Файл: I. Теоретическое исследование проблемы Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


       Низкий  уровень (5-7 балла)  -  ребенок допускает ошибки и  справляется с заданием. 

2.2.  Результаты исследования  сформированности  представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста 

        Рассмотрим результаты исследования сформированности представлений о мерах детей старшего дошкольного возраста.

   После выполнения зданий детьми результаты были обработаны и сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1

Количественное и процентное соотношение уровней сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Уровни

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Кол-во

%

Кол-

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий уровень

14 чел.

70%

2 чел.

10%

3 чел.

15%

0 чел.

0%

2 чел.

10%

Средний уровень

6 чел.

30%

16 чел.

80%

14 чел.

70%

11 чел.

55%

16 чел.

80%

Низкий  уровень

0 чел.

0%

2 чел.

10%

3 чел.

15%

9 чел.

45%

2чел.

10%

 
       Из  таблицы видно, что дети старшего дошкольного возраста показали высокий, средний и низкий уровни сформированности представлений о мерах стоимости.

       По первому заданию большинство детей показали высокий уровень. Дошкольники верно считают в пределах 10.


       По  второму заданию большинство  детей показали средний уровень.

       По  третьему  заданию большинство  детей показали средний уровень. Чаще всего затруднения испытывали при расположении предметов по цене в убывающем порядке.

       По  четвертому заданию дошкольники  показали средний и низкий уровни, дети не могли определить что дорого, а что дешево  как параметр стоимости вещей.

       По  пятому заданию дошкольники показали средний уровень. При сравнении предметов по цене дети допускали ошибки, но после словесного указания на ошибку исправляли ее.

       Наглядно  данные представлены на диаграмме 1.

Рис.1. Уровень сформированности представлений  о мерах стоимости детей старшего дошкольного возраста 

       Таким образом, преобладает средний уровень сформированности представлений о мерах стоимости.

       Большинство детей  верно считают в пределах 10, знают отличительные признаки между монетой и купюрой, испытывают затруднения при расположении предметов по цене в возрастающем и убывающем порядках,  способны определить параметры стоимости вещей (дорого, дешево), испытывают затруднения при сравнении предметов по цене. 
 

2.3. Организация занятий  по формированию  представлений о  мере стоимости 

       На  основе теоретического исследования проблемы и результатов констатирующего  эксперимента мы пришли к выводу о  необходимости проведения специальных занятий. Направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мере стоимости.

       Нами  разработаны 5 конспектов.

       Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»

       Цель:

       - раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

       - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

       - учить находить отличительные  и сходные признаки между монетой  и купюрой, между купюрами разного  достоинства;

       - помочь детям осознать роль  денег в жизни людей;



       Материал:

             Копилка с набором  разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

            Предварительная работа:

       На  занятиях по трудовому воспитанию или  в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным  изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.

           Ход занятия:

  1. Теоретическая часть.

       - Ребята, я шла утром сегодня  к вам в садик и по дороге  нашла интересный предмет (демонстрирую  копилку).

       - Что это такое? 

       - Для чего же нужна эта копилка?

       - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

       - Хорошо. Давайте сыграем в игру  «Для чего нам нужны деньги?».  Я называю, для чего нам нужны  деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:

  • Для покупки продуктов питания;

  • Для оплаты бытовых услуг;

  • Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

  • Для оплаты услуг. Каких?

  • Для оплаты проезда на транспорте;

  • Для покупки подарков;

  • Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

       Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег  можно предложить решение данного  вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

            2. Практическая часть

       - Молодцы, ребята, хорошо справились  с заданием. А вам интересно  узнать, что же лежит в копилке,  какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

       Рассматриваем сначала монеты.

       - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

       Если  дети не называют все признаки, то воспитатель  помогает им.


       - Круглая, металлическая, звенит (можно  взять в руку несколько монет  и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

       - Какие монеты вы знаете? Дети  называют монеты разного достоинства,  воспитатель демонстрирует данную  монету всем детям и, хором  проговариваем вместе с детьми.

