповые значения.
Итогом работы на данном этапе будет понимание родителем ситуации, осознание мотивов поведения ребенка, представление о механизмах возникновения трудности, послужившей поводом обращения к специалисту.
В ходе обсуждения родители часто спрашивают разрешения фиксировать информацию - письменно или на диктофон. Для родителя это бывает полезно, так как он, во-первых, таким образом структурирует информацию, во-вторых, может затем к ней обращаться сам или донести до других членов семьи.
-
Подведение итогов. Это заключительный и очень важный этап, так как он показывает, насколько продуктивна была работа как со стороны консультанта, так и со стороны родителя. Можно следующим образом очертить круг задач консультанта:
-
максимально четко и конкретно сформулировать основную сложность, причину происходящего; -
описать благоприятный и неблагоприятный прогнозы развития ситуации;
• предоставить рекомендации, исходя из сформулированного запроса и выдвинутой гипотезы.
Родителям иногда бывает сложно сформулировать резюме, поэтому необходимо при обсуждении результатов более четко делать акценты на основных моментах.
Также на этом этапе следует обсудить необходимость дальнейшей работы с родителем, ребенком или всей семьей в целом, если в подобном есть необходимость.
-
Выход из контакта. Прощание и договоренность о дальнейшем взаимодействии. Здесь возможны следующие варианты.
В ходе консультации родителем и психологом обозначены пути преодоления ситуации, которые могут реализовываться без активного участия специалиста. Важно проговорить, что результат от работы не наступит сразу, для него необходимо время. Поэтому можно предложить промежуточную встречу, например через месяц. Работа психолога может быть закончена после второй встречи с родителем (когда даны обратная связь родителю и рекомендации - что и как делать). Дальше семья отправляется в «свободное плавание», но предварительно нужно договориться о контрольной/ промежу-точной встрече, чтобы понять и оценить результат: все ли получается на этом этапе, есть ли улучшения; если они происходят, выяснить, что родитель делает (закрепить полученный результат). Если улучшений нет, то мы опять возвращаемся на первый этап консультирования и формулируем запрос. Цель контрольной встречи - обсудить достигнутые результаты. Также немаловажна поддержка клиента, повышение его родительской уверенности.
Если в ходе консультации психологом и родителем принято решение о групповых или индивидуальных занятиях с ребенком для разрешения его сложностей, то в таком случае оговаривается формат, режим дальнейшей работы.
Это могут быть индивидуальные занятия с семьей, с родителем и/ или ребенком. Их цель - помочь и поддержать семью в изменении сложившейся ситуации. Чаще всего это бывает, когда трудность в детско-родительских отношениях возникла давно и длится, обрастая новыми сложностями. При этом самостоятельно родителям сложно сразу достичь желаемого результата, увидеть позитивные изменения.
Другой вариант - групповая работа, отдельные тематические занятия для ребенка и семинары-тренинги для родителей. Их задача - улучшение родительской компетенции и осознанного подхода к процессу воспитания, а также конструктивное развитие ребенка.