Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1181

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, несовпадение их программ, жесткие рамки функциональных обязанностей, которые часто проверяются и корректируются вышестоящими структурами (администрацией дома ребенка или методическими руководителями), преобладание групповой отнесенности (необходимость вовлечения во взаимодействие группы детей), направленность общения с ребенком в сторону регламентации поведения, отсутствие возможности индивидуально­личностного общения, необходимость постоянной эмоциональной вовлеченности взрослых, длительная «эксплуатация» сотрудницами своих душевных качеств - все это ведет к нарушению межличностного общения, эмоциональной отстраненности взрослых и уплощенному фону общения. Сотрудницы научаются относиться не к ребенку индивидуально, а ко всей группе в целом, к ребенку с особыми потребностями - как к существу, которое ничего не понимает и ничего не может. С детьми более старшего возраста на первый план выходит задача дисциплинирования и выполнения ребенком образовательных стандартов, а не поиск причин нарушений и отставаний в успеваемости. Можно наблюдать определенные признаки отношения, свойственные сотрудницам различных учреждений, а именно:

  • обезличенное, эмоционально поверхностное отношение к ребенку (например, формальная похвала, сдержанное порицание);

  • отношение к ребенку как к объекту, получателю необходимой порции еды, обучения, иных услуг; отношение к ребенку как к части группы, где на первый план выходит важность именно групповых, а не индивидуальных процессов.

Такое отношение нередко проявляется в виде пренебрежительного или насильственного поведения сотрудниц (например, грубые прикосновения, встряхивания, принуждения к еде, занятиям и т. п.), которое часто скрывается, поскольку наказывается администрацией, но нередко является именно признаком режимности такого учреждения.

Более того, как показывают исследования, с увеличением стажа работы (но не возраста сотрудниц) нейтральный эмоциональный фон, преобладающий в состоянии сотрудниц в первые годы работы в детском доме, заменяется страхом и печалью, отмечается увеличение уровня тревоги и эмоциональности [Пашина, 1995]. Те из них, чей эмоциональный фон в общем положительный и которые довольно успешно справляются со своими задачами, работают в детском доме менее 10 лет, а сотрудницы, работающие в учреждении более 10 лет, отличаются меньшей уверенностью в себе, им свойственна высокая степень эмоциональности. Как полагает автор исследования, это приводит к формированию авторитарного стиля поведения, вызывающего у воспитанников чувство неуверенности в себе, безынициативности. Схожие данные были получены при опросе учителей общеобразовательной школы, проведенном М.И.Станкиным: малая часть учителей могла сказать о коммуникативных чертах своих воспитанников; при оценке учащихся многие преподаватели игнорировали их эмоциональный мир; глубже и адекватнее понимали воспитанников преподаватели, имеющие стаж работы до 5 лет [Станкин, 1998]. Реан отмечает, что с повышением педагогического стажа адекватность представлений педагога о мотивах ученика не только не увеличивается, но имеет достаточно выраженную обратную тенденцию [Реан, 1990]. То есть работа с группой детей, постоянное эмоциональное напряжение, необходимость выполнять требования медицинской или педагогической работы, сформулированные в функциональных обязанностях сотрудниц, могут приводить к ослаблению индивидуализированного подхода, который в детском учреждении интернатного типа и так отсутствует.


При этом изначально образование, которое получают сотрудницы (чаще всего - среднее профессиональное педагогическое или медицинское), не направлено на понимание эмоциональных потребностей ребенка с самого раннего возраста и развитие отзывчивости, не включает специфику работы с детьми с нарушениями или отставаниями в развитии (ОВЗ), с детьми, имеющими трудности в поведении или другими расстройствами. Их не учат справляться с травматическим опытом ребенка, с его переживаниями в связи с утратой контакта с родителями и нехваткой информации относительно своего пребывания в учреждении, а это все является непосредственными условиями работы данных специалистов. Сотрудницам во многом приходится учиться уже на практике у своих коллег. И нередко происходит передача нечувствительного отношения к ребенку. Это может выражаться в том, что вновь пришедшим на работу говорят не брать на руки младенцев, поскольку «те потом долго плачут и не могут успокоиться», «нельзя приучать их к рукам».

