Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 915

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 5. Изменение положения стоп игрока при выполнении поворотов

в движении: а — первый такт; б — второй такт


СО


35





  1. То же, что в упр. 3 и 4, но в различных сочетаниях: 2 поворо­та вперед, 1 — назад; 2 — назад, 2 — вперед и т. п.

  2. То же, что в упр. 5, но в ситуации выбора по зрительному или звуковому сигналу (например, поднятая вверх правая рука педа­гога — поворот вперед, 2 поворота назад; поднятая левая рука — 2 поворота назад, 1 — вперед и т.п.).

  3. Выполнение поворотом на месте с последующим переходом в движение заданным способом: поворот вперед — передвижение бегом спиной вперед; поворот назад — рывок на исходную пози­цию и т.п.

  4. Выполнение разновидностей поворотов на месте с освобож­дением от опеки условного (пассивного) защитника.

  5. Выполнение поворотов после остановок произвольным спо­собом по ориентирам в сочетании с последующими вариантами передвижений.

  6. То же, что в упр. 3 — 6, но в стойке игрока, владеющего
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54


МЯЧОМ.

  1. Выполнение сочетания поворотов на месте с мячом в руках при пассивном, а затем активном противодействии условного за­щитника.

  2. Выполнение разновидностей поворотов на месте в стойках нападающего в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей мяча, остановками, ведением мяча, бросками и т.д. (по мере ос­воения техники игры).

Обучение поворотам в движении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Последовательное выполнение всех составных элементов при­ема (вращений и переступаний) на месте с переходом в передви­жение.

  3. Выполнение поворота по ориентирам в ходьбе.

  4. То же, что в упр. 3, но в медленном беге по прямой.

  5. Выполнение приема в целом по разметке площадки со сме­ной направления движения после поворота.

  6. Выполнение поворота в движении с заданной амплитудой по звуковым, зрительным или комбинированным сигналам.

  7. Выполнение разновидностей приема с преодолением пас­сивного, а затем активного противодействия условного защит­ника на ограниченных участках площадки (в заданных коридо­рах).

  8. Выполнение поворота в движении при ведении мяча и в со­четании с другими игровыми приемами (по мере освоения техни­ки игры).

Организационно-методические указания.

  1. Поворотам на месте и в движении обучать в разомкнутом шереножном строю с использованием фронтального метода орга­низации занимающихся.


36





  1. На начальном этапе обучения разновидности приема осуще­ствлять по команде педагога, затем с собственным подсчетом и, наконец, в целом в вариативных условиях.

  2. Все задания выполнять поочередно на правой и левой ноге, в одну и другую сторону (амплитуда поворотов от 30 до 180°).

  3. При поворотах на месте:

  • перед началом движения переносить массу тела на впереди- стоящую ногу, а в момент отталкивания и переступания — на сзадистоящую (опорную);

  • прием выполнять на согнутых ногах с вращением вокруг нос­ка опорной («осевой») ноги, «пружинить» на ногах; «вращать­ся», как вокруг ножки циркуля;

  • переступание на месте завершать приходом в устойчивое двух­опорное положение: стопы на ширине плеч, но не на одной ли­нии, с разворотом сзадистоящей носком наружу;

  • не закрепощать суставы верхних и нижних конечностей, не сутулиться;

  • при поворотах с мячом укрывать его у пояса разведенными в стороны локтями и туловищем, «прятать» мяч в направлении опор­ной ноги.

  1. При переходе к изучению поворотов в движении сначала ос­воить структуру и последовательность движений с места в мед­ленном темпе.

  2. При выполнении поворотов в движении:

  • направленно сгибать опорную ногу и активно производить движение плечом;

  • вращаться поочередно на носке одной и другой ноги с по­следующей их постановкой на всю стопу;

  • туловище наклонять вперед для предотвращения возможной потери равновесия и падения;

  • добиваться быстрого, взрывного и непрерывного характера движений;

  • после поворота передвижение в избранном направлении во­зобновлять без остановки и пауз.

  1. Противоборство с защитником осуществлять в ограниченных коридорах, регламентировать степень сопротивления защитника, постепенно увеличивая его.

  2. К изучению поворота в движении при ведении мяча присту­пать на этапе совершенствования дриблинга.

  3. К выполнению сочетания разновидностей поворотов с други­ми техническими приемами (остановками без мяча и с ловлей мяча, посланного партнером, остановками после ведения; ведением, пе­редачами и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.

