Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.11. Îáùåñòâåííàÿ ðîëü ïðîöåíòà íà êàïèòàë
При помощи теории интегральных денег можно дать обще!
ственную оценку выплаты процентов собственнику капитала за временное использование денег. При этом собственник может как предоставить их в ссуду (обычно через посредство банка),
так и самому вложить в дело, выступив капиталистом!предпри!
нимателем. Во втором случае он не прибегает к услугам банка
(значит, не должен с ним делиться). Кроме того, он сильно рис!
кует, в связи с чем процент на капитал должен быть существенно выше, чем тот, который выплачивает банк за хранение денег. В
практике хозяйствования вознаграждение за вложенный в предпринимательскую форму капитал не называется процен!
том, оно растворяется в предпринимательской прибыли, кото!
рая по существу делится на две части: процент на вложенный
(авансированный) капитал и вознаграждение за эффективное
управление предприятием.
Из анализа денег мы установили, что в их основе лежит помимо прочего частная собственность на долю общественного богатства, представленного в денежной форме. Этому денеж!
ному богатству эквивалентно богатство в форме товаров и ус!
луг. Чтобы пользоваться их частью, надо иметь в собственности соответствующую величину (долю) денежного богатства. Боль!
шинству предпринимателей не хватает собственных денежных накоплений для создания, развития и расширения их дела. Для этого они прибегают к ссуде. В результате выигрывают все: об!
щество в целом, поскольку экономика ускоренно развивается, а на этой основе становятся богаче все, в том числе и малоиму!
щие; обогащается предприниматель, сумевший благодаря ссу!
де соединить свой организационно!управленческий талант с
338
предоставленными в его распоряжение факторами производ!
ства и скомбинировать их так, что в итоге возникает прибавоч!
ный продукт; в результате предоставивший взаймы деньги воз!
награждается процентом.
За этот всеобщий выигрыш уплачена определенная цена —
неработающие люди получают без всякого общественно!полез!
ного труда деньги лишь за то, что они владельцы капитала. Дей!
ствительно, эта негативная сторона имеет место. Но ее значи!
тельно превосходит всеобщая общественная выгода из!за вов!
лечения в экономический обмен веществ денег, которые без пре!
доставления их в кредит лежали бы мертвым грузом, не только не ускоряя развитие экономики, но даже сдерживая его, так как мертво лежащие деньги не предъявляют спрос на товары, а раз!
витие производства тормозится ограниченным спросом. В про!
шлом, когда производство опережало спрос, разражался ост!
рый экономический кризис. В современной западной экономике деньги не лежат мертвым грузом
1
, соответственно, ушли в ис!
торию тяжелейшие кризисы прошлого.
Нельзя ли, думают марксисты, получить общественный вы!
игрыш от вкладывания всех имеющихся денег в оборот без того,
чтобы платить за это проценты частным собственникам? Путь к этому один — обобществить почти все деньги. Обобществить аб!
солютно все деньги нельзя, тогда они исчезнут совсем, потому что,
если никто из граждан не будет иметь личных денег, они потеря!
ют какое!либо значение. Тоталитарное государство пошло по пути присвоения себе львиной доли денег, оставив меньшую их часть населению. Но и в этом случае не удалось устранить процент на капитал. Если в советское время человек имел вклад в сберкассе на сумму 2 тыс. руб. или даже 10 тыс., эти проценты не столь зна!
чительны. Но если крупный писатель, композитор клал в сбер!
кассу несколько миллионов, то получаемый процент ни по своей величине, ни по своей экономической сущности ничем не отли!
1
Кто копит ценности, делает это часто не в форме накопления денег,
а в виде особых товаров (алмазы, недвижимость и т. п.). Но если кто копит деньги в чистом виде, то непременно предоставляет их в ссуду.
339
чался от процента на капитал в условиях общества, называемого марксистами капиталистическим.
И все же не отдельные богатые личности тоталитарного об!
щества определяют его общую картину. Главное в том, что го!
сударством обобществлена большая часть денег. Действитель!
но, возникла экономия на выплате процентов населению, в осо!
бенности тем, кто бы мог быть богатым. Но такая экономия с лих!
вой перекрывается потерями, которых нет в странах, где насиль!
ственно не ликвидировался капитал.
1. Многомиллионные человеческие жертвы в борьбе против капитала (в СССР это стоило миллионов жизней, а капитал в подпольной и уродливой форме все равно сохранился).
2. Иррациональная собственность, формально государ!
