Файл: I. Теоретическое исследование проблемы Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследователи выделили 9 стадий развития представлений детей о деньгах.
На нулевой стадии (3-4,5 года) дети могут лишь отличить деньги от других объектов, но не могут отличить одну монету от другой по их стоимости. Дети еще отчетливо не представляют, как деньги связаны с покупкой. На первой стадии ребенок уже осознает, что за деньги можно купить определенные товары, но думает, что за монету любого достоинства можно купить любой товар. На второй стадии у детей формируется представление о различной ценности монет, но они предполагают, что за товар определенной стоимости нужно предлагать монету только определенного достоинства (за монету в 5 р. можно купить товар стоимостью только 5 центов, но не товар стоимостью 2 р.).
На более высоких стадиях представления детей о деньгах становятся все более сложными. Так, на четвертой стадии дети осознают, что покупатель должен не только заплатить за стоимость товара, но и определенную сумму заплатить владельцу магазина, чтобы тот получил прибыль.
К девятой стадии дети уже полностью овладевают представлением о прибыли. Однако ни на одной из девяти стадий не присутствует понимание ребенком роли посредника (оптовика, дистрибьютора и т.д.).
Исследователи А.Берти и А.Бомби предприняли попытку изучить представления детей младшего возраста (3-8лет) об использовании денег при покупке и продаже и об источниках получения денег.
На нулевой из пяти выделенных стадий дети не имеют никакого представления о деньгах. На первой стадии дети знают, что деньги используются при покупке товаров, но не видят различия в стоимости банкнот и монет. На третьей стадии ребенок осознает, что для покупки дорогих вещей используются банкноты, а не монеты. Кроме того, дети понимают, что денег может не хватать для покупки определенного товара и уже способны применять «количественный критерий». Так, например, 5-летний Лео знает, что за банкноту 100 тысяч лир он может купить больше товаров, чем за банкноту 10 тысяч лир, так как «там цифр больше». Четвертая стадия характеризуется доминированием представления о том, что для покупки определенного товара нужно заплатить определенной банкнотой. Наряду с этим представлением, дети обладают представлением о том, что можно заплатить больше денег, чем стоит товар, и получить сдачу. Но первое из этих представлений в сознании детей преобладает. И, наконец, на пятой стадии дети понимают, что сдача точно компенсирует разницу в сумме отданных денег и стоимости купленного товара.
Анализ ответов детей на вопрос об источниках получения денег позволил выделить четыре стадии.
На первой стадии (4-5 лет) дети не имеют представления о происхождении денег. На второй стадии дети не осознают связь источника денег и труда (например, ребенок думает, что банк выдает деньги любому, кто попросит об этом). На третьей стадии дети полагают, что сдача, которую дает продавец, после покупки товара, и является источником получения денег. На четвертой стадии (7-8 лет) дети, наконец, осознают связь между деньгами и работой.
2) представления детей о цене, спросе и предложении, прибыли
В. Баррис проводил опрос детей в возрасте 4-5, 7-8 и 10-12 лет. Детям предъявляли 2 объекта и просили предположить, какой из этих объектов будет стоить дороже и почему.
Самые маленькие испытуемые думали, что цена товара зависит от его физических свойств. Бриллиант не может стоить дорого, считают дети, «потому что он такой крошечный». Книга стоит больше, чем наручные часы, «потому что она больше».
Сходные результаты получили А. Берти и А. Бомби (1988). На вопрос: «Что стоит дороже – салат-латук или цыпленок?», - младшие дети отвечают: «Салат-латук, потому что его больше». Далее экспериментатор говорит: «А что если я купил только такое количество салата (убирая остальное) – на что я потрачу больше денег – на покупку салата или цыпленка?». Дети отвечают: «На покупку цыпленка, потому что его больше». Они сравнивают товары, и оказывается, что это не так: «Нет, все равно салат латук стоит дороже, потому что его все еще больше».
