Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
информационное и технологическое обеспечение тендеров, основанных на применении электронных платформ и дистанционного мониторинга.
3. С точки зрения нормативно-правового регулирования, система законодательных актов о закупках многоуровневая. Главный в сфере регулирования ГМЗ - закон №44-ФЗ, наделяющий субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями контроля в установленных пределах соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части размещения средств местных и региональных бюджетов.
4. Проанализирован процесс сложившейся практики формирования контрактной системы для производства государственных (муниципальных) закупок города Москвы, а также система управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе, ее механизмы и инструменты. Согласно анализу, в полной мере раскрыта природа осуществления закупочного цикла и определен сценарий для выбора способа минимизации потерь. Ориентированная модель оценки системы управления государственных (муниципальных) закупок продемонстрировала взаимосвязь, совокупность процедур одного процесса и влияние рисков на проведение других процессов.
5. В рамках работы, выявлены основные проблемы осуществления государственных (муниципальных) закупок, которые более отчетливо видны в системе децентрализованных закупок. Также исследование механизма и моделей государственных закупок в России позволило выявить недостатки системного характера, причинами которых являются: предъявление к поставщикам завышенных требований, сложности участия малых предприятий в системе закупок, отсутствие эффективного механизма планирования закупок на уровне муниципальных образований.
6. В рамках концепции совершенствования организации контроля государственных (муниципальных) закупок для целей обеспечения экономического развития государства необходимо активное создание цифровой трансформации при совершенствовании системы управления государственными (муниципальными) закупками, применения механизмов по решению актуальных проблем: технологической «смарт-контракты» (блокчейна), грамотного проведения мониторинга реализации принятых управленческих решений по реализации целей цифровой трансформации в системе государственных (муниципальных) закупок, принятие стратегических решений вопросов кадрового обеспечения и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере государственных (муниципальных) закупок, усиление контроля над использованием инструментов и технологий цифровой трансформации для выполнения должностных обязательств и трудовых задач, выявление и пресечение коррупционных схем, контроль за размещением государственных (муниципальных) заказов, закупок, осуществлением закупочных процедур, внедрение способов сокращения временных затрат и обеспечение соблюдения принципов открытости, прозрачности и единства контрактной системы.
Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 24 рисунка, 8 таблиц и 4 приложения. Библиографический список содержит 89 наименований. Общий объем работы составляет 97 страниц машинописного текста.
1. Теоретические основы формирования механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации
1.1. Сущность и значение механизма государственных (муниципальных) закупок, их понятие, структура и виды
Государственные закупки в условиях формирования единого рыночного пространства выступают приоритетным механизмом регулирования в удовлетворении государственных (муниципальных) потребностей.
Основу экономической роли государства в условиях рыночных отношений составляют государственные финансы. Для решения масштабных социально-экономических задач современное государство формирует, распределяет и использует необходимые финансовые ресурсы, т.е. осуществляет государственные расходы.
Государственные закупки – потенциально значимый механизм государственной и социальной политики. Российское государство обладает существенными финансовыми ресурсами и является наиболее значимым субъектом рыночных отношений. Система размещения государственного заказа выступает в качестве инструмента по оптимизации расходов средств бюджета государства, а также в роли фактора формирования конкурентной среды, так необходимой для развития рыночной экономики, а также является основополагающей для поддержки и стимулирования деятельности бизнес-структур [3].
Формирование системы государственных (муниципальных) закупок (ГМЗ) исходит из необходимости реализации государством своих функций с целью удовлетворения общественных потребностей, в том числе для обеспечения стабильного функционирования и развития отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства. Значимым является условие насыщения рынка товарами и услугами первой необходимости для населения, обеспечение удовлетворения других необходимых для жизни потребностей населения, и в конечном итоге – достижение стабильного роста экономики в стране.(Приложение 2)
Под системой государственных заказов понимается один из базовых институтов государственного регулирования. В условиях рыночной экономики государство превращается в крупного заказчика и потребителя продукции ряда отраслей, превращая государственный спрос в
сильный инструмент экономического регулирования, влияющего на ее структуру и динамику.
Государственные (муниципальные) заказчики представлены: государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, казенными, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств в ходе проведения ими закупочных процедур (Приложение 1). [18]
Структурные элементы в системе ГМЗ представлены государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами. Под системой ГМЗ понимается специальный институт, как неотъемлемая часть финансовой системы государства, инструмент макроэкономического регулирования по развитию экономики государства в целом. Состав государственных (муниципальных) заказчиков по уровням управления в системе государственных закупок представлен в Приложении 2. [19]
В настоящее время, в рамках определенной государством политики по развитию института ГМЗ макроэкономическая роль госзаказа расширена, так как способствует выполнениям определенных функций государства с его обязательствами перед населением. Институт ГМЗ связан со всеми составляющими политики государства: инновационной, оборонной, промышленной, социальной и т.д.
