Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1134

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя итоги вышесказанному, подчеркнем, что источниками информации для анализа и обсуждения в ходе консультирования родителя и младшего школьника являются:

  • разговор с родителем, в ходе которого проясняется запрос и собирается максимум информации об особенностях развития ребенка, семейной и школьной ситуации;

  • наблюдение за поведением ребенка и родителя, их взаимодействием в ходе консультации;

  • результаты психодиагностики ребенка и родителя.

Только на основе всей полученной информации специалист обсуждает совместно с родителем ситуацию, осуществляет поиск путей ее разрешения и коррекции.

Младший школьный возраст - период кризиса от начала школьной жизни до старта подросткового возраста, что объективно служит причиной сложностей адаптации ребенка к тем или иным (прежде всего связанным со школой) ситуациям.

Ответственность за ребенка несет родитель, он обращается к специалисту за помощью в решении проблем ребенка, и консультанту следует ориентироваться в первую очередь на его запрос, дополняя информацией, полученной в ходе диагностики и общения с ребенком.

Ребенок младшего школьного возраста объективно не владеет в достаточной мере навыками рефлексии, особую роль в формировании полного видения ситуации, проверки рабочих гипотез консультирования играют результаты психодиагностики.

Ведущую роль для детей младшего школьного возраста играет атмосфера в семье, помощь и конструктивная поддержка со стороны родителей. Это обусловливает необходимость психологической работы с родителями, включающей диагностику их родительского отношения и стиля воспитания, с последующим обсуждением и коррекцией.

Успешное консультирование детей младшего школьного возраста предполагает установление контакта с родителями, совместный анализ ситуации с использованием экспертных знаний специалиста и выработку согласованных решений относительно организации жизни ребенка и выстраивания отношений с ним. Для ребенка же гармоничное прохождение этого этапа развития формирует базу успешного преодоления сложностей предстоящего подросткового периода.

Контрольные вопросы


  1. Перечислите задачи младшего школьного возраста, в чем их специфика?

  2. В чем отличия данного возрастного этапа от дошкольного и подросткового?

  3. Перечислите основные новообразования младшего школьного возраста.

  4. Чем отличается кризис семи лет от кризиса одиннадцати лет?

  5. Какова роль педагога в процессе развития младших школьников?

  6. Как меняются детско-родительские отношения при поступлении ребенка в школу?

  7. Перечислите факторы, способствующие успешной адаптации ребенка в начальной школе.

  8. Перечислите основные этапы первой встречи с ребенком младшего школьного возраста и его родителями.

  9. Какие типичные трудности могут стать поводом обращения родителей ребенка младшего школьного возраста за консультацией к специалисту?

Глава пятая
Психологические особенности подросткового
возраста


  1. Подростковый возрастной кризис - кризис взросления

Подростковый возраст считается одним из самых сложных психологических периодов жизни человека. Он является переходным от периода детства к периоду взрослости. Во все века на этот возраст обращалось особое внимание, в языческих культурах проводились обряды инициации, в результате которых ребенок считался взрослым или должен был еще ждать год до того, как его таковым признает сообщество. Первыми внутренние процессы, происходящие в душе подростка, описали не психологи, а писатели и философы. В частности, Ж.-Ж. Руссо в романе «Эмиль» обратил внимание на особую роль этого периода взросления человека как начала осознавания себя, своих чувств и отношений с другими людьми. В трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» смерть матери и сложные впечатления и переживания этого страшного события в одночасье переносят главного героя из детства совсем в другой мир переживаний и мыслей, уже подростковый.

Научную традицию исследования подросткового возраста принято связывать с именем С. Холла и его книгой, вышедшей в 1904 г. «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием» [Возрастная психология, 2003]. Его понимание процессов, происходящих в подростковом возрасте, актуально и во многом формирует принципы и подходы к консультированию подростков сегодня. Именно С. Холлу принадлежит столь распространенная характеристика подросткового возраста как периода «бури и натиска». Очень точная формулировка. Эмоциональные «бури», сопровождающие этот возраст, плюс «натиск», наступление на ограничения детства, семейных правил, культурных традиций - список раздвигаемых границ можно продолжить. Именно поиск себя, внутренние бури, сопровождающие этот поиск, и изменчивость являются сутью подросткового возраста.



