ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1113
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Даже если ребенок не уходит в семью, а его родственники посещают его в учреждении, эти чувства также могут возникать у сотрудниц. Здесь важным оказывается осознание подобных чувств, возможность их разместить, выстроить отношения с родителями, родственниками ребенка таким образом, чтобы собственные чувства не разрушали столь еще хрупкий контакт ребенка и членов его семьи. Специалисты учреждения нередко являются связующим звеном между кровной семьей ребенка, его прошлым опытом и той семьей, куда он отправляется. Процесс перехода - очень тонкий, сложный, хрупкий, вызывающий много сильных чувств у всех участников. В нем немаловажную роль играет психолог - непосредственно в контакте с детьми и членами их семей и опосредованно, через персонал.
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что существует определенная специфичность работы психолога в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, связанная как с характеристиками персонала, так и с особенностями детей и их родителей - кровных или, при благоприятном исходе, замещающих. В этой главе мы определим некоторые общие закономерности психологической работы с сотрудницами учреждений, оказывающих помощь детям, а в следующей главе будет более подробно рассказано о программе вмешательства, направленной на обеспечение психического здоровья и психологического благополучия ребенка раннего возраста в рамках учреждения.
-
Специфика врачебного приема и работы психолога с
врачами
Еще одной категорией специалистов, работающих с детьми, начиная с самого раннего возраста, являются врачи - неонатологи, педиатры. Они не выполняют функцию первичного взрослого как сотрудницы учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, но к ним обращаются родители с вопросами здоровья, развития ребенка, а нередко и по поводу его поведения и эмоциональных реакций. Как показывают современные международные исследования, за последние четверть века количество социально-эмоциональных проблем, с которыми сталкиваются врачи-педиатры, увеличилось более чем вдвое (с 7% до 18%) [Tynan, Woods, 2013]. От 24% до 50% визитов к педиатру связаны с обсуждением вопросов по поводу поведенческих, эмоциональных, учебных аспектов жизни ребенка [Ward- Zimmermann, Cannata, 2012]. Работа психолога-консультанта, направленная на улучшение психологического благополучия и психического здоровья ребенка, должна включать в себя взаимодействие и с этой группой специалистов. Данный раздел как раз посвящен специфике врачебного контакта, комплаенса (термин будет раскрыт ниже) и сферам работы психолога-консультанта с врачами.
Если говорить о медицинской практике в целом, то врачи нередко сталкиваются с непониманием пациентами важности сделанных назначений, частичного или полного невыполнения рекомендаций. У некоторых врачей это вызывает недоумение и даже раздражение. Раздражение врача на одного пациента нередко переносится в целом на категорию «пациенты». Те, в свою очередь, обращаются за медицинской помощью в состоянии болезни, и эта уязвимость, необходимость терпеть боль, а также непонимание профессионального медицинского языка приводят к тому, что пациент выполняет назначения согласно своему пониманию, а субъективное отношение к врачу как к человеку сказывается на доверии к его назначениям и рекомендациям. Однако в ряде обстоятельств от готовности четко следовать таким рекомендациям зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. Следовательно, перед врачами встает задача, как грамотно доносить до пациентов важность своих рекомендаций, а для пациентов важны коммуникативные компетенции врача, его способность понятно и доступно объяснить диагноз, необходимые дальнейшие действия и важность исполнения назначений. В последнее время в науке и практике стали говорить о партнерских отношениях врача и пациента и важности комплаенса.
Комплаенс (от англ. rampliance) - это «действие в соответствии с запросом или указанием» (Оксфордский словарь); в медицинской практике обычно под этим термином понимается следование пациента назначениям и рекомендациям врача. Но есть и иное понимание: комплаенс - это весь процесс лечения от его начала до завершения, состоящий из трех этапов:
-
согласие пациента с назначенным лечением; -
выполнение плана назначений; -
завершение лечения [Вольская, 2013].
Для того чтобы пациент следовал назначениям врача, он должен их понять и с ними согласиться, а затем уже предпринимать определенные действия по выполнению назначений до завершения лечения. Все это как раз и предполагает партнерские отношения врача и пациента. Иногда используют термин «приверженность лечению» (adherence), подразумевая длительный характер выполнения назначений, необходимость пройти лечение до конца или следовать рекомендациям на протяжении всей жизни.
