ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1104
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Характеристики детей, оставшихся без попечения
родителей, как факторы, влияющие на отношения с ними
В случае, если ребенок остается без попечения родителей, то заботу о нем принимает на себя государство, и он направляется в психоневрологический дом ребенка (для детей от рождения до 4 лет) или, в зависимости от уровня развития ребенка, в Центр содействия семейному воспитанию (до недавнего времени - детский дом) либо дом-интернат. Дети могут остаться без попечения родителей как вследствие добровольного отказа родителей от ребенка, так и по принуждению служб опеки или в результате привода с полицией. По данным московских авторов, среди воспитанников таких учреждений преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (68%), где одинокие родители не воспитывают своих детей (8%) или отказались от родительских прав при рождении ребенка (7 %); дети родителей, не способных по болезни и находящихся в заключении, составляют соответственно 7 % и 4 %, сироты и подкидыши - 5 % и 1 % [Психическое развитие..., 1990].
Отказ родителей от ребенка может наступить в силу того, что ребенок имеет выраженные нарушения развития, связанные как с врожденными заболеваниями, генетическими факторами, так и патологиями, полученными при рождении (группа детей генетического и медицинского риска). В таком случае говорят о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот термин был принят российским законодательством; в зарубежной литературе данная группа детей определяется как имеющая особые/ специальные нужды или потребности Црес1а1 needs) - в российской литературе до установления термина ОВЗ может встречаться различный перевод.
Эти дети нуждаются в специализированном оборудовании, а также в медицинском, педагогическом, социальном, юридическом сопровождении и в психологическом понимании особенностей взаимодействия с окружающими их людьми (например, реакции такого ребенка на обращенную речь могут быть отсроченными, что требует от партнера по взаимодействию большей чувствительности и терпения). Как показывают исследования [Ditchfield, 1992; Пальмов, Мухамедрахимов, 2002], даже когда в семье такой ребенок один, сама семья переживает огромные психологические трудности, периоды отчаяния, связанные с тем, что ребенок очень медленно всему учится, нередко создается впечатление, что он никак не развивается. По наблюдениям специалистов, у матерей «особых» детей возможны более выраженные состояния тревоги и депрессии, то есть такая семья нуждается в профессиональной поддержке.
Не от всех детей с ОВЗ отказываются их родители, но в любом случае работа с детьми этой группы требует включения их в программу раннего вмешательства с участием междисциплинарной команды специалистов. Такую работу проводят Центры ранней помощи и раннего вмешательства; система раннего вмешательства должна быть частью работы специалистов учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то что термин «раннее вмешательство» относится к возрастной категории от рождения до 4 лет, принципы работы междисциплинарной команды применимы и для работы с детьми с ОВЗ более старшего возраста.
Другая причина, по которой дети остаются без попечения родителей и попадают в учреждение - социальная. Чаще всего это происходит в силу пренебрежения нуждами или совершения насилия в отношении ребенка (например, если родители употребляют психоактивные вещества (ПАВ), пренебрегают своими родительскими обязанностями). Специалисты органов опеки совместно с представителями полиции совершают изъятие ребенка из семьи, либо ребенка находят на улице, где он занимается бродяжничеством или попрошайничеством.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, размещаются нередко сначала в больнице (если ребенок нуждается в срочной медицинской помощи), а затем в специальном учреждении. Родители ребенка ограничиваются в правах, но либо имеют возможность посещать его и через суд восстановить родительские права и вернуть ребенка домой, либо суд лишает родительских прав, и ребенок ожидает размещения в приемную семью или семью усыновителей, находясь в учреждении. Дети до четырехлетнего возраста проживают в специализированном психоневрологическом доме ребенка; после достижения этого возраста, если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, он переводится в специализированный дом-интернат; дети, не имеющие ОВЗ, живут в Центрах содействия семейному воспитанию. Основная задача - размещение ребенка в семью, хоть и временную. Однако практика показывает, что дети младенческого и раннего возраста, не страдающие серьезными отклонениями в развитии, быстро находят себе семью, а дети более старшего возраста, особенно дети с ОВЗ, могут находиться в учреждениях интернатного типа много лет.
