Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1000

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Более того, работая в группе с 12-14 детьми одного возраста, сотрудницы дома ребенка не в состоянии уделять достаточно внимания персонально, индивидуально каждому ребенку. Исследования показали, что продолжительность такого контакта составляет 17 минут в день [Мухамедрахимов, 1999], чего явно недостаточно для установления близких отношений и формирования привязанности между ребенком и взрослым.

В результате дети, воспитывающиеся в учреждениях, имеют ранний детский опыт, не позволяющий им вступать в отношения со взрослыми и сверстниками и качественно поддерживать их, а в последующем это создает препятствия для создания семей и воспитания собственных детей. Как показывают многочисленные исследования, следствием пребывания в младенческом и раннем возрасте в таких учреждениях является наличие целого ряда проблем, которые сопровождают человека в течение всей последующей жизни [St. Petersburg - USA Orphanage Research Team, 2008; Rutter et al., 2010; The Leiden Conference, 2012; Nelson et al., 2014]. Это и отставания в физическом, когнитивном, речевом развитии, неспособность осознавать свои чувства, их выражать и регулировать; также нарушения социальных навыков, адаптивности, незнание простых бытовых вещей; нарушения поведения и делинквентность. Среди выпускников системы интернатных учреждений высокий процент совершающих преступления, а также матерей, оставляющих своих детей в больницах или домах ребенка, пренебрегающих их потребностями или совершающих насилие.

Для того чтобы преодолеть вышеописанные условия депривации, в 2000-2005 гг. в Санкт-Петербурге группой ученых и специалистов под руководством Р.Ж.Мухамедрахимова был реализован научно­исследовательский проект «Влияние изменения социального окружения на психическое здоровье детей раннего возраста», в рамках которого в одном из домов ребенка была внедрена семейно ориентированная модель заботы о детях. Двухкомпонентное вмешательство предполагало обучение персонала и структурные изменения. Обучение персонала было направлено на улучшение характеристик чувствительности и отзывчивости в отношении детских сигналов и потребностей у персонала дома ребенка. Это означало предоставление информации о нормальном психическом развитии младенца с самого раннего возраста, его потребностях, условиях, необходимых для психического здоровья. Отдельной частью обучения было знакомство сотрудниц с особенностями взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Структурные изменения были направлены на повышение характеристик стабильности окружения детей в доме ребенка:


  • количество детей в группах было уменьшено с 12-14 до 6-7;

  • группы стали разновозрастными и интегративными по уровню развития детей, это позволило создать условия для более индивидуализированного общения с ребенком;

  • прекратились переводы детей из группы в группу;

  • за каждой группой был закреплен персонал, из которого были выделены воспитатели с измененным графиком труда, предполагающим пять последовательных рабочих дней; это позволило создать систему «первичного близкого взрослого» (primary caregiver), которого ребенок видит каждый день и с которым может сформировать отношения привязанности.

Результаты проведенной работы убедительно доказали существенное увеличение физических показателей (рост, вес, окружность головы и груди) детей, снижение заболеваемости, улучшение проявлений психического здоровья, характеристик моторного, когнитивного, личностно-социального, адаптивного развития и, самое главное - наличие отношений привязанности между детьми и воспитывающими их взрослыми [St. Petersburg - USA Orphanage Research Team, 2008, Влияние..., 2013].

Несмотря на успехи программы изменения социального окружения, она в течение долгого времени не получала должного распространения. Только 24 мая 2014 г. в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей (указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) 24 мая 2014 г. было принято постановление Правительства РФ №481 «О деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», вступившее в силу с 1 сентября 2015 г. и предполагающее реорганизацию всех учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному типу. Таким образом, на уровне федеральной власти было закреплено право каждого ребенка воспитываться в условиях, приближенных к семейным, в том числе для детей в трудной жизненной ситуации, проживающих в специальных учреждениях.

  1. Основные принципы и направления работы психолога в
    доме ребенка


В настоящее время государственная политика в отношении детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, в основном направлена на их размещение в замещающие семьи. Об эффективности предпринятых мер говорят данные Министерства образования и науки, согласно которым в государственном банке данных о детях-сиротах на начало 2009 г. на учете состояло 140 тыс. детей, в декабре 2014 г. - около 92 тыс., а к середине 2015 г. это количество снизилось до 81 тыс. Однако, несмотря на снижение численности воспитанников интернатов в последние годы, по- прежнему общее их количество остается достаточно большим.



Основной контингент домов ребенка, учреждений для детей младенческого и раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, - это дети с особенностями развития и поведения, дети с ОВЗ. Сотрудники домов ребенка часто полагают, что причиной данных нарушений является неблагополучие биологических родителей (наркомания, алкоголизм, неблагоприятная наследственность), то есть нарушения развития у детей имеют врожденный характер или являются приобретенными в раннем постнатальном периоде. Такое представление во многом определяет направления работы психолога с этими детьми, которая традиционно дублирует деятельность учителя-дефектолога (работа один на один с ребенком в отдельном кабинете над развитием психомоторных навыков и способностей). Внимание не фокусируется на отношениях в паре ребенок - близкий взрослый, не предполагается междисциплинарное ведение случаев. Между тем основной причиной нарушений психического здоровья детей в домах ребенка является неблагоприятный, недостаточный, отсутствующий опыт отношений с ограниченным количеством постоянных, чувствительных и отзывчивых близких взрослых.

Следовательно, и психологическая работа должна строиться исходя из этого контекста.

