Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
допускать дестабилизации и расслоения общности, противодействовать различным конфликтогенным факторам: терроризму, экстремизму, сепаратизму, религиозной и национальной неприязни);
6) в социальной сфере гарантировать правовую защиту несовершеннолетних (совершенствовать систему законодательства по защите прав детей; ввести региональные и муниципальные институты уполномоченных по защите прав ребенка; разработать унифицированную систему требований по осуществлению органами опеки и попечительства государственных функций в сфере охраны прав несовершеннолетних (создать единую нормативную базу и механизм реализации охраны прав несовершеннолетних для субъектов Луганской Народной Республики); разработать единый алгоритм работы ведомств социальной защиты населения с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; обеспечить внедрение системы мер по профилактике различных форм девиантного поведения);
7) в экологической сфере сохранять устойчивое экологическое равновесие с целью обеспечения экологически безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства (осуществлять контроль за соблюдением требований к питьевому водоснабжению; проводить постоянный мониторинг состояния воздушного бассейна, земель, водных ресурсов; решить проблему размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (особенно экологически опасных); увеличить и обеспечить сохранность зеленых насаждений; создать необходимые условия для получения многоуровневого непрерывного экологического образования и воспитания);
8) в информационной сфере создать общественный центр контроля за нравственностью для повышения воспитательной и образовательной роли средств массовой информации;
9) в здравоохранении искать методы, направленные на снижение уровня заболеваемости и сохранение физического и духовного здоровья детей, формировать у них культуру здоровья;
10) в экономической сфере содействовать увеличению и укреплению доходной части окружного и местных бюджетов с целью повышения финансирования социальной отрасли, в том числе образования;
11) включить в программы образования общей средней школы комментарий проблем глобализации, представляющих угрозу человечеству.
На внутреннем (региональном и муниципальном) уровне в области государственно-общественного управления образованием целесообразны следующие меры:
1) активизировать работу по созданию законодательной базы в субъектах Луганской Народной Республики по регулированию проблем безопасности в сфере образования (согласно Закону Луганской, Народной Республике «Об образовании» субъекты Луганской Народной Республике в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования);
2) Министерствам образования субъектов Луганской Народной Республике организовать работу межведомственных комиссий (координационных советов) по обеспечению безопасности региональной образовательной среды, в которые войдут представители всех заинтересованных подразделений и ведомств (основные направления деятельности комиссий: межведомственное взаимодействие, поддержка муниципальных образований в целях обеспечения безопасности образовательной среды);
3) оптимизировать взаимодействие органов управления образованием и структур, обеспечивающих безопасность в области образования в округе (органов государственной власти субъектов Луганской Народной Республики, правоохранительных органов, общественных организаций, религиозных объединений, органов социальной защиты, здравоохранения и др.);
4) межведомственным комиссиям осуществлять региональные программы мониторинга безопасности в общем образовании на различных его ступенях;
5) органам государственной власти субъектов Луганской Народной Республике включить вопросы безопасности и здоровье сбережения в региональные компоненты общеобразовательных программ;
6) включить вопрос безопасности образовательной среды в ежегодный отчет органов государственной власти субъектов Луганской Народной Республике;
7) развивать централизованную региональную сеть образовательных учреждений и служб, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию детей (оздоровительно-реабилитационные отделения, службу практической психологии образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки
несовершеннолетних с обязательной работой горячей линии телефона «Доверие»);
8) подготовить учебники и учебные комплексы, отражающие факторы опасности и меры по их преодолению;
9) финансировать образовательные учреждения в целях укрепления безопасной и здоровье сберегающей инфраструктуры (включает безопасность состояния зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, оснащение образовательных учреждений всеми видами безопасности: противопожарной, антитеррористической и др.) и материально- технической базы (оснащение спортивными площадками, залами, спортивным инвентарем и др.);
10) разработать спецкурсы по безопасности образования в учреждениях по повышению квалификации и переподготовки работников образования; повышать компетенцию педагогов в вопросах: безопасности и здоровьесбережения как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара; проводить ежеквартальные совещания, лекционно-семинарские и практические занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медиков, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
11) органам государственной, муниципальной власти и отраслевым профсоюзным организациям обеспечить сохранность в государственной и муниципальной собственности санаториев-профилакториев, летних лагерей, спортивно-оздоровительных баз, спортивных, музыкальных, хореографических школ, детских домов творчества и обеспечить их доступность детям;
12) социальным институтам и образовательным учреждениям осуществлять поликультурное воспитание, формировать в детях толерантность;
13) учредить окружной образовательный телевизионный канал, транслирующий передачи, направленные на формирование мотивации здорового и безопасного образа жизни и пропаганду семейных ценностей;
14) органам социальной защиты населения систематически оказывать дополнительные меры социальной поддержки семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (продукты питания, одежда и др.).
