ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1107
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В чем же состоит метод Тераплей, который так активно используется во всем мире в работе с самыми разными категориями детей и взрослых? Тераплей - это форма игровой терапии, применяющаяся для работы как индивидуально с детьми, так и с парами ребенок - взрослый, а также в практике супружеского консультирования, с сиблингами, с семьей в целом [Методические материалы по использованию метода Тераплей, 2005]. Метод используется в терапии для построения и укрепления привязанности, чувства собственного достоинства, доверия к другим. Он основан на естественных закономерностях здорового взаимодействия между ребенком и родителем, которое привлекательно для ребенка, происходит живо и способствует как физической, так и личностной вовлеченности.
В основе Тераплей лежат
пять базовых категорий: структура, вызов, задействование, питание и игривость [Методические материалы по использованию метода Тераплей, 2005]. В жизни каждого ребенка существуют упорядоченность и ритм, определяющие структуру ежедневных рутинных мероприятий, в которые включаются дети. Эти правила делают ситуацию их жизни безопасной и предсказуемой.
Понятие структуры в рамках метода Тераплей также предполагает действия со стороны терапевта, которые способствуют формированию предсказуемости у ребенка: например, существует определенное начало и конец каждой сессии, есть правила взаимодействия. Под вызовом понимается возможность, соответствующая возрасту ребенка, сделать что-то новое - выполнить более сложное движение, сделать шаг без поддержки, проявить больший самоконтроль, не приступая к заданию раньше сигнала. Задействование ребенка означает его включение в совместную деятельность со взрослым, переход от позиции наблюдателя к активному участию в происходящих событиях. Так же как ребенок получает удовольствие от разделения эмоций с матерью во время еды или купания, Тераплей подразумевает совместное удовольствие, которое участники взаимодействия получают, включаясь в общую игровую деятельность. Питание понимается и буквально, и в более общем значении как забота. Подобно тому как ребенок формирует знание о себе как о ценности, когда мать кормит его, одевает, лечит во время болезни и т. п., во время сессий дети получают угощение - мармелад, крекер, леденец. Кроме того, особую часть составляет процесс заботы, когда терапевт совместно с ребенком рассматривает имеющиеся у того трещинки, ушибы и царапинки, смазывает их детским кремом или припудривает присыпкой, укачивает ребенка в одеяле и т. п. Категория игривости регламентирует проведение сессий в игровой форме, которая нравится всем детям и способствует их максимальной вовлеченности в происходящее.
Использовать метод Тераплей в работе могут профессионалы с образованием по клинической психологии. Выбор того, будут ли сессии проводиться индивидуально с ребенком (взрослым) или же в работу вовлекается пара или даже целая семья, равно как и определение частоты проведения сессий, зависит от решения специалиста.
Для примера работы с использованием метода Тераплей приведем программу сопровождения одного из детей дома ребенка.
Программа психологического сопровождения ребенка
Цель работы: вовлечение ребенка в процесс самопознания (понимание своего лица, тела, собственных чувств, умение организовать свою деятельность в привычных условиях), развитие доверия к окружающим, совершенствование саморегуляции.
Сессия 1
-
Приветственная песенка (пишется специально для конкретного ребенка). -
Перечень частей тела. -
Смазывание кремом ссадин и порезов. -
Игра «Держи скользкого» (сначала терапевт тянет ребенка за руку, потом ребенок - терапевта; затем делаем это по сигналу - например, мигание глазом). -
Игра «Сдуй шарик» (с подачей условного сигнала). -
Кормление (изюм). -
Прощальная песня (такая же, как приветственная) в одеяле.
Сессия 2
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела (с использованием ватки). -
Смазывание кремом ссадин и порезов. -
Рассматривание «дорожек» на руках. -
Мешочек (подушка на голове): сбрасывание по сигналу - сначала на раз, два, три, затем по другому сигналу (например, открывание рта). -
Кормление (цукаты). -
Прощальная песня.
Сессия 3
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела. -
Смазывание кремом ссадин и порезов. -
Надувание шара и неожиданное выпускание воздуха из него. -
Игра «Ворота и мяч» (терапевт делает ворота с помощью своих ног или рук, а ребенок кидает туда мяч). -
Кормление в одеяле. -
Прощальная песня.
Сессия 4
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела. -
Смазывание кремом ссадин и порезов (изменение: если ребенок готов - предложить ему помазать терапевта). -
Бег с книжкой на голове. -
Дуем друг на друга через соломинку. -
Сдувание через соломинку ватного шарика. -
Кормление в одеяле. -
Прощальная песня.
Сессия 5
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела (с включением нового персонажа - гнома). -
Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта). -
«Борьба» на пальцах. -
Игра «Паровоз» («Гусеница»): ребенок и терапевт соединяются подобно паровозу и вагончику и движутся вместе по причудливой траектории, обходя препятствия. -
Кормление на валике в одеяле. -
Прощальная песня.
Сессия 6
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела (в форме обрисовывания на листе ватмана). -
Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта). -
Игра «Ходьба на трех ногах» (связать левую ногу терапевта и правую ногу ребенка, чтобы получилась «одна нога», и попытаться им так перемещаться по комнате). -
Массаж валиком (терапевт массирует ребенка, ребенок проводит по трафарету, который остался после обрисовывания тела). -
«Теннис» с мыльными пузырями. -
Кормление. -
Прощальная песня.
Сессия 7
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела:
-
здороваться руками (два пожатия, три пожатия и т. п.); -
«пирамида» из рук, из ног.
-
Смазывание кремом (нарисовать солнышко на руке, потом его размазать). -
Игра «Мыльные пузыри» (максимально быстро схлопнуть все пузыри). -
Игра «Обойди кегли со связанными ногами». -
Кормление. -
Прощальная песня (в одеяле).
Сессия 8
-
Приветственная песня. -
«Перечень» (считаем части тела, потом по части тела вспоминаем ее номер; вариант: на каждую часть тела придумываем звуковой сигнал, а потом вспоминаем в свободном порядке). -
Смазывание кремом ссадин и порезов (по очереди: сначала терапевт - ребенка, потом ребенок - терапевта). -
Игра с воздушным шариком. -
Шарик «прикол-ракета» (шар, который при отпускании со свистом летает по затейливой траектории). -
Игра «Зеркало» (терапевт повторяет за ребенком все эмоции и движения, которые тот демонстрирует). -
Кормление. -
Прощальная песня.
Сессии 9,10
(Проводились с включением воспитателя группы)
-
Приветственная песня. -
Перечень частей тела:
-
здороваться руками (два пожатия, три пожатия и т. п.); -
«пирамида» из рук, из ног.
-
Намазывание кремом (нарисовать солнышко на руке, потом его размазать). -
Игра «Мыльные пузыри»: максимально быстро схлопнуть все пузыри. -
Игра «Обойди кегли со связанными ногами». -
Кормление. -
Прощальная песня (в одеяле).
Результаты работы: увеличение количества и интенсивности выражаемых эмоций, формирование доверия к близким взрослым, расширение диапазона поведения, способность использовать разные стратегии взаимодействия с разными воспитывающими
взрослыми.
Основная цель данной главы - показать, что для ребенка раннего возраста, как воспитывающегося в семье, так и временно оказавшегося под опекой государства, критически важно иметь возможность научиться формировать близкие отношения со взрослым, наиболее отзывчивым к его потребностям. Дети, проживающие в домах ребенка, часто имеют нарушения психического здоровья, причинами которых являются условия жизни, не способствующие формированию отношений с ограниченным кругом постоянных, чувствительных и отзывчивых к потребностям ребенка взрослых. Это определяет основную направленность работы психолога в домах ребенка.
Среди возможных технологий сопровождения детей, воспитывающихся в учреждениях, могут быть использованы индивидуальные, диадные групповые формы, в числе которых были представлены группы ранней социализации и метод Тераплей. Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка показывает, что применение указанных технологий способствует улучшению психического здоровья детей, позволяет им обретать временных, «функциональных матерей» в лице сотрудниц дома ребенка, что является критически важным условием для дальнейшего психического, личностного, адаптивного развития детей.
Контрольные вопросы
-
Опишите механизм формирования отношений между ребенком и взрослым. Что является результатом взаимодействия ребенка с одним и тем же взрослым в течение первого года жизни? -
Почему условия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют формированию отношений привязанности? -
Опишите программу изменения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какие основные потребности ребенка раннего возраста она позволяет удовлетворить? -
Назовите основные направления работы психолога в доме ребенка. -
В чем отличие модели работы психолога в учреждении семейного типа по сравнению с традиционным домом ребенка? -
Опишите метод работы групп ранней социализации. -
Каких целей позволяет достичь включение детей в группы ранней социализации? -
В чем состоит метод терапии Тераплей для людей с нарушениями привязанности? -
На каких базовых категориях основан метод Тераплей?