Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1081

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Психолог-консультант должен обладать арсеналом знаний о закономерностях и особенностях развития подростка.

  • Подростка отличает повышенная психологическая уязвимость, эмоциональная неустойчивость, что связано со сложностью решаемых им психологических задач взросления.

Психологическая работа с подростками должна отвечать повышенным требованиям к психологической безопасности процесса взаимодействия.

• Необходимо владение разнообразными методами психологической практики. Наилучшим является сочетание групповой и индивидуальной психологической работы. В этом случае у психолога-консультанта есть возможность использовать и развивать углубленный интерес к внутренней жизни и опыту других людей и самопознание.


Контрольные вопросы

  1. Назовите основные профессиональные задачи психолога, работающего со старшими подростками.

  2. Зачем нужно уточнение запроса подростка?

  3. Каковы личностные качества, необходимые профессиональному психол огу-кон сул ьта нту?

  4. Перечислите и раскройте содержание шести этапов процесса консультирования.

  5. Что представляет собой метод «Взвешивание альтернатив»?

  6. Назовите установки консультанта, повышающие эффективность психологического консультирования.

  7. Перечислите принципы консультативной работы с подростками.

  8. Какова структура поддержки, оказываемой психологом в рамках электронного дневника учащегося?

  9. Каковы особенности тренингов для подростков?

Часть II
Психологическое консультирование
специалистов, работающих с детьми


Глава первая. Специфика и характер психологического консультирования специалистов, работающих с детьми (В. О. Аникина)

Глава вторая. Работа психолога с детьми раннего возраста и персоналом в домах ребенка (М. Ю. Солодунова)

Глава третья. Психологическое консультирование врачей- неонатологов (М. Е. Блох)

Глава четвертая. Проблема выявления риска нарушений психического здоровья (В. О.Аникина)

Глава первая

Специфика и характер психологического
консультирования специалистов, работающих с
детьми


  1. Опосредованный и комплексный характер деятельности
    психолога-консультанта. Функции психолога


Современные исследования и практический опыт последних десятилетий показывают, что ранние отношения ребенка сказываются на его последующем функционировании, а развитие в социально-эмоциональной сфере влияет на его развитие и в других областях - когнитивно-познавательной, исполнительных функций, произвольного внимания, коммуникации и речи, школьной успеваемости и др. Нарушения социально-эмоциональной сферы, отношений с близкими людьми могут привести к трудностям в отношениях с другими людьми, а в крайних проявлениях - к нарушениям психического и физического здоровья (тревоге, депрессии, суицидальным попыткам, девиантному поведению, расстройствам пищевого, сексуального поведения, сердечно­сосудистым, легочным заболеваниям, диабету).



Ребенок за время своей жизни проходит определенные этапы взросления, становления, развития личности, и эти процессы невозможны без сопровождения со стороны того взрослого, который составляет ближайшее окружение ребенка. Без помощи взрослого маленькому ребенку не выжить. Взрослый необходим для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, гигиене, соблюдении режимов сна и отдыха. Но потребности ребенка не ограничиваются лишь физическими, а включают в себя еще и познавательные, и социально-эмоциональные. Если развитие идет гармоничным образом, социальная система, в которой живет ребенок, является устойчивой и сбалансированной, то есть семья может справляться с обычными трудностями самостоятельно; если же возникают проблемы, например, развития ребенка, семья сталкивается с задачей получения дополнительной, профессиональной помощи. В ряде случаев, например в силу недостаточного удовлетворения потребностей ребенка (пренебрежения его нуждами или насильственного обращения со стороны родителей), такая семья может направляться на получение профессиональной помощи (социальной, юридической, медицинской, психологической) контролирующими органами опеки над ребенком. Если же это оказывается неэффективным, то ребенок размещается в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью или под опеку, а при лишении родителей их прав - получает возможность последующего усыновления. Таким образом, заботу о ребенке на себя принимают взрослые, не являющиеся биологическими родителями ребенка.

В данной главе мы остановимся на описании характеристик сотрудников детских учреждений, которые составляют непосредственное социальное окружение ребенка, и коснемся вопросов работы психолога-консультанта в таком учреждении, а также обозначим специфику и опосредованный характер психологической работы с врачами, которые заботятся о соматическом здоровье ребенка и в своей деятельности сталкиваются с психологическими аспектами развития ребенка и его отношений с близкими взрослыми.

Следует отметить, что специалисты, работающие с детьми, будь то сотрудницы детских учреждений или медицинских организаций, осуществляют свою деятельность в соответствии с определенным рабочим графиком, за работу получают зарплату, имеют определенный функционал в организации, несут административную (иногда и уголовную) ответственность. Психологу, работающему со специалистами организации, необходимо актуализировать разнообразные знания, в частности из таких областей, как:


  • психология развития и возрастная психология, описывающие закономерности созревания психических процессов у ребенка;

  • теории отношений, касающиеся вопросов развития ребенка в контексте взаимодействия с другими людьми, в том числе с близким взрослым;

  • концепция психического здоровья и клиническая психология, касающиеся нормативного и отклоняющегося психического развития ребенка;

  • социальная и организационная психология, содержание которой позволяет учесть общественный и административный характер отношений с сотрудниками, сотрудников между собой, систему подчинения и исполнения определенного функционала.

Более того, психолог, работающий со специалистами учреждений, нередко сам находится в административном подчинении у руководителя организации, что может вносить определенные ограничения в его деятельность, направленную на психологическую работу с сотрудниками.

