ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1102
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологи-консультанты, работающие в рамках ЭДУ, ставят перед собой ряд задач.
-
Информировать — предоставить необходимую, научно обоснованную информацию, с тем чтобы участник ЭДУ смог выбрать наиболее адекватный вариант поведения. -
Поддержать тех, кто обратился с запросом, в стремлении решить проблему наилучшим образом, вселить уверенность, что он успешно справится с возникшими сложностями. При анализе содержания запроса используются приемы контент-анализа. При этом важно обращать внимание не только на содержание запроса, но и отмечать, какой позитивный ресурс ситуации обозначен самим заявителем.
Такой вариант консультирования допускает рекомендации. Однако они не должны быть однозначными, иначе превратятся в совет, что очень не желательно.
В случае такого заочного консультирования следует придерживаться определенного порядка.
-
Первый шаг. Максимально внимательно отнестись к тексту, который получен в качестве вопроса. Важно точно уловить суть запроса.
В представленном подростком тексте может быть недостаточно информации, чтобы дать ответ. Зачастую вопрос сформулирован так кратко и общо, что невозможно понять, что именно беспокоит клиента (например, «У меня трудности в общении с одноклассниками»). Чтобы онлайн-консультирование было максимально приближенным к стандартам реального, психолог рекомендует подростку быть максимально конкретным при формулировке вопроса. Пользователи ЭДУ охотно дополняют свои запросы в ответ на уточняющие вопросы психолога. Это свидетельство уверенности клиентов в профессионализме и качестве работы психологов. Другой вариант (реже встречающийся) - слишком развернутая история, в которой можно увидеть разные заботы клиента, трудно выделить главное. В этом случае лучше задать резюмирующие вопросы, чтобы ответ был более целесообразным и лаконичным.
-
Второй шаг. Консультант должен еще раз сформулировать вопрос, как он был понят. Важно также высказать понимание обстоятельств и состояния клиента. -
Третий шаг. Консультант дает ответ. Наиболее часто адекватный и безопасный вариант - это предоставление информации по данному вопросу. Очень важно дать несколько вариантов такой информации. Например, клиент пишет: «Я подросток», но точно не указывает свой возраст. Тогда консультант, чтобы не затягивать процесс переписки, предлагает варианты, которые соответствуют разным этапам подросткового периода. -
Четвертый шаг. Поддержка клиента. При анализе содержания запроса используются приемы контент-анализа. При этом важно отмечать не только особенности формулировки запроса, но и обращать внимание на то, какой позитивный ресурс ситуации обозначен. Очень часто клиент сам не видит те возможности, которые открывает перед ним ситуация.
Приведем ниже пример анализа запроса. Курсивом (в словах клиента) выделено то, что относится к формулировке трудности, а полужирным - к ресурсам выхода из ситуации.
Меня зовут Е.В., мне шестнадцать лет. Проблемы с учебой возникли почти два с половиной года назад. Я стал все меньше и меньше времени уделять домашнему заданию, а со временем стал плохо понимать пару, затем и несколько предметов, таких как физика, химия, биология. Часто не вхожу в курс дела, что мы изучаем на уроках, так как информация основана
на старых знаниях, которые я халатно пропустил мимо ушей. Из-за всего этого плохие оценки, ну и, конечно, возникают ссоры в семье. Я сам расстраиваюсь. Когда я пытаюсь браться за голову, у меня ничего не получается, даже если в стремлении хорошо учиться проходит больше месяца, кажется, что сам я справиться с этим не могу. В большинстве своем думаю, что проблема заложена в лени, лени с большой буквы. Я очень долго собираюсь, наверное, именно из-за нее.
Трудность: отставание по многим предметам.
Конкретизация ситуации: ситуация возникла два с половиной года назад - «стал плохо понимать», не может «входить в курс дела» на уроках.
Причины: два с половиной года назад «стал все меньше и меньше времени уделять домашнему заданию», прежнюю информацию по предметам «пропустил мимо ушей», «очень долго собираюсь». Основная причина, по мнению подростка, - лень.
Следствия: неуспеваемость, плохое настроение, ссоры в семье.
Соответственно, в ответе консультант может говорить о возможных психологических причинах лени, давать информацию о мотивации и самомотивировании. Ситуация Е. В., к сожалению, стала хронической. Это приводит к апатии и ощущению безысходности.
