Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1162

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


длительного психологического понадобится родителям и детям.

сопровождения,

если

оно




Контрольные вопросы

  1. Какова основная проблематика психологической жизни тоддлера?

  2. Перечислите основные теоретические концепции, используемые в психологическом сопровождении семей, имеющих детей тоддлеровского возраста.

  3. Опишите особенности функционирования семьи, имеющей ребенка раннего возраста.

  4. Каковы основные требования к квалификации и профессиональной подготовке психолога, консультирующего семьи, имеющие детей раннего возраста?

  5. Перечислите наиболее распространенные причины обращений за психологической помощью со стороны матерей детей раннего возраста.

  6. Назовите основные методы диагностики психического развития ребенка раннего возраста и его отношений.

  7. Каковы особенности тоддлеровской группы как разновидности групповой формы работы?

  8. В чем заключаются особенности психологического консультирования семей по вопросам развития детей тоддлеровского возраста с ОВЗ?

Глава третья
Психологические особенности детей
дошкольного возраста. консультирование семей
с дошкольниками


  1. Основные возрастные задачи дошкольного возраста

Когда ребенок достигает возраста трех - шести лет, контекст его жизни расширяется: рамки семьи раздвигаются, ребенок становится членом более широких сообществ (игровые или учебные группы, детский сад). Вследствие этого возникают две основные задачи, которые нужно решить растущему ребенку:

  1. Освоение широкого спектра чувств и регуляция своих эмоций.

  2. Адаптация к социуму.

Задачи эти взаимосвязаны и всегда пересекаются. Ведь именно расширение социального круга приводит к тому, что ребенок сталкивается с чувствами не только членов семьи, но и других детей и взрослых. Это может вызвать разнообразные интенсивные ответные чувства у ребенка.

3.1.1. Освоение широкого спектра чувств и регуляция эмоций

В процессе освоения мира ребенок неизбежно сталкивается со многими эмоциями и чувствами. Возникают новые обстоятельства и ситуации в семье (например, рождение брата или сестры), изменяются привычные условия жизни (ребенок начинает ходить в детский сад или в кружки), ребенок чувствует себя более автономным от родителей, может более продолжительное время оставаться без них, да и те, в свою очередь, обретают большую независимость (например, мать идет на работу). В связи с этими новыми событиями у ребенка неизбежно возникают новые ощущения и чувства, с которыми ему приходится справляться.



Во-первых, расширяется область отношений с близкими взрослыми. В центре внимания ребенка, кроме привычной уже для него материнской фигуры и ее функций, оказывается отец. Ребенку предстоит понять его значение в мире, в семье и в собственной жизни, он должен освоить триадные (трехсторонние) отношения: я - мать - отец. Смесь противоречивых, разнонаправленных чувств создает сложную картину триадных объектных отношений. У ребенка может появляться ревность, желание полностью «обладать» одним из родителей, интерес к разнообразному взаимодействию с родителями в контексте семьи и за ее пределами.

Во-вторых, как отмечалось выше, ребенок становится членом детских коллективов и сталкивается с необходимостью социализации. Подчинение личных желаний требованиям общества обязательно ведет к появлению у ребенка сильных чувств. Ребенку нужно научиться взаимодействовать со сверстниками, делиться (например, игрушками), договариваться, следовать режиму, порядку, установленному в учреждении, терпеть и ждать. Развиваются произвольные функции, повышаются требования к саморегуляции. Также нужно освоить отношения с новыми взрослыми - руководителями кружков, воспитателями детских садов, другими взрослыми, составляющими социальное окружение семьи.

В-третьих, интеллектуальное развитие приводит к тому, что в поле внимания ребенка появляются такие мировоззренческие аспекты, как «смерть», «вечность», «будущее» и т. д., и у него возникают непростые чувства, связанные с данными темами.

По результатам проведенных теоретических и эмпирических исследований, эмоциональными потребностями ребенка дошкольного возраста, удовлетворение которых способствует личностному развитию, являются:

1) установление позитивных образов отца, матери и самого себя;

Т) освоение вопросов своего телесного и эмоционального функционирования;

3) установление самоконтроля над своими желаниями и импульсами [Васильева, Т009].

Эти задачи стоят перед всеми детьми дошкольного возраста и требуют от них значительной внутренней работы. Ребенок проходит стадии развития от желания все делать по-своему к принятию социальных норм поведения, от жажды волшебства и чудес - к способности строить реальность и брать за нее ответственность. В возрасте трех - шести лет внутриличностные конфликты становятся неизбежной составляющей развития личности, их наличие указывает на освоение ребенком новых психологических «территорий». Конфликты, связанные с внутренним рассогласованием, а также с рассогласованием внутреннего и внешнего, приводят к тому, что в этот возрастной период развития, с трех до шести лет, у детей возникают многочисленные проблемные чувства.