ственная, на деле ничейная, находящаяся в полном распоряже!
нии чиновников, а потому растекающаяся в ничто по двум на!
правлениям — бесхозяйственности и разворовывания.
3. Как бы эффективно человек ни работал, львиную долю созданной им ценности все равно присвоит государство.
4. Концентрация богатства в руках государства создает ос!
нову для политического авантюризма, гонки вооружений, веде!
ния захватнических войн. Экономика деформируется военно!
промышленным комплексом, предметы потребления для насе!
ления производятся по остаточному принципу, народ нищает и вступает на опасный путь физического, культурного и духов!
ного вырождения.
5. Каждая личность лишается гарантий существования,
заработанных собственным трудом. А накопленный капитал дает человеку чувство свободы, независимости, материальный достаток на случай, когда он уже не сможет зарабатывать день!
ги. Взамен человеку дают нищенские социальные пособия, на!
зываемые пенсиями. Их размер много меньше и по абсолютной сумме, и по проценту к заработной плате в сравнении с пенсия!
ми в странах Запада. Но там люди, причем большинство, поми!
мо пенсий имеют и накопленные частные капиталы, обеспечи!
вающие им безбедное существование.
340 6. Творческие, талантливые личности лишаются материаль!
ной базы, необходимой им для реализации способностей на пользу не только себе лично, но и всего общества. Взамен этого материальные реализационные возможности оказываются в руках чиновников и исчезают, словно вода в песок.
7. Отсутствие массового слоя богатых людей подрывает по!
чву милосердия и благотворительности, ибо для того чтобы что!
то дать неимущим, это нужно предварительно иметь в частной собственности. Чиновник никогда не раскошелится в пользу нуждающихся, даже за счет не своих, а общественных ресур!
сов, монополизированных государством.
В целом марксистская доктрина о прибавочной стоимости и экспроприации капитала оказалась не только несостоятель!
ной в научном плане, но и в ее практическом применении при!
вела к катастрофическим последствиям для народов многих стран, прежде всего России.
Признание общественной необходимости частного капита!
ла без прямого ограничения его размера
1
связано и с обеспече!
нием творческого, инициативного, заинтересованного управле!
ния предприятиями. Такое управление не могут осуществить назначенные чиновниками руководители, кровно не заинтере!
сованные в процветании предприятия. Безразличный руково!
дитель, даже если он талантлив и компетентен, не может выве!
сти предприятие на высокие рубежи эффективности. Если та!
кого руководителя даже удается заинтересовать в эффектив!
ности высокой зарплатой и продвижением по службе, он будет
1
Косвенное ограничение часто может быть целесообразным. Оно выступает в форме прогрессивных налогов на доходы и на наследство,
обеспечивая государственное перераспределение частных накоплений на пользу всего общества, в том числе и на социальную помощь неимущим.
Здесь уже наблюдается становление социалистических общественных отношений, причем не как антагонистических капиталистическим, но как естественно и органически вырастающих на их базе. Здоровый социализм всегда относится к надстройке общества, и лишь заболевший тоталита!
ризмом социализм может покушаться на его экономический базис.
341
стараться возможно больше обеспечить себе прыжок на сту!
пеньку вверх, не заботясь ни о долгосрочной сохранности ре!
сурсов предприятия, ни о его перспективе. Возникает псевдо!
эффективное хозяйственное управление по принципу “после меня хоть потоп”.
Итак, собственность на капитал вместе с вознаграждением за его использование (процентом) органически сливается с орга!
низационно!управленческой деятельностью по комбинирова!
нию факторов производства, придавая ей жизненность и лич!
ный интерес. Само по себе управление комбинированием фак!
торами производства способно создавать прибавочный продукт
(прибавочную стоимость). При этом как сам капитал, так и зат!
раты труда на управление входят в число факторов производ!
ства на стороне затрат. Установив этот факт, мы можем перей!
ти к раскрытию интегральной стоимости.
1.12. Èíòåãðèðîâàííàÿ ñòîèìîñòü
Всякий товар или услуга создаются не каким!либо одним фактором, например трудом, но комбинацией целого комплекса факторов. В число этих факторов входят: природные ресурсы,
включая землю; труд как рабочих и крестьян, так и лиц интел!
лектуальных профессий; денежный капитал; созданные людь!
ми средства производства, в которых овеществлены все выше!
названные факторы производства и их прошлая комбинация.
Вся совокупность факторов производства образует обще!
