Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 951
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационно-методические указания.
-
Разъяснить каждому игроку его и.п., задачи, направление перемещений и основные функции в разучиваемой разновидности командных действий; показать возможные варианты завершения атаки. -
Совместные действия игроков отрабатывать по фазам на основе соответствующих групповых взаимодействий. -
Добиваться своевременности и согласованности передвижений всех игроков и мяча. -
Противодействие защитников вводить по мере усвоения нападающими сущности и структурных особенностей изучаемых командных действий; варьировать их численность, расположение и степень активности в зависимости от этапа обучения. -
При выполнении разновидностей стремительного нападения:
-
нацеливать занимающихся на быстрый и одновременный переход от защитных действий к атакующим в момент овладения мячом; -
игроку, овладевшему отскоком мяча на своем щите, мгновенно осуществлять поворот к ближней боковой линии и быть нацеленным на скоростную первую передачу вперед (вперед-в сторону) открывшемуся под мяч партнеру или выверенную дальнюю передачу убегающему в отрыв нападающему; быстро начинать вывод мяча при отсутствии предложений для первой передачи; -
нападающему, получившему первую передачу, стремиться немедленно занять позицию в середине площадки и на скорости доставить мяч в зону соперника; решительно идти в обыгрыш
223
опекуна с использованием скоростного дриблинга; не задерживать развитие атаки в случае выгодных предложений партнеров;
-
развивать атакующие действия широким фронтом, передвигаясь на максимальной скорости по трем коридорам: среднему и двум боковым; игрокам без мяча опережать дриблера; -
игроку с мячом действовать по ситуации: передача на край в идеале должна быть голевой и создавать условия для взятия корзины без использования ведения мяча; -
при эшелонированном быстром прорыве сопровождающим первую линию атаки игрокам опережать своих опекунов и быть в готовности к добиванию мяча или к атаке вторым эшелоном; -
при переходе к раннему нападению всей пятерке нападающих быстро занимать исходную расстановку, взаимодействовать стремительно, смело атаковать с открытых позиций, агрессивно поддерживать бросок мяча участием в подборе не менее трех игроков.
-
Разучиваемые разновидности стремительного нападения совершенствовать в двусторонних учебных играх, добиваться от занимающихся точного выполнения установок педагога на игру.
Основные ошибки при выполнении разновидностей стремительного нападения.
-
Медленный переход от защитных действий к атакующим:
-
задержка первой передачи игроком, овладевшим мячом: длительное принятие решения или неспешное выполнение движений; -
отсутствие своевременного выхода игрока для получения первой передачи на стороне мяча или в отрыв (от мяча) — нападающий, владеющий мячом, «не находит» партнера; -
неэффективное выполнение первой передачи: пас в угол площадки (в край) или на дальнюю по отношению к положению мяча сторону; слабая или навесная передача — создаются предпосылки для перехвата мяча соперниками; -
вывод мяча вдоль лицевой линии — существует угроза выбивания мяча соперником.
-
Нерациональное развитие стремительной контратаки:
-
игрок с мячом пробивается вдоль боковой линии, а не через середину площадки — сужается фронт атакующих действий; -
плохая поддержка развития атаки другими нападающими: мяч находится впереди игроков, прорывающихся по флангам, и при встрече сопротивления требуется вынужденная передача назад — защитникам предоставляется возможность восстановить позиции; -
концентрация поддерживающих дриблера нападающих на одном краю: уменьшается количество вариантов продолжения атаки — упрощается задача для защищающейся команды; -
отсутствие сопровождения второго эшелона атакующих игроков — при быстрых контрдействиях завершение стремительной атаки становится невозможным.
224
F
-
Неэффективное завершение быстрого прорыва:
-
лишние передачи мяча между атакующими игроками: передачи ради передач или отсутствие решительности среди нападающих — защитники успевают организовать оборону своей корзины; -
несвоевременная атакующая передача открывшемуся игроку: преждевременный или запоздалый пас; приходится атаковать, преодолевая противодействие, или атаковать из неудобной позиции — нет гарантий результативности завершающего броска; -
неоправданное обыгрывание защитника, когда партнер находится в более выгодной для продолжения атаки позиции: дриб- лер «жадничает» — защите предоставляется лишний шанс для успешных действий; -
неверный выбор способа завершающего броска: атакующий игнорирует расположение соперников и совершает бросок ближней к защитнику рукой; не учитывает своего положения относительно щита или дистанции до корзины и не использует при возможности отскок от щита либо наиболее надежную для попадания в данной ситуации разновидность броска — снижается вероятность доведения скоростных атакующих действий всей команды до логического завершения.
-
Отсутствие достаточной организованности при атаке ранним нападением:
-
медленные, нерешительные, обособленные действия отдельных игроков: отсутствует элемент внезапности и неожиданности для защитников — вся комбинация легко «читается»; -
отсутствие слаженности при розыгрыше комбинации для организации завершающего броска: нарушено взаимопонимание между нападающими — атакующие действия без труда разрушаются; -
поспешность и необдуманность действий: неподготовленный бросок из неудобной позиции без подбора со стороны партнеров — велика вероятность промаха и потери мяча; -
отсутствие психологической уверенности в успехе атаки и агрессивности в действиях нападающих в завершающей фазе атакующих действий: неуверенный бросок, атака без активной борьбы на щите — обреченность атаки на неудачу.
-
Позиционное нападение Теоретические предпосылки.