Если же мы говорим о работе врача с ребенком, то понятие комплаенса и в целом отношения врача и пациента приобретают несколько иной характер. Все дело в том, что при обращении за медицинской помощью формально пациентом является ребенок, так как именно в его интересах проводится консультация и лечение, но коммуникация по поводу заболевания, назначения и рекомендации выдаются его законному представителю. То есть имеет место тройственность отношений врач - пациент (ребенок) - его законный представитель, и в этом состоит специфичность работы врача- неонатолога или врача-педиатра. Доктор должен установить контакт, доверительные отношения с самим ребенком (ведь даже очень маленькие дети могут сопротивляться осмотру или процедурам), проговорить ему свои последующие действия на том уровне понимания, который доступен ребенку в силу возраста, а также понятным и ясным образом объяснить законному представителю все необходимые назначения, которые последний должен выполнять во благо ребенка. При этом следует помнить, что родитель[—] может находиться в особом эмоциональном состоянии, поскольку речь идет о жизни и здоровье ребенка, или отвлекаться в кабинете во время медицинского приема на действия ребенка, то есть его восприятие бывает «сужено», а времени мало, и тогда слова врача должны быть краткими, емкими, четко сфокусированными и доступными пониманию конкретного взрослого человека.
Родители могут обращаться с вопросами по поводу здоровья ребенка не только после его рождения, но даже на этапе беременности, а нередко и планирования зачатия, но в любом случае сохраняется указанная специфичность, тройственность отношений. Данное пособие не касается психологических аспектов планирования беременности и сопровождения этого этапа, хотя принципы работы врача с пациентом и роль психолога во многом аналогичны рассматриваемым.
Медицинская помощь оказывается амбулаторно и в стационаре, имеет плановый и срочный характер, и во всех ситуациях существует своя специфика, касающаяся в том числе работы психолога со специалистами.
При амбулаторной, плановой медицинской помощи состояние ребенка обычно удовлетворительное, что вызывает меньший стресс у его законного представителя (исключение составляет ситуация, когда родитель впервые столкнулся с проблемой у ребенка), и это дает врачу больше свободы; есть возможность провести осмотр; цена медицинской ошибки не столь высока; родитель более подготовлен к восприятию информации, поскольку знаком с течением заболевания, его динамикой. Если заболевание у ребенка диагностируется не впервые, родитель уже знает о необходимых действиях и назначениях, способен более конкретно сформулировать свой вопрос. Вместе с тем именно в силу его осведомленности и потому, что примерное течение заболевания известно, родитель может критически подойти к назначениям врача, не выполнять все рекомендации и взять на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. В ситуации плановой, амбулаторной помощи роль психолога, работающего с врачами, часто сводится к выполнению информирующей, обучающей, профилактической функции (см. параграф 1.1 данной главы), иногда возникает надобность и в супервизорской.
При амбулаторном приеме случаются и экстренные ситуации, когда ребенку необходимо оказывать срочную медицинскую помощь, вызывать бригаду скорой помощи. В этом случае цена врачебной ошибки выше, чем при плановом приеме, происходит эмоциональный накал - как у самого врача, так и у родителя, восприятие сужается, решения необходимо принимать быстро. В таких обстоятельствах родитель реагирует повышением комплаенса, меньше задает вопросов, больше следует указаниям врача. Однако также отмечаются неожиданные эмоциональные и даже соматические реакции у всех участников лечебного процесса. Например, родитель может впасть в истеричное состояние, ребенок - выказывать крайний протест, а врач может растеряться или возникнет постэффект от сложившейся ситуации, когда уже по ее завершении ему нужно переработать, переосмыслить произошедшее. В данном случае к вышеупомянутым функциям психолога, работающего с врачами в системе амбулаторной помощи, присоединяется исполнение кризисной, а иногда и терапевтической функций.