ственную субстанцию затрат, которые являются предпосылкой образования стоимости (ценности). Эти затраты при их сведе!
нии к общественно необходимым затратам становятся субстан!
цией стоимости. Заметим различие общественно необходимых затрат (ОНЗ) и марксовых общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Первые включают в себя вторые в качестве со!
ставной части.
На основе общественно необходимых затрат (ОНЗ) мы можем выйти на понимание интегрированной стоимости, которая лежит
342
в основе цены товара или услуги. Прежде чем определить ОНЗ,
нужно выявить полные общественные затраты (ПОЗ), сводимые в дальнейшем к общественно необходимым, с учетом того, как по!
требительная стоимость оцениваемого товара соотносится с обще!
ственно нормальной (необходимой) потребительной стоимостью аналогичного товара, т. е. насколько больше или меньше ее.
Полные общественные затраты превышают себестоимость продукции
1
, которая учитывает лишь авансированные в денеж!
ной форме затраты. Затраты на производство прибавочной сто!
имости общественно нормальной величины не улавливаются себестоимостью, но компенсируются из состава прибыли. Од!
нако на этой основе можно приблизительно определить полные общественные затраты. При этом нужно иметь в виду, что сто!
имость товара создается не механической суммой факторов про!
изводства, а их взаимодействием, синтезом. Соответственно,
затраты на производство прибавочной стоимости выступают не по отдельности, но в их слитом, синтетическом виде.
Помня все вышесказанное, можно сконструировать следу!
ющую формулу полных общественных затрат (ПОЗ):
ПОЗ = Сб + Поп + Пак,
где Сб — общественно средняя (нормальная) себестоимость
2
с обязательным включением в ее состав арендной платы за землю и платежей за используемые природные ресурсы даже в том слу!
чае, если предприниматель — собственник земли и этих ресур!
сов (в таком случае он сам присваивает себе природную ренту);
1
Себестоимость выражает оплаченные предприятием текущие из!
держки производства и компенсацию части капитальных издержек в фор!
ме амортизации основного капитала. Полные оплаченные издержки про!
изводства состоят из единовременных капитальных затрат и текущих затрат в форме себестоимости за минусом амортизации из ее состава.
2
Если плату за землю и природные ресурсы не включать в себесто!
имость, то они должны быть отражены в качестве ренты в формуле ПОЗ
наряду с Поп и Пак, т. е. формула примет вид: ПОЗ = Сб + Поп + Пак + Р,
где Р — природная рента (т. е. рента за землю и другие природные ресур!
сы, включая воду).
343
Поп — средняя по обществу предпринимательская прибыль по отношению к издержкам производства;
Пак — процент на авансированный капитал на уровне сред!
него банковского процента (когда предприниматель вкладыва!
ет собственные денежные средства, этот процент присваивает!
ся им, но в любом случае он входит в ПОЗ).
Интегрированная стоимость (ИС) исчисляется по формуле
ИС = ПОЗ
× Кэф,
где Кэф — коэффициент превышения (уменьшения, если он меньше единицы) потребительной стоимости товара (услуги) по отношению к общественно нормальной (необходимой) потреби!
тельной стоимости аналогичного товара (услуги).
Этот коэффициент определяется на основе спроса и пред!
ложения на рынке, когда потребительная стоимость оценивае!
мого товара признается покупателем с превышением или с уменьшением по отношению к типичной (средней, общественно нормальной или общественно необходимой) потребительной сто!
имости. Вспомним пример с автопокрышками. Те из них, кото!
рых ходят 100 тыс. км, будут иметь Кэф, равный 2, автопокрыш!
кам с ходимостью 25 тыс. км соответствует Кэф = 0,5.
Производители, чьи товары имеют Кэф больше единицы,
реализуют соответственно этому превышению избыточную при!
бавочную стоимость.
У производителей, изготавливающих товары с меньшими издержками производства, чем в среднем по обществу при про!
изводстве аналогичных товаров равноценной потребительной стоимости, также возникает избыточная прибавочная стоимость.
Основные факторы производства избыточной прибавочной стоимости: высокий уровень организации и управления произ!
водством (комбинирования его факторов), с учетом психологи!
ческого момента труда; творческое и заинтересованное отноше!
ние всех работников к выполняемым ими функциям; научно!
технические разработки; новейшие технологии; разумная мар!
кетинговая политика, ориентированная не только на рыночный спрос, но и его опережение.
344
В нормальном рыночном хозяйстве полные общественные затраты (ПОЗ) и интегрированная стоимость исчисляются ав!
