ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1137
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
предподростковый период (с 11-12 до 13-14 лет), предвестник подросткового бунта; -
средний подростковый период (с 13-14 до 16-17 лет); -
поздний подростковый период, в других периодизациях - юношеский возраст (с 17 по 19 лет).
Таким образом, можно отметить, что даже внутри периода подросткового возраста выделяются более дробные периоды, и в каждый из них перед подростком стоят свои возрастные задачи, жизненные цели; проблемы у подростка в 12 лет и юноши в 17 отличаются. В этот период жизни подростку предстоит решить ряд важнейших задач, что позволит ему ощутить себя по-настоящему взрослым.
-
Психологические задачи подросткового возраста
Чтобы подросток «уцепился за перекладину взрослости» и таким образом обрел новую опору, он должен решить ряд серьезных, фундаментальных психологических задач. Только справившись с ними успешно, он сможет обрести ощущение собственной целостности и взрослости.
Вот как формулирует эти задачи замечательный исследователь отрочества М. Кле [Кле, 1991]. Она связывает их с четырьмя сферами жизни подростка: тело, мышление, социальная жизнь и самосознание.
1. Пубертатное развитие. Тело подростка существенно изменяется, соответственно, это порождает следующие задачи развития:
-
Построение нового образа своего телесного Я и связанной с этим мужской или женской идентичности. -
Постепенное формирование взрослой сексуальности.
-
Когнитивное развитие. Интеллектуальное постижение мира подростком отличается от способов познания детей. По мнению М. Кле, в подростковом возрасте происходят не только количественные, но и качественные преобразования в интеллектуальной сфере:
-
Становление абстрактного мышления. -
Раздвижение границ видения временной перспективы.
-
Существенное изменение социальных связей и механизмов социализации. Влияние семьи на подростка постепенно ослабевает, а влияние окружения сверстников, напротив, растет. Мнение сверстников является референтным при выборе норм поведения и определяет социальный статус в группе. Эти изменения предполагают, что подросток способен справиться с решением следующих задач развития.
-
Выход из-под родительской опеки, обретение психологической независимости. -
Обретение устойчивого положения в группе сверстников.
-
Становление идентичности.
-
Осознание подростком своей протяженности во времени, связывание воедино своего прошлого (детства) и проектирование будущего. -
Отделение себя от родительских образов, которые были некритично присвоены ранее. -
Формирование целостности Я в связи с выбором профессии, принятием половой идентичности и идеологических установок.
Итак, центральное звено подросткового кризиса - поиск устойчивых представлений о себе, становление зрелой идентичности. Этот процесс может развиваться по негативному и позитивному сценарию.
Негативные варианты:
-
Неготовность или неспособность подростка создать более сложную систему образа Я. Это может выразиться в стагнации личностного развития, фиксации на определенных, инфантильных формах поведения, личностном регрессе. -
Следование предписанным нормам поведения или примерам, указаниям взрослых. Вариант отсутствия произвольности, субъектности, минимизации затрат в процессе адаптации. -
Пассивность, стремление остаться в тени, признание своей малой ценности и низкой значимости - это тоже вариант минимизации усилий. Как сказал один из подростков на групповых занятиях: «Дураком и незаметным быть просто...»
Позитивные варианты:
-
Постоянное исследование своих возможностей, поиск новых ресурсов. Обнаружение новых способностей и возможностей приводит к необходимости принятия более сложного образа себя. Задача непростая, поскольку этот образ может быть противоречивым. Однако результатом окажется творчески выстроенная Я-концепция. -
В случае возникновения сложных ситуаций - отказ от стереотипных вариантов поведения, опора в первую очередь на внутренние ресурсы. -
Выбор пути развития, избегание комфорта и безопасности ради достижения целей.
При проживании возрастного кризиса подросток находится в постоянном поиске своего истинного Я. Это период болезненных колебаний между позитивным и негативным представлением о себе. При конструктивном завершении взросления подростку удается объединить разнообразные представления о себе (молодой человек, хоккеист, друг, сын, весельчак и т.д.), накопленные за свою жизнь, и спроецировать их в будущее. Если этого сделать не удается, человек остается в состоянии спутанной идентичности, что неизбежно сопровождается постоянными тяжелыми переживаниями, сомнениями в себе, своем будущем, своих отношениях с другими людьми.
Подобный процесс поиска может затягиваться, иногда на годы, иметь много вариантов. Э. Эриксон [Эриксон, 1996] для описания такого состояния ввел специальный термин «психический мораторий» (или «психологический мораторий»). В этот период молодой человек или девушка может исследовать и даже экспериментировать с разными ценностями, целями и ролями в поисках взрослого себя, не принимая окончательного варианта. Часто психический мораторий мы можем видеть у одаренных, наделенных многими способностями людей.
Один из подростков, участников «Программы поддержки развития интеллектуально одаренной молодежи»[14], А. Р., 16 лет, рассказал: «Я уже устал думать о себе и своем будущем. Иногда просто тоска берет. Раньше все было понятно, стану врачом, как папа и мама, а теперь... не знаю, чего хочу. То на математике сосредоточусь, то биологией займусь. В прошлом году участвовал в шести разных олимпиадах и везде получил дипломы. не помогло.»
Если этот период затягивается или кризис не преодолен, формируется диффузия идентичности. И это существенное основание для начала консультативной, а в ряде случаев и психотерапевтической работы.
Признаком успешного завершения подросткового кризиса служит сформировавшееся (может быть, пока не всегда устойчивое) чувство собственной взрослости. Хотя мы используем слово «чувство», речь идет о многостороннем психологическом феномене, имеющем когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.
-
Когнитивная составляющая — осознание себя как взрослого человека и ожидание, что окружающие будут воспринимать тебя и относиться к тебе как к взрослому. Это осознание складывается из понимания своей ответственности и прав, того, как тебя воспринимают окружающие. Существенным для данного возраста является осознание своей конечности и поиск ответов на вопросы смысла жизни. -
Эмоциональная составляющая — возникновение взрослых переживаний. Это и первая любовь, часто остающаяся без ответа, и глубокие экзистенциальные переживания. -
Поведенческая составляющая — овладение образцами и моделями поведения взрослых. В поведении появляются взвешенность, гибкость, стремление сотрудничать, привычка к саморегуляции. В подростковом возрасте часто возникает стремление одеться по-взрослому.
Встречаются и псевдовзрослые варианты поведения. Например, когда девушки перебарщивают с косметикой, молодые люди начинают употреблять алкоголь, курить. В качестве подтверждения взрослости возникают такие негативные проявления, как намеренная грубоватость манер и речи. Все это демонстрация внешних, слишком упрощенно понимаемых моделей поведения взрослых («я уже могу это себе позволить!»).
Обобщая сказанное, нужно отметить, что подростковый кризис - многосторонний, системный, затрагивающий разные аспекты внутренней жизни человека [Крайг, Бокум, 2016]. В его центре - поиск человеком собственной зрелой идентичности. Критериями конструктивного выхода из кризиса может быть решение следующих жизненных задач [Лебедева, 1998].
-
Самоидентификация, становление самосознания, в том числе и преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности. -
Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адаптация к этому новому состоянию. Обретение друга (подруги). -
Обретение подлинной психологической независимости, психологическое отделение от родителей. Эмансипация. -
Окончание школы, получение профессии или выбор дальнейшего обучения. Профессиональное самоопределение. -
Новый виток социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких, эмоциональных отношений с друзьями. -
Начало осознавания своего предназначения, анализ возможных вариантов своей будущей судьбы.
Из необходимости решить задачи взросления проистекают особенности психологии подростка и наиболее типичные проблемы, с которыми тот обращается к психологу. Нетрудно заметить также, что не только содержание этих задач лежит в разных областях, как об этом писала М.Кле [Кле, 1991], но и все они чрезвычайно важны, первостепенны для становления взрослости. А потому нельзя отложить на более поздний период жизни ни одно из их решений. Логика развития молодых людей делает жизненную ситуацию очень сложной и напряженной, так как требования адаптироваться к новым уровням социализации (задачи 3, 4, 5 и отчасти 2) явно вступают в противоречие с задачами углубления внутренней жизни (1, 2, 6).
Вот как это формулирует устами подростка В. Тендряков в повести «Ночь после выпуска»: «Мы хотели наслаждаться синим небом, а нас заставляли глядеть на черную доску. Мы задумывались над смыслом жизни, а нас неволили - думай над равнобедренными треугольниками. Нам нравилось слушать Владимира Высоцкого, а нас заставляли заучивать ветхозаветное: “Мой дядя самых честных правил...” Нас превозносили за послушание и наказывали за непокорность».
Невозможно полностью сосредоточиться только на одном из аспектов своей жизни, пренебрегая другим. Перед подростком открывается пространство сложных взрослых переживаний и идей, рождается потребность постичь мир другого человека и найти эмоционально близких людей, а главное - понять себя. При этом остро стоит вопрос о соответствии требованиям общества: успешное завершение обучения в школе и выбор профессионального пути.
-
Психологические особенности подростков, которые
необходимо учитывать в процессе психологического
консультирования
В консультативной работе психолог учитывает особенности подросткового возраста, разделяя типичное, даже естественное в поведении клиента, и индивидуальные сложности и проблемы.
1. Высокая скорость и глобальность изменений, которые происходят с подростком.
Зачастую он не успевает адаптироваться к этому.
Юля. К., 15 лет: «Я начала вести дневник и все записывать, чтобы, когда я стану взрослой и у меня будут дети-подростки, прочитать и все вспомнить, понять. А то уже сейчас я совсем не помню, какой я была и о чем думала, когда мне было двенадцать...»