ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1162
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительного психологического понадобится родителям и детям.
сопровождения,
если
оно
Контрольные вопросы
-
Какова основная проблематика психологической жизни тоддлера? -
Перечислите основные теоретические концепции, используемые в психологическом сопровождении семей, имеющих детей тоддлеровского возраста. -
Опишите особенности функционирования семьи, имеющей ребенка раннего возраста. -
Каковы основные требования к квалификации и профессиональной подготовке психолога, консультирующего семьи, имеющие детей раннего возраста? -
Перечислите наиболее распространенные причины обращений за психологической помощью со стороны матерей детей раннего возраста. -
Назовите основные методы диагностики психического развития ребенка раннего возраста и его отношений. -
Каковы особенности тоддлеровской группы как разновидности групповой формы работы? -
В чем заключаются особенности психологического консультирования семей по вопросам развития детей тоддлеровского возраста с ОВЗ?
Глава третья
Психологические особенности детей
дошкольного возраста. консультирование семей
с дошкольниками
-
Основные возрастные задачи дошкольного возраста
Когда ребенок достигает возраста трех - шести лет, контекст его жизни расширяется: рамки семьи раздвигаются, ребенок становится членом более широких сообществ (игровые или учебные группы, детский сад). Вследствие этого возникают две основные задачи, которые нужно решить растущему ребенку:
-
Освоение широкого спектра чувств и регуляция своих эмоций. -
Адаптация к социуму.
Задачи эти взаимосвязаны и всегда пересекаются. Ведь именно расширение социального круга приводит к тому, что ребенок сталкивается с чувствами не только членов семьи, но и других детей и взрослых. Это может вызвать разнообразные интенсивные ответные чувства у ребенка.
3.1.1. Освоение широкого спектра чувств и регуляция эмоций
В процессе освоения мира ребенок неизбежно сталкивается со многими эмоциями и чувствами. Возникают новые обстоятельства и ситуации в семье (например, рождение брата или сестры), изменяются привычные условия жизни (ребенок начинает ходить в детский сад или в кружки), ребенок чувствует себя более автономным от родителей, может более продолжительное время оставаться без них, да и те, в свою очередь, обретают большую независимость (например, мать идет на работу). В связи с этими новыми событиями у ребенка неизбежно возникают новые ощущения и чувства, с которыми ему приходится справляться.
Во-первых, расширяется область отношений с близкими взрослыми. В центре внимания ребенка, кроме привычной уже для него материнской фигуры и ее функций, оказывается отец. Ребенку предстоит понять его значение в мире, в семье и в собственной жизни, он должен освоить триадные (трехсторонние) отношения: я - мать - отец. Смесь противоречивых, разнонаправленных чувств создает сложную картину триадных объектных отношений. У ребенка может появляться ревность, желание полностью «обладать» одним из родителей, интерес к разнообразному взаимодействию с родителями в контексте семьи и за ее пределами.
Во-вторых, как отмечалось выше, ребенок становится членом детских коллективов и сталкивается с необходимостью социализации. Подчинение личных желаний требованиям общества обязательно ведет к появлению у ребенка сильных чувств. Ребенку нужно научиться взаимодействовать со сверстниками, делиться (например, игрушками), договариваться, следовать режиму, порядку, установленному в учреждении, терпеть и ждать. Развиваются произвольные функции, повышаются требования к саморегуляции. Также нужно освоить отношения с новыми взрослыми - руководителями кружков, воспитателями детских садов, другими взрослыми, составляющими социальное окружение семьи.
В-третьих, интеллектуальное развитие приводит к тому, что в поле внимания ребенка появляются такие мировоззренческие аспекты, как «смерть», «вечность», «будущее» и т. д., и у него возникают непростые чувства, связанные с данными темами.
По результатам проведенных теоретических и эмпирических исследований, эмоциональными потребностями ребенка дошкольного возраста, удовлетворение которых способствует личностному развитию, являются:
1) установление позитивных образов отца, матери и самого себя;
Т) освоение вопросов своего телесного и эмоционального функционирования;
3) установление самоконтроля над своими желаниями и импульсами [Васильева, Т009].
Эти задачи стоят перед всеми детьми дошкольного возраста и требуют от них значительной внутренней работы. Ребенок проходит стадии развития от желания все делать по-своему к принятию социальных норм поведения, от жажды волшебства и чудес - к способности строить реальность и брать за нее ответственность. В возрасте трех - шести лет внутриличностные конфликты становятся неизбежной составляющей развития личности, их наличие указывает на освоение ребенком новых психологических «территорий». Конфликты, связанные с внутренним рассогласованием, а также с рассогласованием внутреннего и внешнего, приводят к тому, что в этот возрастной период развития, с трех до шести лет, у детей возникают многочисленные проблемные чувства.