В подростковом возрасте человек переживает резкие изменения, которые создают ситуацию неопределенности, даже непредсказуемости будущего. Подросток понимает, что не может влиять на многое из того, что с ним происходит: на изменения тела, на резкие перемены в сфере своих предпочтений и т.д. Это волнует и пугает. Все, кто работает и с детьми, и с подростками, замечают, как принципиально может измениться ребенок, переходя рубеж подросткового возраста. Э. Эриксон [Эриксон, 2019] сравнивал данный период с прыжком акробата, работающего с трапецией: он должен оттолкнуться от одной перекладины (детство) и ухватиться за другую (зрелость). В большинстве случаев подростковый возраст проявляет себя как кризисный.

Психологический кризис - это «особое, тяжелое, достаточно длительное критическое состояние человека, вызванное переживанием противоречия между имеющимися у него в данное время недостаточными возможностями и непреклонными требованиями внешних и внутренних обстоятельств жизнедеятельности, которое он не в состоянии быстро каким-то способом преодолеть» [Хрусталева, 2010].

Психологические кризисы играют двойственную роль в жизни человека. С одной стороны, это трудный, мучительный период, с другой - этап, когда человек готов к изменению.

Центральным звеном индивидуального психологического кризиса является становление новой идентичности. Человек, прошедший через кризис, не останется прежним. Наиболее ярко кризис идентичности можно наблюдать именно в подростковом возрасте.

Его описал еще Э. Эриксон [Эриксон, 1996], с ним согласны и современные авторы [Аверин, 1998; Возрастная психология, 2003].

Э. Эриксон считает подростковый возраст периодом глубокого кризиса, связанного с преодолением «ролевой диффузности» и обретением устойчивой «Эго-идентичности» [Эриксон, 1996]. Подросток, взрослея, расширяет сферу своего социального функционирования, способен брать на себя и успешно реализовывать самые разные социальные роли. Более того, молодой человек стремится сделать свой социальный опыт как можно более разнообразным. Однако это не разрушает устойчивость и единство представлений подростка о самом себе. Напротив, именно такой опыт разнообразия социальной активности, проба себя в различных областях деятельности являются необходимыми для подтверждения единства «образа Я». Играя в футбольной команде и выступая с оркестром, участвуя в волонтерском движении и пробуя себя в лидерском движении, подросток подтверждает, что это разные реализации его уникальной личности.


Становление идентичности себя как зрелого, независимого человека, способного планировать свою судьбу, - ключ к пониманию подросткового возраста.

Понятие «идентичность» складывается из различных представлений человека о себе.

  1. Свое отличие от других людей, непохожесть, особенность.

  2. Представление о своей целостности во времени. То, кем я являюсь в настоящий момент, продолжает то, кем я был в прошлом, и влияет на то, кем я стану в будущем. Речь идет о самотождественности во времени. Это дает человеку смысл жизни.

  3. Единство представлений о себе как синтез разных образов себя. Представление о себе как гармоничном целом.

  4. Внутренняя солидарность с теми идеалами, которые приняты в обществе и в референтной группе [Эриксон, 1996].

Если для успешного разрешения любого индивидуального жизненного кризиса необходимо становление новой идентичности, то центральным звеном подросткового кризиса является становление идентичности себя как взрослого человека, что подразумевает осознание и признание своей индивидуальности, готовность и способность выбрать вариант реализации себя в будущем (в том числе и профессиональной), формирование устойчивых ценностей. Вырабатывание представлений о себе как о взрослом человеке можно считать завершением подросткового возраста. Процесс формирования самосознания себя «взрослого» сложен и неравномерен. Его продолжительность и этапы зависят не только от индивидуальных особенностей, но и от качества социальной среды, в которой молодой человек развивался.

В кризисной ситуации человек стоит перед выбором своего пути. Как сформулировал А. Маслоу, человек постоянно осуществляет выбор между безопасностью и развитием [Маслоу, 1999]. Кризис - это ситуация особенно жесткой необходимости сделать выбор между развитием и регрессом. Человек может преодолеть психологический кризис, выбирая более сложные, непривычные формы поведения, открывающие новые горизонты. Это и есть выбор в пользу развития.

В кризисных ситуациях нарушается устойчивость, стабильность предыдущего существования, появляется новое знание о себе, новые вопросы, необходимость выработать иной способ существования, так как предыдущий уже не помогает справиться с возникающими жизненными ситуациями. В подобных случаях, независимо от возраста, человек стремится сделать свою жизнь более предсказуемой. Один из способов помочь себе справиться с неопределенностью - использование стереотипов. Они становятся критерием оценки происходящего, основой для принятия решений. Например, мысль «все подростки агрессивны» избавляет от необходимости задуматься, что на самом деле так злит или пугает конкретного подростка. Даже сами подростки, объясняя свои поступки, порой излишне категоричные или эмоциональные реакции, говорят: «Ну, я же подросток». И даже: «Это возрастное...». Стереотипность восприятия происходящего может снижать эмоциональное напряжение, но не всегда способствует адекватности реагирования. Ведь если это «возрастное», значит «со временем поведение само собой изменится», «все сверстники ведут себя подобным образом», и, самое главное, «я не могу отвечать за такие свои проявления». Неготовность взять на себя ответственность за свое поведение очень характерна для подростков. Однако, пока реализуется «практика пережидания», способы реагирования на ситуации закрепляются в поведении подростка, рискуют стать привычными и для его поведения в период зрелости.


Психологу-консультанту, знающему особенности подросткового кризиса, необходимо видеть в каждом случае индивидуальное, неповторимое. Учитывая характер кризисности подросткового возраста, психолог должен знать те возрастные задачи, которые решаются в данном возрасте.

  1. Возрастные границы подросткового возраста

Границы подросткового возраста точно не определены [Казанская, 2008]. Во-первых, старт подросткового периода зависит от пола (девочки обычно опережают мальчиков). Во-вторых, возможна большая индивидуальная вариативность. Одни вступают в период отрочества раньше, другие - позже; то же можно сказать и о завершении подросткового возраста. В-третьих, критерии выделения этого периода жизни различаются. Например, переход с одной стадии на другую в концепции психосексуального развития З. Фрейда определяется в связи с областью тела (эрогенной зоной), которая способна принести ребенку наибольшее удовлетворение и приятные ощущения [Фрейд, 2015]. Д.Б.Эльконин [Эльконин, 2001] в качестве критерия предлагает смену ведущих форм деятельности. Соответственно он выделяет два следующих подпериода: средний школьный (11-15 лет) и старший школьный (15-17 лет) возраст. Идея психосексуального развития в теории Д. Б. Эльконина не рассматривается. Ведущей формой деятельности для подростка 11­15 лет является, по мнению автора, коммуникативная деятельность, которая реализуется в учебе, общественных занятиях, спорте и т. п. Изменение структуры и содержания деятельности влечет за собой возникновение качественно новых психологических образований. К пятнадцати годам, в случае нормального течения процесса развития, формируется самооценка, способности анализировать социальные отношения, стремление к самостоятельности. В возрасте 15-17 лет ведущей формой деятельности становится учебно­профессиональная деятельность, ярко проявляется избирательность в сфере интересов, подросток готов к выбору профессии, можно говорить о становлении идеалов и ценностей.

Обычно в качестве границ подросткового возраста указывается период от 10-11 до 17-18 лет. Согласно периодизации, предложенной А. Фрейд, можно выделить три подпериода[] :