томатически в результате взаимодействия спроса и предложе!
ния на рынке. Такое исчисление происходит более или менее приблизительно, в связи с чем цена отклоняется вверх или вниз от интегральной стоимости. Интегрированная стоимость (интег!
рированная ценность) проявляется в качестве объективной ос!
новы цены и улавливается на протяжении сравнительно дли!
тельных отрезков времени. Цена может колебаться даже в за!
висимости от часов продажи (утренние, вечерние), сезона года и т. п.
1.13. Ìàðæèíàëèñòñêàÿ òåîðèÿ öåíû
Эта концепция существовала уже во времена К. Маркса и подвергалась критике, хотя и незаслуженной. В настоящее вре!
мя в западной экономической науке широко распространена маржиналистская концепция цен, ее название происходит от английского слова “margin” (край, предел). Маржиналистская теория цены вообще не берет в расчет какие!либо затраты на производство товара, утверждая, что его полезность (потреби!
тельная стоимость) при взаимодействии с равновесным рыноч!
ным спросом и предложением составляет основу цены. Чтобы уяснить эту теорию, обратимся к условному примеру.
Перенесемся мысленно к началу появления на рынке ви!
деомагнитофонов. Новый потребительский товар поначалу сто!
ит довольно дорого. Допустим, в первый год на рынке продано
100 тыс. единиц товара по цене 10 тыс. долл. Во второй год про!
дается 0,5 млн единиц по цене 5 тыс. долл. На третий год объем продаж достигает 1 млн единиц, а цена снижается до 3 тыс. долл.
и т. д., пока число проданных товаров не составит уже несколь!
ко десятков миллионов, а цена не опустится до нескольких сот долларов. В данной ситуации цена видеомагнитофона опреде!
ляется той ценой, которую согласен заплатить покупатель за!
мыкающего круга (в нашем примере стотысячный, полумилли!
345
онный, миллионный и т. д. покупатель). В принципе первые ви!
деомагнитофоны можно было продавать и по 50 тыс. долл. за единицу, но тогда численность покупателей упала бы, скажем,
до 10 тыс.
Фирмы, понуждаемые конкуренцией (если не расширить рынок сбыта, то это сделает конкурент), всегда стремятся рас!
ширить объем продаж, но для этого они должны снизить цену.
Какая им от этого выгода? Ведь в условиях советской экономи!
ки поставщики искусственно ограничивают объем продаж, что!
бы взвинчивать цены, получать тем самым сверхприбыли, па!
разитируя на монополизме. Однако в тоталитарной плановой экономике нет конкуренции производителей, а потери от такой варварской политики несут не руководители монополий, а об!
щество. В условиях свободного, цивилизованного рынка произ!
водители ведут себя иначе: они снижают цены и увеличивают объемы производства и продаж, увеличивая общую массу при!
были. Пусть в цене каждого отдельного товара прибыль будет меньше, но зато за счет большего объема продаж ее суммарная величина увеличится.
Маржиналистская теория цены не только верно отражает механизм ценообразования, но и успешно используется в хозяй!
ственной практике в системах маркетинга. Фирмы!производи!
тели рассчитывают возможное на ряд лет вперед ступенчатое наращивание продаж товаров с одновременным прогнозирова!
нием возможной цены для каждого объема продаж. Но реаль!
ную цену определит, конечно, рынок.
Но если маржиналистская теория цены в целом соответ!
ствует истине и отрицает учет ценой затрат на производство и реализацию товара, то как быть с изложенной несколько ранее теорией интегральной цены? Маржиналистская теория верна в части своих положительных утверждений, но ошибается в сво!
ем отрицании затрат. Зададимся вопросом: что позволило в при!
мере с видеомагнитофонами ступенчато наращивать объем про!
даж и, соответственно, снижать цены? Ответ очевиден — рост производительности факторов производства, позволяющий сни!
346
жать издержки производства и реализации каждого единично!
го товара. Таким образом, совокупные общественные затраты на единицу продукта скрыто присутствуют в маржиналистской теории цен. Напомним, что цену можно формировать с двух
концов: начинать с затрат и сводить их к эффективности
путем определения общественной необходимости этих зат/
рат; начинать с эффекта (полезности, потребительной сто/
имости) и с его учетом определять допустимые издержки
производства при его определенном объеме. Чем больше объем производства, тем меньше затраты на производство единицы товара, но не беспредельно. Последние детально рассчитывают!