С учетом сложного характера жизни воспитанников учреждений и взаимодействия с ними сотрудниц была разработана программа раннего вмешательства для детей, проживающих в доме ребенка, включающая обучение персонала чувствительному и отзывчивому взаимодействию с детьми, в том числе с ОВЗ, а также реструктуризацию способа организации жизни детей в учреждении. Цель программы - приблизить условия их жизни к семейным. Об этой программе подробнее сказано в следующей главе, здесь же необходимо остановиться на результатах исследования, которое проводилось для более полного понимания развития ребенка и его отношений в учреждениях и оценки эффективности программы. В исследовании участвовали как дети, так и сотрудницы [Влияние..., 2013].


https://vk.oom/psy_abo

Результаты исследования сотрудниц до проведения программы раннего вмешательства показали значимые различия между психологическими характеристиками женщин, непосредственно взаимодействующих с детьми в группе (групповой персонал), и тех специалистов, которые посещают детей в группах (врачи, дефектологи, специалисты ЛФК и др. - посещающий персонал). Сотрудницы, занятые с детьми в группе, испытывают значимо больше трудностей в работе в нестабильных, непредсказуемых условиях, имеют больше проблем с администрацией дома ребенка; им свойственны менее позитивные представления о взаимодействии с детьми (менее чувствительное, отзывчивое, подстраивающееся взаимодействие). Групповой персонал воспринимает условия своей профессиональной деятельности как более тяжелые; можно говорить и о том, что он менее гибок и в восприятии новых методов, и самой работы с детьми. Это приводит к желанию экономить собственные эмоциональные ресурсы и вырабатывать более ригидный и рутинный способ взаимодействия. Более того, женщинам, работающим с детьми в группе, свойственен очень высокий уровень личностной тревожности, и у них в среднем сильнее выражены состояния тревожности и депрессивности, чем у сотрудниц, посещающих детей. Они оценивают свое детство как менее позитивное. Причем никакие из этих различий не определяются ни возрастом детей (рассматривались градации возраста в пределах от рождения до 4 лет), ни тем фактом, что сотрудницы работают преимущественно с детьми с ОВЗ или типично развивающимися. Однако важным фактором оказался уровень образования сотрудниц - у группового персонала он ниже (среднее профессиональное), а у посещающих специалистов выше (обычно высшее образование) [Аникина // Эмоции и отношения..., 2008].

В результате программы раннего вмешательства было обнаружено, что в контрольном доме ребенка, где не реализовывалась программа, характеристики сотрудниц оставались практически неизменными; в доме ребенка, где проводилось только обучение персонала, после обучения замечалось значительное снижение таких показателей, как тревожность, депрессивность, ригидность, чувство перегруженности работой, представление о своем детстве как о негативном, но спустя год эти показатели снова повышались, хотя и не достигали первоначального уровня. И только в доме ребенка, где проводились и обучение персонала, и структурные изменения, направленные на то, чтобы условия жизни детей были приближены к семейным, осуществлялась профессиональная супервизия сотрудников дома ребенка специалистами-психологами на этапе перехода к новой форме работы, передача специалистам дома ребенка методов супервизии и сопровождения персонала, с тем чтобы дом ребенка мог самостоятельно поддерживать новые формы заботы о детях, мы наблюдаем, что все вышеописанные психологические характеристики сотрудниц дома ребенка значительно снижались на протяжении всех пяти лет проекта. Та же тенденция отмечается и в отношении характеристик взаимодействия сотрудниц с детьми в группах [Влияние., 2013].


В психологическом сопровождении сотрудников учреждения важно учитывать имеющиеся ресурсы, как внешние - финансовые, административные, временные, так и внутренние - мотивация на улучшение жизни детей, желание менять свой стиль работы, готовность открыто обсуждать сложности и пр. Среди внутренних ресурсов можно выделить и копинг-стратегии. Это стратегии совладания с трудными ситуациями, и они могут быть как дисфункциональными (например, избегание решения проблемы, использование алкоголя или лекарств в качестве способа снятия напряжения), так и функциональными (например, решение проблем, поиск поддержки, переформулирование и переосмысление ситуации).