Для эффективной помощи детям важно провести пересмотр направлений, методов и форм работы психологов в учреждениях. В частности, необходимо использование принципов раннего вмешательства, предполагающего участие семьи (близкого социального окружения) в работе с ребенком:

  • признание важной роли близких взрослых при сопровождении ребенка;

  • учет социального контекста развития ребенка (в том, что происходит с ребенком, важное значение имеет, в каких условиях он воспитывается, а не только его медицинский диагноз, наследственность и т. п.).

Кроме того, необходимо внедрение междисциплинарного сопровождения детей командой специалистов с коллегиальным обсуждением случаев, определением «ведущего специалиста», совместной разработкой программ помощи.

Собственно психологическая работа также должна претерпеть изменения. Следует проводить диагностику развития детей в контексте психического здоровья: оценивать не только знания, умения, навыки (педагогическая оценка), но и личностно-социальное развитие, адаптивные возможности ребенка, его коммуникативные способности (собственно психологическая оценка) с использованием современных, научно обоснованных методов диагностики. В качестве таковых должны стать:


  1. Наблюдение режимных моментов в помещении группы, комментарии, вопросы, обсуждение поведения и эмоциональных проявлений ребенка с близким взрослым и другими сотрудниками группы.

  2. Видеозапись взаимодействия ребенка с близким взрослым с последующим совместным просмотром и анализом.

  3. Совместная с персоналом групп диагностика особенностей поведения и эмоционального состояния ребенка.

Также важно проводить систематическую работу со взрослыми, осуществляющими повседневную заботу о детях, - в первую очередь групповыми воспитателями и медицинскими сестрами, а также с биологическими родителями и замещающими семьями. Среди направлений работы психолога дома ребенка со взрослыми могут выступать:

  1. Консультирование персонала по вопросам развития конкретных детей, с которыми они работают, помощь в регулировании отношений с коллегами.

  2. Работа с биологическими семьями (консультирование, поддержание и развитие отношений с ребенком).

  3. Работа с потенциальными усыновителями, опекунами.

  4. Постинтернатное сопровождение (консультирование родителей после размещения ребенка в семью).

На основании всего изложенного можно заключить, что работа психолога в современных условиях приобретает больший психотерапевтический контекст, удаляясь от решения типичных педагогических задач. Основная задача психолога - взаимодействуя непосредственно с социальным окружением ребенка, создать каркас, на основании которого естественным образом, подобно тому, как это происходит в семье, будут выстраиваться отношения ребенка и взрослого, создающие основу психического здоровья ребенка. Далее представлены конкретные технологии работы психолога такого учреждения с детьми.

  1. Групповая работа. Группы ранней социализации

Ранний возраст - это время драматических, часто непредсказуемых для родителей изменений в развитии, поведении ребенка, которые нередко ведут к сильным тревогам, волнениям, переживаниям близких для ребенка взрослых. То, как эти изменения будут пережиты, влияет на последующую жизнь ребенка. Важно, чтобы трудности ребенка и воспитывающего его взрослого (матери или лица, ее заменяющего) были вовремя «услышаны», то есть чтобы взрослый и ребенок могли своевременно получить помощь и поддержку, в которых они так нуждаются. Как уже отмечалось в главах 1 и 2 первой части, к числу таких трудностей относятся:


  • отлучение от груди (для биологических детей);

  • приучение к горшку;

  • особенности поведения ребенка;

  • конфликты со сверстниками;

  • нарушения или особенности сна;

  • трудности кормления;

  • особенности игры ребенка;

  • отставание в развитии когнитивных способностей (например, в развитии речи);

  • трудности социальной адаптации детей раннего возраста (например, в связи с началом посещения детского сада).

Одной из форм помощи и поддержки матерей и других близких взрослых, которые вместе со своими детьми переживают сложности, неизменно возникающие в возрасте от одного года до трех лет, являются тоддлеровские группы и группы, основанные на модели «Зеленого дома» Франсуазы Дольто [Woods, Pretorious, 2013; Дольто, 2010]. Более подробно формы и принципы психологической работы с детьми младенческого и раннего возраста описаны в главах 1 и 2 первой части, здесь же хотелось бы более подробно остановиться на том, как это возможно реализовать в условиях дома ребенка. Мы опишем работу в доме ребенка семейного типа, где задачей воспитывающих взрослых (воспитателей) служит не только и не столько собственно развитие ребенка, сколько выполнение роли так называемых профессиональных матерей - близких взрослых, с которыми ребенок может формировать те самые отношения привязанности, составляющие каркас его личности. Именно они (воспитатели) выступают в роли сопровождающих ребенка на занятиях в тоддлеровских группах и принимают в них непосредственное участие. Проводимые на базе домов ребенка групповые занятия детей и воспитывающих их близких взрослых мы назвали группами ранней социализации, поскольку основная задача в данном случае - это расширение социальных контактов, повышение навыков адаптации и социализации детей, хотя актуальными остаются и другие задачи, свойственные тоддлеровской группе.

Организационно группа ранней социализации выглядит следующим образом. В комфортно обустроенном игровом помещении собираются 5-6 пар ребенок - взрослый. Если в «семье» (группе дома ребенка) есть сиблинги или другие дети тоддлеровского возраста, они также могут участвовать в сессиях. В течение полутора часов пришедшие на занятие дети и их близкие взрослые находятся вместе и могут заниматься тем, что им нравится. В помещении для групп социализации в достаточных количествах представлено следующее оборудование и материалы: