Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Барциц И.Н. рассматривается государственный заказ как сложная система управления, образуемая взаимодействием элементов организационного, правового, финансового характера, объединенных общей целью – удовлетворения государственных нужд. Этот подход к пониманию сути государственного заказа характеризуется как подход с позиции менеджмента. Важно, что в рамках представленного определения автором выделены составляющие элементы системы государственного заказа, что, исходя из указанной классификации элементов представляет собой комплексный механизм государственного регулирования, направленный на достижение определенной цели. [22]

Егоровым О.Н. под институтом государственных закупок понимается совокупность организационно-экономических отношений между государством и другими субъектами по поводу формальных правил и норм по приобретению товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд по исполнению государственного заказа за счет бюджетных средств. [28]

Загорским И.О. государственный заказ рассмотрен в виде особого системного образования с совокупностью инновационных, мотивационных, регулирующих, координирующих функций и др. Автором констатируется, что в рыночной экономике государственный заказ есть особая разновидность рыночного общественного спроса, носителем которого является государство. Автором также уделяется инновационная составляющая государственного заказа, выделяя ее инструмент финансирования инновационного производства по развитию инноваций и определяющий темпы модернизаций экономики. [29]

Григорян Т.Р. определяет государственный заказ в виде систем отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд в целях обеспечения осуществления функций и полномочий органов власти. Этот подход содержит главные составляющие государственного заказа, но автором в рамках приведенного определения не уточняется, за счет каких средств проводится его финансирование. [24]

Докукина И.А. государственный заказ выделяет в срезе основополагающих институтов и инструмента государственного финансового регулирования. Позиция автора в большей степени ясна для определений государственного заказа как элемента финансовой системы государства по развитию его регулирующей функции. [26]

Абрамовым В.Ю. в большей степени близка к определению государственных закупок и их роли в регулировании экономики по кейнсианской теории: «сущность системы государственных заказов в России заключена в формировании и официальном закреплении государственного спроса». То есть, основная роль государственных закупок сведена к контрактации, проявляясь непосредственно на стадии размещения заказа. [1]


Рассуждая о соотношении понятий «государственные закупки» и «государственный заказ», учеными резюмировалось, что государственные закупки – это составная часть государственного заказа, как итог стадий, непосредственно связанных с приобретением товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных нужд. Но, в настоящее время, согласно сложившейся практики применения этих понятий считаем, что в рамках проводимого исследования указанные понятия взаимозаменяемы. Роль государственных закупок в формировании и развитии рыночных отношений часто рассматривалась в экономической литературе с разными подходами к определению этого понятия, варьирующиеся от «совокупностей контрактов» до «системных образований».

Отметим, как элемент финансовой системы государства: государственные (муниципальные) закупки являются совокупностью специфических экономических отношений, сложенных между двумя звеньями финансовой системы государства (бюджетная система и финансы коммерческих организаций) по распределению и использованию государственных (муниципальных) фондов денежных средств в процессе реализации государственными органами и органами местного самоуправления своих функций для решений социально-экономических задач.

Следовательно, государственные закупки - это не только институт, регулируемый определенными нормами права, но и экономической категорией, отражающей реально существующие экономические отношения и сущность, сводимую к выполнению государством своих функций.

Отметим, что в рамках современной экономической теории понятие финансовая система рассмотрена в контексте двух основных подходов: институционального и функционального. Рассматривая ГМЗ как элемент финансовой системы государства, дадим четкое определение данной категории в рамках каждого из сформированных подходов (Рис. 2). [33]


Государственные (муниципальные) закупки







Институциональный подход

Государственные (муниципальные) закупки – это специфический институт, как неотъемлемая часть финансовой системы государства,

инструмент макроэкономического регулирования, способствующий развитию экономики государства в целом

Функциональный подход

Государственные (муниципальные) закупки – это совокупность расходов бюджета, не связанных с выплатой трансфертных платежей населению и субсидирования предприятий отдельных отраслей



Рисунок 2 – Определения «государственные (муниципальные) закупки

Резюмируя вышеизложенное, сформируем определение государственных (муниципальных) закупок: ГМЗ – это механизм реализации государством своих функций в рамках обеспечений государственных (муниципальных) нужд, в виде совокупности процессов, тесно связанных с распределением и использованием государственных (муниципальных) фондов денежных средств участниками рыночных отношений.

ГМЗ, являясь категорией экономической, выполняют такие функции[49]:

1) воспроизводственную – удовлетворяя государственные (муниципальные) нужды в товарах, услугах, работах, обеспечивая устойчивые воспроизводственные экономические связи при участии государства и осуществляя свойственные государству функции;

2) ценовое регулирование – оказывая опосредованное воздействие на динамику цен по некоторым видам товаров, услуг, работ с помощью ГМЗ;

3) стимулирующую – при расширении являясь источником роста совокупного спроса в целях поддержки и стимулирования отечественных производителей, регулируя отраслевую и региональную структуру экономики;

4) социальную – содействуя проведению социально-экономической политики, вовлекая социально уязвимые группы населения в трудовой процесс;

5) инновационную – формируя экономические предпосылки для создания совершенно новой продукции с разными потребительскими свойствами.

