Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 998

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В чем же состоит метод Тераплей, который так активно используется во всем мире в работе с самыми разными категориями детей и взрослых? Тераплей - это форма игровой терапии, применяющаяся для работы как индивидуально с детьми, так и с парами ребенок - взрослый, а также в практике супружеского консультирования, с сиблингами, с семьей в целом [Методические материалы по использованию метода Тераплей, 2005]. Метод используется в терапии для построения и укрепления привязанности, чувства собственного достоинства, доверия к другим. Он основан на естественных закономерностях здорового взаимодействия между ребенком и родителем, которое привлекательно для ребенка, происходит живо и способствует как физической, так и личностной вовлеченности.

В основе Тераплей лежат
пять базовых категорий: структура, вызов, задействование, питание и игривость [Методические материалы по использованию метода Тераплей, 2005]. В жизни каждого ребенка существуют упорядоченность и ритм, определяющие структуру ежедневных рутинных мероприятий, в которые включаются дети. Эти правила делают ситуацию их жизни безопасной и предсказуемой.

Понятие структуры в рамках метода Тераплей также предполагает действия со стороны терапевта, которые способствуют формированию предсказуемости у ребенка: например, существует определенное начало и конец каждой сессии, есть правила взаимодействия. Под вызовом понимается возможность, соответствующая возрасту ребенка, сделать что-то новое - выполнить более сложное движение, сделать шаг без поддержки, проявить больший самоконтроль, не приступая к заданию раньше сигнала. Задействование ребенка означает его включение в совместную деятельность со взрослым, переход от позиции наблюдателя к активному участию в происходящих событиях. Так же как ребенок получает удовольствие от разделения эмоций с матерью во время еды или купания, Тераплей подразумевает совместное удовольствие, которое участники взаимодействия получают, включаясь в общую игровую деятельность. Питание понимается и буквально, и в более общем значении как забота. Подобно тому как ребенок формирует знание о себе как о ценности, когда мать кормит его, одевает, лечит во время болезни и т. п., во время сессий дети получают угощение - мармелад, крекер, леденец. Кроме того, особую часть составляет процесс заботы, когда терапевт совместно с ребенком рассматривает имеющиеся у того трещинки, ушибы и царапинки, смазывает их детским кремом или припудривает присыпкой, укачивает ребенка в одеяле и т. п. Категория игривости регламентирует проведение сессий в игровой форме, которая нравится всем детям и способствует их максимальной вовлеченности в происходящее.

Использовать метод Тераплей в работе могут профессионалы с образованием по клинической психологии. Выбор того, будут ли сессии проводиться индивидуально с ребенком (взрослым) или же в работу вовлекается пара или даже целая семья, равно как и определение частоты проведения сессий, зависит от решения специалиста.



Для примера работы с использованием метода Тераплей приведем программу сопровождения одного из детей дома ребенка.

Программа психологического сопровождения ребенка

Цель работы: вовлечение ребенка в процесс самопознания (понимание своего лица, тела, собственных чувств, умение организовать свою деятельность в привычных условиях), развитие доверия к окружающим, совершенствование саморегуляции.

Сессия 1

  1. Приветственная песенка (пишется специально для конкретного ребенка).

  2. Перечень частей тела.

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов.

  4. Игра «Держи скользкого» (сначала терапевт тянет ребенка за руку, потом ребенок - терапевта; затем делаем это по сигналу - например, мигание глазом).

  5. Игра «Сдуй шарик» (с подачей условного сигнала).

  6. Кормление (изюм).

  7. Прощальная песня (такая же, как приветственная) в одеяле.

Сессия 2

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела (с использованием ватки).

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов.

  4. Рассматривание «дорожек» на руках.

  5. Мешочек (подушка на голове): сбрасывание по сигналу - сначала на раз, два, три, затем по другому сигналу (например, открывание рта).

  6. Кормление (цукаты).

  7. Прощальная песня.

Сессия 3

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела.

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов.

  4. Надувание шара и неожиданное выпускание воздуха из него.

  5. Игра «Ворота и мяч» (терапевт делает ворота с помощью своих ног или рук, а ребенок кидает туда мяч).

  6. Кормление в одеяле.

  7. Прощальная песня.

Сессия 4

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела.

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов (изменение: если ребенок готов - предложить ему помазать терапевта).

  4. Бег с книжкой на голове.

  5. Дуем друг на друга через соломинку.

  6. Сдувание через соломинку ватного шарика.

  7. Кормление в одеяле.

  8. Прощальная песня.


Сессия 5

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела (с включением нового персонажа - гнома).

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта).

  4. «Борьба» на пальцах.

  5. Игра «Паровоз» («Гусеница»): ребенок и терапевт соединяются подобно паровозу и вагончику и движутся вместе по причудливой траектории, обходя препятствия.

  6. Кормление на валике в одеяле.

  7. Прощальная песня.

Сессия 6

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела (в форме обрисовывания на листе ватмана).

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта).

  4. Игра «Ходьба на трех ногах» (связать левую ногу терапевта и правую ногу ребенка, чтобы получилась «одна нога», и попытаться им так перемещаться по комнате).

  5. Массаж валиком (терапевт массирует ребенка, ребенок проводит по трафарету, который остался после обрисовывания тела).

  6. «Теннис» с мыльными пузырями.

  7. Кормление.

  8. Прощальная песня.

Сессия 7

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела:

  • здороваться руками (два пожатия, три пожатия и т. п.);

  • «пирамида» из рук, из ног.

  1. Смазывание кремом (нарисовать солнышко на руке, потом его размазать).

  2. Игра «Мыльные пузыри» (максимально быстро схлопнуть все пузыри).

  3. Игра «Обойди кегли со связанными ногами».

  4. Кормление.

  5. Прощальная песня (в одеяле).

Сессия 8

  1. Приветственная песня.

  2. «Перечень» (считаем части тела, потом по части тела вспоминаем ее номер; вариант: на каждую часть тела придумываем звуковой сигнал, а потом вспоминаем в свободном порядке).

  3. Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта).

  4. Игра с воздушным шариком.

  5. Шарик «прикол-ракета» (шар, который при отпускании со свистом летает по затейливой траектории).

  6. Игра «Зеркало» (терапевт повторяет за ребенком все эмоции и движения, которые тот демонстрирует).

  7. Кормление.

  8. Прощальная песня.


Сессии 9,10

(Проводились с включением воспитателя группы)

  1. Приветственная песня.

  2. Перечень частей тела:

  • здороваться руками (два пожатия, три пожатия и т. п.);

  • «пирамида» из рук, из ног.

  1. Намазывание кремом (нарисовать солнышко на руке, потом его размазать).

  2. Игра «Мыльные пузыри»: максимально быстро схлопнуть все пузыри.

  3. Игра «Обойди кегли со связанными ногами».

  4. Кормление.

  5. Прощальная песня (в одеяле).

Результаты работы: увеличение количества и интенсивности выражаемых эмоций, формирование доверия к близким взрослым, расширение диапазона поведения, способность использовать разные стратегии взаимодействия с разными воспитывающими

взрослыми.

Основная цель данной главы - показать, что для ребенка раннего возраста, как воспитывающегося в семье, так и временно оказавшегося под опекой государства, критически важно иметь возможность научиться формировать близкие отношения со взрослым, наиболее отзывчивым к его потребностям. Дети, проживающие в домах ребенка, часто имеют нарушения психического здоровья, причинами которых являются условия жизни, не способствующие формированию отношений с ограниченным кругом постоянных, чувствительных и отзывчивых к потребностям ребенка взрослых. Это определяет основную направленность работы психолога в домах ребенка.

Среди возможных технологий сопровождения детей, воспитывающихся в учреждениях, могут быть использованы индивидуальные, диадные групповые формы, в числе которых были представлены группы ранней социализации и метод Тераплей. Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка показывает, что применение указанных технологий способствует улучшению психического здоровья детей, позволяет им обретать временных, «функциональных матерей» в лице сотрудниц дома ребенка, что является критически важным условием для дальнейшего психического, личностного, адаптивного развития детей.

Контрольные вопросы

  1. Опишите механизм формирования отношений между ребенком и взрослым. Что является результатом взаимодействия ребенка с одним и тем же взрослым в течение первого года жизни?

  2. Почему условия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют формированию отношений привязанности?

  3. Опишите программу изменения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какие основные потребности ребенка раннего возраста она позволяет удовлетворить?

  4. Назовите основные направления работы психолога в доме ребенка.

  5. В чем отличие модели работы психолога в учреждении семейного типа по сравнению с традиционным домом ребенка?

  6. Опишите метод работы групп ранней социализации.

  7. Каких целей позволяет достичь включение детей в группы ранней социализации?

  8. В чем состоит метод терапии Тераплей для людей с нарушениями привязанности?

  9. На каких базовых категориях основан метод Тераплей?