Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно предположить, что проведение аукциона в электронной форме делает процедуру ГМЗ максимально независимой и прозрачной от предпочтений заказчика.
1.2. Современные инструменты управления государственными (муниципальными) закупками
История формирования российской системы общественных закупок в отличие от мирового опыта не очень длинная. Еще в 1991 году после разрушения хозяйственных отношений между покупателями и продавцами, основанных на плановой системе, Россия вновь обращается к этому институту.
За это время система публичных закупок претерпевает большие изменения[25, 26]:
1) создания, развития, внедрения рыночных механизмов в сферах госзаказа;
2) формирования нормативно-правового обеспечения сфер госзаказа;
3) переход электронный вид закупок.
Но ни контролирующие органы, ни электронные закупки не сумели искоренить проблему коррупционного поведения заказчиков (взятки, «откаты» за определенные управленческие решения), негативно отражались на эффективности и результативности систем закупок для общественных нужд.
С 2014 года вопросы дальнейших ограничений по закупкам импортной продукции оборонной, фармацевтической промышленности и программного обеспечения остается спорным, приводящим к росту цены контракта и снижению качества закупаемых товаров. В этом случае тарифные меры становятся лучшей альтернативой импорту.
По результатам мониторинга закупочной деятельности государственных заказчиков в 2017 году Счетная палата выразила свое мнение, что закон о контрактной системе характеризует высокий уровень коррупционных рисков. Так большое количество нарушений выявлено при отборе участников закупки, где в тендерной документации допущены двусмысленности и неопределенности, а также тенденция роста количества закупок у единственных поставщиков. Согласно экспертному мнению, следует исключить такие закупки, как не обеспечивающих экономию финансовых ресурсов и являющихся благоприятной средой для коррупции.
Отметим, что нерешенная проблема 44-ФЗ в закупках «малого объема», что чаще всего эти закупки заказчиками не планируются, потребность в них возникает спонтанно, где процесс осуществления такой закупки длится не более двух дней ввиду нецелесообразности проведения торгов при закупке товаров небольших объемов. В этом усматривается некая дискриминация малого и среднего бизнеса.
В период кризиса публичные закупки формируют рынок, так как сегодня государственные закупки – это 20% ВВП страны. К примеру, у государства имеется реальный потенциал для стимулирования рынка экологически безопасной продукции, учитывая, что при рассмотрении конкурсных заявок согласно 44-ФЗ нужно учесть экологические характеристики предлагаемого к поставке товара. [54]
С целью регулирований общественных закупок современная экономика использует следующие инструменты управления: кластеризация, логистика и другие формы. Среди применяемых на сегодня современных инструментов управления публичными закупками, направленными на обеспечение экономической безопасности, особое место заняло информационное и технологическое обеспечение тендеров, основанных на применении электронных платформ и дистанционного м
ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ
ониторинга. (Рис. 4) [53]
Логистический менеджмент
Кластеризация
Государственная поддержка
-
внедрение системы прямого поощрения; -
особое внимание к стартапам; -
взаимное обучение и обмен опытом; -
партнерское участие в рейтинговых программах.
Сотрудничество с посредником (аутсорсинг)
-
сервисные сети; -
специализированные поставщики; -
определенный сегмент рынка труда; -
бизнес-ассоциации.
Технологическое и информационное обеспечение торгов
-
электронные торговые площадки; -
автоматизированные корпоративные закупки; -
двухэтапные закупочные процедуры; -
дистанционное наблюдение за этапами торгов.
Решение политических, экономических, экологических и общественных задач
Оптимизация затрат, связанная с получением госзаказа
Повышение эффективности организации и функционирования системы госзаказа
Высокая конкурентоспособность всех участников кластера
Развитие среднего и малого бизнеса
БЕСПЕРЕБОЙНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Рисунок 4 Инструментарий управления государственными закупками
У госкомпаний и частных организаций задачи снабжений очень схожи, но управление логистикой публичных закупок обладает своей спецификой. Государство с помощью координаций логистических потоков решает политические, социальные, экономические и экологические проблемы. В настоящее время актуальностью стали вопросы влияний различных видов интеграций на экономический рост и экономическую безопасность государства.