Основные ошибки при выполнении поворотов.

  1. Выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной («осевой») ноги.



37





  1. Отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, — пробежка.

  2. Нерациональное расположение стоп после поворота на мес­те: на одной линии, сомкнуты или чрезмерно расставлены — не­устойчивое положение игрока.

  3. Сильно закрепощенные конечности — скованность, отсут­ствие легкости и непринужденности в движениях.

  4. Недостаточная амплитуда вращений и переступаний — до­полнительная затрата времени для довыполнения поворота.

  5. Расчлененное, а не целостное выполнение поворота в дви­жении: остановка при переступаниях, замедленное («ленивое») осуществление движений — потеря ритма.

  6. Отсутствие наклона туловища вперед при повороте в движе­нии — потеря равновесия или падение игрока.

Остановки

Теоретические предпосылки.

Остановки относятся к приемам передвижения в нападении и позволяют баскетболисту своевременно прекратить движение, благодаря чему освободиться от опеки соперника, получить пози­ционное преимущество для дальнейших атакующих действий. В игре применяют остановки двух разновидностей: двумя шага­ми и прыжком.

Обучению остановке двумя шагами посвящают самые первые занятия по овладению навыками игры, так как двухшажный ритм является базовым для большинства приемов техники нападения, выполняемых в движении (рис. 6).

Существует два варианта выполнения остановки двумя ша­гами: 1) с удлиненным шагом правой ногой и 2) с удлиненным шагом левой ногой.

В подготовительной фазе игрок находится в движении.

Основная фаза начинается удлиненным, гасящим скорость ша­гом с постановкой ноги на всю стопу и с разворотом носком наружу. В момент касания площадки ногой начинается ее сгиба-



38


Рис. 6. Остановка двумя шагами



ние в коленном и тазобедренном су-
ставах, а тело смещается в сторону,
противоположную движению. Чем
больше скорость передвижения, тем
сильнее сгибание ноги (ниже
опускается центр тяжести тела), уве-
личивается разворот носка и откло-
нение туловища назад. Второй шаг
выполняет стопорящую функцию,
для чего нога ставится практически


выпрямленной, а стопа — почти пер- ^ис- Остановка прыжком
пендикулярно направлению движе-
ния с разворотом носком внутрь. Поворот туловища в сторону ноги,
выполнившей первый шаг остановки, придает игроку более устой-
чивое положение.


В завершающей фазе игрок приходит в стойку готовности.

Остановка прыжком осуществляется толчком правой или ле­вой ноги (рис. 7).

В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согну­тые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немно­го отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на од­ном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу. Во вто­ром — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.


Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная ско­рость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелю­щегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.

Обучение остановке двумя шагами.

  1. Объяснение и показ.

  2. Легкоатлетические прыжки в шаге.

  3. Прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по коч­кам»).

  4. Бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точ­ках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам.

  5. Имитация шагов остановки с места — упр. в равновесии:

и. п. — стойка готовности; толчком впередистоящей ноги — удли­ненный шаг-прыжок сзадистоящей ноги с приходом на всю сто­


39





пу; удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу впе­ред, прийти в и. п.

  1. Выполнение вариантов изучаемого приема (с удлиненным шагом правой и левой) по ориентирам в целом после ходьбы.

  2. То же, что в упр. 6, но после медленного бега (индивидуально).

  3. Выполнение разновидностей остановки двумя шагами по зву­ковому сигналу учителя после передвижения бегом.

  4. То же, что в упр. 8, но по зрительному сигналу учителя или партнера.

  5. То же, что в упр. 8 и 9, но после рывка.

  6. Чередование разновидностей остановки двумя шагами в си­туативных условиях:

  • меняя скорость и направление предыдущего передвижения;

  • реагируя на условные сигналы педагога, регламентирующие момент или вариант остановки (например, 1 длинный свисток — остановка с удлиненным шагом правой ноги, 2 коротких свист­ка — остановка с удлиненным шагом левой ноги и т.п.).

  1. Состязания в точности и быстроте исполнения изучаемого приема в эстафетах и подвижных играх.

  2. Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с пово­ротами и другими игровыми приемами (по мере освоения техни­ки игры).

Обучение остановке прыжком.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.

  3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки ме­лом и т.п.) после ходьбы.

  4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.

  5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (напри­мер, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).

  6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.

  7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партне­ра (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).
  8. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54