Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-методические указания.

  1. Разъяснить каждому игроку его и.п., задачи, направление перемещений и основные функции в разучиваемой разновидно­сти командных действий; показать возможные варианты заверше­ния атаки.

  2. Совместные действия игроков отрабатывать по фазам на ос­нове соответствующих групповых взаимодействий.

  3. Добиваться своевременности и согласованности передвиже­ний всех игроков и мяча.

  4. Противодействие защитников вводить по мере усвоения на­падающими сущности и структурных особенностей изучаемых ко­мандных действий; варьировать их численность, расположение и степень активности в зависимости от этапа обучения.

  5. При выполнении разновидностей стремительного нападения:

  • нацеливать занимающихся на быстрый и одновременный пе­реход от защитных действий к атакующим в момент овладения мячом;

  • игроку, овладевшему отскоком мяча на своем щите, мгновен­но осуществлять поворот к ближней боковой линии и быть наце­ленным на скоростную первую передачу вперед (вперед-в сторо­ну) открывшемуся под мяч партнеру или выверенную дальнюю передачу убегающему в отрыв нападающему; быстро начинать вы­вод мяча при отсутствии предложений для первой передачи;

  • нападающему, получившему первую передачу, стремиться немедленно занять позицию в середине площадки и на скорости доставить мяч в зону соперника; решительно идти в обыгрыш


223





опекуна с использованием скоростного дриблинга; не задержи­вать развитие атаки в случае выгодных предложений партнеров;

  • развивать атакующие действия широким фронтом, передви­гаясь на максимальной скорости по трем коридорам: среднему и двум боковым; игрокам без мяча опережать дриблера;

  • игроку с мячом действовать по ситуации: передача на край в идеале должна быть голевой и создавать условия для взятия кор­зины без использования ведения мяча;

  • при эшелонированном быстром прорыве сопровождающим первую линию атаки игрокам опережать своих опекунов и быть в готовности к добиванию мяча или к атаке вторым эшелоном;

  • при переходе к раннему нападению всей пятерке нападающих быстро занимать исходную расстановку, взаимодействовать стре­мительно, смело атаковать с открытых позиций, агрессивно под­держивать бросок мяча участием в подборе не менее трех игроков.

  1. Разучиваемые разновидности стремительного нападения со­вершенствовать в двусторонних учебных играх, добиваться от за­нимающихся точного выполнения установок педагога на игру.

Основные ошибки при выполнении разновидностей стремитель­ного нападения.

  1. Медленный переход от защитных действий к атакующим:

  • задержка первой передачи игроком, овладевшим мячом: дли­тельное принятие решения или неспешное выполнение движений;

  • отсутствие своевременного выхода игрока для получения пер­вой передачи на стороне мяча или в отрыв (от мяча) — нападаю­щий, владеющий мячом, «не находит» партнера;

  • неэффективное выполнение первой передачи: пас в угол площадки (в край) или на дальнюю по отношению к положению мяча сторону; слабая или навесная передача — создаются предпо­сылки для перехвата мяча соперниками;

  • вывод мяча вдоль лицевой линии — существует угроза выби­вания мяча соперником.

  1. Нерациональное развитие стремительной контратаки:

  • игрок с мячом пробивается вдоль боковой линии, а не через середину площадки — сужается фронт атакующих действий;

  • плохая поддержка развития атаки другими нападающими: мяч находится впереди игроков, прорывающихся по флангам, и при встрече сопротивления требуется вынужденная передача на­зад — защитникам предоставляется возможность восстановить по­зиции;

  • концентрация поддерживающих дриблера нападающих на одном краю: уменьшается количество вариантов продолжения ата­ки — упрощается задача для защищающейся команды;

  • отсутствие сопровождения второго эшелона атакующих иг­роков — при быстрых контрдействиях завершение стремительной атаки становится невозможным.



224




F


  1. Неэффективное завершение быстрого прорыва:

  • лишние передачи мяча между атакующими игроками: пере­дачи ради передач или отсутствие решительности среди нападаю­щих — защитники успевают организовать оборону своей корзины;

  • несвоевременная атакующая передача открывшемуся игроку: преждевременный или запоздалый пас; приходится атаковать, преодолевая противодействие, или атаковать из неудобной пози­ции — нет гарантий результативности завершающего броска;

  • неоправданное обыгрывание защитника, когда партнер на­ходится в более выгодной для продолжения атаки позиции: дриб- лер «жадничает» — защите предоставляется лишний шанс для ус­пешных действий;

  • неверный выбор способа завершающего броска: атакующий игнорирует расположение соперников и совершает бросок ближ­ней к защитнику рукой; не учитывает своего положения относи­тельно щита или дистанции до корзины и не использует при воз­можности отскок от щита либо наиболее надежную для попада­ния в данной ситуации разновидность броска — снижается веро­ятность доведения скоростных атакующих действий всей команды до логического завершения.

  1. Отсутствие достаточной организованности при атаке ранним нападением:

  • медленные, нерешительные, обособленные действия отдель­ных игроков: отсутствует элемент внезапности и неожиданности для защитников — вся комбинация легко «читается»;

  • отсутствие слаженности при розыгрыше комбинации для орга­низации завершающего броска: нарушено взаимопонимание между нападающими — атакующие действия без труда разрушаются;

  • поспешность и необдуманность действий: неподготовленный бросок из неудобной позиции без подбора со стороны партне­ров — велика вероятность промаха и потери мяча;

  • отсутствие психологической уверенности в успехе атаки и агрессивности в действиях нападающих в завершающей фазе ата­кующих действий: неуверенный бросок, атака без активной борь­бы на щите — обреченность атаки на неудачу.

  1. Позиционное нападение Теоретические предпосылки.

В случаях, когда команде не удается довести атаку стремитель­ного нападения до логического завершения, т. е. до броска в кор­зину, и прежде чем соперники организуют эффективную игру в обороне, игроки атакующей команды переходят к более длитель­ному розыгрышу мяча. В нем участвуют все пять игроков, действу­ющих на своих позициях в соответствии с заранее распределен-



  1. Баскетбол


225





ными функциями в рамках избранной командой системы игры. Такое нападение называется позиционным.

Позиционное нападение рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигран­ных комбинаций. Как и стремительное нападение, его условно мож­но разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завер­шающей фазы характерно выполнение технико-тактических дей­ствий с целью поражения корзины соперника. Атаку завершают через образовавшееся в защите соперников «слабое звено».

Современные тенденции развития баскетбола проявляются и при организации позиционного нападения. Скоротечность разыг­рываемых комбинаций при высокой степени сыгранности всех без исключения атакующих, повышенная требовательность к каче­ству и эффективности воспроизводимых на каждом участке пло­щадки взаимодействий, все возрастающая значимость индивиду­ального мастерства и универсализации баскетболистов разного амплуа в каждой игровой фазе атаки — наиболее характерные черты данного вида командных действий.

Существуют две системы позиционного нападе­ния: через центрового (одного или двух) и без центрового игрока.

Система позиционного нападения через центрового предполагает построение атакующих действий с использованием ярко выражен­ного высокорослого нападающего. В современном баскетболе цент­ровой является стержневой фигурой на площадке. Поэтому любая команда при наличия достаточно подготовленного высокорослого игрока стремится в полной мере использовать его в игре и соответ­ственно построить систему взаимодействий с его участием.

Возможна различная исходная расстановка нападающих. Цент­ровой может располагаться на линии штрафного броска, в верх­ней, средней или нижней позиции на боковых сторонах трехсе­кундной трапеции. Он, как правило, обращен лицом к своим парт­нерам и спиной к корзине соперников. Перед ним, прежде всего, ставится задача: маневрируя по периметру трапеции и непрерыв­но взаимодействуя с партнерами, оттеснить своего опекуна бли­же к корзине и занять выгодную позицию для получения мяча и последующего броска или борьбы за отскок на щите соперников. Другой обязанностью центрового может быть освобождение от опеки своих партнеров с помощью постановки заслонов или от­влечения внимания защитников от основного направления атаки.

