Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 920

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-методические указания.

  1. К обучению разновидностям приема приступать после овла­дения остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте.

  2. Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом.

  3. Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой‘ноги, после толчка правой или левой ногой.

  4. В упражнениях с использованием переносных стоек, обозна­чающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведе­ние того варианта остановки, который позволит укрыть мяч в даль­нюю от условного защитника сторону.

  5. Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для ос­тановки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыжке толчком правой ногой — правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толч­ком левой ногой — левая сзади.

  6. Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задержи­вая его выпуск.

  7. После овладения правильной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость передвижения; варьировать способы и момент передачи


СП





мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вари­ант выполнения остановки в каждом повторении; вводить в зада­ния пассивного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства.

  1. При выполнении приема двумя шагами:

  • на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «сте­лющийся»); ногу ставить на всю стопу разворотом носком нару­жу, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз;

  • на втором шаге ногу ставить почти выпрямленной, на всю стопу, с акцентированным разворотом носком внутрь; туловище поворачивать в сторону опорной ноги и отклонять назад.

  1. При выполнении приема прыжком:

  • толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой пря­мо по направлению движения;

  • прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в поле­те поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фронтально на одном уровне;

  • приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.

  1. В процессе выполнения всех разновидностей приема:

  • одновременно с началом первого шага или толчком вытяги­вать руки навстречу мячу;

  • контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его пальцами;

  • обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизаци­онное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом;

  • мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторону, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых дей­ствий — приходить в стойку с тройной угрозой;

  • голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать;

  • принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения;

  • в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готов­ность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.

Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками.

  1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшеству­ющем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.

  2. Рассогласование работы ног и рук:



51





  • преждевременное выполнение остановки с последующей лов­лей мяча на месте;

  • запаздывание встречного движения руками к мячу — попыт­ка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом поло­жении после остановки.

  1. Неточности в технике движения нижних конечностей:

  • выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;

  • значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) — «высокий» удли­ненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;

  • приземление на прямые ноги — приход в неустойчивое по­ложение;

  • недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сги­бание впередистоящей: масса перенесена на впередистоящую ногу — потеря равновесия;

  • нерациональное расположение стоп после прекращения дви­жения: обе стопы располагаются на одной линии перпендикуляр­но или прямо по направлению движения; слишком узкая (широ­кая) их постановка.

  1. Неточности в технике ловли мяча:

  • нет полного выпрямления рук навстречу мячу;

  • кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладо­нями или широко расставлены в стороны;

  • попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;

  • нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;

  • излишне закрепощены верхние конечности;

  • после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.

  1. Нерациональное положение туловища после завершения разновидности остановки:

  • чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»;

  • отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.

  1. Передачи мяча

Передача мяча — прием техники владения мячом, с помощью ко­торого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.

Существует несколько способов выполнения передач. Они раз­личаются и. п. мяча или характером движения верхних конечно­стей. Соответственно выделяют передачи мяча от головы (сверху),



52





от груди, от плеча, снизу, сбоку, над головой (крюком), одной и двумя руками.

По траектории полета мяча любая из перечисленных разно­видностей передач может быть прямой, навесной и с отскоком. При прямой траектории мяч посылается партнеру кратчайшим путем. Это — скоростной, взрывной вид передачи, наиболее слож­ный для перехвата мяча соперником. Она целесообразна при не­обходимости быстро доставить мяч партнеру на небольшой ди­станции. Навесную траекторию мячу придают с целью направить его через защитника на коротком расстоянии и для выполнения средней или длинной передачи освобождающемуся от опеки парт­неру. С отскоком от пола мяч передают преимущественно на близ­кие дистанции, когда соперник перекрывает пространство вверху. Характерной особенностью является более медленное движение мяча. Однако баскетболисты высокого уровня мастерства способ­ны исполнить неожиданную скоростную передачу с отскоком на средние и даже длинные дистанции. Особенно эффектно она вы­глядит сходу после ведения, когда мяч проходит между несколь­кими соперниками с периметра трехочковой линии под щит.

По направлению полета мяча выделяют передачи вперед, на­зад, в сторону; встречные (навстречу партнеру) и поступатель­ные (диагональные на ход игроку).

Все перечисленные передачи могут осуществляться с места, в прыжке, в движении или после ведения.

Выбор способа передачи мяча диктуется игровой ситуацией: расстоянием, на которое передается мяч (ближнее, среднее, даль­нее), и условиями противоборства (без сопротивления, при пас­сивном или активном противодействии защитника).

