Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 918
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.
Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп
40
или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.
-
То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях. -
Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: раз- метку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т. п. -
Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответственно очередность начального движения правой или левой ногой. -
Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий. -
Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях. -
В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема. -
При выполнении остановки двумя шагами:
-
добиваться правильного и. п. перед началом движения; -
передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагрв, т. е. не подбирать ногу; -
на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления; -
на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сторону сзадистоящей ноги и отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу; -
приходить в положение — стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения; -
при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения.
-
При выполнении остановки прыжком:
-
не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;
41
-
толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения; -
прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх; -
одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направлению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед нетолчковой ноги; -
приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад; -
плечевой пояс и руки не закрепощать.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.
-
До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная за- крепощенность. -
В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка. -
Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела. -
Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение. -
Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение. -
Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоя- щая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия.
-
Техника владения мячом
-
Ловля мяча
Теоретические предпосылки.
Ловля мяча — прием техники, обеспечивающий уверенное овладение мячом.
В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к игро-
42
Рис. 8. Ловля мяча двумя руками на месте
ку мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдогонку (при поступательной передаче).
При ловле мяча двумя руками на месте в и. п. игрок находится в стойке готовности — руки согнуты в локтевых суставах до 85° — и удерживает мяч в поле зрения (рис. 8).
Подготовительная фаза — при приближении мяча на уровне груди или головы баскетбрлист, выпрямляя сзадистоя- щую ногу, совершает вышагивание впередистоящей в сторону полета мяча и одновременно вытягивает руки навстречу ему почти до полного разгибания в локтевых суставах. Разведенными пальцами он образует «воронку», несколько большую по ширине поперечника мяча; ладони при этом обращены к мячу.
Положение кистей изменяется в зависимости от траектории перемещения мяча. Если мяч летит выше п о я с а, то указательные пальцы направляются вверх и кисти образуют полусферу; при полете мяча ниже пояса — вниз, а кисти образуют как бы раскрытую чашу (мизинцы максимально приближены, ладони обращены вверх). При движении мяча в боковых плоскостях кисти направляют в сторону и при этом выносят их на один уровень за счет полного выпрямления дальней от мяча руки и полусогнутого положения ближней. При ловле отскочившего от пола мяча игрок делает выпад к нему, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед-вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон (не сверху), максимально сближая большие пальцы.
Для ловли высоколетящих мячей в подготовительной фазе выполняют прыжок с активным выносом рук вверх: раскрытые кисти направлены в сторону мяча, большие пальцы почти касаются, остальные — свободно разведены.
При ловле поступающего сзади-сбоку мяча игрок вытягивает вперед дальнюю от его полета руку раскрытой к нему кистью, незначительно поворачивая туловище назад и контролируя перемещение мяча поворотом головы.
Основная фаза — в момент соприкосновения с мячом баскетболист обхватывает его пальцами (не ладонями), сближая кисти; а
43
руки сгибает в локтевых суставах. Мяч подтягивается к груди, поднимается к плечу сильнейшей руки или опускается вниз-назад к бедру, одноименному с рабочей рукой. Синхронно с этим движением игрок совершает шаг назад впередистоящей ногой с одновременным сгибанием обеих ног. Таким образом гасится скорость летящего мяча.
При ловле мяча после поступательной передачи он останавливается открытой кистью вытянутой вперед руки, тут же подхватывается другой с одновременным поворотом туловища вперед, и далее игрок также совершает уступающее сгибание рук в нужном направлении.
Завершающая фаза — после овладения мячом туловище слегка наклоняют вперед; мяч в зависимости от ситуации укрывают от соперника выставленными в стороны локтями или контролируют в положении стойки с тройной угрозой либо стойки для начала ведения. Игрок находится в готовности к последующим действиям.
Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мячом, летящим сбоку или по высокой траектории (рис. 9).
Когда мяч приближается сбоку, в и.п. баскетболист выставляет вперед разноименную ногу.
В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к направлению полета мяча.
С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза, которая сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полет мяча. Одновременно туловище поворачивается в сторону ловящей руки.
Некоторое время мяч может удерживаться на кисти силой инерции, но, чтобы исключить его потерю, следует в завершающей фазе как можно быстрее подключать к ловле другую руку и приходить в стойку игрока, владеющего мячом.
Одной рукой также ловят высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх
44
Рис. 9. Ловля мяча одной рукой на месте
руки и, как правило, в прыжке. А в момент амортизационного сгибания подхватывают его другой рукОй, приземляясь в устойчивое двухопорное положение.
Для ловли мяча в движении характерно сочетание движений верхних и нижних конечностей, специфика которого будет раскрыта в последующих разделах, когда речь пойдет о конкретных игровых приемах, выполнению которых предшествует овладение мячом при перемещении игрока.
Изучение ловли мяча начинают на месте. Более простой и надежный способ овладения мячом — ловля его двумя руками. С него и начинают обучение. Ловля мяча одной рукой на школьных уроках по баскетболу практически не изучается в силу своего эпизодического использования в игре и более сложной техники исполнения.
Обучение ловли мяча двумя руками на месте.
-
Объяснение и показ. -
Имитация приема перекладыванием мяча из рук одного занимающегося в руки другого. -
Индивидуальные упражнения:
а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке;
б) то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;
в) то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т. п;
г) ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока;
д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча, например: присесть—встать, повернуться на 90 — 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т.п.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 54