Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1006

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, тренинг позволяет экспериментировать с разными формами поведения. И подростки могут апробировать «взрослое поведение», конкурируя с ведущим, демонстрируя противостояние ради противостояния. Это своего рода вызов - перчатка, брошенная миру взрослых. Учитывая это, ведущий должен стать моделью конструктивного противостояния возможным нападкам и провокациям, моделью сотрудничества.

В-третьих, стремясь завоевать место в группе, подростки могут вступать в острую конфронтацию друг с другом. Задача ведущего в таких ситуациях - помочь подросткам найти путь к взаимопониманию и сотрудничеству, не игнорируя и не замалчивая противоречия.

В-четвертых, в тренинговых группах подростков наблюдается изменчивость отношений между участниками, которая иногда выражается в резком переходе от безграничного принятия и увлечения друг другом к непринятию и борьбе.

В-пятых, уровень включенности в процесс может резко меняться: от полной вовлеченности до безразличия. Подростковому тренингу нужна постоянная интрига, вызов. Задания тренинга не должны разрабатываться ведущими только лишь ради полезности (соображения пользы плохо мотивируют подростков), их надлежит по-настоящему сделать интересными и увлекательными для подростков.

В-шестых, подростки очень зависят от группы, мнения отдельных ее участников. Молодые люди нуждаются в обсуждении ситуаций, анализе личных отношений. Поэтому тренинг любой направленности требует большого числа заданий, предусматривающих обратную связь, особенно личностную.

Обратная связь - это существенный момент поддержки подростка, ее процедуру нужно тщательно продумывать. Стоит сказать, что, хотя подростки очень углублены в себя, подростковые группы порой поражают своей сензитивностью и способностью быстро оказать поддержку.

Тренинг имеет системную природу, и независимо от заявленной темы он способствует развитию и адекватного поведения, и понимания себя и окружающих, то есть прямо или косвенно содействует решению задач взросления. Е. В. Сидоренко назвала тренинг «обучением деланью», следовательно, эта форма обучения имеет прежде всего практическую направленность.

Учитывая особенности и задачи возраста, в 2000 г. Центр тренинга и консультирования «12 коллегий» разработал проект выездных тренингов для подростков. Авторы исходили из двух идей:


  1. в подростковом возрасте есть три периода (ранний, средний, старший подростковый);

  2. содержательно все программы тренинга можно объединить; они посвящены четырем основным темам: поведение, коммуникация, развитие личностного потенциала, самопознание.

Если с периодами внутри подросткового связать исследование каждого из аспектов, то получится 12 вариантов программ тренинга. Именно это соображение плюс идея партнерства с подростком и сотрудничества с ним на равных в свое время подтолкнули к выбору названия Центра.

В работе Центра используются следующие направления программ (в соответствии с ними указаны темы тренингов):

  1. Поведение и саморегуляция: «Уверенное поведение», «Управление речью», «Создание команды».

  2. Отношения и общение: «Общение: лаборатория успеха», «Сотрудничать со взрослыми: я могу!», «Прийти к согласию. Практическая конфликтология».

  3. Развитие личностного потенциала: «Творчество: от идеи к действию», «Быть лидером!», «Экономическое мышление», «Тренинг принятия решений».

  4. Самопознание: «Группы личностного роста», «Жизненная стратегия и целеполагание», «Мир моих отношений».

Содержательно программы не имеют жестких границ: тренинги, обозначая ту или иную тему, работают на целостный результат. Многие аспекты в них можно рассматривать как групповые консультации или консультации на фоне группы. Это присутствует в любой программе. Очень часто таким моментом становится работа с внутренними барьерами. Например, в тренинге «Творчество: от идеи к действию» это визуализации «Волшебный магазин» [Лейтц, 1994], где подросток может «приобрести» желаемое качество, или «Встреча с саботажником», позволяющая подростку столкнуться с тем, кто мешает движению к цели. В тренинге «Уверенное поведение» процедура «Вреднюги» помогает обнаружить мысли и оценки, которые разрушают уверенность в себе (см. пример ниже), в программе «Жизненная стратегия и целеполагание» - такова функция анализа внутренних запретов.

Задание «Выявление “вреднюг”»

Фактически оно направлено на выявление иррациональных идей, автоматических мыслей, запускающих переживание неуверенности. Чтобы не вводить научного понятия, используется (особенно в группах младших и средних подростков) слово «вреднюга» - то, что вредит мне, мешает сохранять уверенность в сложных ситуациях.



Ведущие подбирают маленькие индивидуальные задания, которые могут вызвать неуверенность. Например, если подросток говорит очень мало, ему предлагается «прочитать лекцию» о японском искусстве; если кому-то сложно выразить свое мнение, предлагается высказаться о чем-либо (например, о фильме или каком-то задании в тренинге). Участников просят фиксировать мысли, которые у них возникали в момент получения задания и в момент его исполнения.

