Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 960
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационно-методические указания.
-
В поточных упражнениях периодически варьировать начальные позиции игроков (прямо перед щитом, у боковой линии справа или слева от корзины), направление первой передачи и развития взаимодействия, способ завершения атаки (броском в движении, после прохода, с места или в прыжке). -
Смену ролей в упражнениях производить перемещением игроков по ходу или против часовой стрелки после каждого повторения задания, а единоборство с участием промежуточного игро
7 Баскетбол
193
ка продолжать, пока нападающий или защитник не наберет заданного количества очков (попаданий или перехватов мяча).
-
Результативное выполнение изучаемого взаимодействия в игровых условиях поощрять начислением дополнительных премиальных очков. -
Активно, но рационально использовать разнообразные обманные движения: «финтить», чтобы обыграть соперника, а не ради «финта». -
Выход для получения мяча или проход с ведением мяча осуществлять быстро и решительно. -
Своевременно и точно передавать мяч открывающемуся или находящемуся в более выгодной позиции партнеру. -
При постановке неподвижного заслона:
-
вставать близко от защитника и располагаться лицом или спиной к нему; -
занимать устойчивое положение на площадке: находиться в широкой стойке и преграждать как можно большее пространство, но не выставлять в стороны колени или руки; -
при расположении лицом к защитнику выставлять перед грудью внутри занимаемого «цилиндра» согнутые в локтях руки, чтобы обезопасить себя при возможном столкновении с соперником; -
перемещаться для постановки заслона скрытно от защитника, т.е. вне поля его зрения; -
после прохода освобождающегося нападающего при расположении лицом к защитнику выполнять поворот на ближней к корзине ноге и выходить к щиту для поддержки атакующего; аналогичный выход для продолжения атаки, но без поворота совершать в случае постановки заслона спиной к защитнику; -
освобождающемуся от опеки игрок}7 перед уходом «прижаться» к защитнику и начинать выход в момент постановки заслона; проходить кратчайшим путем и вплотную с заслоном.
-
При постановке заслона в движении опережать защитника, занимая позицию между ним и партнером, передвигаться на одинаковой с ним скорости, в точности повторяя его маневры. -
При наведении и пересечении выполнять взаимодействия на скорости, проходить максимально близко друг к другу; передавать мяч из рук в руки освободившемуся нападающему. -
В условиях игрового противоборства атаку завершать по ситуации: стремительным проходом-броском из-под щита, про- ходом-«откидкой» партнеру или неожиданной для соперников остановкой с последующим позиционным броском из-под заслона. -
Партнерам согласовывать свои действия во времени и пространстве.
Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием двух игроков.
194
-
Нерациональность и несвоевременность индивидуальных действий:
-
излишнее увлечение финтами или их отсутствие; -
неэффективность заслона: постановка заслона в поле зрения защитника; неустойчивая позиция игрока (слишком узкая или широкая постановка стоп); неверный выбор места по отношению к сопернику — игрок не преграждает путь сопернику; плохое наведение на заслон — выход (проход) на большом расстоянии от заслона; отсутствие эффективной поддержки атакующего со стороны поставившего заслон игрока — нет последующего поворота при постановке заслона лицом к защитнику, либо он выполнен с опозданием или не на ближней к корзине ноге; -
плохая (слабая или неточная) атакующая передача; -
медленный, нерешительный или поспешный выход (проход); -
неоправданный, нерациональный бросок — из невыгодной позиции или вопреки сложившейся игровой ситуации, неадекватный выбор способа броска мяча.
-
Несогласованность действий игроков:
-
преждевременное начало действия либо задержка выхода или прохода нападающего: партнер не готов к передаче, заслон еще не поставлен, или защитник уже готов противодействовать ему; -
запаздывание с постановкой заслона или выполнением ответной передачи при развитии взаимодействия: нет продолжения атаки.
5.2.2. Взаимодействия трех игроков Теоретические предпосылки.
В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидности взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, наведение и пересечение.
В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наибольшее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».
«Треугольник» — простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позиционном нападении.
В начальном расположении игроки занимают позиции на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину треугольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.
195
Рис. 72. Групповое взаимодействие Рис. 73. Групповое взаимодействие
«треугольник» без смены мест «треугольник» со сменой мест
При скоростной контратаке в ситуации численного перевеса нападающие, используя ведение мяча, передачи и выход на свободную позицию, выводят на завершающий бросок своего партнера. При умелых действиях нападающих такая атака, как правило, завершается из-под щита без активного противодействия броску со стороны защитников.
В позиционном нападении взаимодействие «треугольник» проводится без смены мест (рис. 72) и со сменой мест (рис. 73) по принципу «передай мяч и выходи». При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от опеки и занять выгодное для атаки корзины положение. Туда и должна своевременно последовать выводящая на бросок мяча передача.
«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании заслона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расстановка нападающих напоминают тот же треугольник, но его расположение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обращенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основанием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у игрока, находящегося в вершине условного треугольника.
Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую, где его партнер предварительно сближается с защитником
и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому игроку и доставляется мяч для завершающего броска. При удачном стечении обстоятельств атакующий игрок может беспрепятственно дойти до корзины и поразить ее без особого труда из-под щита. В другом случае возможно завершение атаки позиционным броском с дальней или средней дистанции без сопротивления защит-
196
Рис. 74. Групповое взаимодей- Рис. 75. Групповое взаимодей
ствие «тройка» ствие «малая восьмерка»
ника. Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после блокирования защитника поворачивается кругом и поддерживает атакующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка».
Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве.
«Малая восьмерка» — взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько выгнутую в середине цифру 8 (рис. 75).
Начальное расположение нападающих соответствует взаимодействию «треугольник», мячом владеет средний игрок.
Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из партнеров, который одновременно направляется навстречу ему и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мячом, используя ведение, следует в направлении третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриб- лер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмерку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается несколько раз.
Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с целью подготовки условий для результативной атаки. Наиболее перспективными вариантами продолжения взаимодействия счита
197
ются: проход к щиту противника в момент пересечения, вос-
пользовавшись несогласованностью действий защитника; дистан-
ционный бросок мяча после неожиданной остановки нападаю-
щих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведе-
ние; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его
последующий проход-бросок в случае попытки соперников орга-
низовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием
крайнего защитника.
«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие
игроки выполняют ряд требований:
-
ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного конт-
роля; -
при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине; -
для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита
противника сторону, и передача из рук в руки соответственно
осуществляется в сторону от защитников; -
при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно
передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до
него; -
непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игро-
вую ситуацию; -
своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно
находится в середине площадки; -
передвигаются быстро, решительно и уверенно; -
мгновенно используют ошибочные и несогласованные дей-
ствия соперников для завершения атаки.
«Скрестный выход» (рис. 76) также базируется на пересечении
и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом сопер-
ника при участии центрового и двух игроков задней линии напа-
дения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой,
форвард и защитник.
В первом случае игроки в на-
чальной расстановке образуют
треугольник, обращенный вер-
шиной к щиту противника, и
центровой занимает позицию
спиной к корзине. Во втором —
треугольник, обращенный вер-
шиной к противоположной бо-
ковой линии, а центровой на-
ходится в средней позиции на
«усах» трехсекундной зоны. Мя-
чом может владеть любой из
партнеров центрового.
Взаимодействие начинается
передачей центровому с после-