Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 960

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-методические указания.

  1. В поточных упражнениях периодически варьировать началь­ные позиции игроков (прямо перед щитом, у боковой линии справа или слева от корзины), направление первой передачи и развития взаимодействия, способ завершения атаки (броском в движении, после прохода, с места или в прыжке).

  2. Смену ролей в упражнениях производить перемещением иг­роков по ходу или против часовой стрелки после каждого повто­рения задания, а единоборство с участием промежуточного игро­


7 Баскетбол


193





ка продолжать, пока нападающий или защитник не наберет за­данного количества очков (попаданий или перехватов мяча).

  1. Результативное выполнение изучаемого взаимодействия в иг­ровых условиях поощрять начислением дополнительных преми­альных очков.

  2. Активно, но рационально использовать разнообразные об­манные движения: «финтить», чтобы обыграть соперника, а не ради «финта».

  3. Выход для получения мяча или проход с ведением мяча осу­ществлять быстро и решительно.

  4. Своевременно и точно передавать мяч открывающемуся или находящемуся в более выгодной позиции партнеру.

  5. При постановке неподвижного заслона:

  • вставать близко от защитника и располагаться лицом или спиной к нему;

  • занимать устойчивое положение на площадке: находиться в широкой стойке и преграждать как можно большее пространство, но не выставлять в стороны колени или руки;

  • при расположении лицом к защитнику выставлять перед грудью внутри занимаемого «цилиндра» согнутые в локтях руки, чтобы обезопасить себя при возможном столкновении с соперником;

  • перемещаться для постановки заслона скрытно от защитни­ка, т.е. вне поля его зрения;

  • после прохода освобождающегося нападающего при распо­ложении лицом к защитнику выполнять поворот на ближней к корзине ноге и выходить к щиту для поддержки атакующего; ана­логичный выход для продолжения атаки, но без поворота совер­шать в случае постановки заслона спиной к защитнику;

  • освобождающемуся от опеки игрок}7 перед уходом «прижать­ся» к защитнику и начинать выход в момент постановки заслона; проходить кратчайшим путем и вплотную с заслоном.

  1. При постановке заслона в движении опережать защитника, занимая позицию между ним и партнером, передвигаться на оди­наковой с ним скорости, в точности повторяя его маневры.

  2. При наведении и пересечении выполнять взаимодействия на скорости, проходить максимально близко друг к другу; переда­вать мяч из рук в руки освободившемуся нападающему.

  3. В условиях игрового противоборства атаку завершать по си­туации: стремительным проходом-броском из-под щита, про- ходом-«откидкой» партнеру или неожиданной для соперников остановкой с последующим позиционным броском из-под зас­лона.

  4. Партнерам согласовывать свои действия во времени и про­странстве.

Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием двух игроков.



194





  1. Нерациональность и несвоевременность индивидуальных дей­ствий:

  • излишнее увлечение финтами или их отсутствие;

  • неэффективность заслона: постановка заслона в поле зрения защитника; неустойчивая позиция игрока (слишком узкая или широкая постановка стоп); неверный выбор места по отношению к сопернику — игрок не преграждает путь сопернику; плохое на­ведение на заслон — выход (проход) на большом расстоянии от заслона; отсутствие эффективной поддержки атакующего со сто­роны поставившего заслон игрока — нет последующего поворота при постановке заслона лицом к защитнику, либо он выполнен с опозданием или не на ближней к корзине ноге;

  • плохая (слабая или неточная) атакующая передача;

  • медленный, нерешительный или поспешный выход (проход);

  • неоправданный, нерациональный бросок — из невыгодной позиции или вопреки сложившейся игровой ситуации, неадек­ватный выбор способа броска мяча.

  1. Несогласованность действий игроков:

  • преждевременное начало действия либо задержка выхода или прохода нападающего: партнер не готов к передаче, заслон еще не поставлен, или защитник уже готов противодействовать ему;

  • запаздывание с постановкой заслона или выполнением от­ветной передачи при развитии взаимодействия: нет продолжения атаки.


5.2.2. Взаимодействия трех игроков Теоретические предпосылки.

В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат ин­дивидуальные действия без мяча и с мячом, а также разновидно­сти взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», засло­ны, наведение и пересечение.

В современном баскетболе из взаимодействий трех игроков наи­большее распространение имеют: «треугольник», «тройка», «ма­лая восьмерка», «скрестный выход», «сдвоенный заслон» и «наве­дение на двух игроков».

«Треугольник» — простое, но эффективное взаимодействие при контратаке в ситуации 3x2 или при розыгрыше мяча в позицион­ном нападении.

В начальном расположении игроки занимают позиции на даль­них подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обра­щенный в сторону атаки. Игрок с мячом занимает вершину тре­угольника и соответственно должен находиться дальше от щита соперников, чем два его других партнера.



195





Рис. 72. Групповое взаимодействие Рис. 73. Групповое взаимодействие

«треугольник» без смены мест «треугольник» со сменой мест

При скоростной контратаке в ситуации численного перевеса нападающие, используя ведение мяча, передачи и выход на сво­бодную позицию, выводят на завершающий бросок своего парт­нера. При умелых действиях нападающих такая атака, как прави­ло, завершается из-под щита без активного противодействия броску со стороны защитников.