Ведущий фиксирует «вреднюги». Далее участнику предлагается противопоставить им «замечательную мысль». И попробовать выполнить подобное задание или представить, как могло бы быть выполнено задание, если бы в голове родилась именно «замечательная мысль».

Это задание требует бережного отношения и внимания со стороны психолога. Если мы имеем дело с группой старших подростков, им можно изложить концепцию А. Эллиса о влиянии когнитивной оценки ситуации на поведение в ней человека.

Поддержка сложного процесса эмансипации в тренинге «Сотрудничать со взрослыми: я могу!» основана на смещении взгляда подростка с концентрации на своих интересах и переживаниях на позицию взрослого. Данную программу ценят не только подростки, но и их родители.

Границы свободы - это границы ответственности, что не всегда ясно подросткам. Они стремятся к уровню свободы как у взрослых, а вот степень ответственности хотят сохранить детскую. Приведем пример.

Заданием, помогающим осознать эту непростую для принятия истину, является «Билль о правах». Первоначально оно было разработано в 1991 г. Е.И Лебедевой и Д.И Ежовым в рамках программы для родителей «Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка». Однако оказалось, что прояснение взаимных прав очень актуально и для подростков.

Задание реализуется в несколько шагов. Участникам сообщают, что права каждого взаимосвязаны с правами окружающих его людей и в этом взаимодействии проясняются их границы. Затем участники объединяются в две малые группы. Одна представляет позицию родителей, другая - подростков. Группы должны в течение пяти минут вспомнить, какие права есть у родителей/подростков. После этого начинается презентация списка прав. Участники групп поочередно представляют права, которые, по их мнению, есть у них. Заявленное право может быть принято, отклонено, принято с изменением формулировки. Если одной из сторон кажется, что заявленное другой группой право ущемляет ее права, стороны приступают к более подробному обсуждению, чтобы достичь взаимопонимания. Затем выбирается общая формулировка, которая максимально устраивает всех. Принятые права записываются на доске.


Билль о правах

(Пример 2014 г.)




Права подростков




Права взрослых

1

На материальное обеспечение (в рамках материальных возможностей семьи)

1

Принимать ответственные решения

2

Безопасность

2

На личную жизнь

3

Образование и развитие

3

Выражение негативных эмоций

4

Принимать участие в решениях семьи

4

Любовь

5

Внимание, заботу

5

Быть выслушанным

б

Уважение

6

Уважение

7

Принятие, поддержку

/

Заботу

8

Свободу самовыражения

8

Контроль

9

Личное пространство

9

На создание мифов и традиций

10

Самостоятельность, если это не вредит здоровью

10

Запрет, санкции, если речь идет о жизни и здоровье

11

На досуг

11

Наказание и поощрение

12

Выбор друзей и хобби, партнеров

12

Взаимодействие, общение

13

Общение

13

Отдых


После того как все права высказаны и записаны, обсуждается, какие мысли и идеи возникали, какие чувства сопровождали весь процесс от осознания прав до их принятия/ непринятия. Часто от подростков, особенно побывавших в роли родителей, можно услышать: «Мне сначала хотелось просто их задавить, а потом я понял, что давить жестко - это только вызывать ответную реакцию». Подростки же, отстаивающие собственные интересы, говорили: «Стало понятно, почему они (родители) так себя ведут».

Это пример преодоления смыслового барьера между подростками и взрослыми, когда даже справедливые требования воспринимаются как слишком жесткие. Разрыв отношений между миром подростков и взрослых - самое плохое, что может произойти, поэтому даже в самых сложных ситуациях нужно стремиться понять другого и объяснить свою позицию. Только сохранив доверие, можно способствовать взрослению без тяжелых психологических потерь. Роль психолога-консультанта в данном случае оказывается неоценимой. Выступая третьей силой, психолог-консультант помогает наладить понимание там, где яркие эмоции не дают услышать друг друга, где за простым вопросом слышится покушение на самостоятельность, а за отказом отвечать на личный вопрос - неуважение.

Данная глава посвящена психологическому консультированию старших подростков. Этот возраст характеризуется большей зрелостью, приближенностью к миру взрослых, и принципы консультирования, изложенные в главе, во многом отражают те, которые используются в работе со взрослыми. Однако следует помнить, что подросток все еще находится в семье, где ответственность за него несут родители; он обязан соответствовать учебным требованиям школы, где учителя должны учитывать особенности подростков и возрастные задачи, преподнося учебный материал. Создание платформы, общей для всех заинтересованных, на базе школы (в нашем примере это «Психологическая страница “Диалоги”» электронного дневника учащегося), позволяет более полно понять проблемы каждой стороны и выработать оптимальное решение. В силу же того, что важным в жизни подростка, особенно старшего, является референтная группа, особое значение приобретает групповая работа в виде тематических тренингов.

Подводя итоги, хотим еще раз остановиться на основных принципиальных моментах работы психолога-консультанта с подростками.