Повышение роли государственных закупок в реализации экономической политики государства, определено распространением сферы их влияния на все отрасли экономики, стимулируя тем самым рост предпринимательской активности, обусловливая расширение данного перечня функций. Так как в современной экономической системе государственный заказ определяет уровень развития конкуренции на стадии определения поставщиков и как косвенный регулятор между производителями товаров, работ, услуг – потенциальными поставщиками, ГМЗ фактически выполняют функцию развития конкуренции и перераспределительную, посредством прямых участий в процессах движения бюджетных денежных средств.

Следовательно, позиционирование контрактной системы в качестве фактора экономического развития государства, обеспечивают реализацию роли страны как бюджетного регулятора. Большие объемы закупок государственного сектора в России подтверждают гипотезу о влиянии системы закупок на экономический рост. Отсюда важно учесть, что совершенствование этой системы и основных ее положений должно быть ориентировано на развитие приоритетных отраслей экономики, модернизации производства и внедрения инноваций.


Посредством ГМЗ перераспределяются денежные средства, способствуя выполнению в первую очередь социальных функций государства, направляясь на получение прибыли хозяйствующими субъектами. Движение денежных потоков внутри государства с участием системы ГМЗ наглядно представлена в Приложении 3. [58]

В представленном Приложении 3 отражена: роль и место ГМЗ в движении денежных потоков с учетом распределений бюджетных средств; взаимосвязь стадий реализаций закупочного и бюджетного процессов; зависимость между проведением ГМЗ и деятельностью хозяйствующих субъектов при исполнении контрактов.

С учетом обозначенных функций рассмотрена роль ГМЗ в политике страны. Социально-экономический аспект ГМЗ определен в размещении его за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, что соответствует установленным планам социально-экономического развития государства. Расширенный перечень функций ГМЗ представлен на рисунке 3. [66]


Социальная

Стимулирующая

Инновационная







Функции государственных (муниципальных) закупок

Ценового регулирования

Развития конкуренции









Перераспределительная

Воспроизводственная


Рисунок 3 – Функции государственных (муниципальных) закупок

В современной модели экономического развития России – Концепции 2020, определена роль ГМЗ по следующим направлениям[68]:

  • «увеличение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, процедур размещения государственного (муниципального) заказа и формирования межбюджетных трансфертов»;

  • «поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса (МСИБ), путем сокращения административных барьеров для старта, роста инновационного бизнеса и формирований требований по передаче МСИБ части государственных заказов на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы»;

  • «усиления поддержки российских компаний, функционирующих по ключевым для обеспечений национальной безопасности направлениям технологического развития, с использованием для этих целей возможностей системы государственных закупок».


Система ГМЗ сегодня органично встроена в общую систему организации бюджетного процесса на территории России. Построение программного бюджета и его построение на территории нашей страны, обусловлено необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития России в условиях замедленного роста бюджетных доходов и требований к эффективности деятельности органов государственной власти. При этом ГМЗ явились инструментом по достижению поставленных целей.

ГМЗ в различной степени задействованы в каждой стадии бюджетного процесса. В рамках формирования программного бюджета государственными (муниципальными) органами выявлены финансовые потребности для реализации задач для их решения. При этом следует обосновать каждую из этих потребностей с учетом утвержденных правил нормирования. Установленный уровень потребностей заказчиков прописан в соответствующих программах и утвержден в бюджете.

Для исполнения мероприятий и привлечения хозяйствующих субъектов в целях приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг, государственными и муниципальными заказчиками согласно с их утвержденными программами формируются планы закупок (Федеральный закон №44-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2016 года). [54, 62]

В рамках исполнения бюджета лимиты бюджетных обязательств доведены до главных распорядителей бюджетных средств, далее заказчиками согласно плана-графика начинается процесс закупок. В ходе размещения заказов производится предварительный контроль, а именно, проверка обоснования закупок, соблюдение правил нормирования и начальных (максимальных) цен контрактов. Согласно установленных Правительством РФ правил, проводится общественное обсуждение закупок. На стадиях выполнения контрактов органами внутреннего финансового контроля также осуществлен текущий контроль через проверку выполнения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) условий контракта и применения мер ответственности в случае невыполнений условий контракта.

Данное соотношение стадий бюджетного процесса и стадий проведения ГМЗ, определенны их функции и ее участие в перераспределении денежных средств по значимости контрактной системы в финансовой системе государства.

Из проведенного анализа следует, что большинство крупных заказов осуществляется посредством проведения электронного аукциона, а не конкурса, как это планировалось ранее в ходе разработки закупочных процедур.