Рекомендации могут касаться приемов планирования времени, методов самомотивирования, самоорганизации и умения просить помощь и поддержку у окружающих. Важно, чтобы Е. В. понял, что ситуация, которая долго развивалась, измениться в один миг не сможет. Следовательно, нужно запастись терпением. Придется вернуться к тому материалу, который упущен. Восстановление возможно только постепенно и по частям. Скорее всего, без поддержки и практической помощи окружающих не обойтись. Очень печально, что настроение у Е. В. снижено, он теряет веру в себя, поэтому важно подчеркнуть те психологические ресурсы, которые будут способствовать выходу из ситуации. Однако в таком, казалось бы, отчаянном описании ситуации можно увидеть и ресурс ее изменения. На основе представленного случая можно выделить следующие наблюдения, на которые в своей последующей работе с Е.В. может опираться психолог-консультант.
-
У Е. В. есть способность анализировать, и из его слов понятно, что он уже размышлял над своей ситуацией, может ее конкретно описать и даже указать начало ее появления. Он видит ее «историю» и то, как она отражается на его близких. -
Е.В. осознал, что ситуацию надо немедленно менять, и уже обратился за помощью (пусть и заочной). -
Он понимает истоки и причины, значит может легче согласиться с приемами ее исправления. -
Он делает попытки, пусть пока безуспешные, изменить ситуацию к лучшему. Есть стремление хорошо учиться. -
Он готов обратиться за помощью к окружающим. -
Мотивация клиента к изменению своей ситуации растет.
• После того как клиент познакомился с актуальной и объективной информацией, способствующей лучшему пониманию ситуации, и прочитал слова поддержки, основанные на сообщенных им же фактах, он получает стимул к позитивным изменениям.
Статистика мотивации обращений в кабинет онлайн- консультирования ЭДУ «Диалоги» показывает, что если на старте функционирования ЭДУ наиболее активными были родители, то постепенно обращение детей и, особенно, подростков вышло на первое место. Активность учеников возросла с 35 % в 2010 г. до 67,9 % в 2016. Вторая по активности часть аудитории - это родители подростков.
Наибольшее количество вопросов учеников, задаваемых в ЭДУ, касается сложностей в отношениях, и самые болезненные проблемы связаны с преодолением проблем со сверстниками; огромное количество вопросов связано с переживаниями первой любви. Часто встречается запрос «Как изменить себя?», развить те или иные качества (настойчивость, уверенность, коммуникабельность).
Наиболее насыщенными по количеству запросов месяцами являются февраль и октябрь. Если в январе и сентябре идет активная адаптация к школьной жизни после каникул, то в феврале и октябре могут возникать по-настоящему сложные ситуации.
Несмотря на то что процент учительских запросов невелик, в них содержится настоящая забота об ученике. Даже если описывается неодобряемое с традиционной точки зрения поведение (например, проявление агрессивности детей), в запросах педагогов нет негативизма. Они хотят более глубоко понять мотивы поведения учеников. Можно сказать, что учитель - на стороне ученика. Обычно запросы учителей заканчиваются вопросом: «Как я могу помочь?»
Сейчас время предлагает нам новые варианты поддержки детей и родителей в непростых ситуациях. Дети рождены для достижений, успех у них «внутри», задача взрослых (родителей, психологов и педагогов) состоит в том, чтобы помочь им обрести ключи к нему. Это пространство объединяет, а кабинет онлайн-консультирования ЭДУ, как одна из форм консультирования, помогает решить данную задачу.
-
Особенности проведения тренингов в подростковых
группах
Выше было сказано об особенностях индивидуального консультирования подростков. Однако некоторые моменты групповой работы, тренинга также следует рассматривать как консультационные ситуации.
Тренинг как форма обучения и развития очень подходит для психологического сопровождения подростков. В данном случае под ним мы понимаем активный метод психологического и социальнопсихологического обучения, целью которого является формирование адекватных для человека или группы способов поведения и мышления. Его результативность обеспечивается:
-
моделированием ситуаций, близких к реальности, -
индивидуальной и коллективной рефлексией полученного результата, -
овладением наиболее эффективными приемами деятельности и формированием адекватных установок—].
Психологический тренинг позволяет подросткам получить опыт адекватного проживания жизненных ситуаций в психологически безопасной среде. Таким образом, это помогает решать психологические задачи взросления и успешно пройти период кризиса. Группы тренинга для подростков имеют ряд своих особенностей.
Во-первых, даже если тренинг преследует, казалось бы, вполне четкую цель (например, технологии принятия решений или развитие навыков общения), он в работе с группой подростков приобретает очень личностную окраску. Изменчивость личности подростка, острота и эмоциональность проблем побуждают чаще обращаться к персональному опыту и уделять больше внимания переживаниям. Весьма жестким становится требование быть внимательным и следовать правилам психологической безопасности в процессе построения отношений с группой. Безопасность участников на тренинге обеспечивается соблюдением его правил, в частности конфиденциальности, уважительными высказываниями в адрес других участников общения.