Попадая туда, дети живут в группе от 6 до 20 человек (в зависимости от региона РФ и типа учреждения), в достаточно ограниченном пространстве, а работающие там взрослые призваны обеспечивать им уход и заботу. Дети в учреждениях снабжены питанием, медицинским обслуживанием, одеждой и игрушками, обучающими занятиями, но они лишены возможности установления близких, индивидуализированных отношений, поскольку персонал работает по сменам и должен ухаживать за группой детей.
Результаты исследований, проведенных зарубежными и отечественными авторами, показали, что у детей, проживающих в воспитательных учреждениях, наблюдаются значительные отставания в физическом, психическом, когнитивном, эмоциональном развитии. Этим детям свойственны нарушения поведения, что в будущем мешает их социальной адаптации и способствует риску девиантного поведения [Лангмейер, Матейчек 1984; Галигузова и др., 1990; Дубровина и др., 1995; Мухамедрахимов, 1999; St. Petersburg - USA Orphanage Research
Team, 2008; Влияние..., 2013; Rutter et al., 2010; Nelson et al., 2014; Агаркова, 2018]. Следствием неудовлетворенной потребности в близких отношениях являются социальная и сексуальная неразборчивость, повышенная агрессивность, недоверие, пассивность, замкнутость, а следствием проживания в учреждении - отсутствие адаптивных навыков. Такие дети имеют обедненный социальный опыт, часто незнакомы со значением различных социальных феноменов, например, денег, не знают, как они появляются и как их тратить, как готовить себе еду и пр. В силу же того, что учреждение обеспечивает ребенка всем необходимым, формируется мотивация на потребление (ожидание подарков, сочувствия и т.п.) как компенсация нехватки индивидуализированного отношения.
Отдельная проблема, с которой сталкиваются специалисты учреждения, - это травматический опыт ребенка, оказавшегося без попечения родителей. Травматические переживания могут быть связаны как с предыдущим опытом жизни в семье (пренебрежением потребностями и насилием) [Дубровина и др., 1995; Дети-сироты., 1998], так и с процедурой изъятия ребенка из семьи, во время которой чаще всего ребенку не говорят, куда, почему и на какой промежуток времени он забирается; с утратой имевшихся отношений в силу иных причин; и даже у самых маленьких детей наблюдаются признаки горевания. Травматичным является и само проживание в учреждении - среди незнакомых людей, а также необходимость соблюдать определенный режим, отсутствие индивидуальных вещей и личного времени, информации о родителях и т. д. В результате такого травматического опыта дети отказываются от еды, не спят, утрачивают навыки, которыми ранее владели, например дошкольники перестают проситься на горшок, у них отмечаются невротические проявления, в частности самостимуляция (сосание пальца, раскачивания), заикания, тики, энурез, заболевания психосоматического характера, частые воспалительные реакции, повышенная гиперактивность, агрессивность или замкнутость.
Все это является предметом как непосредственной работы психолога с самими детьми, так и опосредованной - через работу с сотрудниками учреждений, которые составляют ближайшее социальное окружение ребенка. Особенность детей, живущих в домах ребенка, во многом обусловливает специфику установления ими отношений со взрослыми и определяет условия работы сотрудниц.
-
Психологические характеристики сотрудниц
учреждений для детей, оставшихся без попечения
родителей
Исследования особенностей взаимодействия ребенка и близкого взрослого свидетельствуют, что характеристики социального окружения ребенка связаны с психологическими характеристиками взрослых, ухаживающих за ним [Malphurs et al., 1996, Houck et al., 1997, Мухамедрахимов, 1999]. Социальное окружение детей в учреждениях составляют сотрудницы, там работающие; и их психологическое состояние, личностные особенности, эмоциональная устойчивость, собственный детский опыт, представления о взаимодействии с ребенком и восприятие своей работы могут влиять на особенности формирования эмоциональной сферы детей в учреждении. Для того чтобы понять, каким именно образом вышеописанные характеристики сказываются на детях, рядом авторов были проведены научные исследования [Defares et al, 1984; Пашина, Рязанова, 1993; Пашина, 1995; Мухамедрахимов, 1999; Психолог в учреждении..., 2000; Эмоции и отношения. 2008; Влияние., 2013], но они до сих пор крайне немногочисленны.