ся в маркетинговой политике цен.
При помощи теории интегральных денег можно дать обще!
ственную оценку выплаты процентов собственнику капитала за временное использование денег. При этом собственник может как предоставить их в ссуду (обычно через посредство банка),
так и самому вложить в дело, выступив капиталистом!предпри!
нимателем. Во втором случае он не прибегает к услугам банка
(значит, не должен с ним делиться). Кроме того, он сильно рис!
кует, в связи с чем процент на капитал должен быть существенно выше, чем тот, который выплачивает банк за хранение денег. В
практике хозяйствования вознаграждение за вложенный в предпринимательскую форму капитал не называется процен!
том, оно растворяется в предпринимательской прибыли, кото!
рая по существу делится на две части: процент на вложенный
(авансированный) капитал и вознаграждение за эффективное
управление предприятием.
Из анализа денег мы установили, что в их основе лежит помимо прочего частная собственность на долю общественного богатства, представленного в денежной форме. Этому денеж!
ному богатству эквивалентно богатство в форме товаров и ус!
луг. Чтобы пользоваться их частью, надо иметь в собственности соответствующую величину (долю) денежного богатства. Боль!
шинству предпринимателей не хватает собственных денежных накоплений для создания, развития и расширения их дела. Для этого они прибегают к ссуде. В результате выигрывают все: об!
щество в целом, поскольку экономика ускоренно развивается, а на этой основе становятся богаче все, в том числе и малоиму!
щие; обогащается предприниматель, сумевший благодаря ссу!
де соединить свой организационно!управленческий талант с
338
предоставленными в его распоряжение факторами производ!
ства и скомбинировать их так, что в итоге возникает прибавоч!
ный продукт; в результате предоставивший взаймы деньги воз!
награждается процентом.
За этот всеобщий выигрыш уплачена определенная цена —
неработающие люди получают без всякого общественно!полез!
ного труда деньги лишь за то, что они владельцы капитала. Дей!
ствительно, эта негативная сторона имеет место. Но ее значи!
тельно превосходит всеобщая общественная выгода из!за вов!
лечения в экономический обмен веществ денег, которые без пре!
доставления их в кредит лежали бы мертвым грузом, не только не ускоряя развитие экономики, но даже сдерживая его, так как мертво лежащие деньги не предъявляют спрос на товары, а раз!
витие производства тормозится ограниченным спросом. В про!
шлом, когда производство опережало спрос, разражался ост!
рый экономический кризис. В современной западной экономике деньги не лежат мертвым грузом
1
, соответственно, ушли в ис!
торию тяжелейшие кризисы прошлого.
Нельзя ли, думают марксисты, получить общественный вы!
игрыш от вкладывания всех имеющихся денег в оборот без того,
чтобы платить за это проценты частным собственникам? Путь к этому один — обобществить почти все деньги. Обобществить аб!
солютно все деньги нельзя, тогда они исчезнут совсем, потому что,
если никто из граждан не будет иметь личных денег, они потеря!
ют какое!либо значение. Тоталитарное государство пошло по пути присвоения себе львиной доли денег, оставив меньшую их часть населению. Но и в этом случае не удалось устранить процент на капитал. Если в советское время человек имел вклад в сберкассе на сумму 2 тыс. руб. или даже 10 тыс., эти проценты не столь зна!
чительны. Но если крупный писатель, композитор клал в сбер!
кассу несколько миллионов, то получаемый процент ни по своей величине, ни по своей экономической сущности ничем не отли!
1
Кто копит ценности, делает это часто не в форме накопления денег,
а в виде особых товаров (алмазы, недвижимость и т. п.). Но если кто копит деньги в чистом виде, то непременно предоставляет их в ссуду.
339
чался от процента на капитал в условиях общества, называемого марксистами капиталистическим.
И все же не отдельные богатые личности тоталитарного об!
щества определяют его общую картину. Главное в том, что го!
сударством обобществлена большая часть денег. Действитель!
но, возникла экономия на выплате процентов населению, в осо!
бенности тем, кто бы мог быть богатым. Но такая экономия с лих!
вой перекрывается потерями, которых нет в странах, где насиль!
ственно не ликвидировался капитал.
1. Многомиллионные человеческие жертвы в борьбе против капитала (в СССР это стоило миллионов жизней, а капитал в подпольной и уродливой форме все равно сохранился).
2. Иррациональная собственность, формально государ!
ственная, на деле ничейная, находящаяся в полном распоряже!
