Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 920
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационно-методические указания.
-
К обучению разновидностям приема приступать после овладения остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте. -
Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом. -
Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой‘ноги, после толчка правой или левой ногой. -
В упражнениях с использованием переносных стоек, обозначающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону. -
Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыжке толчком правой ногой — правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толчком левой ногой — левая сзади. -
Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задерживая его выпуск. -
После овладения правильной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость передвижения; варьировать способы и момент передачи
СП
мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выполнения остановки в каждом повторении; вводить в задания пассивного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства.
-
При выполнении приема двумя шагами:
-
на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелющийся»); ногу ставить на всю стопу разворотом носком наружу, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз; -
на втором шаге ногу ставить почти выпрямленной, на всю стопу, с акцентированным разворотом носком внутрь; туловище поворачивать в сторону опорной ноги и отклонять назад.
-
При выполнении приема прыжком:
-
толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой прямо по направлению движения; -
прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фронтально на одном уровне; -
приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.
-
В процессе выполнения всех разновидностей приема:
-
одновременно с началом первого шага или толчком вытягивать руки навстречу мячу; -
контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его пальцами; -
обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизационное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом; -
мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторону, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых действий — приходить в стойку с тройной угрозой; -
голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать; -
принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения; -
в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готовность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками.
-
Скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу. -
Рассогласование работы ног и рук:
51
-
преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте; -
запаздывание встречного движения руками к мячу — попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки.
-
Неточности в технике движения нижних конечностей:
-
выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота; -
значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) — «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед; -
приземление на прямые ноги — приход в неустойчивое положение; -
недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: масса перенесена на впередистоящую ногу — потеря равновесия; -
нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикулярно или прямо по направлению движения; слишком узкая (широкая) их постановка.
-
Неточности в технике ловли мяча:
-
нет полного выпрямления рук навстречу мячу; -
кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны; -
попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами; -
нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча; -
излишне закрепощены верхние конечности; -
после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.
-
Нерациональное положение туловища после завершения разновидности остановки:
-
чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»; -
отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.
-
Передачи мяча
Передача мяча — прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.
Существует несколько способов выполнения передач. Они различаются и. п. мяча или характером движения верхних конечностей. Соответственно выделяют передачи мяча от головы (сверху),
52
от груди, от плеча, снизу, сбоку, над головой (крюком), одной и двумя руками.
По траектории полета мяча любая из перечисленных разновидностей передач может быть прямой, навесной и с отскоком. При прямой траектории мяч посылается партнеру кратчайшим путем. Это — скоростной, взрывной вид передачи, наиболее сложный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при необходимости быстро доставить мяч партнеру на небольшой дистанции. Навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передачи освобождающемуся от опеки партнеру. С отскоком от пола мяч передают преимущественно на близкие дистанции, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной особенностью является более медленное движение мяча. Однако баскетболисты высокого уровня мастерства способны исполнить неожиданную скоростную передачу с отскоком на средние и даже длинные дистанции. Особенно эффектно она выглядит сходу после ведения, когда мяч проходит между несколькими соперниками с периметра трехочковой линии под щит.
По направлению полета мяча выделяют передачи вперед, назад, в сторону; встречные (навстречу партнеру) и поступательные (диагональные на ход игроку).
Все перечисленные передачи могут осуществляться с места, в прыжке, в движении или после ведения.
Выбор способа передачи мяча диктуется игровой ситуацией: расстоянием, на которое передается мяч (ближнее, среднее, дальнее), и условиями противоборства (без сопротивления, при пассивном или активном противодействии защитника).
Учитывая степень противодействия соперников, передачи мяча могут выполняться открыто или скрыто. Выполнение открытых передач сопряжено с отсутствием сопротивления или незначительной активностью защитников. Скрытые передачи, напротив, эффективны в условиях жесткого противодействия, когда нападающий испытывает агрессивное давление одного или нескольких защитников. В этом случае передать мяч партнеру можно только благодаря неожиданным и нестандартным действиям, направляя мяч под рукой, над плечом или из-за спины.
В структуре движения при выполнении всех способов передач выделяют:
подготовительную фазу, обеспечивающую перевод мяча из стойки игрока, владеющего мячом, в и. п. для начала основного движения;
основную фазу, обеспечивающую нужное направление и скорость полета мяча;
завершающую фазу, обеспечивающую приход игрока в стойку готовности для дальнейших действий.
53
Содержание каждой фазы определяется способом выполнения передачи. Освоение техники передач начинают уже на 2— 3-м уроке знакомства с баскетболом, изучая в определенной последовательности:
-
двумя руками от груди; -
одной рукой от плеча; -
двумя руками от головы (сверху); -
одной рукой от головы (сверху); -
одной рукой сбоку; -
одной рукой над головой (крюком); -
двумя и одной рукой снизу; -
скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.
Разновидности скрытых передач изучают при углубленных занятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техники игры уже на достаточно хорошем уровне.
В процессе обучения каждому из перечисленных способов передачи мяча можно выделить несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих подвести занимающихся к эффективному использованию данного приема в игровых условиях. Эти этапы включают изучение передачи мяча:
-
на месте неподвижно стоящему партнеру; -
на месте с вышагиванием; -
на месте с последующим двигательным действием; -
на месте с последующим передвижением; -
на месте движущемуся игроку;
' - в движении игроку, стоящему на месте;
-
в движении движущемуся игроку.
На каждом этапе первоначально следует обучать вариантам встречной передачи, а затем — поступательной.
На стадии совершенствования техники игры в упражнения вводят противодействие защитника. Нападающего обучают правилам использования «слабых зон» в стойке соперника при постепенно возрастающей его активности. Направленно задают не только характер противодействия конкретного защитника, но изменяют и численный состав соперников. Вначале нападающие преодолевают одиночное противодействие в ситуации численного большинства (2x1, 3x1), затем количество защитников приближают к числу нападающих (3x2, 4x3, 5x4), и, наконец, изученный прием закрепляется в условиях численного равенства противоборствующих.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 54
Передачи мяча на месте
Теоретические предпосылки.
Для каждой игровой ситуации существует один наилучший способ передачи мяча.
54
Активное участие определенных звеньев в выполнении передачи создает соответствующие условия для использования рычага конечности и мышечной силы. Одни способы передач более экономны с точки зрения затраты мышечных сил за счет использования разгибания во всех суставах верхних конечностей (например, передача одной рукой от головы). Они выполняются с большой амплитудой движений и целесообразны для доставки мяча на большие расстояния. Другие (например, кистевые передачи одной или двумя руками) при малом рычаге требуют более активной и тонкой работы мышечных групп. Соответственно их эффективность ограничивается короткими расстояниями, когда решающей становится быстрота.
Выбор способа и траектории передач зависит также от характера противодействия и определяется умением использовать «слабые зоны» в стойке защитника или в занимаемой им позиции, т.е. то пространство, которое ему наиболее сложно перекрыть.
При таком подходе основополагающим в построении процесса обучения передачам является знание специфики техники выполнения каждого способа данного приема.
Передача двумя руками от груди — основной способ, позволяющий быстро и точно направлять мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опеки соперника (рис. 11).
И. п. — стойка игрока, владеющего мячом.
Подготовительная фаза — мяч подводят к груди петлеобразным движением кистей сверху вперед и вниз, затем вверх вдоль туловища; кисти «берутся» на себя (максимально разгибаются); масса тела переносится на впередистоящую, согнутую в колене ногу; сзадистоящая нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы; туловище удерживается в вертикальном положении.
Основная фаза — одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги