Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      1. Стремительное нападение Теоретические предпосылки.

Сущность стремительного нападения состоит в быстром перехо­де команды от защитных действий к нападающим при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыст­рение подготовки и завершения атакующих действий — основопо­лагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обус­


208





ловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изме­нениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем команд­ных действий: быстрого прорыва и раннего нападения.

Быстрый прорыврассчитан на создание численного превос­ходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее ти­пичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, ов­ладение мячом при отскоке либо при введении его в игру началь­ным спорным броском. Возможно создание условий для успеш­ной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов пло­щадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперни­ками в физической и технико-тактической подготовленности.

Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз: начала, разви­тия и завершения.

Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скорост­ным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему на­падающему, выполненными на высокой скорости.

Для второй фазы характерны согласованные перемещения на­падающих в зону противника с использованием ведения или пе­редачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т. п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет иг­рок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.

И наконец, завершающаятретья фаза прорыва предназна­чена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удоб­ной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Это­го добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.

Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и сла­бых мест в подготовленности соперников. Но практически воз­можны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:

  • длинная передача в отрыв убегающему игроку (рис. 89);

  • через центр площадки (рис. 90);

  • по боковой линии, т.е. через фланг (рис. 91).



209





Рис. 89. Быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку


Рис. 90. Быстрый прорыв через центр площадки


Рис. 91. Быстрый прорыв по боковой линии


210



Наиболее перспективным в современном баскетболе считается
быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает
самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и
там выбирает нужный вариант завершения атаки.

Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игро-
ки команды, т. е. переднюю линию нападающих поддерживает сле-
дующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном
быстром прорыве. Его цель — успешно завершить атаку против не-
организованной защиты даже в условиях численного равенства ата-
кующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в дан-
ном случае осуществляется за счет согласованных действий всех
игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом (рис. 92).
Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только
из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так

как атакующие игроки готовы к
активным действиям в борьбе за
отскок в случае промаха и к по-
следующему добиванию мяча.

Раннее нападение также пред-
полагает мгновенный переход от
игры в защите к атакующим дей-


ствиям и стремительное переме-
щение на половину противника
всей команды с последующим
развертыванием разновидностей
групповых взаимодействий и за-
вершением скоротечной комби-

нации броском мяча из выгодной Рисв атаки м
позиции (рис. 93). нападением


211



Другими словами, это подготовленная атака сходу. Она требу­ет от игроков:

  • полного взаимопонимания;

  • хорошей ориентировки в складывающейся ситуации;

  • владения скоростной техникой игровых приемов;

  • умения эффективно действовать на любой позиции, т. е. оп­ределенной универсализации;

  • психологической готовности агрессивно бороться за мяч при неудачном броске и быстро атаковать повторно;

  • высокой функциональной подготовленности и оптимальной работоспособности на протяжении всей игры.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   54


Обучение разновидностям стремительного нападения.

  1. Объяснение и показ изучаемой комбинации на демонстраци­онной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Повторное выполнение вариантов начальной фазы быстрого прорыва:

  • подбор отскока — первая передача партнеру в ближнюю бо­ковую линию — рывок вслед за передачей (рис. 94, а): игрок с мячом овладевает отскоком после собственного набрасывания в щит с линии штрафного броска, выполняет нацеленную первую передачу открывающемуся на стороне мяча партнеру, совершает рывок вслед за выполненной передачей и возвращается на и.п.; получивший мяч нападающий, используя скоростное ведение, первым занимает позицию на линии штрафного броска; упраж­нение повторяется со сменой ролей;

  • подбор отскока — вывод мяча в боковую линию — первая передача партнеру — рывок вслед за передачей (рис. 94, б): то же, что в предыдущем задании, но после овладения отскоком напада-


Рис. 94. Упражнение для изучения на­чала нападения быстрым прорывом:


а — передачей и скоростным дриблин-
гом; б — выводом мяча, передачей и
скоростным дриблингом


Рис. 95. Упражнение для изучения на­чала нападения быстрым прорывом:

а — двумя передачами; б — выводом мяча и последующими двумя переда­чами


212





юший с помощью одноударного ведения совершает вывод мяча из трехсекундной трапеции и только после этого выполняет пер­вую передачу;

  • то же, что в предыдущих заданиях, но с возвращением мяча на исходную позицию передачей врывающемуся в середи­ну площадки третьему партнеру (рис. 95); смена ролей после каждого повторения перемещением занимающихся по часовой стрелке;

  • подбор отскока — длинная первая передача в отрыв убегаю­щему партнеру (рис. 96): начало упражнения, как в предыдущих заданиях (собственным набрасыванием мяча в верхнюю часть щита), после овладения отскоком выполняется длинная передача нападающему, стартовавшему из угла площадки, который в дви­жении передает мяч игроку, располагающемуся на линии штраф­ного броска у противоположного щита; после каждой передачи занимающиеся меняют позиции, передвигаясь вслед за мячом; упражнение выполняется одновременно от двух щитов по часо­вой стрелке или в обратном направлении;

  • то же, но с выводом мяча после подбора, используя одно­ударное ведение мяча;

  • то же, что в предыдущих заданиях, но с преодолением пас­сивного, а затем активного противодействия защитника первой передаче нападающего.

  1. Повторное выполнение компонентов командных действий в фазах начала и развития быстрого прорыва:

  • подбор отскочившего от щита мяча — передача в отрыв убе­гающему партнеру — скоростной дриблинг со смещением в сере­дину площадки (рис. 97): занимающийся с мячом сам посылает его в верхнюю часть щита, овладевает им в высоком прыжке и



Рис. 96. Упражнение для изучения начала нападения быстрым проры­вом длинной передачей в отрыв


213





Рис. 97. Упражнение для изучения начала и развития быстрого прорыва

через центр площадки


направляет в сторону боковой линии «на ход» партнеру; после первой передачи в отрыв игрок следует в угол площадки и зани­мает позицию замыкающего в колонне игроков без мяча, готовя­щихся к старту; а нападающий, получивший мяч, совершает ско­ростной дриблинг через середину в конец колонны баскетболис­тов на линии штрафного броска у противоположного щита; уп­ражнение выполняется против часовой стрелки, а затем в обрат­ном направлении;

  • подбор мяча после отскока — первая передача открывшемуся на стороне мяча партнеру — скоростной дриблинг через середину с сопровождением передавшего мяч игрока (рис. 98): занимающиеся


Рис. 98. Упражнение для изучения взаимодействия двух игроков в фазах начала и развития нападения быстрым прорывом через центр площадки


214





выполняют задание в парах со сменой ролей после скоростного перемещения к противоположному щиту; партнер без мяча зани­мает позицию сбоку от товарища, стоящего на линии штрафного броска, и в момент овладения им мячом открывается к ближней боковой линии для получения передачи; далее, как в предыду­щем упражнении, но дриблера рывком сопровождает совершив­ший первую передачу игрок;

  • подбор отскочившего мяча — передача открывшемуся на сто­роне мяча игроку — скоростной дриблинг через середину в сторо­ну противоположного щита с сопровождением двух партнеров (рис. 99): занимающиеся упражняются в тройках; в и. п. игрок с мячом располагается на линии штрафного броска, а два его парт­нера — в нижних позициях за пределами трехсекундной зоны; для начала упражнения мяч посылается в верхнюю часть щита (справа или слева от корзины); ближайший к отскоку игрок подбирает его, совершает первый пас открывающемуся к боковой линии партне­ру и устремляется вслед за своей передачей по освободившемуся краю площадки; получивший мяч игрок мгновенно начинает его вывод через середину; третий нападающий прорывается в передо­вую зону по другому флангу; дриблер в сопровождении партнеров финиширует на линии штрафного броска у противоположного щита, откуда тут же в обратном направлении стартует очередная тройка нападающих и т. д.; смену ролей между игроками в каждой тройке производят по завершении каждого взаимодействия;

  • вырывание или выбивание мяча из рук соперника или при ведении мяча на месте — скоростной дриблинг с перемещением в передовую зону (рис. 100): начальное расположение осуществляю­щего отбор игрока и соперника с мячом варьируют по периметру