нии чиновников, а потому растекающаяся в ничто по двум на!
правлениям — бесхозяйственности и разворовывания.
3. Как бы эффективно человек ни работал, львиную долю созданной им ценности все равно присвоит государство.
4. Концентрация богатства в руках государства создает ос!
нову для политического авантюризма, гонки вооружений, веде!
ния захватнических войн. Экономика деформируется военно!
промышленным комплексом, предметы потребления для насе!
ления производятся по остаточному принципу, народ нищает и вступает на опасный путь физического, культурного и духов!
ного вырождения.
5. Каждая личность лишается гарантий существования,
заработанных собственным трудом. А накопленный капитал дает человеку чувство свободы, независимости, материальный достаток на случай, когда он уже не сможет зарабатывать день!
ги. Взамен человеку дают нищенские социальные пособия, на!
зываемые пенсиями. Их размер много меньше и по абсолютной сумме, и по проценту к заработной плате в сравнении с пенсия!
ми в странах Запада. Но там люди, причем большинство, поми!
мо пенсий имеют и накопленные частные капиталы, обеспечи!
вающие им безбедное существование.
340 6. Творческие, талантливые личности лишаются материаль!
ной базы, необходимой им для реализации способностей на пользу не только себе лично, но и всего общества. Взамен этого материальные реализационные возможности оказываются в руках чиновников и исчезают, словно вода в песок.
7. Отсутствие массового слоя богатых людей подрывает по!
чву милосердия и благотворительности, ибо для того чтобы что!
то дать неимущим, это нужно предварительно иметь в частной собственности. Чиновник никогда не раскошелится в пользу нуждающихся, даже за счет не своих, а общественных ресур!
сов, монополизированных государством.
В целом марксистская доктрина о прибавочной стоимости и экспроприации капитала оказалась не только несостоятель!
ной в научном плане, но и в ее практическом применении при!
вела к катастрофическим последствиям для народов многих стран, прежде всего России.
Признание общественной необходимости частного капита!
ла без прямого ограничения его размера
1
связано и с обеспече!
нием творческого, инициативного, заинтересованного управле!
ния предприятиями. Такое управление не могут осуществить назначенные чиновниками руководители, кровно не заинтере!
сованные в процветании предприятия. Безразличный руково!
дитель, даже если он талантлив и компетентен, не может выве!
сти предприятие на высокие рубежи эффективности. Если та!
кого руководителя даже удается заинтересовать в эффектив!
ности высокой зарплатой и продвижением по службе, он будет
1
Косвенное ограничение часто может быть целесообразным. Оно выступает в форме прогрессивных налогов на доходы и на наследство,
обеспечивая государственное перераспределение частных накоплений на пользу всего общества, в том числе и на социальную помощь неимущим.
Здесь уже наблюдается становление социалистических общественных отношений, причем не как антагонистических капиталистическим, но как естественно и органически вырастающих на их базе. Здоровый социализм всегда относится к надстройке общества, и лишь заболевший тоталита!
ризмом социализм может покушаться на его экономический базис.
341
стараться возможно больше обеспечить себе прыжок на сту!
пеньку вверх, не заботясь ни о долгосрочной сохранности ре!
сурсов предприятия, ни о его перспективе. Возникает псевдо!
эффективное хозяйственное управление по принципу “после меня хоть потоп”.
Итак, собственность на капитал вместе с вознаграждением за его использование (процентом) органически сливается с орга!
низационно!управленческой деятельностью по комбинирова!
нию факторов производства, придавая ей жизненность и лич!
ный интерес. Само по себе управление комбинированием фак!
торами производства способно создавать прибавочный продукт
(прибавочную стоимость). При этом как сам капитал, так и зат!
раты труда на управление входят в число факторов производ!
ства на стороне затрат. Установив этот факт, мы можем перей!
ти к раскрытию интегральной стоимости.
1.12. Èíòåãðèðîâàííàÿ ñòîèìîñòü
Всякий товар или услуга создаются не каким!либо одним фактором, например трудом, но комбинацией целого комплекса факторов. В число этих факторов входят: природные ресурсы,
включая землю; труд как рабочих и крестьян, так и лиц интел!
лектуальных профессий; денежный капитал; созданные людь!
ми средства производства, в которых овеществлены все выше!
названные факторы производства и их прошлая комбинация.
Вся совокупность факторов производства образует обще!
ственную субстанцию затрат, которые являются предпосылкой образования стоимости (ценности). Эти затраты при их сведе!