Конкурентоспособностью кластерных систем обусловлено сочетание внутрикластерной кооперации (сотрудничества) с внутренней конкуренцией, а развитие кооперационных отношений связано с производственными мощностями предприятий.
В неблагоприятных условиях из-за ослабления материально-технической базы и отсутствия финансовых ресурсов кооперационные отношения создают предприятиям конкурентоспособность с возможностью участия в тендерах.
Пример кластерной организации экономики в сфере бюджетных закупок представлен на рисунке 5. [11]
Внешние контрагенты
Информационные ресурсы внешней среды
Внешние потребители
Внутренний потребитель – государственный заказчик
Единая сетевая внутренняя информационная среда
Связующие рыночные институты – электронно-торговые площадки, банки
Исполнители государственного контракта
Внутренняя среда кластера
Субподрядные организации
Орган управления кластером
Внутренние поставщики
Обслуживающие отрасли – научное обслуживание, транспорт
Рисунок 5 Кластерная организация закупок
Под кластеризацией в сфере публичных закупок признают альянс производителей материальных благ, поставщиков, сервисных предприятий, взаимодействующих с госзаказчиками, где внутри кластерное сотрудничество подразумевает одновременное наличие обстоятельств[25, 26]:
-
предприятия, ответственные за разработку стратегий развития кластера (предприятия-лидера); -
управления деятельностью участников кластера компанией-лидером; -
комбинации внутренней кооперации и конкуренции.
В основном предприятия-лидеры участвуют и выигрывают в тендерах государственные заказы, принимая на себя обязательства по их исполнению. При этом государственные заказчики как основной внутренний потребитель закладывают определенные потребности, тем самым определяя структуру всей цепочки по созданию стоимости.
Вертикальная кооперация (поставщик – заказчик) дает возможности планирования производства по спросу, тем самым стимулируя постепенное развитие кластера.
Горизонтальная кооперация дает компаниям, участникам кластера, конкурентные преференции благодаря диверсифицированному бизнесу. В рамках исполнения госзаказа горизонтальное сотрудничество возможно за счет субподряда. Для реализаций масштабных проектов исполнителям госзаказов предоставлена возможность выйти за пределы внутреннего рынка для обеспечения конкурентоспособности.
Совет кластера, являющийся ответственным за управление его деятельностью, проводит согласование с органами государственной власти и другими заинтересованными лицами административных решений кластера.
Взаимодействия с внешними потребителями кластера основаны на применении механизма логистики и снабжения, а с внутренними – на конкуренции. Современным «глобально-конкурентным кластерам» свойственен сетевой характер функционирования, где территориальная локализация участников кластера не предусмотрена в качестве системообразующего фактора.
Благодаря эффектам синергии информационных технологий, инжиниринга и логистики, сокращения расходов и повышения качества наукоемких услуг, обеспечена конкурентоспособность каждого участника кластера.
Тенденциями роста организаций в кластере являются: взаимосвязь соседствующих компаний, их вовлеченности в обмен ресурсами и информацией; большой уровень конкуренций; общности инфраструктуры.
Только развивая инновационную экономику, основанную на функционировании хозяйственных кластеров, Россия добивается устойчивого роста ВВП. Тесное сотрудничество госзаказчиков с исполнителями госзаказа не должно основываться на экономии финансовых ресурсов бюджета. Нежна государственная поддержка лучших представителей бизнеса за счет разных механизмов поощрения, обучения, стимулирования стартапов и т.д.
Развивать кластер можно при непрерывном диалоге всех его участников: крупных и малых фирм, управленческих звеньев, систем профессионального и технического образования, научно-исследовательских центров, СМИ. После формирования ядра кластера происходит его расширение: возникают сервисные сети, специализированные посредники, определенные бизнес-сегменты с последующим появлением бизнес-ассоциаций, образовательных и других организаций для обслуживания фирм внутри кластера.
Широкое распространение получила практика взаимодействия потенциальных исполнителей госзаказа с посредниками, так как на законодательном уровне отсутствуют ограничения относительно форм собственности фирмы-участников закупки. Крупными производителями в целях снижений финансовых и репутационных рисков даны отказы от участия в публичных закупках, прибегая к услугам компаний-посредников, что крайне выгодно для представителей малого бизнеса.