Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1079

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы считаем, что психологическая работа с врачами в ситуации перинатальных утрат обязательно должна включать как обучение их адекватным способам совладания со фрустрирующими ситуациями, навыкам самопомощи, так и информирование о нормативности и патологичности переживания стадий горевания, способах оказания помощи женщине, потерявшей ребенка. Врачу нужна информация о тех социально-психологических службах, к специалистам которых он может направить семью, переживающую утрату.

В такой ситуации у родителей возникает огромное количество чувств, связанных с переживанием как реальной, так и символической утраты: это утрата реального объекта - ребенка, утрата надежды на счастливое родительство, смысла своего существования, образа будущего, статуса себя как матери или отца, мечты, части себя и т. п. Смерть ребенка буквально переворачивает все представление о будущем, многие родители говорят, что не представляют свою жизнь дальше, что вместе с ребенком лишились понимания жизни и ее смысла. Горевание - длительный, но необходимый процесс, выражающийся в психологических, физических, поведенческих и социальных реакциях, в течение которого психика адаптируется к новой реальности. Очень важно понимать, что отсутствие симптомов переживания горя - это признак отклонения от нормы, то есть осложненного течения горевания, что диктует необходимость оказания психологической или психотерапевтической помощи семье.

Процесс переживания утраты имеет личностный характер и множество индивидуальных особенностей, однако в психологии выявлены общие типы реагирования. Кроме того, известно, что переживание утраты одинаково для всех культур, независимо от религии, духовных или бытовых представлений [Вайтхед, 2002]. Единой общепринятой периодизации процесса горевания на настоящее время не существует, однако большинство исследователей выделяют такие этапы как шок, отрицание, агрессия, депрессия и принятие, описывая схожие клинические проявления.

В ситуации перинатальной утраты врач-неонатолог может столкнуться с проявлениями шока, отрицания и гнева со стороны семьи и женщины, потерявшей ребенка. На стадии шока и отрицания, когда женщина узнает о гибели своего ребенка, ее сознание пытается отрицать настоящую реальность, смесь физического и психологического реагирования может наблюдаться в виде сюрреалистичности, изменения восприятия времени и собственной личности, симптомов нарушения дыхания (прерывистые вздохи, ком в горле), а также как мышечная слабость или, наоборот, выраженное напряжение. Женщине кажется, что все происходящее - это кошмарный сон, из которого она не может выйти. Также наблюдается притупление эмоций - вплоть до состояния ступора с выраженной двигательной заторможенностью, оцепенением, отсутствием или замедленной реакцией на вопросы со стороны врача.


Активная попытка медицинского персонала привлечь внимание женщины может вызвать сопротивление и противодействие. Женщина не верит в реальность происходящего, для нее еще очень свежи фантазии, воспоминания, связанные с ребенком, телесные ощущения шевелений, процесс родов, прикосновения к ребенку, его запах; она подчас не просто вспоминает, но и говорит о реальности этих ощущений. Длительность стадии шока и отрицания при перинатальных утратах составляет от нескольких часов до двух недель и зависит от многих факторов: срока гестации к моменту гибели ребенка, процесса родов, семейной ситуации, личностных особенностей женщины, опыта переживания ею потерь в прошлом, отношения к беременности и ребенку и т. д. Чем выше ценность беременности и ребенка для этой женщины, тем сильнее и дольше реактивированы примитивные страхи беспомощности и отказ от реальности. Шок и отрицание помогают психике выстоять здесь и сейчас, дают время перестроиться для принятия страшной правды. В этом состоянии родители не знают, что им делать, стоит ли смотреть на ребенка, прикасаться к нему, брать на руки и каким-либо образом взаимодействовать с ним.

Во многих странах медицинским работникам предписывается предлагать родителям увидеть, подержать в руках своего мертвого ребенка, попрощаться с ним. Исследования, посвященные теме переживания утраты младенца, свидетельствуют, что предоставление родителям возможности контакта с умершим ребенком позволяет быстрее пройти этапы горя, избежать страшных фантазий и принять реальность потери [Панутос, Ромео, 2018]. При этом несостоявшиеся родители должны получать сочувствие и сопереживание со стороны медицинского персонала, который их окружает и оказывает тем самым психологическую помощь. Врачи, акушерки, медицинские сестры побуждают родителей преодолеть страх перед неизвестностью, предлагают дотронуться до ребенка, обратиться к нему и произнести слова любви и скорби. Без соприкосновения с реальностью отрицание может затянуться и стать патологическим. Очень важно бережно относиться к чувствам родителей, обеспечив им условия для осознания факта утраты, предлагая помощь, но не требуя быстрого принятия решений в отношении дальнейших действий.

Когда шок проходит, родители начинают осознавать реальность, физические реакции теряют свою интенсивность, хотя во время кризиса горя часто возникает настойчивое желание, чтобы все вернулось на свои места. Родителей захлестывают чувства гнева, страха, тоски и вины. Возникают навязчивые мысли о последних неделях, днях, часах в поисках неправильных действий своих или окружающих, возможных причинах или предпосылках. Задавая себе и другим вопросы «Почему это произошло?», «За что?», «Почему именно я?», женщины ищут виновных среди окружающих и обвиняют себя, судьбу. Эти моменты обвинения себя и других обычно указывают на определенную стадию кризиса горя. Значимые потери всегда вызывают чувства отвержения и беспомощности, тревогу и ярость. Назойливые выражения соболезнования, как и призывы «не думать об этом», раздражают. Проявления гнева направлены на себя, на близких (супруга, других членов семьи, друзей) или на тех, кто, как кажется, обладает властью и может контролировать ситуацию (на врачей, медперсонал, Бога). При этом гнев является показателем того, что человек начинает воспринимать факты такими, какие они есть. Как бы ни было трудно соприкасаться с эмоциями горюющего родителя, медицинскому персоналу следует позволить женщине выражать ее эмоции, не призывать ее успокоиться, сдерживать чувства или закончить плакать. Во-первых, это невозможно, все психические процессы требуют времени, длительность которых зависит от множества факторов. Во-вторых, подавленные эмоции в итоге найдут свое выражение в будущем страдании. Если недавно понесший утрату человек не плачет, не обнаруживает гнева или боли и производит впечатление «справляющегося», то наше общество ошибочно оценивает его как «хорошо переносящего» утрату. Некоторое время спустя (это могут быть и месяцы, годы), узнав о не относящейся к нему утрате, смерти или расставании, человек вдруг наполняется раздражением, гневом или печалью [Волкан, Зинтл, 2014].



Врачу во взаимодействии со страдающим родителем следует выслушивать, не скрывать своих эмоций, честно отвечать на вопросы, не усложняя речь медицинской и психологической терминологией. Не стоит спорить с родителями, отмалчиваться, уходить или поддерживать попытки найти виноватого. Предоставляя информацию, важно внимательно следить за реакциями человека, переживающего потерю ребенка, чтобы понять, стоит ли продолжать беседу на эту тему или надо перевести ее на другую, либо же вообще временно прекратить. Большой вред могут принести неверные сведения, полученные от некомпетентных, предубежденных, мистически настроенных людей. Ни в коем случае не нужно говорить: «Могло быть и хуже», «У вас еще могут быть дети», «Время лечит», «Хорошо, что вы не успели привыкнуть к ребенку», «Если бы ребенок остался жить, то был бы инвалидом - вы бы намучались». Могут вызвать гнев слова «Я вас понимаю», так как горе настолько уникально для каждого, что подобное высказывание воспринимается как обесценивание происходящего. Родителям дадут поддержку слова: «Я сожалею», «Я бы хотел, чтобы все кончилось иначе», «Я не знаю, что сказать», «Мне грустно», «Я сочувствую вам», «Я готов ответить на ваши вопросы, когда вам это нужно».

Для многих родителей может стать актуальной духовная помощь как поиск смысла жизни, трансформации мировоззрения. В некоторых странах медработники предлагают услуги священнослужителя родителям, потерявшим ребенка, учитывая их религиозные верования. В процессе проведения траурных церемоний происходит структурирование горя, родители получают признание их утраты от близких и окружающих, возможность «на виду» проявить свои чувства, почувствовать и осознать общность с другими в тяжелых переживаниях. Предложить родителям забрать ребенка и организовать его похороны до сих пор не принято в нашей стране, хотя любой родитель имеет на это право, но в ситуации шока, горя, растерянности, а иногда и дефицита информации не делает этого, о чем потом может пожалеть. Чаще всего умершего ребенка скрывают от матери, считая, что это принесет дополнительный стресс, и если тело передается родственникам для захоронения, это делается в отсутствие матери. Но чем теснее была связь, чем длиннее общее прошлое и сильнее привязанность, тем больше шансов для амбивалентных и противоречивых чувств, и с ними человеку нужно справиться прежде, чем горе оставит его.