       - Смотрите, у нас в копилке еще  что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

       - Правильно, купюры. А какие они?

       - Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно  продемонстрировать шуршание купюрой).

       - Какие купюры вы знаете? Дети  называют купюры, воспитатель демонстрирует  их детям, и затем проговариваем хором.

       - Итак, ребята, сейчас мы с вами  поиграем в игру, которая называется  «Дополни». Я называю вам признак  монеты, а вы мне называете  противоположный признак купюры  и наоборот.

  • Монета круглая, а купюра…

  • Купюра бумажная, а монета…

  • Монета звенит, а купюра…

  • Монета металлическая, а купюра…

       - Хорошо, справились и с этим  трудным заданием.

           3. Заключение.

       - Итак, ребята, покажите мне:

  • Монету

  • Купюру

  • Монету в 5 копеек

  • Монету в 1 копейку.

       Занятие №2 «Достоинство монет и купюр»

       Цель:

       - закрепить у детей понятия  «деньги», «купюра», «монета»;

       - дать детям представления о  достоинстве монет и купюр;

       - учить устанавливать соответствие  между достоинством денег и  количеством монет и купюр;

       - учить выстраивать последовательность  по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

       На  данном занятии была проведена игра  «Поезд монет и купюр».

       - К нам в гости приехал «поезд  монет и купюр». Как вы думаете,  что за груз он везет?

       - Правильно, но монеты в этом  поезде расположены в определенном  порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

       - Давайте поместим в первый  вагон монету в 5 рублей, в следующем  вагоне какая поедет монета?

       Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

       - Какая монета едет в последнем  вагоне? Значит, эта монета самого  меньшего достоинства (1 копейка).

       Можно задать детям вопросы по данному  заданию: Какая монета находится  в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?


       - Ребята, а можно расселить по  вагонам купюры таким же образом  (дети расселяют купюры по вагонам).

       Занятие №3 «Цена. Товар. Качество товара»

       Цель:

       - познакомить детей с понятием  «цена», «товар», «качество товара»;

       - учить детей соотносить цену  и качество товара;

       - выяснить представления детей  о реальных ценах продуктов,  потребляемых ежедневно.

       На  данном занятии была проведена игра «Сколько стоит?»

       - Я вам буду называть товар, а ваша задача – определить его цену, сколько он стоит в магазине.

       Игра  «Дорого – дешево».

       - Посмотрите, ребята, у нас здесь  лежат различные товары. И у  меня есть такие интересные  таблички – синяя и красная  – синяя табличка обозначает дешевый товар, а красная табличка обозначает дорогой товар. Как вы думаете, какой товар самый дорогой и самый дешевый? Разложите таблички.

        - Миша, разложи таблички красную  возле дорогого товара, а синюю  возле дешевого товара. Почему  ты так решил?

       Далее воспитатель предлагает выполнить  эти действия нескольким детям.

       Занятие №4 «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»

       Цель:

   - закрепить понятия «цена», «товар»,  дать понятия «сдача», «стоимость»;

       - учить детей практически выполнять  действия по приобретению товаров, проговаривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА»;

       - учить детей устанавливать связь  между ценой, наличной суммой  и сдачей.

       На  данном занятии была проведена игра «Магазин»

       Определяются с детьми цены товаров, пишем ценники, раскладываем товар по полкам. Выбирается продавец, требуем от детей следующей последовательности вопросов и ответов:

       - Что, Маша, хочешь купить?

       - Я хочу купить молоко. Оно стоит  12 рублей. Я даю 15 рублей.

       - Вот вам сдача 3 рубля.

       Опрашиваем  несколько детей. Затем можно поменять продавца.

       Занятие №5 «Размен денег»

       Цель:

       - раскрыть сущность  понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин»,  «цена», «сдача»;

       - учить детей устанавливать взаимосвязь  между достоинством денег и  количеством купюр и монет  при размене денег;

       - учить практически выполнять  действия по размену денег;