Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 799

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


203





  1. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении (рис. 85): после завершения атаки мяч передается на и. п.; игроки, совершившие пересечение, меняются местами в конце своих колонн; смену игрока в позиции центро­вого производят после заданного количества повторений взаимо­действия.

  2. То же, но чередуя и. п. мяча: мячом поочередно владеет то нападающий, располагающийся на правом фланге атаки, то его партнер.

  3. То же, но после серии передач мяча между игроками на зад­ней линии нападения: передать мяч центровому может любой иг­рок; максимальное количество передач лимитируется.

  4. То же, но варьируя направление развития и способы завер­шения атаки:

  • центровой передает мяч первому проходящему игроку, кото­рый и завершает атаку броском в движении;

  • центровой передает мяч второму проходящему игроку, за­вершающему атаку проходом-броском;

  • центровой передает мяч первому или второму проходящему игроку, а тот выполняет «откидку» партнеру для броска из-под щита;

  • центровой после поворота лицом к корзине сам завершает атаку позиционным броском.

  1. Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях пас­сивного противодействия двух, а затем трех защитников: защит­ники вначале опекают только игроков, совершающих пересече­ние, а затем в упражнение включают и опекуна центрового.

  2. То же, но с расстановкой игроков и атакой от боковой линии: в и. п. центровой занимает место в средней позиции на «усах» трех­секундной трапеции, а его партнеры — у боковой линии (рис. 86).


Рис. 85. Упражнение для изуче­ния группового взаимодействия «скрестный выход»


Рис. 86. Упражнение для изучения группового взаимодействия «скре­стный выход» от боковой линии



204





  1. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодей­ствия в условиях активного противодействия защитников: смену ролей производят после указанного количества повторений задания каж­дой тройкой игроков.

  2. То же, но в игровом противоборстве 3x3 с атакой в одну корзину.

  3. Воспроизведение разновидностей взаимодействия «скрест­ный выход» в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   54


Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении с участием трех игроков «сдвоенный заслон» и «наведение на двух игроков».

  1. Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Выполнение взаимодействия без сопротивления защитников в поточном упражнении: позиции защитников обозначают пере­носными тренировочнвши стойками; сдвоенным заслоном напа­дающего освобождают от опеки для прохода-броска (рис. 87), или он открывается с помощью наведения на двух партнеров для вы­полнения дистанционного броска (рис. 88); смену позиций произ­водят после каждого завершения атаки.

  3. То же, но варьируя начальные позиции игроков относитель­но корзины и соответственно направление развития атаки: взаи­модействие поочередно выполняют прямо перед щитом, справа и слева от него.

  4. То же, но варьируя способы развития и завершения атаки:

  • атаку завершает освобождаемый сдвоенным заслоном или наведением на двух нападающий;

  • атаку завершает один из ставящих сдвоенный заслон напада­ющих после поворота и получения передачи-«откидки» от осво­божденного заслоном партнера.


Рис. 87. Упражнение для изуче­ния группового взаимодействия «сдвоенный заслон»


Рис. 88. Упражнение для изуче­ния группового взаимодействия «наведение на двух игроков»


205





  1. То же, но в условиях пассивного противодействия одного, двух, а затем трех защитников: смену защитников производят после поочередного выполнения взаимодействия всеми напада­ющими.

  2. Повторное выполнение разновидностей изучаемого взаимодей­ствия в условиях активного противодействия защитников: защитни­кам запрещается предвосхищать (упреждать) действия нападающих.

  3. То же, но в игровом противоборстве 3 х 3 с атакой в одну корзину и без каких-либо ограничений в действиях противобор­ствующих: способ завершения атаки атакующие выбирают по си­туации; смену функций между занимающимися производят после перехода мяча от одной команды к другой.

  4. Выполнение разновидностей взаимодействий «сдвоенный за­слон» и «наведение на двух игроков» в двусторонних учебных иг­рах с установкой педагога.

Организационно-методические указания.

  1. Добиваться своевременности и согласованности атакующих действий всех нападающих.

  2. Постепенно увеличивать степень активности противодействия защитников по мере усвоения нападающими сущности взаимо­действия.

  3. На этапе совершенствования чередовать начальное располо­жение и позиции нападающих, направление развития атаки и спо­собы ее завершения.

  4. При выполнении взаимодействия «треугольник»:

  • передавать мяч через среднего игрока, использовать скорост­ные передачи;

  • после передачи мяча осуществлять выход на свободную пози­цию;

  • при выполнении взаимодействия в движении стремиться опережать игрока с мячом, чтобы получить мяч «на ход»;

  • варьировать способы завершения атаки в зависимости от скла­дывающейся на площадке игровой ситуации.