Функциями образовательных учреждений в области обеспечения безопасного образовательного пространства являются:
1) обеспечение безопасности образовательного учреждения;
2) нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса;
3) повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности и здоровьесбережения;
4) психолого-педагогическое сопровождение в рамках обеспечения безопасности субъектов образовательного процесса;
5) медико-социальное сопровождение;
6) информационно-просветительская деятельность с родителями.
В научных публикациях современных исследователей обеспечение безопасности образовательного учреждения исследовано детально, поэтому выделим основные рекомендации в этой области.
Безопасность образовательного учреждения предполагает:
инженерно-техническое укрепление, защиту здания и прилегающей территории (ограждение, освещение, обходы территории, пропускной режим и др.);
оснащение учреждения техническими средствами охраны (сигнализация, системы видеонаблюдения, пожаротушения и др.);
организацию охраны учреждения (охранная служба, оперативное информирование руководителей);
- взаимодействие руководителей с правоохранительными органами и органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стажировки, инструктажи, практические занятия и др.).
Нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно- техническое оснащение учебно-воспитательного процесса предполагает решение следующих задач:
- формировать нормативно-ресурсные базы образовательных учреждений по вопросам безопасности (планирование и документация, регламентирующие деятельность образовательного учреждения в плане обеспечения безопасности учреждения и формирования культуры безопасности воспитанников);
- внедрять в работу образовательных учреждений учебные и просветительские программы, направленные на формирование культуры безопасности;
- оптимизировать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса (обеспечить педагогов-психологов оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием; сформировать в каждом образовательном учреждении группу «немедленного реагирования» из числа психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.);
- создавать экспериментальные педагогические площадки по формированию культуры безопасности;
- анализировать и обобщать полученные результаты, обеспечить создание базы данных.
Ведущая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, с нашей точки зрения, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности (например, при разработке раздела основной образовательной программы в рамках введения ФГОС и т. п.) на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития образовательного учреждения (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями.
Так, работа с педагогами образовательного учреждения может осуществляться в рамках непрерывного образования, повышения квалификации (внешнего - в структурах повышения квалификации, имеющих право на ведение данной деятельности, внутреннего - через семинары, круглые столы, педсоветы, совещания и т. п.), самообразования.
Информационно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) может проводиться с использованием как традиционных форм: родительские собрания, конференции, индивидуальная работа, педагогический лекторий, так и нетрадиционных: обучение в рамках программы внутри школьного обучения. Цель данной работы достаточна проста - дать необходимый объем знаний, навыков, умений в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и воспитания культуры безопасности у школьников педагогам и родителям.
