ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1133
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменчивость подростка затрагивает и характер его интересов (их структуру и содержание). Можно сказать, что смена «доминанты интересов» [Выготский, 2005] отчасти описывает внутренние изменения подростка в процессе его взросления. Обратим внимание на основные доминанты.
-
«Эгоцентрическая», которую отметил Л. С. Выготский. Это интерес к себе, своей личности. Собственное Я становится точкой отсчета для оценок событий и отношений, для принятия решений. Можно сопоставить это с одной из сторон идентичности: осознавание собственной особости, несхожести с окружающими, уникальности. -
«Доминанта дали». Характеризует формирование установки на большие масштабы и дела, по-настоящему интересную жизнь. Временная перспектива развивается, расширяется. Видение будущего становится более насыщенным. В это время подросток впервые всерьез задумывается о своей конечности. Взросление невозможно без размышлений о смерти [Лебедева, 2015]. -
«Доминанта усилия». Характеризует готовность и желание подростка к сопротивлению, волевому усилию в достижении своих целей. Постепенно уходит импульсивность. Подростку становится проще управлять своим поведением. Он все более становится способным подчинять принятие решений не сиюминутным желаниям, а важным, часто удаленным во времени целям. Формируется способность планировать достижения. -
«Доминанта романтики». Романтическое отношение к жизни противостоит восприятию окружающего как обыденного, привычного. Поэтому так привлекательно все необычное, таинственное, неизвестное. Романтическое отношение порождает мечтательность, склонность к идеализации. Особенно это имеет отношение к предмету первой влюбленности, друзьям. Часто также касается значимых взрослых, выбранных как образцы для подражания. Иногда это учителя, кумиры истории, кино, спорта или даже исторические личности. Их жизнь представляется насыщенной исключительно необыкновенными встречами и событиями. Кроме того, характерна потребность подростка в героизме, значительных поступках.
Еще пример из практики консультирования (Анна Р 14 лет).
Мне бы хотелось больше всего, чтобы меня заметили, сделать что-то необыкновенное, не быть как все! Если я буду модельером, то таким как Вивьен Вествуд: она же моду перевернула! Если художником, то буду только акционистом! Писать картины, пейзажи там всякие или даже абстракции - этим никого не удивишь. Обычное дело.
2. Эмоциональность подростка.
Резкие перепады настроения (от активности до апатии, от эйфории до уныния).
Причин повышенной эмоциональности в этот период более чем достаточно, как физиологических (гормональная буря), так социальных (психологическое отделение от родителей) и психологических (повышенная внутренняя неустойчивость). С одной стороны, подросток внутренне неустойчив; с другой, очень многие важные события и его впечатления появляются впервые. Это создает дополнительную почву для ранимости. Особенно сильными могут оказаться любовные переживания. Они часто неожиданны и глубоки. Первая любовь нередко остается не только безответной, но и тайной, никому не доверенной.
Мучительные чувства питают сомнения в себе. Порой первый опыт отвержения может стать настоящим травматическим переживанием и оставить глубокий след на всю жизнь. Подростки боятся обсуждать чувства не только с родителями, но и с психологами. В данном случае вариант онлайн-консультирования оказывается вполне приемлемым, так как позволяет оставаться инкогнито и при этом разделять свои глубокие переживания и чувства.
3. Формирование абстрактного мышления и критичности.
Подросток, как никогда ранее, способен к критичной оценке событий и поступков окружающих его людей, а также часто и себя самого. Он начинает видеть мир по-новому, под иным углом зрения, отличающимся от того, к которому привык и который ожидают увидеть окружающие.
Развитие абстрактного мышления, с одной стороны, создает условия для уравновешивания избыточной эмоциональности, а с другой - служит дополнительным фактором внутренней противоречивости подростка.
4. Внутренняя противоречивость, амбивалентность подростка.
Она буквально пронизывает всю внутреннюю жизнь молодого человека. Эта противоречивость осознается и самими подростками.