Одним из таких исследований, осуществленных в доме ребенка, была работа психологов Санкт-Петербургского государственного университета [Мухамедрахимов, 1999]. Проводилась оценка психологических особенностей сотрудниц, а также видеосъемка одного из таких важных процессов взаимодействия, как кормление. Анализ видеозаписей показал, что среднее время взаимодействия во время кормления, начиная с момента, когда сотрудница посадила ребенка к себе на колени, и заканчивая временем, когда она встает с ним из-за стола, составляет около 7 минут. При этом сотрудница обычно держит ребенка на коленях спиной к себе, в одной руке у нее ложка, в другой - тарелка с едой, голова и руки ребенка прижаты женщиной к ее телу и часто находятся в неподвижном состоянии в течение всего времени кормления. Иногда можно наблюдать, как ребенок сползает с колен сотрудницы и практически висит на шее, поскольку рука сотрудницы находится у него под подбородком. В некоторых случаях сотрудница надевает ребенку слюнявчик и при этом стелит его и на стол, ставит на него тарелку с едой, таким образом обеспечивая неподвижность ребенка. Ложка подносится ко рту каждые 5 секунд, ребенок не успевает прожевывать и глотать пищу, выплевывает ее обратно, и сотрудница подбирает ее с подбородка и обратно отправляет в рот. После каждого засовывания ложки в рот сотрудница примерно еще два раза подбирает пищу, которую ребенок выплюнул, таким образом ложка попадает в рот ребенка каждые 2 секунды. Данное взаимодействие может характеризоваться как насильственное. Нужно также отметить, что авторы, наблюдавшие процесс кормления в домах ребенка в разных странах и в разное время, буквально одними и теми же словами описывают его. Венгерский автор Винце приводит аналогичное описание ситуации кормления в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, которое он встречал в работах американских авторов С. Прованса и Р. Липтона и швейцарских авторов Мейерховера и Келлера [Лишенные..., 1991].
Как показывают результаты исследования эмоционального состояния ухаживающих за младенцами сотрудниц дома ребенка, у них более высокие, по сравнению с матерями детей раннего возраста, показатели ситуативной тревожности и депрессивности. При этом чем более выражена депрессивность у сотрудницы, тем реже она отвечает взглядом на взгляды ребенка и тем меньше инициативы взгляда с его стороны; а чем выше уровень ее эмпатии и способность к проявлению тепла, дружелюбия и поддержки, тем чаще женщина отвечает на вокализацию ребенка и тем больше младенец вокализирует, сидя у нее на руках [Мухамедрахимов, 1999]. То есть уже с младенческого возраста наблюдается дефицит индивидуального внимания к ребенку в столь персонализированном процессе как кормление.
В силу нечувствительности взрослого к инициациям, вокализациям ребенка, у него затормаживается развитие различных способностей, в том числе вербальных; дети не могут сказать о своем эмоциональном состоянии и потребностях. Когда ребенок попадает в детский дом, работающий там взрослый нередко вынужден реагировать на невербальные характеристики поведения ребенка, например чувства, выражаемые в голосе. Результаты исследования, посвященного изучению психологических особенностей и эмоционального слуха сотрудников и воспитанников детских домов, показали, что большинству сотрудников детского дома свойственен высокий уровень тревожности, а также высокая степень эмоциональности при осуществлении контактов и при этом доминирование отрицательных эмоций. Оказалось также, что у многих из воспитанников и сотрудников детского дома плохо развита способность к распознаванию вида эмоционального переживания человека по голосу. Как отмечают авторы, обычно люди с высокой степенью вероятности опознают по голосу не менее трех из пяти предъявляемых эмоций, однако 39% сотрудников детского дома адекватно распознали не более двух эмоций в голосе, а 30 % воспитанников способны распознать только две или даже одну эмоцию, переживаемую другим человеком, причем чаще это печаль или отсутствие эмоции. Было также обнаружено, что половина сотрудниц не идентифицируют печаль и страх, то есть именно те эмоции, которые доминируют в эмоциональном состоянии как воспитанников, так и самих сотрудниц: 83% не опознают эмоцию гнева, в то время как большинство воспитанников часто демонстрируют агрессивное поведение; для 60 % воспитанников наиболее знакомой по сравнению с другими эмоциями оказалась эмоция страха, вероятность распознавания ее оказалась значимо выше, чем радости, печали и гнева. Авторы отмечают больше сходства между сотрудниками детского дома и воспитанниками детского дома, чем между этими сотрудниками и учителями общеобразовательных школ или воспитанниками детского дома и их сверстниками из семей [Пашина, Рязанова, 1993].