Таким образом, атакующие комбинации с участием центрово­го завершаются либо выведением его на завершающий бросок мяча (рис. 110), либо созданием условий для результативного броска любому другому игроку (рис. 111). При этом все перемещения и



226





Рис. 110. Позиционное нападение Рис. 111. Позиционное нападение с атакой через центрового с использованием центрового для

выведения партнера на бросок

взаимодействия нападающих в той или иной комбинации заранее изучаются и выполняются в игре по установке тренера или по команде разыгрывающего игрока.

Система игры без центрового, или, как ее еще называют, сво­бодное нападение, используется в случае отсутствия в рядах напа­дающих ярко выраженного центрового или для оперативного вне­сения коррективов в командную игру при решении задач ведения борьбы в рамках разработанной тактики для конкретного против­ника. Выгодная для результативной атаки ситуация в данном слу­чае создается с помощью ряда последовательных групповых взаи­модействий атакующих игроков. Типичными комбинациями этой системы игры являются, например, «большая восьмерка» (рис. 112) и нападение серией заслонов (рис. 113). По их принципу возможно конструирование безграничного количества аналогичных взаимо-


Рис. 112. Комбинация позиционно- Рис. 113. Позиционное нападение го нападения «большая восьмерка» без центрового серией заслонов без центрового


227





действий с учетом индивидуальных сильных сторон игроков, со­ставляющих каждую команду.

Изучение разновидностей позиционного нападения начинают по мере овладения занимающимися базовыми групповыми взаимодей­ствиями в нападении.

Обучение разновидностям позиционного нападения.

  1. Объяснение и показ разучиваемой комбинации на демонст­рационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Пофазное выполнение групповых взаимодействий, входящих составной частью в изучаемую комбинацию.

  3. Медленное маневрирование всех игроков из начальной рас­становки по заданной схеме и с соответствующей последователь­ностью действий.

  4. То же, но с выполнением всех планируемых действий и их возможных вариантов в ответ на предполагаемые контрдействия соперников.

  5. Воспроизведение комбинации в целом, преодолевая пассив­ное, а затем активное сопротивление нескольких защитников на определенных стадиях взаимодействий нападающих.

  6. То же, но в игровых условиях в ситуации численного равен­ства с защитниками 5 х 5 на одну корзину; комбинацию выполня­ют многократно с последующей сменой ролей.

  7. Поочередное выполнение разучиваемых комбинаций пози­ционного нападения в игровом упражнении «Нападают пятерки»:

  • две пятерки игроков осуществляют противоборство на одном щите; в случае овладения мячом защищающаяся команда переходит к наступательным действиям с атакой в противоположную корзину, где ей противодействует третья пятерка, а оставшиеся без мяча со­перники занимают защитную расстановку и ожидают очередной атаки на свой щит; если же атакующие действия успешны, то та же пятер­ка сохраняет мяч и нападает на другой щит; переход от защиты к нападению происходит без сопротивления, противодействие оказы­вается только при позиционном розыгрыше мяча в передовой зоне;

  • то же, но соперничество 5x5 ведется на обоих щитах; смена противников и соответственно корзин происходит после завер­шения каждой атаки, либо после определенного количества на­бранных очков одной из команд, либо через определенные отрез­ки времени по сигналу педагога.

  1. Выполнение изучаемой разновидности командных действий в стандартных ситуациях: при начальном спорном броске; при вбра­сывании мяча из-за пределов площадки (из-за лицевой или боко­вой линии), при выполнении последнего штрафного броска:

  • без защитников в медленном темпе;

  • в игровом темпе в условиях пассивного противодействия за­щитников;

  • в условиях игрового противоборства с атакой в одну корзину.



228





9. Выполнение разновидностей позиционного нападения в дву­сторонних учебных играх с установкой педагога.
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   54