нии к общественно необходимым затратам становятся субстан!
цией стоимости. Заметим различие общественно необходимых затрат (ОНЗ) и марксовых общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Первые включают в себя вторые в качестве со!
ставной части.
На основе общественно необходимых затрат (ОНЗ) мы можем выйти на понимание интегрированной стоимости, которая лежит
342
в основе цены товара или услуги. Прежде чем определить ОНЗ,
нужно выявить полные общественные затраты (ПОЗ), сводимые в дальнейшем к общественно необходимым, с учетом того, как по!
требительная стоимость оцениваемого товара соотносится с обще!
ственно нормальной (необходимой) потребительной стоимостью аналогичного товара, т. е. насколько больше или меньше ее.
Полные общественные затраты превышают себестоимость продукции
1
, которая учитывает лишь авансированные в денеж!
ной форме затраты. Затраты на производство прибавочной сто!
имости общественно нормальной величины не улавливаются себестоимостью, но компенсируются из состава прибыли. Од!
нако на этой основе можно приблизительно определить полные общественные затраты. При этом нужно иметь в виду, что сто!
имость товара создается не механической суммой факторов про!
изводства, а их взаимодействием, синтезом. Соответственно,
затраты на производство прибавочной стоимости выступают не по отдельности, но в их слитом, синтетическом виде.
Помня все вышесказанное, можно сконструировать следу!
ющую формулу полных общественных затрат (ПОЗ):
ПОЗ = Сб + Поп + Пак,
где Сб — общественно средняя (нормальная) себестоимость
2
с обязательным включением в ее состав арендной платы за землю и платежей за используемые природные ресурсы даже в том слу!
чае, если предприниматель — собственник земли и этих ресур!
сов (в таком случае он сам присваивает себе природную ренту);
1
Себестоимость выражает оплаченные предприятием текущие из!
держки производства и компенсацию части капитальных издержек в фор!
ме амортизации основного капитала. Полные оплаченные издержки про!
изводства состоят из единовременных капитальных затрат и текущих затрат в форме себестоимости за минусом амортизации из ее состава.
2
Если плату за землю и природные ресурсы не включать в себесто!
имость, то они должны быть отражены в качестве ренты в формуле ПОЗ
наряду с Поп и Пак, т. е. формула примет вид: ПОЗ = Сб + Поп + Пак + Р,
где Р — природная рента (т. е. рента за землю и другие природные ресур!
сы, включая воду).
343
Поп — средняя по обществу предпринимательская прибыль по отношению к издержкам производства;
Пак — процент на авансированный капитал на уровне сред!
него банковского процента (когда предприниматель вкладыва!
ет собственные денежные средства, этот процент присваивает!
ся им, но в любом случае он входит в ПОЗ).
Интегрированная стоимость (ИС) исчисляется по формуле
ИС = ПОЗ
× Кэф,
где Кэф — коэффициент превышения (уменьшения, если он меньше единицы) потребительной стоимости товара (услуги) по отношению к общественно нормальной (необходимой) потреби!
тельной стоимости аналогичного товара (услуги).
Этот коэффициент определяется на основе спроса и пред!
ложения на рынке, когда потребительная стоимость оценивае!
мого товара признается покупателем с превышением или с уменьшением по отношению к типичной (средней, общественно нормальной или общественно необходимой) потребительной сто!
имости. Вспомним пример с автопокрышками. Те из них, кото!
рых ходят 100 тыс. км, будут иметь Кэф, равный 2, автопокрыш!
кам с ходимостью 25 тыс. км соответствует Кэф = 0,5.
Производители, чьи товары имеют Кэф больше единицы,
реализуют соответственно этому превышению избыточную при!
бавочную стоимость.
У производителей, изготавливающих товары с меньшими издержками производства, чем в среднем по обществу при про!
изводстве аналогичных товаров равноценной потребительной стоимости, также возникает избыточная прибавочная стоимость.
Основные факторы производства избыточной прибавочной стоимости: высокий уровень организации и управления произ!
водством (комбинирования его факторов), с учетом психологи!
ческого момента труда; творческое и заинтересованное отноше!
ние всех работников к выполняемым ими функциям; научно!
технические разработки; новейшие технологии; разумная мар!
кетинговая политика, ориентированная не только на рыночный спрос, но и его опережение.
344
В нормальном рыночном хозяйстве полные общественные затраты (ПОЗ) и интегрированная стоимость исчисляются ав!