Вот неполный список противоречий, выявленный ими самими в процессе групповой работы:
-
стремление влиться в группу - стремление выделиться; -
стремление к самостоятельности - ожидание помощи; -
желание проверить свои силы - ощущение беспомощности; -
желание быть принятым, значимым для других - недоверие к окружающим; -
желание быть взрослым - недоверие к миру взрослых; -
ранимость - демонстративная грубость; -
потребность в романтике - цинизм; -
желание иметь свою точку зрения - стремление иметь кумира, примыкать к чужим авторитетам; -
потребность в общении - потребность в одиночестве; -
острые сексуальные переживания - боязнь этого опыта.
Можно было бы продолжить этот список противоречий, разрывающих внутренний мир подростка. Стараясь противостоять собственной противоречивости, преодолеть ее и тем самым облегчить себе процесс самоидентификации, подростки, по нашим наблюдениям за их проявлениями в процессе консультирования и групповых занятий, обычно выбирают два варианта поведенческой стратегии.
Первый вариант проявляется в повышенной стереотипизации поведения, прикрепленности к тому или иному полюсу. На разнообразные вызовы среды подросток реагирует более или менее однозначно. Например, на повышенную эмоциональность, напряженность ситуации - неумеренными шутками, говоря подростковым языком, «приколами».
Другой вариант связан с резким переходом от одного типа реакции к противоположному, от одного полюса - к другому; например, от романтичности к цинизму. На самом деле мы имеем дело не с одной стереотипной реакцией, а с двумя. Подросток как будто ставит себя в условия выбора: «либо - либо», «пятьдесят на пятьдесят», «все или ничего». Назовем это поляризацией выбора.
Сознательное или подсознательное обострение внутренних противоречий, казалось бы, облегчает задачу: проще выбрать из двух вариантов, чем из десяти или ста. Однако такая постановка вопроса лишь усугубляет проблему. Подобный выбор является, согласно динамической концепции мотивации А. Г. Асеева [Асеев, 1982], одним из механизмов повышения мотивационного напряжения, вызывая соответственно и дополнительное эмоциональное напряжение.
Если бы подростку было доступно проявление всего спектра реакций в зависимости от требований ситуации, то, несомненно, мы могли бы говорить о поведенческой гибкости и, как следствие, большей адаптивности.
Следовательно, одна из задач психологического консультирования подростка заключается в том, чтобы способствовать развитию его способности к более реалистичной и тонкой оценке ситуации, умению видеть нюансы. Это позволяют сделать умело поставленные вопросы по ситуации, представленной клиентом, уточнения, спокойная проработка вариантов решения. Если удается помочь подростку оценить ситуацию в деталях, консультант оказывает ему поддержку в решении одновременно двух задач.
Активизация размышлений, рассуждений помогает снижению высокого уровня эмоциональности подростка и одновременно принятию решения на основе выбора из множества вариантов.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 30
5. Осознание собственной психологической независимости от родителей. Психологическая эмансипация.
Это новое осознание себя порождает много проблем как для самих подростков, так и для их родителей. Формы, в которых подросток переживает свой новый статус, чаще всего и имеют в виду, когда говорят о подростковом бунте. Зачастую смена авторитета - с семьи на сверстников - происходит очень резко и напоминает полное отвержение семейных ценностей. Это можно рассматривать как еще одно из противоречий подросткового возраста: избавляясь от зависимости семьи, подросток может попасть в новую зависимость от других людей или групп.
-
Ощущение собственной «непохожести», уникальности.
«Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин» - вот такими словами Франца Кафки открывается роман Ф. Мориака «Подросток былых времен». Это переживание, становясь необходимым в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», может как послужить причиной сложного формирования конструктивных отношений со сверстниками, так и осложнить выстраивание нового формата отношений с родителями. Подростку кажется, что таких чувств до него никто не переживал, таких проблем ни у кого в мире не возникало. «Меня никто не понимает», - часто говорят подростки.
Ощущение собственного отличия от других может привести к чувству одиночества, изолированности.
-
Повышенная чувствительность к получаемому опыту.
Когда сознательный анализ получаемого опыта затруднен, интериоризация его происходит бессознательно. В этом случае следует говорить о незащищенном бессознательном, где легко и непроизвольно может запечатлеться многое.
Неблагоприятные влияния, травмирующие впечатления, случайные поведенческие образцы, эффектные идеи - все это способно проникнуть во внутренний опыт подростка в непереработанном виде. Эта особенность подросткового возраста накладывает дополнительную ответственность на психолога- консультанта.
8. Состояние астенизации у подростков.