Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 948

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационно-методические указания.

  1. Изучение любой разновидности позиционного нападения на­чинать с разъяснения занимающимся цели, сущности и структу­ры взаимодействий, а также задач, стоящих перед каждым игро­ком, и особенностей их индивидуальных действий в рамках ко­мандных.

  2. Предварительно обучить разновидностям групповых взаимо­действий, на которых базируется изучаемая комбинация.

  3. Добиваться согласованности действий всех игроков во време­ни и пространстве.

  4. Для уточнения деталей использовать методический прием «стоп-кадр»: останавливать действия игроков в ключевые момен­ты атаки для внесения необходимых коррективов.

  5. Варьировать степень активности противодействия в зависи­мости от этапа обучения.

  6. При выполнении разновидностей позиционного нападения:

  • добиваться от игроков терпеливого розыгрыша мяча с дове­дением комбинации до логического завершения;

  • в подготовке условий для выполнения завершающего броска участвовать всем нападающим: постоянно стремиться переиграть защитников позиционно, занимая более выгодное для дальней­ших действий положение; использовать непрерывные перемеще­ния, быстрые передачи, заслоны; теснить соперников к их щиту; получая мяч, угрожать броском;

  • рационально использовать взаимодействия с участием центро­вого, обострять игру атакующими передачами под щит противника;

  • при попытке защитников предугадать дальнейшее развитие атаки решительно действовать в соответствии со сложившейся ситуацией, не отдавать инициативу;

  • производить только оправданные ситуацией броски мяча из выгодных положений, используя для завершения атаки создан­ные в обороне соперника «слабые звенья»; избегать неподготов­ленных, поспешных бросков;

  • каждый бросок мяча сопровождать активными командными действиями на подборе, всем игрокам быть «заряженными» на борьбу за «чужой щит»: три высокорослых игрока обязаны дей­ствовать в непосредственной близости от корзины.


  1. Изученные командные действия позиционного нападения со­вершенствовать в игровых условиях, добиваться от занимающих­ся точного выполнения установок педагога на игру.

Основные ошибки при выполнении разновидностей позиционного нападения.

  1. Нерациональное для разыгрываемой комбинации начальное расположение игроков: чрезмерная удаленность либо приближен­


229





ность к корзине или партнерам — сложно сохранить соответству­ющие временные параметры атаки.

  1. Несогласованность взаимодействий нападающих во времени и пространстве: запаздывание с выходом для получения мяча, с передачей или проходом, излишняя скученность игроков на од­ном участке площадки — потеря темпа и динамики в развитии атакующих действий.

  2. Некачественное использование групповых взаимодействий, составляющих основу разыгрываемой комбинации: плохая поста­новка либо использование заслонов, пересечения или наведения, слишком медленное их воспроизведение — защита успевает ней­трализовать все планируемые командные действия.

  3. Недостаточно эффективное использование образовавшихся в защите соперников «слабых звеньев» («дыр»): трудности с переда­чами мяча центровому или выходящему на удобную для атаки позицию нападающему, неверный выбор направления продолже­ния атаки — завершение атаки в условиях подготовленного со­противления.

  4. Нерациональное использование времени, отведенного пра­вилами на подготовку атаки: слишком медленный переход от за­щиты к нападению; неспешное принятие начальной расстановки в зоне соперников; затяжной розыгрыш мяча без обострения иг­ровой ситуации с последующей поспешной подготовкой завер­шающего броска в условиях лимита времени — бросок мяча из неудобной позиции или положения при активном противодей­ствии соперников.

  5. Неподготовленный завершающий бросок мяча в ситуации, когда партнеры продолжают начатые взаимодействия и не спо­собны включиться в борьбу за отскок на щите: «бросок на авось» — большая вероятность потери мяча и ответной скоростной контр­атаки соперников.

  6. Чрезмерная стандартизация командных действий, шаблон­ность при их воспроизведении без учета складывающейся на пло­щадке ситуации: отсутствие импровизации по ходу розыгрыша ком­бинации в ответ на предпринимаемые защитниками упреждаю­щие контрдействия.

5.3.3. Разновидности специального нападения Теоретические предпосылки.

Понятие «специальное нападение» условно. Оно подразумевает использование разновидностей систем традиционных видов ко­мандных действий — стремительного и позиционного нападения с учетом особенностей построения игры в защите командой со­перников, а также предполагает рациональное построение атаку­



230





ющих действий в особых ситуациях, складывающихся в ходе иг­рового противоборства. Соответственно выделяют несколько раз­новидностей специального нападения: нападение против зонной системы защиты, нападение против личного и зонного прессин­га, нападение в особых ситуациях (при розыгрышах спорных брос­ков, при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов).