Чаще всего функционал работы психолога в детском учреждении включает непосредственную психолого-педагогическую работу с ребенком и нередко не отличается от функционала педагога учреждения (например, в случае домов ребенка); в системе медицинского учреждения должностные обязанности психолога могут быть довольно неопределенными, зависящими от потребностей и задач не только организации в целом, но и от видения их руководителем учреждения. Тем не менее у психолога есть своя область компетенций - более глубокое понимание психических процессов, характера отношений между людьми, эмоциональных реакций, когнитивных установок и убеждений (иногда иррациональных), а также комплексное видение условий, необходимых для полноценного развития и психического здоровья ребенка, начиная с самого раннего возраста. Поэтому работа психолога-консультанта в системе медицинских учреждений, где ребенок получает лечение или пребывает в силу жизненных обстоятельств, охватывает весь спектр психологической помощи - от непосредственного консультирования самого ребенка (с использованием разных форм работы) до консультирования специалистов, законных представителей ребенка и, нередко, руководителя организации.

Несомненно, для решения данных задач ресурсов одного психолога может не хватить, рекомендуется создание психологической службы. Проект такой службы был разработан специалистами СПбГУ на базе опыта работы в детской многопрофильной клинике [Аринцина, Мухамедрахимов, 2012], а в рамках учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, мы предлагаем опираться на опыт создания системы ранней помощи, разработанной в рамках научно­исследовательского проекта «Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка», проведенного в 2000-2005 гг. в Санкт-Петербурге [Влияние..., 2013] и получившего свое последующее воплощение в формулировках Постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Оно предписывает создание условий, приближенных к семейным, на базе учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.


Основной особенностью работы психолога со специалистами учреждений является ее опосредованный характер: психолог не только оказывает психологическую помощь самому ребенку и его законному представителю/родителю, но и способствует тому, чтобы специалисты учреждения могли учитывать психологические аспекты развития и функционирования ребенка и его ближайшего окружения в своей работе, проводить необходимую диагностику (скрининг) нарушений психического здоровья ребенка и/или его родителей, вычленять среди трудностей, испытываемых детьми, относящиеся к ведению психолога и направлять к нему, а также участвовать в междисциплинарном обсуждении проблемы.

Далее в главе будет выделена специфика психологической работы с разными группами специалистов - сотрудниками учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и врачей медицинских организаций, однако представляется важным сначала выделить общие закономерности работы психолога-консультанта со специалистами. Практический опыт и анализ имеющейся литературы позволяет отметить следующие функции психолога в работе со специалистами учреждений.

  1. Информирующая. Психолог освещает вопросы нормативного и отклоняющегося психического развития ребенка, особенности функционирования семейной системы и возможных точек напряжения, описывает психологические особенности реагирования на стресс, как у детей, так и у родителей (замирание, апатия, растормо-женность, агрессивность), особенности переживания утраты, а также обсуждает возможные чувства, которые могут испытывать сами сотрудники в связи со своей работой с ребенком (лишившегося родителей и/или находящегося в ситуации болезни).

  2. Диагностическая. Психолог проводит диагностику психического развития ребенка, его семейного, социального окружения, описывает сильные стороны и определяет уязвимые зоны, на которые специалист должен обратить более пристальное внимание. При необходимости психолог проводит диагностику эмоционального состояния и признаков эмоционального выгорания у специалистов учреждений.

  3. Кризисная. Психолог оказывает кризисную помощь ребенку в связи с его переживаниями утраты, болезни, необходимостью адаптироваться к новым условиям жизни. Кризисная помощь также оказывается законным представителям ребенка: например, родителю в случае серьезного заболевания ребенка, сотрудникам учреждений в связи с переживанием ими последствий для ребенка и его семьи болезни, пренебрежения его нуждами или насильственного обращения. Иногда сотрудники сами могут инициировать запрос на психологическую помощь, если сталкиваются с историей жизни ребенка в семье, где над ним совершалось регулярное физическое, сексуальное насилие.

  4. Терапевтическая. Психолог может проводить непосредственную психологическую работу с ребенком и его семьей; чаще всего это работа краткосрочная, сфокусированная на решении определенной задачи (например, обучение ребенка немедикаментозным способам совладания с болью, помощь в переосмыслении своего нахождения в учреждении и пр.)

  5. Обучающая. Психолог проводит обучение, тренинги для специалистов учреждений, направленные на освоение определенных навыков, например чувствительного взаимодействия с ребенком, расширение коммуникативного репертуара, навыков организации времени с ребенком, структурирование взаимодействия, решение конфликтов, в том числе с коллегами и младшим персоналом.

  6. Супервизорская. Психолог помогает применять на практике, в непосредственной работе с ребенком и семьей полученные в обучении навыки, проводит встречи со специалистами с разбором случаев и поиском более полного понимания особенностей и нужд ребенка, с разработкой психологически ориентированного способа взаимодействия. Участвует в междисциплинарном обсуждении случаев.

  7. Координационная. Помогает координировать усилия различных специалистов, подразделений, способствует преемственности различных служб, помогает ребенку и его семье расставить приоритеты в назначенных процедурах, участвует в составлении маршрута (движение от подразделения к подразделению внутри организации или посещение учреждений за пределами данного учреждения, например, куда семья может обратиться с ребенком после выписки из больницы, знакомство ребенка, уходящего из учреждения, с работающими в новом месте сотрудниками или членами семьи и сопровождение его в этом процессе).

  8. Профилактическая. Психолог способствует профилактике эмоционального выгорания сотрудников учреждения, тем самым создавая более благоприятные условия для ребенка в рамках учреждения.