Основные задачи данной работы заключаются:
в формировании необходимой теоретической базы в области культуры безопасности жизнедеятельности;
ознакомлении с методическими основами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности школьников;
ознакомлении с методическими основами в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях;
расширении представлений о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить представление:
о взаимозависимости безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества;
исторических, философских, социологических и религиозных истоках культуры безопасности жизнедеятельности;
состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом;
После проведенной работы педагоги и родители должны получить знание:
о государственной политике в области формирования культуре безопасности жизнедеятельности населения;
проблемах национальной безопасности ЛНР в условиях глобализации;
целях, содержании и средствах воспитания культуры безопасности школьников;
формах и методах работы по формированию культуры безопасности у населения разных категорий.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить умения:
оценивать проблемы безопасности в современном мире;
грамотно применять практические навыки по диагностике культуры безопасности школьников в учебном процессе;
6) в социальной сфере гарантировать правовую защиту несовершеннолетних (совершенствовать систему законодательства по защите прав детей; ввести региональные и муниципальные институты уполномоченных по защите прав ребенка; разработать унифицированную систему требований по осуществлению органами опеки и попечительства государственных функций в сфере охраны прав несовершеннолетних (создать единую нормативную базу и механизм реализации охраны прав несовершеннолетних для субъектов Луганской Народной Республики); разработать единый алгоритм работы ведомств социальной защиты населения с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; обеспечить внедрение системы мер по профилактике различных форм девиантного поведения);
7) в экологической сфере сохранять устойчивое экологическое равновесие с целью обеспечения экологически безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства (осуществлять контроль за соблюдением требований к питьевому водоснабжению; проводить постоянный мониторинг состояния воздушного бассейна, земель, водных ресурсов; решить проблему размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (особенно экологически опасных); увеличить и обеспечить сохранность зеленых насаждений; создать необходимые условия для получения многоуровневого непрерывного экологического образования и воспитания);
8) в информационной сфере создать общественный центр контроля за нравственностью для повышения воспитательной и образовательной роли средств массовой информации;
9) в здравоохранении искать методы, направленные на снижение уровня заболеваемости и сохранение физического и духовного здоровья детей, формировать у них культуру здоровья;
10) в экономической сфере содействовать увеличению и укреплению доходной части окружного и местных бюджетов с целью повышения финансирования социальной отрасли, в том числе образования;
11) включить в программы образования общей средней школы комментарий проблем глобализации, представляющих угрозу человечеству.
На внутреннем (региональном и муниципальном) уровне в области государственно-общественного управления образованием целесообразны следующие меры:
1) активизировать работу по созданию законодательной базы в субъектах Луганской Народной Республики по регулированию проблем безопасности в сфере образования (согласно Закону Луганской, Народной Республике «Об образовании» субъекты Луганской Народной Республике в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования);
2) Министерствам образования субъектов Луганской Народной Республике организовать работу межведомственных комиссий (координационных советов) по обеспечению безопасности региональной образовательной среды, в которые войдут представители всех заинтересованных подразделений и ведомств (основные направления деятельности комиссий: межведомственное взаимодействие, поддержка муниципальных образований в целях обеспечения безопасности образовательной среды);
3) оптимизировать взаимодействие органов управления образованием и структур, обеспечивающих безопасность в области образования в округе (органов государственной власти субъектов Луганской Народной Республики, правоохранительных органов, общественных организаций, религиозных объединений, органов социальной защиты, здравоохранения и др.);
4) межведомственным комиссиям осуществлять региональные программы мониторинга безопасности в общем образовании на различных его ступенях;
5) органам государственной власти субъектов Луганской Народной Республике включить вопросы безопасности и здоровье сбережения в региональные компоненты общеобразовательных программ;
6) включить вопрос безопасности образовательной среды в ежегодный отчет органов государственной власти субъектов Луганской Народной Республике;
7) развивать централизованную региональную сеть образовательных учреждений и служб, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию детей (оздоровительно-реабилитационные отделения, службу практической психологии образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки
несовершеннолетних с обязательной работой горячей линии телефона «Доверие»);
8) подготовить учебники и учебные комплексы, отражающие факторы опасности и меры по их преодолению;
9) финансировать образовательные учреждения в целях укрепления безопасной и здоровье сберегающей инфраструктуры (включает безопасность состояния зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, оснащение образовательных учреждений всеми видами безопасности: противопожарной, антитеррористической и др.) и материально- технической базы (оснащение спортивными площадками, залами, спортивным инвентарем и др.);
10) разработать спецкурсы по безопасности образования в учреждениях по повышению квалификации и переподготовки работников образования; повышать компетенцию педагогов в вопросах: безопасности и здоровьесбережения как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара; проводить ежеквартальные совещания, лекционно-семинарские и практические занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медиков, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
11) органам государственной, муниципальной власти и отраслевым профсоюзным организациям обеспечить сохранность в государственной и муниципальной собственности санаториев-профилакториев, летних лагерей, спортивно-оздоровительных баз, спортивных, музыкальных, хореографических школ, детских домов творчества и обеспечить их доступность детям;
12) социальным институтам и образовательным учреждениям осуществлять поликультурное воспитание, формировать в детях толерантность;
13) учредить окружной образовательный телевизионный канал, транслирующий передачи, направленные на формирование мотивации здорового и безопасного образа жизни и пропаганду семейных ценностей;
14) органам социальной защиты населения систематически оказывать дополнительные меры социальной поддержки семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (продукты питания, одежда и др.).