В одном из исследований психологических характеристик персонала учреждений, где проживают и воспитываются дети в возрасте от 12 до 18 лет, было обнаружено, что в стрессовых ситуациях женщины по сравнению с мужчинами больше стремились к использованию такой копинг-стратегии, как получение социальной поддержки и чаще использовали стратегию избегания трудностей. Для женщин, у которых уровень тревожности был довольно высоким, более характерным оказалось предпочтение социальной поддержки в качестве личностной ценности и стремление к получению социальной поддержки в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, хотя количественные показатели употребления алкоголя и значения артериального давления у женщин ниже, чем у мужчин (значимой разницы относительно курения обнаружено не было), женщины больше высказывают психосоматических жалоб, чем мужчины, и эти жалобы связаны с ситуативной тревожностью. Отсутствие же социальной поддержки от начальника (или потребность в ней) была положительно связана с употреблением алкоголя. Таким образом, женщины демонстрируют более высокий уровень тревожности, меньше страдают от гипертензии и чрезмерного употребления алкоголя, но более уязвимы к влиянию нежелательных событий в их жизни и больше стремятся к получению социальной поддержки [Defares et al., 1984]. То есть женщины не только более чувствительны к воздействию трудностей, возникающих при работе с детьми, но и субъективно тяжелее переживают стресс. Их повышенная эмоциональность по сравнению с мужчинами может иметь двоякий результат: с одной стороны - она является профессиональным требованием при работе с детьми, а с другой - интенсивные эмоции могут дезорганизовать деятельность. Венгерский врач И. Харди очень точно отмечает: «Сестры, работающие в детских отделениях, должны быть уравновешенными, психически здоровыми людьми со зрелой личностью. Люди с лабильной психикой, хаотичные, с серьезными патологическими чертами личности в детских отделениях могут принести непоправимый вред» [Харди, 1988, 267].


Данные, полученные в нашей работе [Аникина, 2007], показали, что женщины, работающие с детьми в группе (групповой персонал), в целом меньше стремятся к получению социальной поддержки по сравнению с посещающими детей в группе сотрудницами дома ребенка. При этом недостаток стремления обращаться за поддержкой связан с более выраженной личностной тревожностью, и все это вместе может отражать стремление полагаться на себя в работе и избежать оценки, что, в свою очередь, связано и с меньшим желанием осваивать новые формы поведения. Также данная группа женщин чаще использует отрицание проблемы и реже - планирование ее решения, а меньшее стремление к получению поддержки и поглощенность работой при отсутствии конструктивных стратегий совладания с трудностями могут приводить к развитию проблем со здоровьем. Действительно, женщины, работающие в группе, по сравнению с посещающим персоналом, больше ценят здоровье и работу, но отмечают эти ценности как менее реализованные в жизни. То есть групповой персонал, составляющий непосредственное социальное окружение ребенка, обладает определенными психологическими чертами, которые психолог должен учитывать в своей работе.

Помимо работы с детьми, специалисты учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проводят встречи и с биологическими, и с замещающими родителями ребенка (приемными или усыновителями), кровными опекунами (например, бабушками, тетями, дедушками). Задача специалистов - подготовить ребенка к возвращению в семью или размещению в новую семью, обеспечить принимающих взрослых необходимой информацией о ребенке, включающей как данные о его соматическом здоровье, особенностях ухода, так и о его личных пристрастиях, иных личностных особенностях. Важным в этом процессе является расставание и возможность поддержания контактов с теми, к кому ребенок привязался за время пребывания в учреждении, будь то взрослые или дети. Нужно снабдить не только информацией, но и предметами, которые ребенок сможет забрать с собой (любимая игрушка, элементы одежды, фотоальбом, номера телефонов и т. д.).

Важно, чтобы процесс перехода для ребенка и семьи планировался и сопровождался, но нередко он осуществляется быстро, в суматохе, без должных объяснений, что способно вызвать нарушения адаптации ребенка в семье и семьи к ребенку. У сотрудников могут возникать различные сильные чувства - неприятие принимающей семьи, ревность, нежелание расставаться и, как защитная реакция, гнев, раздражение, отторжение ребенка, нарушающие процесс перехода.