Одна из наиболее часто встречающихся жалоб родителей - агрессия детей. Агрессия - естественное человеческое чувство, и в умеренном количестве она необходима в жизни. Ею пронизаны многие виды деятельности, такие, например, как спорт или профессиональное соревнование. Без агрессии человек не сможет защитить самого себя, свой дом и близких. Проявление агрессии в дошкольном возрасте - это один из способов саморегуляции, который ребенок принимает, осваивая новые правила существования в обществе с другими людьми. Она может быть нормальной, если ребенок защищает свою территорию, желает заниматься своей деятельностью и не хочет, чтобы в нее вмешивались другие. Агрессия может быть естественной реакцией на необходимость подчиняться правилам и учитывать интересы других людей. Есть ситуации, которых не избежать: надо сдавать кровь на анализ; у родителей закончился отпуск, и пора выходить на работу; надо освоить пребывание и функционирование в детском коллективе и т. д. Каждый ребенок имеет право чувствовать несогласие с позицией родителей и быть рассерженным на них. Важно понимать, что в любых ситуациях у ребенка возникают чувства, часто непростые и неясные ему самому.

Возникающие проблемные чувства требуют своего выражения. Взрослые люди используют для этого слова. Маленькому человеку, у которого речь пока еще не стала основным средством самовыражения, приходится «использовать» другие каналы. Слово «использовать» взято в кавычки, чтобы отразить ненамеренный характер данного процесса. Вся история развития ребенка определяет, как именно будут перерабатываться возникающие чувства, какой канал выражения «выберет» бессознательное. Это может быть соматизация (перенаправление негативных чувств в телесную область), поведенческие проявления или символическое их выражение.

Следует различать агрессию как чувство и агрессивное поведение. Чрезмерное проявление агрессии или ее интенсивность могут стать психологической проблемой, препятствующей адаптации ребенка в социуме. Раздражителем как для родителей, так и для воспитателей и всей группы детского сада будет ребенок, который выражает свои проблемные чувства через поведенческий канал. Большей частью это гиперактивные, драчливые или непослушные дети, чье Я активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за этими детьми репутацию «трудных».


Противоположный способ управления агрессией - соматизация. Стремление взрослых блокировать все проявления детской агрессивности приводит к тому, что сами дети тоже начинают считать свои агрессивные мысли, эмоции и действия опасными и/ или недостойными и подавляют их. Постоянное подавление агрессивных проявлений может направить их в неконструктивное русло, и тогда возникнет агрессия ребенка на самого себя (аутоагрессия), а это путь к саморазрушению. «Направление» проблемных чувств в соматическую область ведет к развитию различного рода психосоматических заболеваний (астма, аллергия, энурез и т.д.). Такие дети обычно послушны, крайне адаптивны и, как правило, не вызывают беспокойства у воспитателей детского сада, поскольку легко вписываются во все режимные моменты. Однако такая адаптация к окружению не дополнена у них переживанием личностного смысла происходящего. Они не испытывают полноты жизни, их социальное послушание часто маскирует подавленность творческого начала. Ниже мы более подробно остановимся на критериях адаптации.

Самый здоровый способ справиться с возникающими переживаниями - выражение их символически. В дошкольном возрасте использование невербальных символических знаковых систем - игры и рисунка - это и средство воспитания чувств, и средство психологической работы с эмоциональными проблемами. Игра - необходимая предпосылка и предтеча взрослой способности обдумывать и справляться с переживаниями с помощью психических средств, а не с помощью болезней, действий или нерегулируемых эмоциональных взрывов.

В дошкольном возрасте игра для ребенка является «ведущей деятельностью» [Эльконин, 1999]. Она обслуживает развитие таких психических функций, как воображение, память и мышление, помогает знакомству с социальными ролями. На основе игровой деятельности возникает и развивается деятельность учебная, а впоследствии и трудовая. Но игра в дошкольном возрасте имеет важное значение не только для подготовки психического аппарата к последующим видам деятельности, которые будет осваивать растущий человек. Не менее значима и ее регуляторная функция. Символическая игра отражает способность ребенка к репрезентации пережитого опыта и, таким образом, к выведению своих чувств и беспокойств наружу, чтобы с ними возможно было справиться. Следует учесть такие аспекты:

  1. Необходимо поощрять свободную игру. Только она служит инструментом переработки чувств и опыта.

  2. Не «вмешиваться» в игру ребенка ни запретами, ни одобрением. Любая оценка легко влияет на детей.

  3. Помнить, что собственное творчество ребенка далеко не всегда выглядит как разыгрывание новых, оригинальных сюжетов.