Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 5. Изменение положения стоп игрока при выполнении поворотов
в движении: а — первый такт; б — второй такт
СО
35
-
То же, что в упр. 3 и 4, но в различных сочетаниях: 2 поворота вперед, 1 — назад; 2 — назад, 2 — вперед и т. п. -
То же, что в упр. 5, но в ситуации выбора по зрительному или звуковому сигналу (например, поднятая вверх правая рука педагога — поворот вперед, 2 поворота назад; поднятая левая рука — 2 поворота назад, 1 — вперед и т.п.). -
Выполнение поворотом на месте с последующим переходом в движение заданным способом: поворот вперед — передвижение бегом спиной вперед; поворот назад — рывок на исходную позицию и т.п. -
Выполнение разновидностей поворотов на месте с освобождением от опеки условного (пассивного) защитника. -
Выполнение поворотов после остановок произвольным способом по ориентирам в сочетании с последующими вариантами передвижений. -
То же, что в упр. 3 — 6, но в стойке игрока, владеющего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
МЯЧОМ.
-
Выполнение сочетания поворотов на месте с мячом в руках при пассивном, а затем активном противодействии условного защитника. -
Выполнение разновидностей поворотов на месте в стойках нападающего в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей мяча, остановками, ведением мяча, бросками и т.д. (по мере освоения техники игры).
Обучение поворотам в движении.
-
Объяснение и показ. -
Последовательное выполнение всех составных элементов приема (вращений и переступаний) на месте с переходом в передвижение. -
Выполнение поворота по ориентирам в ходьбе. -
То же, что в упр. 3, но в медленном беге по прямой. -
Выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота. -
Выполнение поворота в движении с заданной амплитудой по звуковым, зрительным или комбинированным сигналам. -
Выполнение разновидностей приема с преодолением пассивного, а затем активного противодействия условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах). -
Выполнение поворота в движении при ведении мяча и в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
Поворотам на месте и в движении обучать в разомкнутом шереножном строю с использованием фронтального метода организации занимающихся.
36
-
На начальном этапе обучения разновидности приема осуществлять по команде педагога, затем с собственным подсчетом и, наконец, в целом в вариативных условиях. -
Все задания выполнять поочередно на правой и левой ноге, в одну и другую сторону (амплитуда поворотов от 30 до 180°). -
При поворотах на месте:
-
перед началом движения переносить массу тела на впереди- стоящую ногу, а в момент отталкивания и переступания — на сзадистоящую (опорную); -
прием выполнять на согнутых ногах с вращением вокруг носка опорной («осевой») ноги, «пружинить» на ногах; «вращаться», как вокруг ножки циркуля; -
переступание на месте завершать приходом в устойчивое двухопорное положение: стопы на ширине плеч, но не на одной линии, с разворотом сзадистоящей носком наружу; -
не закрепощать суставы верхних и нижних конечностей, не сутулиться; -
при поворотах с мячом укрывать его у пояса разведенными в стороны локтями и туловищем, «прятать» мяч в направлении опорной ноги.
-
При переходе к изучению поворотов в движении сначала освоить структуру и последовательность движений с места в медленном темпе. -
При выполнении поворотов в движении:
-
направленно сгибать опорную ногу и активно производить движение плечом; -
вращаться поочередно на носке одной и другой ноги с последующей их постановкой на всю стопу; -
туловище наклонять вперед для предотвращения возможной потери равновесия и падения; -
добиваться быстрого, взрывного и непрерывного характера движений; -
после поворота передвижение в избранном направлении возобновлять без остановки и пауз.
-
Противоборство с защитником осуществлять в ограниченных коридорах, регламентировать степень сопротивления защитника, постепенно увеличивая его. -
К изучению поворота в движении при ведении мяча приступать на этапе совершенствования дриблинга. -
К выполнению сочетания разновидностей поворотов с другими техническими приемами (остановками без мяча и с ловлей мяча, посланного партнером, остановками после ведения; ведением, передачами и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.
Основные ошибки при выполнении поворотов.
-
Выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной («осевой») ноги.
37
-
Отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, — пробежка. -
Нерациональное расположение стоп после поворота на месте: на одной линии, сомкнуты или чрезмерно расставлены — неустойчивое положение игрока. -
Сильно закрепощенные конечности — скованность, отсутствие легкости и непринужденности в движениях. -
Недостаточная амплитуда вращений и переступаний — дополнительная затрата времени для довыполнения поворота. -
Расчлененное, а не целостное выполнение поворота в движении: остановка при переступаниях, замедленное («ленивое») осуществление движений — потеря ритма. -
Отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движении — потеря равновесия или падение игрока.
Остановки
Теоретические предпосылки.
Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить позиционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шагами и прыжком.
Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении (рис. 6).
Существует два варианта выполнения остановки двумя шагами: 1) с удлиненным шагом правой ногой и 2) с удлиненным шагом левой ногой.
В подготовительной фазе игрок находится в движении.
Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость шагом с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгиба-
38
Рис. 6. Остановка двумя шагами
ние в коленном и тазобедренном су-
ставах, а тело смещается в сторону,
противоположную движению. Чем
больше скорость передвижения, тем
сильнее сгибание ноги (ниже
опускается центр тяжести тела), уве-
личивается разворот носка и откло-
нение туловища назад. Второй шаг
выполняет стопорящую функцию,
для чего нога ставится практически
выпрямленной, а стопа — почти пер- ^ис- Остановка прыжком
пендикулярно направлению движе-
ния с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги,
выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устой-
чивое положение.
В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.
Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги (рис. 7).
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу. Во втором — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.
Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.
Обучение остановке двумя шагами.
-
Объяснение и показ. -
Легкоатлетические прыжки в шаге. -
Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по кочкам»). -
Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам. -
Имитация шагов остановки с места — упр. в равновесии:
и. п. — стойка готовности; толчком впередистоящей ноги — удлиненный шаг-прыжок сзадистоящей ноги с приходом на всю сто
39
пу; удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и. п.
-
Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы. -
То же, что в упр. 6, но после медленного бега (индивидуально). -
Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по звуковому сигналу учителя после передвижения бегом. -
То же, что в упр. 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера. -
То же, что в упр. 8 и 9, но после рывка. -
Чередование разновидностей остановки двумя шагами в ситуативных условиях:
-
меняя скорость и направление предыдущего передвижения; -
реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток — остановка с удлиненным шагом правой ноги, 2 коротких свистка — остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.).
-
Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх. -
Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с поворотами и другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Обучение остановке прыжком.
-
Объяснение и показ. -
Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги. -
Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы. -
Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега. -
То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение). -
То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений. -
Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.). - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54