Функциями образовательных учреждений в области обеспечения безопасного образовательного пространства являются:
1) обеспечение безопасности образовательного учреждения;
2) нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса;
3) повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности и здоровьесбережения;
4) психолого-педагогическое сопровождение в рамках обеспечения безопасности субъектов образовательного процесса;
5) медико-социальное сопровождение;
6) информационно-просветительская деятельность с родителями.
В научных публикациях современных исследователей обеспечение безопасности образовательного учреждения исследовано детально, поэтому выделим основные рекомендации в этой области.
Безопасность образовательного учреждения предполагает:
инженерно-техническое укрепление, защиту здания и прилегающей территории (ограждение, освещение, обходы территории, пропускной режим и др.);
оснащение учреждения техническими средствами охраны (сигнализация, системы видеонаблюдения, пожаротушения и др.);
организацию охраны учреждения (охранная служба, оперативное информирование руководителей);
- взаимодействие руководителей с правоохранительными органами и органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стажировки, инструктажи, практические занятия и др.).
Нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно- техническое оснащение учебно-воспитательного процесса предполагает решение следующих задач:
- формировать нормативно-ресурсные базы образовательных учреждений по вопросам безопасности (планирование и документация, регламентирующие деятельность образовательного учреждения в плане обеспечения безопасности учреждения и формирования культуры безопасности воспитанников);
- внедрять в работу образовательных учреждений учебные и просветительские программы, направленные на формирование культуры безопасности;
- оптимизировать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса (обеспечить педагогов-психологов оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием; сформировать в каждом образовательном учреждении группу «немедленного реагирования» из числа психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.);
- создавать экспериментальные педагогические площадки по формированию культуры безопасности;
- анализировать и обобщать полученные результаты, обеспечить создание базы данных.
Ведущая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, с нашей точки зрения, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности (например, при разработке раздела основной образовательной программы в рамках введения ФГОС и т. п.) на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития образовательного учреждения (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями.
Так, работа с педагогами образовательного учреждения может осуществляться в рамках непрерывного образования, повышения квалификации (внешнего - в структурах повышения квалификации, имеющих право на ведение данной деятельности, внутреннего - через семинары, круглые столы, педсоветы, совещания и т. п.), самообразования.
Информационно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) может проводиться с использованием как традиционных форм: родительские собрания, конференции, индивидуальная работа, педагогический лекторий, так и нетрадиционных: обучение в рамках программы внутри школьного обучения. Цель данной работы достаточна проста - дать необходимый объем знаний, навыков, умений в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и воспитания культуры безопасности у школьников педагогам и родителям.
Основные задачи данной работы заключаются:
в формировании необходимой теоретической базы в области культуры безопасности жизнедеятельности;
ознакомлении с методическими основами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности школьников;
ознакомлении с методическими основами в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях;
расширении представлений о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить представление:
о взаимозависимости безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества;
исторических, философских, социологических и религиозных истоках культуры безопасности жизнедеятельности;
состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом;
После проведенной работы педагоги и родители должны получить знание:
о государственной политике в области формирования культуре безопасности жизнедеятельности населения;
проблемах национальной безопасности ЛНР в условиях глобализации;
целях, содержании и средствах воспитания культуры безопасности школьников;
формах и методах работы по формированию культуры безопасности у населения разных категорий.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить умения:
оценивать проблемы безопасности в современном мире;
грамотно применять практические навыки по диагностике культуры безопасности школьников в учебном процессе;