Дети постарше (7-8 лет) связывают понятие цены с полезностью товара. Так, наручные часы стоят дороже, чем книга, «потому что по часам можно определять время, а книгу можно только читать». Самые старшие дети в выборке связывают цену товара с усилиями, затраченными на его производство, а также со стоимостью материалов, из которых он изготовлен.
Таким образом, дети представляют себе покупку и продажу как физическое действие, а цена, в их понимании, зависит от свойств товара, а не определяется спросом и предложением.
4-5-летние дети осознают влияние спроса на объем продаж, и только к восьми годам дети начинают осознавать влияние предложения на объем продаж. Эти результат объясняются тем, что спрос влияет на объем продаж в прямом отношении, а предложение – в обратном, а способность понимать обратные связи между явлениями появляется в более старшем возрасте.
К 10-12 годам у большинства детей сформированы понятия о цене, спросе и предложении, прибыли. К этому возрасту дети становятся способны рационально осуществлять выбор товаров.
М.ФИдлер, Д.С. Чесноускене указывают на то, что многие экономические представления, понятия и категории невозможно рассматривать вне математики. Математическое содержание обеспечивает интеграцию процесса обучения основам экономических знаний в курсе по математике для детей старшего дошкольного возраста. [22, с.76]
Так, в процессе изучения программы по методике математического развития детей дошкольного возраста предполагается формирование у детей представлений о мерах стоимости:
-
знакомство с денежными знаками и единицами; -
подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; -
знакомство с ценами некоторых вещей; -
различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; -
знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
При рассмотрении задач, относящихся к разделу экономики «Товарно-денежные отношения», одновременно решаются задачи формирования у детей математических представлений:
-
раскрытие двузначности числа – конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц); -
определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); -
обучение счету до 100 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет); -
углубление понятия о нуле; -
развитие навыков счета десятками; -
показ счета со сменой его основания; -
раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; -
расширение понимания действий сложения и вычитания; -
закрепление умения решать арифметические задачи.
Выводы по I главе
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
-с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Постепенное усложнение работы по формированию представлений о мерах стоимости у дошкольников способствует:
-
формированию экономического сознания дошкольника; -
приближению к реальной жизни; -
пробуждению экономического мышления; -
получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них; -
обогащению детского словаря; -
возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы
2.1. Организация и методы исследования
Целью опытно-экспериментального исследования является формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о мерах стоимости.
Исследование было проведено на базе МАДОУ №15 «Родничок» г. Бирска. В исследовании участвовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек.
Исследование включало 3 этапа.
На первом этапе была проведена диагностика сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе были разработаны и проведены занятия, направленные на формирование представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были использованы следующие диагностические задания.
Задание 1. Количественный и порядковый счет.
Сосчитать в пределах 10.
Задание 2. Различия.
Найти отличительные признаки между монетой и купюрой.
Задание 3. Сериация.
А) Расположить предметы по цене в возрастающем порядке.
Б) Расположить предметы по цене в убывающем порядке.
Задание 4. Сравнение.
Определить параметры стоимости вещей (дорого, дешево)
Задание 5. Сравнение.
Сравнивать предметы по цене.
Обработка результатов: 3 балла - за каждое верно выполненное задание, 2 балла – если ребенок допускает ошибки, но при указании на нее педагогом, исправляет ее, 1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Нами определены следующие уровни сформированности количественных представлений:
Высокий уровень (12-15 баллов) – ребенок верно выполняет задания, считает в пределах 10, знает отличительные признаки между монетой и купюрой, располагает предметы по цене в возрастающем и убывающем порядках, способен определить параметры стоимости вещей (дорого, дешево), верно сравнивает предметы по цене.
Средний уровень (8-11 баллов) - ребенок верно считает в пределах 10, знает отличительные признаки между монетой и купюрой, испытывает затруднения при расположении предметов по цене в возрастающем и убывающем порядках, способен определить параметры стоимости вещей (дорого, дешево), испытывает затруднения при сравнении предметов по цене.