В зарубежной практике разработаны алгоритмы сопровождения родителей, потерявших ребенка, направленные на актуализацию утраты и осознание ее реальности через поощрение физического прощания с младенцем. Родителям и другим близким предоставляется возможность увидеть ребенка, потрогать, побыть вместе, оплакать и попрощаться либо убедиться, что его увидеть нельзя. Прежде чем ребенка отдадут родителям, их предупреждают об особенностях его внешнего вида: пороки развития, следы мацерации (начало отслоения эпидермиса) или родовые повреждения. Часто взгляд родителя выделяет только красивые черты, в то время как деформированные части не имеют для него значения. Однако, если это возможно, многие уродства скрывают одеждой или пеленкой. Медработники поддерживают родителей в желании провести время с ребенком, им предлагают самим искупать младенца, одеть в приготовленную заранее одежду, предоставляя для этого достаточное время. О ребенке говорят, называя его по имени, - такая персонификация придает дополнительную значимость утрате, позволяет дополнить гештальт деторождения.


Полноценное проживание утраты позволяет со временем найти ей соответствующее место в душе. При естественном проживании горя наблюдается динамика в состоянии переживающего утрату, постепенно уменьшается интенсивность чувств, человек способен периодически переключаться на другие темы, не касающиеся утраты, проявлять интерес к обыденной жизни. В ситуации осложненного горевания, когда «работа скорби» неудачна или не завершена, патологическое состояние может затянуться на несколько лет, сопровождаться развитием тяжелой депрессии, психосоматических болезней, личностных изменений, нарушающих социальную адаптацию. В такой ситуации необходима специализированная психологическая или психотерапевтическая помощь; в некоторых случаях подключают медикаментозную терапию как дополнительный ресурс на пути к восстановлению [Добряков и др., 2015].

Понимание внутренних переживаний родителей в ситуации смерти ребенка, знание динамики процесса горевания, навыки взаимодействия со страдающими взрослыми - это необходимый психологический багаж неонатолога, превращающийся в один из эффективных способов профилактики синдрома эмоционального выгорания. Соприкосновение со смертью и выраженными негативными эмоциями горюющих родителей и родственников на фоне непонимания динамики и особенностей их психологического состояния провоцирует собственные страхи и тревоги врачей, включая бессознательные защитные механизмы, такие как отрицание, избегание, изоляция аффекта, что, в свою очередь, может быть предпосылкой профессионального выгорания.

  1. Синдром эмоционального выгорания врачей

И это следующая тема, с которой необходимо работать клиническому психологу, - заниматься профилактикой профессионального выгорания врача, возникающего вследствие продолжительного влияния профессиональных стрессоров. Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и изменения поведения, которые в совокупности сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на взаимоотношениях сотрудника с окружением. Симптомы профессионального выгорания могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, прежде всего эмоциональной.

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов. К числу психологических стресс-факторов, воздействующих на медицинский персонал, относятся следующие [Ларенцова, Барденштейн, 2009]:


  • большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями;

  • повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

  • высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей.

В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов психологического стресса, в работе врача их можно разделить на категории.

  1. Изменения в поведении. Врач часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с пациентами; часто опаздывает (поздно приходит и поздно уходит); утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения все меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям.

  2. Эмоциональные изменения. Утрата чувства юмора или юмор «висельника»; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенную раздражительность, проявляемую на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие.

  3. Изменения в мышлении. Все более настойчивые мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к пациентам; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.

  4. Изменения в здоровье. Нарушенный сон; частые, длительно сохраняющиеся незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость - усталость и истощение на протяжении целого дня; нарушения психического и соматического здоровья [Скугаревская, 2002].

В связи с вышеизложенным одной из рабочих целей клинического медицинского психолога является своевременное выявление факторов риска профессионального выгорания у медицинского персонала, диагностика и коррекция по результатам обследований. Профилактическая работа с сотрудниками может проходить как в индивидуальном, так и групповом режиме. Обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, осознание своей позиции во взаимодействии с пациентами, обучение навыкам восстановления психических ресурсов, а также навыкам эффективного взаимодействия с пациентами (включенное слушание, вербальное и невербальное принятие, психологическая поддержка, регуляция поведения пациента, помогающее поведение в кризисных ситуациях) - задачи, которые нужно поставить в работе с медицинским персоналом для формирования эффективного взаимодействия с пациентами.