Нападение против зонной системы защиты — важный компо­нент командных тактических действий. Отсутствие специального нападения против зонной защиты («зоны») в атакующем арсенале любой команды всегда создает для нее серьезные трудности. Напада­ющие обычно теряют спокойствие и самообладание, сбиваются на разрозненные индивидуальные действия, начинают нервни­чать и торопиться при завершающих бросках. Потеря психологи­ческой устойчивости и равновесия отдельными игроками, как правило, передается партнерам по команде, что ведет к разладу командных действий в нападении и в конечном итоге к пораже­нию. Причем синдром неуверенности и невыразительные такти­ческие действия при преодолении хорошо поставленной зонной защиты встречаются в играх команд разного уровня, в том числе и у баскетболистов высшего спортивного мастерства. Следователь­но, данный аспект подготовки требует детального изучения и постоянного совершенствования.

Существует большое количество разновидностей зонной сис­темы защиты, что создает дополнительные трудности при выборе эффективной контригры в нападении. Возможны два подхода в подготовке командных тактических действий для преодоления «зоны»: 1) наигрывать специальные взаимодействия против каж­дой зонной расстановки, что сопряжено с большими затратами тренировочного времени; 2) использовать универсальное нападе­ние, одинаково эффективное для преодоления любого варианта зонной защиты.

Большинство специалистов отдают предпочтение второму под­ходу, считая возможным решение данной задачи в связи с одина­ковыми принципами, на которых базируются все разновидности зонной защиты: охрана определенной территории и концентра­ция защитников в атакуемых зонах.

При выборе универсального нападения против зонной защиты тре­нер должен исходить из имеющихся в его распоряжении игроков и их индивидуальных особенностей, а также учитывать слабые и сильные стороны возможных зонных построений.

В то же время существует несколько руководящих поло­жений, на которые можно опираться при использовании любо­го варианта специального нападения против зонной системы за­щиты:

  • при первой возможности использовать быстрый прорыв с целью проведения атаки раньше, чем защитники построят «зону»;



231





  • целенаправленно атаковать
    через слабые места в «зоне», оп-
    ределяемые с помощью направ-
    ленных перемещений игроков и
    быстрых передач мяча;

  • стремиться «разорвать зону»
    непрерывными быстрыми, вза-
    имно скоординированными пе-
    редвижениями игроков с исполь-
    зованием перегрузки, т.е. созда-
    ние численного большинства на-
    падающих над защитниками на
    отдельных участках площадки;
    использовать проходы сквозь
    «зону» навстречу мячу;

  • не задерживать мяч, свести
    до минимума использование

дриблинга на задней линии атаки, использовать только прореза­ющий «зону» («кинжальный») скоростной проход с ведением мяча и быть готовым к передаче -откидке мяча на бросок партнеру, находящемуся в более выгодном положении;

  • чередовать быстрые передачи по периметру «зоны» и в глубь защитных построений — атака «зоны» изнутри всегда острее, чем снаружи; неожиданно менять направление атаки после стягива­ния защитников на отдельном участке площадки; передавать мяч быстрее, чем игроки «зоны» успеют сместиться; использовать дви­жение мяча на противоходе смещению защитников;


Рис. 114. Специальное нападение против зонной системы защиты с «перегрузкой» в угол площадки


Рис. 115. Специальное нападение против зонной системы защиты с выходом центрового на линию штрафного броска


Рис. 116. Специальное нападение против зонной системы защиты с поочередным врыванием игроков на линию штрафного броска — «маятник»



232





  • рационально использовать заслоны, препятствуя выходу за­щитника в неприкрытую зону для противодействия выполнению дистанционного броска мяча;

  • уверенно и результативно бросать мяч с открытых позиций, избегать неподготовленных, авантюрных бросков.

На рисунках 114, 115 и 116 показано несколько комбинаций из начальной расстановки нападающих 1—2 — 2, разработанных на основе реализации представленных принципов организации специального нападения против зонной системы защиты (циф­рами 1—5 обозначена последовательность вариативного переме­щения мяча).

Нападение против личного прессинга подразумевает нейтрали­зацию активного давления на мяч со стороны соперников, орга­низованную, как правило, по всей площадке с использованием группового отбора и перехватов мяча.

Наиболее действенным средством преодоления такой защиты является использование хорошего дриблера. Наличие в команде иг­рока, прекрасно владеющего ведением мяча, позволяет без осо­бого труда перевести мяч в зону соперника и провести там подго­товленную позиционную атаку.

При отсутствии первоклассного дриблера и при попытках со­перника наладить групповой отбор мяча эффективным может стать использование высокорослого игрока как подвижный заслон (рис. 117) или для получения им упреждающей «прихват» переда­чи в середину площадки (рис. 118) (цифрами обозначены амплуа нападающих #1—#5). В последнем случае становится возможной успешная атака стремительным нападением.

При изучении специального нападения против личного прес­синга нападающие должны знать, что:


Рис. 117. Специальное нападение против личного прессинга с выводом мяча через центр с помощью заслона в движении


233





Рис. 118. Специальное нападение против личного прессинга с перево­дом мяча в передовую зону передачей через центр площадки