Отсюда возникает понимание ГМЗ как одного из форм реализаций функций государства по производству общественных благ. В некоторых развитых странах сформирован целостный институт развития системы ГМЗ. В рамках функционирования этих институтов значительное внимание уделено каждой стадии закупочного процесса, обеспечивающего максимальную информационную прозрачность и эффективность при использовании государственных (муниципальных) финансов.
Кроме вышеуказанного аспекта, ГМЗ также рассматриваются как категория рыночной системы вне зависимости от стадий ее эволюции. Государственные закупки в виде категории рыночной системы представлены рыночным механизмом из нескольких этапов. Более полно в данном аспекте государственные закупки реализованы в тех странах, где каждая стадия реализации системы государственных заказов четко регламентирована от стадий формирования государственного спроса на товары, работы, услуги и планирования потребностей страны на среднесрочный период до стадий размещений контрактов. В основе систем государственного заказа лежит конкурентный принцип, а государственные закупки обеспечивают стабильный рынок сбыта, способствуя развитию приоритетных отраслей.
Следовательно, ГМЗ - это один из главных элементов финансовой системы государства, связанных с процессом формирования и с процессом использования первичных, производных и конечных денежных потоков на всех уровнях бюджетной системы. Место ГМЗ в финансовой системе государства показан на рисунке 1. [20]
Финансовая система Российской Федерации
Государственные и муниципальные финансы
Финансы населения
Финансы хозяйствующих субъектов
Государственные (муниципальные) закупки
Бюджетная система
Финансы коммерческих корпораций
Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов РФ, Бюджеты муниципальных образований
Финансы некоммерческих организаций
Бюджеты государственный внебюджетных фондов
Государственный кредит
Финансовые посредники
Рисунок 1 – Государственный (муниципальный) заказ в финансовой системе государства
Многие исследователи уделяли внимание роли ГМЗ в современной экономике, в формировании и развитии рыночных отношений, что выявило наличие множества подходов к определению данного понятия. Многими учеными, исследовавшими государственный заказ с разных подходов, по-своему определено понятие государственного заказа и государственных закупок. С целью формирования целостного понимания, что такое государственный заказ и его основных функций в современной экономике, рассмотрим подходы исследователей к пониманию сути этого понятия.
Гороховой Д.В. в рамках своих исследований определен государственный заказ в виде «совокупности заключенных государственных (муниципальных) контрактов, на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета». Из этого определения, авторами сделан акцент на источники средств, за счет чего происходит процесс реализации заказов, но отсутствует важный аспект, но не уточнена специфика государственного заказа, как удовлетворение именно государственных (муниципальных) нужд с целевым характером, так как главной его особенностью является ориентация на выполнение определенных функций государства и обязательства перед населением. [20]
3. С точки зрения нормативно-правового регулирования, система законодательных актов о закупках многоуровневая. Главный в сфере регулирования ГМЗ - закон №44-ФЗ, наделяющий субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями контроля в установленных пределах соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части размещения средств местных и региональных бюджетов.
4. Проанализирован процесс сложившейся практики формирования контрактной системы для производства государственных (муниципальных) закупок города Москвы, а также система управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе, ее механизмы и инструменты. Согласно анализу, в полной мере раскрыта природа осуществления закупочного цикла и определен сценарий для выбора способа минимизации потерь. Ориентированная модель оценки системы управления государственных (муниципальных) закупок продемонстрировала взаимосвязь, совокупность процедур одного процесса и влияние рисков на проведение других процессов.
5. В рамках работы, выявлены основные проблемы осуществления государственных (муниципальных) закупок, которые более отчетливо видны в системе децентрализованных закупок. Также исследование механизма и моделей государственных закупок в России позволило выявить недостатки системного характера, причинами которых являются: предъявление к поставщикам завышенных требований, сложности участия малых предприятий в системе закупок, отсутствие эффективного механизма планирования закупок на уровне муниципальных образований.
6. В рамках концепции совершенствования организации контроля государственных (муниципальных) закупок для целей обеспечения экономического развития государства необходимо активное создание цифровой трансформации при совершенствовании системы управления государственными (муниципальными) закупками, применения механизмов по решению актуальных проблем: технологической «смарт-контракты» (блокчейна), грамотного проведения мониторинга реализации принятых управленческих решений по реализации целей цифровой трансформации в системе государственных (муниципальных) закупок, принятие стратегических решений вопросов кадрового обеспечения и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере государственных (муниципальных) закупок, усиление контроля над использованием инструментов и технологий цифровой трансформации для выполнения должностных обязательств и трудовых задач, выявление и пресечение коррупционных схем, контроль за размещением государственных (муниципальных) заказов, закупок, осуществлением закупочных процедур, внедрение способов сокращения временных затрат и обеспечение соблюдения принципов открытости, прозрачности и единства контрактной системы.
Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 24 рисунка, 8 таблиц и 4 приложения. Библиографический список содержит 89 наименований. Общий объем работы составляет 97 страниц машинописного текста.
1. Теоретические основы формирования механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации
1.1. Сущность и значение механизма государственных (муниципальных) закупок, их понятие, структура и виды
Государственные закупки в условиях формирования единого рыночного пространства выступают приоритетным механизмом регулирования в удовлетворении государственных (муниципальных) потребностей.
Основу экономической роли государства в условиях рыночных отношений составляют государственные финансы. Для решения масштабных социально-экономических задач современное государство формирует, распределяет и использует необходимые финансовые ресурсы, т.е. осуществляет государственные расходы.
Государственные закупки – потенциально значимый механизм государственной и социальной политики. Российское государство обладает существенными финансовыми ресурсами и является наиболее значимым субъектом рыночных отношений. Система размещения государственного заказа выступает в качестве инструмента по оптимизации расходов средств бюджета государства, а также в роли фактора формирования конкурентной среды, так необходимой для развития рыночной экономики, а также является основополагающей для поддержки и стимулирования деятельности бизнес-структур [3].
Формирование системы государственных (муниципальных) закупок (ГМЗ) исходит из необходимости реализации государством своих функций с целью удовлетворения общественных потребностей, в том числе для обеспечения стабильного функционирования и развития отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства. Значимым является условие насыщения рынка товарами и услугами первой необходимости для населения, обеспечение удовлетворения других необходимых для жизни потребностей населения, и в конечном итоге – достижение стабильного роста экономики в стране.(Приложение 2)
Под системой государственных заказов понимается один из базовых институтов государственного регулирования. В условиях рыночной экономики государство превращается в крупного заказчика и потребителя продукции ряда отраслей, превращая государственный спрос в
сильный инструмент экономического регулирования, влияющего на ее структуру и динамику.
Государственные (муниципальные) заказчики представлены: государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, казенными, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств в ходе проведения ими закупочных процедур (Приложение 1). [18]
Структурные элементы в системе ГМЗ представлены государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами. Под системой ГМЗ понимается специальный институт, как неотъемлемая часть финансовой системы государства, инструмент макроэкономического регулирования по развитию экономики государства в целом. Состав государственных (муниципальных) заказчиков по уровням управления в системе государственных закупок представлен в Приложении 2. [19]
В настоящее время, в рамках определенной государством политики по развитию института ГМЗ макроэкономическая роль госзаказа расширена, так как способствует выполнениям определенных функций государства с его обязательствами перед населением. Институт ГМЗ связан со всеми составляющими политики государства: инновационной, оборонной, промышленной, социальной и т.д.
Отсюда возникает понимание ГМЗ как одного из форм реализаций функций государства по производству общественных благ. В некоторых развитых странах сформирован целостный институт развития системы ГМЗ. В рамках функционирования этих институтов значительное внимание уделено каждой стадии закупочного процесса, обеспечивающего максимальную информационную прозрачность и эффективность при использовании государственных (муниципальных) финансов.
Кроме вышеуказанного аспекта, ГМЗ также рассматриваются как категория рыночной системы вне зависимости от стадий ее эволюции. Государственные закупки в виде категории рыночной системы представлены рыночным механизмом из нескольких этапов. Более полно в данном аспекте государственные закупки реализованы в тех странах, где каждая стадия реализации системы государственных заказов четко регламентирована от стадий формирования государственного спроса на товары, работы, услуги и планирования потребностей страны на среднесрочный период до стадий размещений контрактов. В основе систем государственного заказа лежит конкурентный принцип, а государственные закупки обеспечивают стабильный рынок сбыта, способствуя развитию приоритетных отраслей.
Следовательно, ГМЗ - это один из главных элементов финансовой системы государства, связанных с процессом формирования и с процессом использования первичных, производных и конечных денежных потоков на всех уровнях бюджетной системы. Место ГМЗ в финансовой системе государства показан на рисунке 1. [20]
Финансовая система Российской Федерации
Государственные и муниципальные финансы
Финансы населения
Финансы хозяйствующих субъектов
Государственные (муниципальные) закупки
Бюджетная система
Финансы коммерческих корпораций
Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов РФ, Бюджеты муниципальных образований
Финансы некоммерческих организаций
Бюджеты государственный внебюджетных фондов
Государственный кредит
Финансовые посредники
Рисунок 1 – Государственный (муниципальный) заказ в финансовой системе государства
Многие исследователи уделяли внимание роли ГМЗ в современной экономике, в формировании и развитии рыночных отношений, что выявило наличие множества подходов к определению данного понятия. Многими учеными, исследовавшими государственный заказ с разных подходов, по-своему определено понятие государственного заказа и государственных закупок. С целью формирования целостного понимания, что такое государственный заказ и его основных функций в современной экономике, рассмотрим подходы исследователей к пониманию сути этого понятия.
Гороховой Д.В. в рамках своих исследований определен государственный заказ в виде «совокупности заключенных государственных (муниципальных) контрактов, на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета». Из этого определения, авторами сделан акцент на источники средств, за счет чего происходит процесс реализации заказов, но отсутствует важный аспект, но не уточнена специфика государственного заказа, как удовлетворение именно государственных (муниципальных) нужд с целевым характером, так как главной его особенностью является ориентация на выполнение определенных функций государства и обязательства перед населением. [20]