томатически в результате взаимодействия спроса и предложе!
ния на рынке. Такое исчисление происходит более или менее приблизительно, в связи с чем цена отклоняется вверх или вниз от интегральной стоимости. Интегрированная стоимость (интег!
рированная ценность) проявляется в качестве объективной ос!
новы цены и улавливается на протяжении сравнительно дли!
тельных отрезков времени. Цена может колебаться даже в за!
висимости от часов продажи (утренние, вечерние), сезона года и т. п.
1.13. Ìàðæèíàëèñòñêàÿ òåîðèÿ öåíû
Эта концепция существовала уже во времена К. Маркса и подвергалась критике, хотя и незаслуженной. В настоящее вре!
мя в западной экономической науке широко распространена маржиналистская концепция цен, ее название происходит от английского слова “margin” (край, предел). Маржиналистская теория цены вообще не берет в расчет какие!либо затраты на производство товара, утверждая, что его полезность (потреби!
тельная стоимость) при взаимодействии с равновесным рыноч!
ным спросом и предложением составляет основу цены. Чтобы уяснить эту теорию, обратимся к условному примеру.
Перенесемся мысленно к началу появления на рынке ви!
деомагнитофонов. Новый потребительский товар поначалу сто!
ит довольно дорого. Допустим, в первый год на рынке продано
100 тыс. единиц товара по цене 10 тыс. долл. Во второй год про!
дается 0,5 млн единиц по цене 5 тыс. долл. На третий год объем продаж достигает 1 млн единиц, а цена снижается до 3 тыс. долл.
и т. д., пока число проданных товаров не составит уже несколь!
ко десятков миллионов, а цена не опустится до нескольких сот долларов. В данной ситуации цена видеомагнитофона опреде!
ляется той ценой, которую согласен заплатить покупатель за!
мыкающего круга (в нашем примере стотысячный, полумилли!
345
онный, миллионный и т. д. покупатель). В принципе первые ви!
деомагнитофоны можно было продавать и по 50 тыс. долл. за единицу, но тогда численность покупателей упала бы, скажем,
до 10 тыс.
Фирмы, понуждаемые конкуренцией (если не расширить рынок сбыта, то это сделает конкурент), всегда стремятся рас!
ширить объем продаж, но для этого они должны снизить цену.
Какая им от этого выгода? Ведь в условиях советской экономи!
ки поставщики искусственно ограничивают объем продаж, что!
бы взвинчивать цены, получать тем самым сверхприбыли, па!
разитируя на монополизме. Однако в тоталитарной плановой экономике нет конкуренции производителей, а потери от такой варварской политики несут не руководители монополий, а об!
щество. В условиях свободного, цивилизованного рынка произ!
водители ведут себя иначе: они снижают цены и увеличивают объемы производства и продаж, увеличивая общую массу при!
были. Пусть в цене каждого отдельного товара прибыль будет меньше, но зато за счет большего объема продаж ее суммарная величина увеличится.
Маржиналистская теория цены не только верно отражает механизм ценообразования, но и успешно используется в хозяй!
ственной практике в системах маркетинга. Фирмы!производи!
тели рассчитывают возможное на ряд лет вперед ступенчатое наращивание продаж товаров с одновременным прогнозирова!
нием возможной цены для каждого объема продаж. Но реаль!
ную цену определит, конечно, рынок.
Но если маржиналистская теория цены в целом соответ!
ствует истине и отрицает учет ценой затрат на производство и реализацию товара, то как быть с изложенной несколько ранее теорией интегральной цены? Маржиналистская теория верна в части своих положительных утверждений, но ошибается в сво!
ем отрицании затрат. Зададимся вопросом: что позволило в при!
мере с видеомагнитофонами ступенчато наращивать объем про!
даж и, соответственно, снижать цены? Ответ очевиден — рост производительности факторов производства, позволяющий сни!
346
жать издержки производства и реализации каждого единично!
го товара. Таким образом, совокупные общественные затраты на единицу продукта скрыто присутствуют в маржиналистской теории цен. Напомним, что цену можно формировать с двух
концов: начинать с затрат и сводить их к эффективности
путем определения общественной необходимости этих зат/
рат; начинать с эффекта (полезности, потребительной сто/
имости) и с его учетом определять допустимые издержки
производства при его определенном объеме. Чем больше объем производства, тем меньше затраты на производство единицы товара, но не беспредельно. Последние детально рассчитывают!
ся в маркетинговой политике цен.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 61