Одна из наиболее часто встречающихся жалоб родителей - агрессия детей. Агрессия - естественное человеческое чувство, и в умеренном количестве она необходима в жизни. Ею пронизаны многие виды деятельности, такие, например, как спорт или профессиональное соревнование. Без агрессии человек не сможет защитить самого себя, свой дом и близких. Проявление агрессии в дошкольном возрасте - это один из способов саморегуляции, который ребенок принимает, осваивая новые правила существования в обществе с другими людьми. Она может быть нормальной, если ребенок защищает свою территорию, желает заниматься своей деятельностью и не хочет, чтобы в нее вмешивались другие. Агрессия может быть естественной реакцией на необходимость подчиняться правилам и учитывать интересы других людей. Есть ситуации, которых не избежать: надо сдавать кровь на анализ; у родителей закончился отпуск, и пора выходить на работу; надо освоить пребывание и функционирование в детском коллективе и т. д. Каждый ребенок имеет право чувствовать несогласие с позицией родителей и быть рассерженным на них. Важно понимать, что в любых ситуациях у ребенка возникают чувства, часто непростые и неясные ему самому.
Возникающие проблемные чувства требуют своего выражения. Взрослые люди используют для этого слова. Маленькому человеку, у которого речь пока еще не стала основным средством самовыражения, приходится «использовать» другие каналы. Слово «использовать» взято в кавычки, чтобы отразить ненамеренный характер данного процесса. Вся история развития ребенка определяет, как именно будут перерабатываться возникающие чувства, какой канал выражения «выберет» бессознательное. Это может быть соматизация (перенаправление негативных чувств в телесную область), поведенческие проявления или символическое их выражение.
Следует различать агрессию как чувство и агрессивное поведение. Чрезмерное проявление агрессии или ее интенсивность могут стать психологической проблемой, препятствующей адаптации ребенка в социуме. Раздражителем как для родителей, так и для воспитателей и всей группы детского сада будет ребенок, который выражает свои проблемные чувства через поведенческий канал. Большей частью это гиперактивные, драчливые или непослушные дети, чье Я активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за этими детьми репутацию «трудных».
Противоположный способ управления агрессией - соматизация. Стремление взрослых блокировать все проявления детской агрессивности приводит к тому, что сами дети тоже начинают считать свои агрессивные мысли, эмоции и действия опасными и/ или недостойными и подавляют их. Постоянное подавление агрессивных проявлений может направить их в неконструктивное русло, и тогда возникнет агрессия ребенка на самого себя (аутоагрессия), а это путь к саморазрушению. «Направление» проблемных чувств в соматическую область ведет к развитию различного рода психосоматических заболеваний (астма, аллергия, энурез и т.д.). Такие дети обычно послушны, крайне адаптивны и, как правило, не вызывают беспокойства у воспитателей детского сада, поскольку легко вписываются во все режимные моменты. Однако такая адаптация к окружению не дополнена у них переживанием личностного смысла происходящего. Они не испытывают полноты жизни, их социальное послушание часто маскирует подавленность творческого начала. Ниже мы более подробно остановимся на критериях адаптации.
Самый здоровый способ справиться с возникающими переживаниями - выражение их символически. В дошкольном возрасте использование невербальных символических знаковых систем - игры и рисунка - это и средство воспитания чувств, и средство психологической работы с эмоциональными проблемами. Игра - необходимая предпосылка и предтеча взрослой способности обдумывать и справляться с переживаниями с помощью психических средств, а не с помощью болезней, действий или нерегулируемых эмоциональных взрывов.
В дошкольном возрасте игра для ребенка является «ведущей деятельностью» [Эльконин, 1999]. Она обслуживает развитие таких психических функций, как воображение, память и мышление, помогает знакомству с социальными ролями. На основе игровой деятельности возникает и развивается деятельность учебная, а впоследствии и трудовая. Но игра в дошкольном возрасте имеет важное значение не только для подготовки психического аппарата к последующим видам деятельности, которые будет осваивать растущий человек. Не менее значима и ее регуляторная функция. Символическая игра отражает способность ребенка к репрезентации пережитого опыта и, таким образом, к выведению своих чувств и беспокойств наружу, чтобы с ними возможно было справиться. Следует учесть такие аспекты:
-
Необходимо поощрять свободную игру. Только она служит инструментом переработки чувств и опыта. -
Не «вмешиваться» в игру ребенка ни запретами, ни одобрением. Любая оценка легко влияет на детей. -
Помнить, что собственное творчество ребенка далеко не всегда выглядит как разыгрывание новых, оригинальных сюжетов.