Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 918

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.

  • Выполнение разновидностей остановки прыжком с прихо­дом в стойку готовности с параллельным расположением стоп


    40





    или с выставленной вперед ногой в различных позициях относи­тельно щита.

    1. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

    Организационно-методические указания.

    1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проход­ным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления дви­жения в различных построениях.

    2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: раз- метку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические ска­мейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку ме­лом «следы» и т. п.

    3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответствен­но очередность начального движения правой или левой ногой.

    4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.

    5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индиви­дуально по ориентирам; воспроизведение приема группой уча­щихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остано­вок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зритель­ный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.

    6. В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.

    7. При выполнении остановки двумя шагами:

    • добиваться правильного и. п. перед началом движения;

    • передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагрв, т. е. не подбирать ногу;

    • на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;

    • на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сто­рону сзадистоящей ноги и отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;

    • приходить в положение — стопы параллельны, но поставле­ны не на одной линии по направлению движения;

    • при увеличении скорости движения в момент остановки силь­нее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значитель­нее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти пер­пендикулярно направлению движения.

    1. При выполнении остановки прыжком:

    • не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;



    41





    • толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направ­лению движения;

    • прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;

    • одновременно касаться пола обеими стопами; в момент при­земления стопы располагать на ширине плеч фронтально по на­правлению движения (параллельно с небольшим разворотом нос­ками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой ноги;

    • приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; прихо­дить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;

    • плечевой пояс и руки не закрепощать.

    Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.

    1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная за- крепощенность.

    2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «сте­лющегося» прыжка.

    3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные ко­лебания центра тяжести тела.

    4. Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.

    5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занима­ющийся приходит на прямые ноги: движение может быть продол­жено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.

    6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема накло­няется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоя- щая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к по­тере равновесия.

    1. Техника владения мячом

    1. Ловля мяча

    Теоретические предпосылки.

    Ловля мяча — прием техники, обеспечивающий уверенное ов­ладение мячом.

    В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игро-



    42



    Рис. 8. Ловля мяча двумя руками на месте


    ку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдо­гонку (при поступательной передаче).

    При ловле мяча двумя руками на месте в и. п. игрок находится в стойке готовности — руки согнуты в локтевых суставах до 85° — и удерживает мяч в поле зрения (рис. 8).

    Подготовительная фаза — при приближении мяча на уров­не груди или головы баскетбрлист, выпрямляя сзадистоя- щую ногу, совершает вышагивание впередистоящей в сторону полета мяча и одновременно вытягивает руки навстречу ему по­чти до полного разгибания в локтевых суставах. Разведенными пальцами он образует «воронку», несколько большую по ширине поперечника мяча; ладони при этом обращены к мячу.

    Положение кистей изменяется в зависимости от траектории перемещения мяча. Если мяч летит выше п о я с а, то указатель­ные пальцы направляются вверх и кисти образуют полусферу; при полете мяча ниже пояса — вниз, а кисти образуют как бы раскрытую чашу (мизинцы максимально приближены, ладони об­ращены вверх). При движении мяча в боковых плоскостях кисти направляют в сторону и при этом выносят их на один уро­вень за счет полного выпрямления дальней от мяча руки и полу­согнутого положения ближней. При ловле отскочившего от пола мяча игрок делает выпад к нему, быстро наклоняет тулови­ще вперед, руки опускает вперед-вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон (не сверху), максимально сближая большие пальцы.

    Для ловли высоколетящих мячей в подготовительной фазе выполняют прыжок с активным выносом рук вверх: раскры­тые кисти направлены в сторону мяча, большие пальцы почти касаются, остальные — свободно разведены.

    При ловле поступающего сзади-сбоку мяча игрок вытягивает вперед дальнюю от его полета руку раскрытой к нему кистью, незначительно поворачивая туловище назад и контроли­руя перемещение мяча поворотом головы.

    Основная фаза — в момент соприкосновения с мячом баскетбо­лист обхватывает его пальцами (не ладонями), сближая кисти; а



    43





    руки сгибает в локтевых суставах. Мяч подтягивается к груди, поднимается к плечу сильнейшей руки или опускается вниз-на­зад к бедру, одноименному с рабочей рукой. Синхронно с этим движением игрок совершает шаг назад впередистоящей ногой с одновременным сгибанием обеих ног. Таким образом гасится ско­рость летящего мяча.

    При ловле мяча после поступательной передачи он останавливается открытой кистью вытянутой вперед руки, тут же подхватывается другой с одновременным поворотом туловища впе­ред, и далее игрок также совершает уступающее сгибание рук в нужном направлении.

    Завершающая фаза — после овладения мячом туловище слегка наклоняют вперед; мяч в зависимости от ситуации укрывают от соперника выставленными в стороны локтями или контролируют в положении стойки с тройной угрозой либо стойки для начала ведения. Игрок находится в готовности к последующим действиям.

    Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мя­чом, летящим сбоку или по высокой траектории (рис. 9).

    Когда мяч приближается сбоку, в и.п. баскетболист выставляет вперед разноименную ногу.

    В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к на­правлению полета мяча.

    С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза, которая сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полет мяча. Одновременно туловище повора­чивается в сторону ловящей руки.

    Некоторое время мяч может удерживаться на кисти силой инер­ции, но, чтобы исключить его потерю, следует в завершающей фазе как можно быстрее подключать к ловле другую руку и прихо­дить в стойку игрока, владеющего мячом.

    Одной рукой также ловят высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх



    44


    Рис. 9. Ловля мяча одной рукой на месте





    руки и, как правило, в прыжке. А в момент амортизационного сгибания подхватывают его другой рукОй, приземляясь в устой­чивое двухопорное положение.

    Для ловли мяча в движении характерно сочетание движений верхних и нижних конечностей, специфика которого будет рас­крыта в последующих разделах, когда речь пойдет о конкретных игровых приемах, выполнению которых предшествует овладение мячом при перемещении игрока.

    Изучение ловли мяча начинают на месте. Более простой и на­дежный способ овладения мячом — ловля его двумя руками. С него и начинают обучение. Ловля мяча одной рукой на школьных уро­ках по баскетболу практически не изучается в силу своего эпизо­дического использования в игре и более сложной техники испол­нения.

    Обучение ловли мяча двумя руками на месте.

    1. Объяснение и показ.

    2. Имитация приема перекладыванием мяча из рук одного за­нимающегося в руки другого.

    3. Индивидуальные упражнения:

    а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке;

    б) то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;

    в) то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т. п;

    г) ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока;

    д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча, например: при­сесть—встать, повернуться на 90 — 360° прыжком, кувырок впе­ред или назад и т.п.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   54