С кризисными ситуациями чаще всего сталкивается психолог в стационаре, нередко это клинический психолог. В больнице пребывают дети и их законные представители, находясь в ситуации экстренного или планового лечения хронических заболеваний. При оказании медицинской помощи в рамках стационара врачи иногда сталкиваются с такими моментами, как смерть ребенка, невозможность его спасти или значительно улучшить качество его жизни; некоторые усилия, направленные на возвращение к жизни, приводят к детской инвалидности. И тогда перед врачами возникает задача сообщить родителям о смерти ребенка или значительном ухудшении его состояния, выдержать встречные эмоции, справиться со своими чувствами. В данном случае работа психолога в больнице включает все функции - это и помощь врачам в том, чтобы понять, как разговаривать с родителями, и в том, как им справиться с собственными чувствами, а также непосредственная работа психолога с семьей, помощь в совладании с кризисной ситуацией, расстановке приоритетов в дальнейших действиях.
Плановая медицинская помощь в рамках стационара чаще всего оказывается детям с хроническими заболеваниями. Ребенок, находящийся на длительном лечении, а также его семья испытывают постоянный стресс, связанный с самим лечением, медицинскими процедурами и т. п. Хронические боли приводят к эмоциональным трудностям, поведенческим проблемам, а само пребывание в учреждении, необходимость подчиняться режимным моментам, выполнять процедуры, часто неприятные и болезненные для ребенка, повышают градус напряжения и у ребенка, и у его родителя, и у медицинского персонала (лечащие и дежурные врачи, младший медицинский персонал). И иногда слово, сказанное уборщицей, может оказывать лечебный или противоположный эффект на семью.
Работу психолога в стационаре с пациентами можно рассматривать с точки зрения педиатрической психологии фоШа^к psychology). Основной моделью является биопсихосоциальная, в рамках которой человек осознается как единое целое, как система, где биологические факторы болезни непосредственно связаны с факторами окружения. Согласно данной модели, анализ болезни должен проводиться с учетом всех этих факторов, а лечение предполагает решение физических, психических и социальных проблем. Основные направления работы психолога в рамках стационара следующие.
-
Психологическая помощь, имеющая отношение к проблемам, непосредственно связанным с самим физическим заболеванием:
-
помощь в управлении болью: психолог может предложить нефармакологические методы, например релаксацию, биологическую обратную связь, элементы аутотренинга; -
помощь в следовании предписаниям врача, повышение приверженности лечению; некоторые пациенты не понимают важности следования предписаниям и выполнения всех рекомендаций; -
помощь в социально-психологической адаптации, например в школе, после выхода из больницы; -
повышение общего качества жизни, помощь в решении эмоциональных и поведенческих проблем, например переживания стресса, связанного с заболеванием или различными медицинскими процедурами, психологическая помощь и поддержка членам семей.
-
Психологическая помощь, касающаяся проблем психического здоровья, связанных с физическим заболеванием. Нередко наблюдаются признаки депрессии у родителей детей, находящихся в стационаре. Будучи в таком состоянии, родители отказываются ухаживать за ребенком, верить в его излечение, оказывать ему поддержку, им самим нужна профессиональная психологическая помощь. В ряде случаев выясняется, что соматические проявления у ребенка не связаны с его физическим здоровьем, а имеют психогенную или социальную природу (например, вызваны нарушениями отношений в семье или детском саду/школе/группе сверстников). В данном случае психолог должен уметь проводить диагностику и краткосрочное вмешательство, в том числе с вовлечением более широкого социального контекста жизни ребенка (семьи, школы), и рекомендовать семье психологическую помощь с включением различных участников ситуации, вызвавшей симптом (примеры таких симптомов и принципы работы описаны в главах 1 и 2 первой части данного пособия). -
Этика и защита интересов ребенка. Иногда семье нужно принять решение, стоит ли продолжать лечение, либо помочь врачам понять психологическое воздействие проводимого лечения.
Отдельным вопросом является психологическое консультирование и обучение врачей, в том числе по вопросам, связанным с психологическими аспектами болезни. В рамках данного направления психолог выполняет информирующую, обучающую, суперви-зорскую функцию; такое профессиональное взаимодействие имеет профилактический эффект.
Работая в стационаре, психолог выполняет все функции, описанные в параграфе 1.1 данной главы, хотя, несомненно, для их выполнения требуется психологическая служба, однако чаще всего в учреждении работает только один психолог либо его нет совсем. В целом практика и исследования показывают, что при эффективно налаженной работе потребность в работе психолога в стационаре с каждым годом возрастает. Врачи понимают необходимость и ценность психологической помощи ребенку и его семье, отмечают снижение собственного напряжения.