Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1002

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главный врач клиники обращается к психологу с вопросом, касающимся одной из довольно опытных, высококвалифицированных сотрудниц, которая в последнее время стала крайне раздражительна, пренебрежительна к коллегам, ведет себя высокомерно, а иногда плачет и выбегает из ординаторской. Главный врач ценит эту сотрудницу, увольнять не хочет, но коллектив возмущается таким поведением.

Анализируя ситуацию, исходя из собственной сферы компетенции, психолог размышляет о том, что налицо все признаки эмоционального выгорания. Еще одна версия - нарушения работы эндокринной системы (что может быть и психосоматическим следствием выгорания). Вместе с главным врачом психолог разрабатывает различные направления и приемы помощи сотруднице в данной ситуации.

Один из способов - дать сотруднику новое, интересное для него поле работы, позволяющее переключиться с рутинных процессов повседневной деятельности, определить новые профессиональные задачи и меру ответственности, придать значимость труду. Также можно прикрепить группу «учеников», например студентов, младший персонал (если у сотрудника отмечаются педагогические таланты и соблюдается этика общения). Важно позволить ему высказаться. Главврач сам может выслушать сотрудника, не предлагая никаких решений (психолог, консультирующий главврача, делает на этом акцент).

По просьбе главного врача психолог может провести диагностику признаков эмоционального выгорания во всем коллективе, чтобы выявить тех, кто потенциально способен оказаться в аналогичной ситуации; проконсультировать и самого «выгорающего» специалиста, и иногда тот принимает решение об увольнении из организации или ищет пути решения, оставаясь в коллективе. То есть психолог информирует о признаках эмоционального выгорания как руководителя, так и членов коллектива, осуществляет диагностическую, кризисную, терапевтическую, профилактическую, координирующую функции.

Таким образом, работая в каждом из направлений, психолог выполняет некоторые или все из описанных в параграфе 1.1 данной главы функции - информирующую, диагностическую, кризисную, терапевтическую, обучающую, супервизорскую, координационную, профилактическую. Выше были приведены примеры индивидуальной работы психолога, но они затрагивали вопросы и групповой, и организационной работы.

Для того чтобы деятельность психолога в учреждениях, оказывающих помощь детям, была эффективной, следует придерживаться некоторых принципов, которые психолог соблюдает сам, транслирует коллективу и четко следит за их соблюдением.


  1. Конфиденциальность. Работа всех специалистов имеет строго конфиденциальный характер, специалисты учреждения должны помнить о том, чтобы не обсуждать ребенка и его семью в присутствии третьих лиц без письменного на то разрешения семьи. В целом помощь ребенку должна соответствовать этическим нормам. В случае если психологу нужно сообщить руководителю организации о результатах своей работы с сотрудником, он должен оговорить это с самим сотрудником (границы конфиденциальности психолога в организации - это сложная тема).

  2. Благополучие ребенка как конечная цель работы. К этому стремятся все специалисты, оказывающие помощь ребенку. Иногда возникают противоречия в том, как разные специалисты видят, что же для ребенка есть благополучие, поэтому важен следующий принцип.

  3. Междисциплинарное обсуждение и комплексный подход. При разработке программ или иных действий, направленных на помощь ребенку, учитываются разные аспекты его жизни, развития и окружения. Решения о дальнейших действиях предпринимаются совместно различными специалистами с вовлечением законных представителей ребенка и его самого.

  4. Фокус на сильных сторонах. При организации помощи ребенку и его социальному окружению важно понять, какие у него есть сильные стороны, а у семьи - ресурсы; программа или иные действия строятся с учетом этих ресурсов; нельзя требовать от ребенка и семьи то, что не входит в их актуальный потенциал и зону ближайшего развития. Команда специалистов продумывает, как нивелировать возможные риски.