В позиционном нападении взаимодействие «треугольник» прово­дится без смены мест (рис. 72) и со сменой мест (рис. 73) по принципу «передай мяч и выходи». При розыгрыше мяча исполь­зуют быстрые передачи с возвращением его в вершину треуголь­ника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от опеки и занять выгодное для атаки корзины положение. Туда и должна своевременно последовать выводящая на бросок мяча передача.

«Тройка» — взаимодействие, основанное на использовании за­слона для выхода с получением мяча (рис. 74). Начальная расста­новка нападающих напоминают тот же треугольник, но его рас­положение на площадке по отношению к корзине может быть разным: с вершиной на трехочковой линии и основанием, обра­щенным к корзине, или с вершиной у боковой линии и основа­нием, обращенным к другой боковой. Мяч при этом всегда у иг­рока, находящегося в вершине условного треугольника.

Нападающий с мячом начинает взаимодействие передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в дру­гую, где его партнер предварительно сближается с защитником

и, используя заслон, выходит на свободную позицию. Этому иг­року и доставляется мяч для завершающего броска. При удачном стечении обстоятельств атакующий игрок может беспрепятствен­но дойти до корзины и поразить ее без особого труда из-под щита. В другом случае возможно завершение атаки позиционным брос­ком с дальней или средней дистанции без сопротивления защит-



196





Рис. 74. Групповое взаимодей- Рис. 75. Групповое взаимодей­

ствие «тройка» ствие «малая восьмерка»

ника. Игрок, поставивший заслон лицом к сопернику, после бло­кирования защитника поворачивается кругом и поддерживает ата­кующие действия партнера с мячом, как при взаимодействии «двойка».

Чтобы разыгрываемое взаимодействие было результативным, каждый игрок должен использовать соответствующие обманные движения и согласовывать свои действия с партнерами по команде во времени и пространстве.

«Малая восьмерка» — взаимодействие, предназначенное для розыгрыша мяча на задней линии нападения и построенное на многократном наведении и пересечении нападающих. При этом пути движения игроков напоминают вытянутую и несколько вы­гнутую в середине цифру 8 (рис. 75).

Начальное расположение нападающих соответствует взаимо­действию «треугольник», мячом владеет средний игрок.

Игрок с мячом начинает дриблинг в сторону одного из парт­неров, который одновременно направляется навстречу ему и по­лучает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок, передавший мяч, делает короткий рывок к корзине с последую­щим восстановлением позиции на фланге, а нападающий с мя­чом, используя ведение, следует в направлении третьего партне­ра, также совершающего встречное движение. В момент их пересе­чения происходит аналогичная передача мяча из рук в руки. Дриб- лер вновь занимает место в середине площадки, замыкая «восьмер­ку», а снабдивший его мячом партнер после короткого рывка к корзине располагается уже на другом фланге атаки и т.д. Цикл передвижений нападающих по «восьмерке» продолжается не­сколько раз.

Взаимодействие используется для удержания мяча, а также с целью подготовки условий для результативной атаки. Наиболее пер­спективными вариантами продолжения взаимодействия счита­



197





ются: проход к щиту противника в момент пересечения, вос-
пользовавшись несогласованностью действий защитника; дистан-
ционный бросок мяча после неожиданной остановки нападаю-
щих в момент передачи мяча из рук в руки, используя наведе-
ние; передача на фланг освободившемуся от опеки игроку и его
последующий проход-бросок в случае попытки соперников орга-
низовать групповой отбор мяча в середине площадки с участием
крайнего защитника.

«Малая восьмерка» будет успешной, если взаимодействующие
игроки выполняют ряд требований:

  • ведут мяч дальней от соперника рукой без зрительного конт-
    роля;

  • при владении мячом постоянно угрожают проходом к корзине;

  • для получения мяча следуют наружу, т. е. в дальнюю от щита
    противника сторону, и передача из рук в руки соответственно
    осуществляется в сторону от защитников;

  • при пересечении проходят рядом друг с другом, надежно
    передавая мяч, не оставляя шансов обороняющимся добраться до
    него;

  • непрерывно держат в поле зрения мяч и контролируют игро-
    вую ситуацию;

  • своевременно выходят для получения мяча, и он постоянно
    находится в середине площадки;

  • передвигаются быстро, решительно и уверенно;

  • мгновенно используют ошибочные и несогласованные дей-
    ствия соперников для завершения атаки.

«Скрестный выход» (рис. 76) также базируется на пересечении
и наведении. Его можно проводить: 1) прямо перед щитом сопер-
ника при участии центрового и двух игроков задней линии напа-
дения; 2) от боковой линии, когда взаимодействуют центровой,

форвард и защитник.

В первом случае игроки в на-
чальной расстановке образуют
треугольник, обращенный вер-
шиной к щиту противника, и
центровой занимает позицию
спиной к корзине. Во втором —
треугольник, обращенный вер-
шиной к противоположной бо-
ковой линии, а центровой на-
ходится в средней позиции на
«усах» трехсекундной зоны. Мя-
чом может владеть любой из
партнеров центрового.

Взаимодействие начинается
передачей центровому с после-