В случаях, когда команде не удается довести атаку стремительного нападения до логического завершения, т. е. до броска в корзину, и прежде чем соперники организуют эффективную игру в обороне, игроки атакующей команды переходят к более длительному розыгрышу мяча. В нем участвуют все пять игроков, действующих на своих позициях в соответствии с заранее распределен-
-
Баскетбол
225
ными функциями в рамках избранной командой системы игры. Такое нападение называется позиционным.
Позиционное нападение рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигранных комбинаций. Как и стремительное нападение, его условно можно разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завершающей фазы характерно выполнение технико-тактических действий с целью поражения корзины соперника. Атаку завершают через образовавшееся в защите соперников «слабое звено».
Современные тенденции развития баскетбола проявляются и при организации позиционного нападения. Скоротечность разыгрываемых комбинаций при высокой степени сыгранности всех без исключения атакующих, повышенная требовательность к качеству и эффективности воспроизводимых на каждом участке площадки взаимодействий, все возрастающая значимость индивидуального мастерства и универсализации баскетболистов разного амплуа в каждой игровой фазе атаки — наиболее характерные черты данного вида командных действий.
Существуют две системы позиционного нападения: через центрового (одного или двух) и без центрового игрока.
Система позиционного нападения через центрового предполагает построение атакующих действий с использованием ярко выраженного высокорослого нападающего. В современном баскетболе центровой является стержневой фигурой на площадке. Поэтому любая команда при наличия достаточно подготовленного высокорослого игрока стремится в полной мере использовать его в игре и соответственно построить систему взаимодействий с его участием.
Возможна различная исходная расстановка нападающих. Центровой может располагаться на линии штрафного броска, в верхней, средней или нижней позиции на боковых сторонах трехсекундной трапеции. Он, как правило, обращен лицом к своим партнерам и спиной к корзине соперников. Перед ним, прежде всего, ставится задача: маневрируя по периметру трапеции и непрерывно взаимодействуя с партнерами, оттеснить своего опекуна ближе к корзине и занять выгодную позицию для получения мяча и последующего броска или борьбы за отскок на щите соперников. Другой обязанностью центрового может быть освобождение от опеки своих партнеров с помощью постановки заслонов или отвлечения внимания защитников от основного направления атаки.
Таким образом, атакующие комбинации с участием центрового завершаются либо выведением его на завершающий бросок мяча (рис. 110), либо созданием условий для результативного броска любому другому игроку (рис. 111). При этом все перемещения и
226
Рис. 110. Позиционное нападение Рис. 111. Позиционное нападение с атакой через центрового с использованием центрового для
выведения партнера на бросок
взаимодействия нападающих в той или иной комбинации заранее изучаются и выполняются в игре по установке тренера или по команде разыгрывающего игрока.
Система игры без центрового, или, как ее еще называют, свободное нападение, используется в случае отсутствия в рядах нападающих ярко выраженного центрового или для оперативного внесения коррективов в командную игру при решении задач ведения борьбы в рамках разработанной тактики для конкретного противника. Выгодная для результативной атаки ситуация в данном случае создается с помощью ряда последовательных групповых взаимодействий атакующих игроков. Типичными комбинациями этой системы игры являются, например, «большая восьмерка» (рис. 112) и нападение серией заслонов (рис. 113). По их принципу возможно конструирование безграничного количества аналогичных взаимо-
Рис. 112. Комбинация позиционно- Рис. 113. Позиционное нападение го нападения «большая восьмерка» без центрового серией заслонов без центрового
227
действий с учетом индивидуальных сильных сторон игроков, составляющих каждую команду.
Изучение разновидностей позиционного нападения начинают по мере овладения занимающимися базовыми групповыми взаимодействиями в нападении.
Обучение разновидностям позиционного нападения.
-
Объяснение и показ разучиваемой комбинации на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке. -
Пофазное выполнение групповых взаимодействий, входящих составной частью в изучаемую комбинацию. -
Медленное маневрирование всех игроков из начальной расстановки по заданной схеме и с соответствующей последовательностью действий. -
То же, но с выполнением всех планируемых действий и их возможных вариантов в ответ на предполагаемые контрдействия соперников. -
Воспроизведение комбинации в целом, преодолевая пассивное, а затем активное сопротивление нескольких защитников на определенных стадиях взаимодействий нападающих. -
То же, но в игровых условиях в ситуации численного равенства с защитниками 5 х 5 на одну корзину; комбинацию выполняют многократно с последующей сменой ролей. -
Поочередное выполнение разучиваемых комбинаций позиционного нападения в игровом упражнении «Нападают пятерки»:
-
две пятерки игроков осуществляют противоборство на одном щите; в случае овладения мячом защищающаяся команда переходит к наступательным действиям с атакой в противоположную корзину, где ей противодействует третья пятерка, а оставшиеся без мяча соперники занимают защитную расстановку и ожидают очередной атаки на свой щит; если же атакующие действия успешны, то та же пятерка сохраняет мяч и нападает на другой щит; переход от защиты к нападению происходит без сопротивления, противодействие оказывается только при позиционном розыгрыше мяча в передовой зоне; -
то же, но соперничество 5x5 ведется на обоих щитах; смена противников и соответственно корзин происходит после завершения каждой атаки, либо после определенного количества набранных очков одной из команд, либо через определенные отрезки времени по сигналу педагога.
-
Выполнение изучаемой разновидности командных действий в стандартных ситуациях: при начальном спорном броске; при вбрасывании мяча из-за пределов площадки (из-за лицевой или боковой линии), при выполнении последнего штрафного броска:
-
без защитников в медленном темпе; -
в игровом темпе в условиях пассивного противодействия защитников; -
в условиях игрового противоборства с атакой в одну корзину.
228
9. Выполнение разновидностей позиционного нападения в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 54