Файл: I. Теоретическое исследование проблемы Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

       На  данном занятии была проведена подвижная игра «Найди пару».

       Под звучание музыки дети танцуют, когда  музыка прекращается, дети должны найти  пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

       Конспекты занятий представлены в Приложении 1. 

2.4. Результаты контрольного  эксперимента 

        Рассмотрим результаты контрольного исследования сформированности представлений о мерах детей старшего дошкольного возраста.

       После выполнения зданий детьми результаты были обработаны и сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Количественное  и процентное соотношение уровней сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Уровни

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Кол-во

%

Кол-

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий уровень

15 чел.

75%

11 чел.

55%

8 чел.

40%

9 чел.

45%

11 чел.

55%

Средний уровень

5 чел.

25%

9 чел.

45%

12 чел.

60%

11 чел.

55%

9 чел.

45%

Низкий  уровень

0 чел.

0%

0 чел.

0%

0 чел.

0%

0 чел.

0%

0 чел.

0%

 
       Из  таблицы видно, что дети старшего дошкольного возраста показали высокий и средний уровни сформированности представлений о мерах стоимости.

       По  первому, второму и пятому заданиям большинство детей показали высокий уровень. Дошкольники верно считают в пределах 10, верно сравнивают предметы по цене.


       По  третьему и четвертому заданиям большинство детей показали средний уровень. Чаще всего затруднения испытывали при расположении предметов по цене в убывающем порядке.

       Наглядно  данные представлены на диаграмме 2.


Рис.2. Уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей старшего дошкольного возраста

       Таким образом, преобладает высокий и уровень уровни сформированности представлений о мерах стоимости.

       Большинство детей  верно выполняют задания, считают в пределах 10, знают отличительные  признаки между монетой и купюрой, располагают предметы по цене в возрастающем и убывающем порядках,  способны определять параметры стоимости вещей (дорого, дешево), верно сравнивают предметы по цене. 
 
 
 
 
 

 

Выводы по II главе 

       Целью опытно-экспериментального исследования является формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о мерах  стоимости.

       Исследование  было проведено на базе МАДОУ № 15 «Родничок» г.Бирска. В исследовании участвовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек.

       Исследование  включало 3 этапа: на первом этапе была проведена диагностика сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста, на втором этапе были разработаны и проведены занятия «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость», направленные на формирование представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста, на третьем этапе была проведена повторная диагностика сформированности представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста.

       Нами  были использованы диагностические задания на количественный и порядковый счет, на нахождение признаков между монетой и купюрой, на расположение предметов по цене в возрастающем и убывающем порядках, определение параметров стоимости вещей (дорого, дешево), сравнению предметов по цене.

       Результаты  констатирующего эксперимента показали, что у детей  старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень сформированности представлений о мерах стоимости.

       Результаты  контрольного эксперимента показали, что у детей  старшего дошкольного возраста уровень сформированности представлений о мерах стоимости повысился.  


Заключение 

       Наиболее благоприятным для ознакомления с мерами стоимости является возраст детей от 5 до 7 лет. Во-первых, детям этого возраста присущи яркость восприятия, наглядно-образная память, богатое воображение, интерес, большая способность усвоения материала. Во-вторых, содержание экспериментального обучения воплощается и вполне соответствует требованиям программ по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группах детского сада.

       К старшему дошкольному возрасту дети имеют некоторые стихийно сложившиеся представления о мерах стоимости. При показе денег они правильно их называют, но объяснить сущности денег почти не могут. Хотя старшие дошкольники неплохо различают денежные единицы, однако затрудняются в назывании денежных знаков. Правильно указывая достоинство денег, дети плохо ориентируются в их покупательной способности, а также в ценах вещей, даже часто употребляемых ими. В связи с этим испытываются трудности при сравнении вещей по цене. Хотя старшие дошкольники знают слова "дороже" и "дешевле" для определения параметров стоимости вещей, но часто путают их в употреблении.

       Зная  цифры в пределах 10, многие дети различают  их на денежных знаках, но испытывают затруднения, именуя нужной денежной единицей, так как во время занятий по математике они обычно учатся называть только цифры без всякого именования.

       Ознакомление  детей старшего дошкольного возраста с мерами стоимости проводится в несколько этапов: сначала познакомят их с отдельными денежными знаками и единицами, раскрывая их покупательную способность, тем самым знакомя с ценами некоторых часто употребляемых детьми вещей, затем подводят к элементарному пониманию сущности денег как меры стоимости.

       Денежные  знаки, особенно монеты, являются прекрасным материалом для осуществления других задач: обучения детей счету до 20 и показа образования чисел второго десятка, развития счета десятками, обучения счету до 100, выполнения действий сложения и вычитания, закрепления умения составлять и решать арифметические задачи с более разным и интересным содержанием.

       Результаты  эксперимента показали, что дети способны определять параметры стоимости вещей (дорого, дешево), сравнивать предметы по цене, классифицировать их, располагать предметы в сериационный ряд в возрастающем и убывающем порядке по цене. Результаты нашего исследования позволяют считать, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание таких свойств стоимости как сравнимость, изменяемость, относительность. Осознание этих свойств возможно на основании практического сравнения наглядно представленных цен предметов.


       Целенаправленное  обучение, обеспечивающее ознакомление детей с мерами стоимости, способствовало развитию некоторых элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте. 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы 

       

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма  организации обучения в детском  саду. В кн.: Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 2002, с. 52-84.

  2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А,В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2008. - 445 с.

  3. Бирман A.M. Увлекательная экономика. М.: Молодая гвардия, 2005. - 207 с.

  4. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 2003. - 96 с.

  5. Венгер Л.А. Психологические основы дошкольного воспитания.- В кн.: Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 2000, с. 49-64.

  6. Волковский Д.Л. Числа первого десятка для детей дошкольного возраста. М., 2008. - 34 с.

  7. Давыдов В.В. Психологические особенности "дочислового" периода обучения математике. В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (шг. классы школы)/Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М., 2006, с. 104-190.

  8. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 2000. - 200 с.

  9. Корнеева Г.А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста. В кн.: Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н.Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 2002.- с. 228-244.

  10. Лебедева З.Е. Занятия по математике в детском саду. - М., 2004. - 176с.

  11. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. - 368 с.

  12. Метлина С.Л. Математика в детском саду. М.: Просвещение,2004. 256 с.

  13. Могилевская Г.Л. Дети и деньги. М.: Знание, 2001. - 88 с.

  14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет: На материале математики. М.: Педагогика, 2003.- 112 с.

  15. Обучение математике шестилетних детей в детском саду: Метод, рекомендации. М., 2003. - 191 с.

  16. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 2000. - 272 с.

  17. Саморукова П.Г. Умственное воспитание детей; Учеб. пособие. Л., 2005. - 88 с.

  18. Смоленцева А.А. Овладение элементарными математическими знаниями и умениями детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры. М., 2001. - 20 с.

  19. Сорокина А.й. Дидактические игры в детском саду (Ст. группы). М.: Просвещение, 2002. - 96 с.

  20. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 2000. - 64 с.

  21. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. - 176с.

  22. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 2001. - 159 с.