Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 954
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Стремительное нападение Теоретические предпосылки.
Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыстрение подготовки и завершения атакующих действий — основополагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обус
208
ловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изменениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения.
Быстрый прорыврассчитан на создание численного превосходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее типичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, овладение мячом при отскоке либо при введении его в игру начальным спорным броском. Возможно создание условий для успешной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов площадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперниками в физической и технико-тактической подготовленности.
Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз: начала, развития и завершения.
Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скоростным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему нападающему, выполненными на высокой скорости.
Для второй фазы характерны согласованные перемещения нападающих в зону противника с использованием ведения или передачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т. п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет игрок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.
И наконец, завершающая — третья фаза прорыва предназначена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удобной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Этого добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.
Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и слабых мест в подготовленности соперников. Но практически возможны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:
-
длинная передача в отрыв убегающему игроку (рис. 89); -
через центр площадки (рис. 90); -
по боковой линии, т.е. через фланг (рис. 91).
209
Рис. 89. Быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку
Рис. 90. Быстрый прорыв через центр площадки
Рис. 91. Быстрый прорыв по боковой линии
210
Наиболее перспективным в современном баскетболе считается
быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает
самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и
там выбирает нужный вариант завершения атаки.
Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игро-
ки команды, т. е. переднюю линию нападающих поддерживает сле-
дующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном
быстром прорыве. Его цель — успешно завершить атаку против не-
организованной защиты даже в условиях численного равенства ата-
кующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в дан-
ном случае осуществляется за счет согласованных действий всех
игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом (рис. 92).
Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только
из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так
как атакующие игроки готовы к
активным действиям в борьбе за
отскок в случае промаха и к по-
следующему добиванию мяча.
Раннее нападение также пред-
полагает мгновенный переход от
игры в защите к атакующим дей-
ствиям и стремительное переме-
щение на половину противника
всей команды с последующим
развертыванием разновидностей
групповых взаимодействий и за-
вершением скоротечной комби-
нации броском мяча из выгодной Рис „ в атаки м
позиции (рис. 93). нападением
211
Другими словами, это подготовленная атака сходу. Она требует от игроков:
-
полного взаимопонимания; -
хорошей ориентировки в складывающейся ситуации; -
владения скоростной техникой игровых приемов; -
умения эффективно действовать на любой позиции, т. е. определенной универсализации; -
психологической готовности агрессивно бороться за мяч при неудачном броске и быстро атаковать повторно; -
высокой функциональной подготовленности и оптимальной работоспособности на протяжении всей игры.
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 54
Обучение разновидностям стремительного нападения.
-
Объяснение и показ изучаемой комбинации на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке. -
Повторное выполнение вариантов начальной фазы быстрого прорыва:
-
подбор отскока — первая передача партнеру в ближнюю боковую линию — рывок вслед за передачей (рис. 94, а): игрок с мячом овладевает отскоком после собственного набрасывания в щит с линии штрафного броска, выполняет нацеленную первую передачу открывающемуся на стороне мяча партнеру, совершает рывок вслед за выполненной передачей и возвращается на и.п.; получивший мяч нападающий, используя скоростное ведение, первым занимает позицию на линии штрафного броска; упражнение повторяется со сменой ролей; -
подбор отскока — вывод мяча в боковую линию — первая передача партнеру — рывок вслед за передачей (рис. 94, б): то же, что в предыдущем задании, но после овладения отскоком напада-
Рис. 94. Упражнение для изучения начала нападения быстрым прорывом:
а — передачей и скоростным дриблин-
гом; б — выводом мяча, передачей и
скоростным дриблингом
Рис. 95. Упражнение для изучения начала нападения быстрым прорывом:
а — двумя передачами; б — выводом мяча и последующими двумя передачами
212
юший с помощью одноударного ведения совершает вывод мяча из трехсекундной трапеции и только после этого выполняет первую передачу;
-
то же, что в предыдущих заданиях, но с возвращением мяча на исходную позицию передачей врывающемуся в середину площадки третьему партнеру (рис. 95); смена ролей после каждого повторения перемещением занимающихся по часовой стрелке; -
подбор отскока — длинная первая передача в отрыв убегающему партнеру (рис. 96): начало упражнения, как в предыдущих заданиях (собственным набрасыванием мяча в верхнюю часть щита), после овладения отскоком выполняется длинная передача нападающему, стартовавшему из угла площадки, который в движении передает мяч игроку, располагающемуся на линии штрафного броска у противоположного щита; после каждой передачи занимающиеся меняют позиции, передвигаясь вслед за мячом; упражнение выполняется одновременно от двух щитов по часовой стрелке или в обратном направлении; -
то же, но с выводом мяча после подбора, используя одноударное ведение мяча; -
то же, что в предыдущих заданиях, но с преодолением пассивного, а затем активного противодействия защитника первой передаче нападающего.
-
Повторное выполнение компонентов командных действий в фазах начала и развития быстрого прорыва:
-
подбор отскочившего от щита мяча — передача в отрыв убегающему партнеру — скоростной дриблинг со смещением в середину площадки (рис. 97): занимающийся с мячом сам посылает его в верхнюю часть щита, овладевает им в высоком прыжке и
Рис. 96. Упражнение для изучения начала нападения быстрым прорывом длинной передачей в отрыв
213
Рис. 97. Упражнение для изучения начала и развития быстрого прорыва
через центр площадки
направляет в сторону боковой линии «на ход» партнеру; после первой передачи в отрыв игрок следует в угол площадки и занимает позицию замыкающего в колонне игроков без мяча, готовящихся к старту; а нападающий, получивший мяч, совершает скоростной дриблинг через середину в конец колонны баскетболистов на линии штрафного броска у противоположного щита; упражнение выполняется против часовой стрелки, а затем в обратном направлении;
-
подбор мяча после отскока — первая передача открывшемуся на стороне мяча партнеру — скоростной дриблинг через середину с сопровождением передавшего мяч игрока (рис. 98): занимающиеся
Рис. 98. Упражнение для изучения взаимодействия двух игроков в фазах начала и развития нападения быстрым прорывом через центр площадки
214
выполняют задание в парах со сменой ролей после скоростного перемещения к противоположному щиту; партнер без мяча занимает позицию сбоку от товарища, стоящего на линии штрафного броска, и в момент овладения им мячом открывается к ближней боковой линии для получения передачи; далее, как в предыдущем упражнении, но дриблера рывком сопровождает совершивший первую передачу игрок;
-
подбор отскочившего мяча — передача открывшемуся на стороне мяча игроку — скоростной дриблинг через середину в сторону противоположного щита с сопровождением двух партнеров (рис. 99): занимающиеся упражняются в тройках; в и. п. игрок с мячом располагается на линии штрафного броска, а два его партнера — в нижних позициях за пределами трехсекундной зоны; для начала упражнения мяч посылается в верхнюю часть щита (справа или слева от корзины); ближайший к отскоку игрок подбирает его, совершает первый пас открывающемуся к боковой линии партнеру и устремляется вслед за своей передачей по освободившемуся краю площадки; получивший мяч игрок мгновенно начинает его вывод через середину; третий нападающий прорывается в передовую зону по другому флангу; дриблер в сопровождении партнеров финиширует на линии штрафного броска у противоположного щита, откуда тут же в обратном направлении стартует очередная тройка нападающих и т. д.; смену ролей между игроками в каждой тройке производят по завершении каждого взаимодействия; -
вырывание или выбивание мяча из рук соперника или при ведении мяча на месте — скоростной дриблинг с перемещением в передовую зону (рис. 100): начальное расположение осуществляющего отбор игрока и соперника с мячом варьируют по периметру