Учитывая степень противодействия соперников, передачи мяча могут выполняться открыто или скрыто. Выполнение открытых передач сопряжено с отсутствием сопротивления или незначитель­ной активностью защитников. Скрытые передачи, напротив, эф­фективны в условиях жесткого противодействия, когда нападаю­щий испытывает агрессивное давление одного или нескольких за­щитников. В этом случае передать мяч партнеру можно только бла­годаря неожиданным и нестандартным действиям, направляя мяч под рукой, над плечом или из-за спины.

В структуре движения при выполнении всех способов передач выделяют:

подготовительную фазу, обеспечивающую перевод мяча из стой­ки игрока, владеющего мячом, в и. п. для начала основного дви­жения;

основную фазу, обеспечивающую нужное направление и ско­рость полета мяча;

завершающую фазу, обеспечивающую приход игрока в стойку готовности для дальнейших действий.



53





Содержание каждой фазы определяется способом выполнения передачи. Освоение техники передач начинают уже на 2— 3-м уро­ке знакомства с баскетболом, изучая в определенной последова­тельности:

  • двумя руками от груди;

  • одной рукой от плеча;

  • двумя руками от головы (сверху);

  • одной рукой от головы (сверху);

  • одной рукой сбоку;

  • одной рукой над головой (крюком);

  • двумя и одной рукой снизу;

  • скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.

Разновидности скрытых передач изучают при углубленных за­нятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техни­ки игры уже на достаточно хорошем уровне.

В процессе обучения каждому из перечисленных способов пе­редачи мяча можно выделить несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих подвести занимающихся к эффективному исполь­зованию данного приема в игровых условиях. Эти этапы включают изучение передачи мяча:

  • на месте неподвижно стоящему партнеру;

  • на месте с вышагиванием;

  • на месте с последующим двигательным действием;

  • на месте с последующим передвижением;

  • на месте движущемуся игроку;

' - в движении игроку, стоящему на месте;

  • в движении движущемуся игроку.

На каждом этапе первоначально следует обучать вариантам встречной передачи, а затем — поступательной.

На стадии совершенствования техники игры в упражнения вво­дят противодействие защитника. Нападающего обучают правилам использования «слабых зон» в стойке соперника при постепенно возрастающей его активности. Направленно задают не только ха­рактер противодействия конкретного защитника, но изменяют и численный состав соперников. Вначале нападающие преодолевают одиночное противодействие в ситуации численного большинства (2x1, 3x1), затем количество защитников приближают к числу нападающих (3x2, 4x3, 5x4), и, наконец, изученный прием за­крепляется в условиях численного равенства противоборствующих.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   54


Передачи мяча на месте

Теоретические предпосылки.

Для каждой игровой ситуации существует один наилучший способ передачи мяча.


54





Активное участие определенных звеньев в выполнении переда­чи создает соответствующие условия для использования рычага конечности и мышечной силы. Одни способы передач более эко­номны с точки зрения затраты мышечных сил за счет использо­вания разгибания во всех суставах верхних конечностей (напри­мер, передача одной рукой от головы). Они выполняются с боль­шой амплитудой движений и целесообразны для доставки мяча на большие расстояния. Другие (например, кистевые передачи одной или двумя руками) при малом рычаге требуют более ак­тивной и тонкой работы мышечных групп. Соответственно их эф­фективность ограничивается короткими расстояниями, когда ре­шающей становится быстрота.

Выбор способа и траектории передач зависит также от характе­ра противодействия и определяется умением использовать «сла­бые зоны» в стойке защитника или в занимаемой им позиции, т.е. то пространство, которое ему наиболее сложно перекрыть.

При таком подходе основополагающим в построении процесса обучения передачам является знание специфики техники выпол­нения каждого способа данного приема.

Передача двумя руками от груди — основной способ, позволя­ющий быстро и точно направлять мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опеки сопер­ника (рис. 11).

И. п. — стойка игрока, владеющего мячом.

Подготовительная фаза — мяч подводят к груди петлеобраз­ным движением кистей сверху вперед и вниз, затем вверх вдоль туловища; кисти «берутся» на себя (максимально разгибаются); масса тела переносится на впередистоящую, согнутую в колене ногу; сзадистоящая нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы; туловище удерживается в вертикальном положении.

Основная фаза — одновременно с выпрямлением впередистоя­щей ноги