  5. Эффективная и открытая коммуникация. Специалисты открыто и честно обсуждают между собой, а также с родителями ребенка и, с учетом возраста, с ним самим его состояние и дальнейшие действия, говорят о потенциальных возможностях планируемых шагов, вероятных рисках и путях их нивелирования. Важно создание для семьи возможности актуализировать и найти свои собственные ресурсы и способности, чтобы справляться с проблемами и нуждами ребенка.

  6. Уважительное отношение. Открытое обсуждение неразрывно связано с созданием атмосферы уважительного отношения к другим людям, их чувствам, трудностям, способам организации их жизни. При этом максимально учитываются потребности всех участников

процесса и открыто оговаривается невозможность их полного удовлетворения.



  1. Создание единой системы работы с ребенком и его семьей. Прозрачность и предсказуемость работы различных специалистов учреждения создает у ребенка и его семьи ясность и понятность следующих шагов, снижает тревожность, что, в свою очередь, положительно сказывается на всеобщей атмосфере и снижает нагрузку на медицинский персонал.

  2. Взаимное обучение и супервизия. Важно создавать в учреждениях систему совместного обучения и ко-супервизии, когда специалисты разного профиля могут выступать супервизорами в разных ситуациях для своих коллег, как и те для них. Психолог передает специалистам учреждения полномочия и инструменты совместного обучения и ко-супервизии. Конечной целью является самостоятельная работа специалистов учреждения без активного вовлечения психолога.

Соблюдение этих принципов делает работу специалистов более эффективной и создает каркас для прочных отношений с ребенком и его социальным окружением, способствует повышению открытости и доверия к специалистам учреждения со стороны семьи и более широкого сообщества. Именно налаживание таких отношений, гибкость и в то же время принципиальность в ключевых моментах, владение профессиональным знанием делают работу психолога- консультанта в учреждениях, оказывающих помощь детям, попросту незаменимой. К сожалению, система оказания психологической помощи, в том числе работа со специалистами на базе родильных домов, детских больниц, домов ребенка и центров содействия семейному воспитанию, остается еще недостаточно разработанной. В системе поликлинической помощи она совсем отсутствует. Однако это важный ресурс обеспечения психологического благополучия и психического здоровья ребенка с самого раннего возраста в контексте его ближайшего социального окружения.


Контрольные вопросы

  1. Назовите основные функции психолога в работе со специалистами учреждений, оказывающими помощь детям.

  2. Назовите принципы, которые должен соблюдать в своей работе пси хол ог-кон сул ьта нт.

  3. Какова специфика работы психолога со специалистами

учреждений, оказывающими помощь детям?

  1. В чем сложности работы психолога со специалистами

учреждений, оказывающими помощь детям?

  1. Какова специфичность врачебного приема с участием ребенка?

  2. Что такое комплаенс?

  3. Каковы основные психологические особенности воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей?

  4. Каковы основные психологические особенности сотрудниц учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей?

  5. Какую модель используют в педиатрической психологии и какова ее суть?

  6. Какую работу выполняет психолог больницы в рамках педиатрической психологии?

Глава вторая
Работа психолога с детьми раннего возраста и
персоналом в домах ребенка


  1. Значение и структура системы семейно
    ориентированного социального окружения


Как уже отмечалось в предыдущих параграфах, для гармоничного развития человека, его успешной социально-психологической адаптации и эффективного функционирования во взрослой жизни критически важным является период раннего детства. Ребенок во взаимодействии со взрослым проявляет свое эмоциональное состояние, получает эмоциональный отклик, то есть таким образом влияет на близкого взрослого, а этот отклик, в свою очередь, служит условием для развития саморегуляции младенца, - все это в комплексе является значимой частью целостного развития ребенка. [Emde et al., 1976; Frodi et al., 1978; Schaffer, 1981; Stern, 1985]. К настоящему времени проведено достаточно большое количество научных исследований, в которых подчеркивалась значимость проявлений эмоций и их выразительности, эмоциональной экспрессии у ребенка раннего возраста и его близкого взрослого, а также их роль в развитии и формировании поведения [Tronick, 1972; Izard, 1978; Toda, Fogel, 1993; Sroufe, 2000].

Изучение эмоционального развития детей в контексте взаимодействия с близким взрослым проводилось как в экспериментальных ситуациях - например, в «Незнакомой ситуации»[1 или в процедуре «Неподвижное лицо»[] [Bettes, 1988; Campos et al., 1989; Feldman et al., 1999; Rochat, Striano, 1999; Feldman, 2003], так и в естественной среде - главным образом это наблюдения за детьми, проживающими в условиях депривации. Исследования У Гольдфарба, Р. Спитца, Дж.Боулби, Дж. Робертсона и других авторов [Мухамедрахимов, 1999] продемонстрировали обусловленную институализацией задержку социально­эмоционального развития у детей, живущих в специальных учреждениях.


Качественное взаимодействие с близким взрослым, в которое включается ребенок, проживающий в семье, сразу после рождения, способствует формированию базового доверия к миру и примерно к 9-12 месяцам приводит к возникновению так называемых отношений привязанности [Ainsworth et al., 1978; Crittenden, 2002; Pleshkova, Muhamedrahimov, 2010]. Отношения привязанности определяют способ взаимодействия ребенка с людьми, который представляется наиболее эффективным с учетом характеристик социального окружения ребенка. Способность младенца формировать отношения привязанности служит важным критерием психического здоровья, которое формулируется как «способность ребенка испытывать, регулировать и выражать эмоции, формировать близкие и безопасные отношения, исследовать окружающий мир и обучаться» [Handbook of Infant Mental Health, 2009, 6]. Именно в близких и безопасных отношениях формируется привязанность, и ее развитие в младенческом возрасте крайне важно для всей последующей жизни человека, поскольку впоследствии эта способность позволит человеку строить отношения с окружающими его людьми.

В категорию лиц риска, кому не удается сформировать отношения с одним, наиболее постоянным близким взрослым, попадают дети, воспитывающиеся без родителей. В Российской Федерации, как и во многих других странах Восточной Европы, Азии, Африки, сироты и оставшиеся без родительского попечения в возрасте до 4 лет живут и воспитываются в закрытых учреждениях - домах ребенка. Организация жизни в таких учреждениях сильно отличается от семейной - в первую очередь низкими показателями стабильности и отзывчивости ближайшего социального окружения. Отсутствие стабильности выражается в условиях содержания детей, которые предполагают их проживание в одновозрастных группах по 12-14 человек и регулярные переводы из группы в группу по достижении определенного возраста (6, 12, 24, 36 месяцев). Это означает, что если ребенок находится в течение всего раннего детства в доме ребенка, то он меняет «семью» примерно четыре раза, а за первые два-три года жизни ребенок может видеть 60-100 различных взрослых [Мухамедрахимов, 1999]. При этом дети из той же группы вместе с ним не переходят, как и взрослые, которых ребенок успел запомнить и с которыми установил «правила» взаимодействия.

График работы сотрудников домов ребенка также представляет собой еще одно из проявлений нестабильности для детей: взрослые работают посменно - одни из них могут иметь два рабочих дня с двумя последующими выходными, а другие находятся в доме ребенка по графику сутки через трое [Мухамедрахимов, 1999; St. Petersburg - USA Orphanage Research Team, 2008]. Таким образом, ребенок увидит ту же женщину, которая заботилась о нем сегодня, только через двое или трое суток, в течение которых ему придется взаимодействовать с другими сотрудницами, имеющими отличные от предыдущих личностные характеристики, взгляды, ценности и опыт взаимодействия с детьми. Ребенок оказывается в ситуации, когда для него становится невозможной психическая интеграция опыта общения с одним, постоянно взаимодействующим с ним взрослым; представления ребенка о взрослом и отношениях с ним являются разрозненными, фрагментарными - именно в силу сменяемости взрослых. В последующем это приводит к огромной сложности, а иногда и невозможности выстроить целостные представления о других отношениях в жизни такого ребенка.