  1. При выполнении взаимодействия «тройка»:

  • соблюдать правила постановки заслона и выхода под заслон для получения мяча;

  • для обыгрывания защитников с мячом и без мяча использо­вать соответствующие финты;

  • освобождающемуся игроку завершать атаку с учетом контр­действий обороняющихся: броском в движении, проходом-брос­ком, остановкой с получением мяча и позиционным броском или передачей —«откидкой» поддерживающему атаку партнеру с по­следующим его броском.

  1. При выполнении взаимодействия «малая восьмерка»:

  • соблюдать основные требования, предъявляемые к наведе­нию и пересечению;



206





  • встречные перемещения производить так, чтобы мяч переда­вался из рук в руки, в дальнюю от защитников сторону и в сере­дину площадки;

  • перемещаясь с фланга, идти на мяч, т.е. от щита; а получая мяч, постоянно угрожать проходом в сторону корзины («давить» мячом на защитников);

  • непрерывно держать в поле зрения мяч и быть в готовности к его получению в любой момент взаимодействия;

  • варьировать число циклов перемещений по «восьмерке» пе­ред началом атаки корзины; решительно начинать завершающий проход-бросок или позиционный бросок из-под заслона при бла­гоприятно складывающейся ситуации.

  1. При выполнении взаимодействия «скрестный выход»:

  • первым мимо центрового проходить игроку, отдавшему ему мяч;

  • выполнять основные требования, предъявляемые к наведе­нию и пересечению;

  • взаимодействие изучать с разных позиций игроков по отно­шению к щиту: прямо перед ним или от боковой линии (справа и слева от него);

  • чередовать адресата для ответной передачи и способы завер­шения атаки в соответствии со складывающейся ситуацией.

  1. При выполнении взаимодействий «сдвоенный заслон» и «наведе­ние на двух игроков»:

  • игрокам, ставящим заслон, располагаться вплотную друг к другу, занимая как можно большее пространство на площадке;

  • выход или проход из-под заслона совершать на скорости мак­симально близко к партнерам;

  • варьировать способы завершения атаки (проход-бросок или по­зиционный бросок) адекватно складывающейся игровой ситуации;

  • поддерживать атаку после заслона поворотом в сторону кор­зины в готовности получить передачу-«откидку» или бороться за отскочивший мяч в случае неточного броска;

  • для освобождения с помощью наведения на двух использо­вать передвижения с неожиданной сменой направления;

  • своевременно направлять мяч открывающемуся нападающе­му; начинать бросковое движение без пауз, одним темпом.

  1. Добиваться от занимающихся уверенного, своевременного и адекватного использования необходимых технико-тактических действий и логического завершения каждого взаимодействия.

  2. В игровом противоборстве поощрять результативное воспро­изведение изученных взаимодействий согласно установке на игру педагога.

Основные ошибки при выполнении разновидностей групповых тактических взаимодействий в нападении с участием трех игроков.

  1. Неверное начальное расположение игроков: затруднены не­обходимые действия.



207





  1. Неэффективная постановка заслонов: соперники успешно им противодействуют.

  2. Рассогласованные во времени или пространстве действия уча­ствующих во взаимодействии нападающих: запаздывание или по­спешная постановка заслона, несвоевременное освобождение от опеки, плохая передача мяча, запоздалый или поспешный про­ход или бросок в корзину.

  3. Нерациональное развитие атаки без учета складывающейся на площадке ситуации: лишние финты, передачи, ведение мяча; нападающие не используют в полной мере полученного позици­онного преимущества.

  4. Нелогичное завершение взаимодействия: выбран неэффек­тивный способ завершающего броска мяча без оценки сложив­шихся игровых условий.

    1. Командные тактические действия

Индивидуальные и групповые действия нападающих в бас­кетболе подчинены тактическим задачам ведения командной игры. Командные действия строятся на взаимодействии всех игроков, и отражением их служат определенные системы игры в нападе­нии. Выделяют два основных вида организации команд­ных действий: стремительное нападение и позиционное нападение. Когда эти виды конкретизируются в связи с особенностями дей­ствий соперников в обороне или складывающимися в игре осо­быми ситуациями, то говорят о разновидностях специального на­падения. Подразумеваются специфические тактические действия нападающих для преодоления вариантов командной защиты, а также для организации эффективного нападения в определяю­щие моменты игрового противоборства. В связи с этим условно выделяют: нападение против зонной системы защиты, нападение против личного и зонного прессинга, нападение в особых ситуациях (при розыгрышах спорных бросков, при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов).