Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 613
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
менты предмета и метода взаимопересекаются, переходят друг в друга, что составляет одну из отличительных особенностей экономической системологии.
Метод экономической системологии — объединенная в единое взаимосвязанное целое совокупность способов и приемов познания социально!экономической реальности, включающая в себя весь их спектр, при приоритетном значении системного подхода и диалектики, программно!целевого подхода, объеди!
няемых на основе осмысления поднимаемых проблем и путей их решения, и на базе возможно более полного и всестороннего учитывания конкретной социально!экономической ситуации, в отношении которой поставлена и разрешается изучаемая про!
блема.
Из формулировок предмета и метода экономической сис!
темологии видно, что данная область экономических знаний включает в себя не только и не столько совокупность уже усто!
явшейся информации, структурированной в определенную си!
стему, но и динамичный программно!целевой подход к этим зна!
ниям, предполагающий их индивидуальное осмысление и акти!
визацию на его основе поискового, исследовательского подхода к постановке и решению стратегических проблем развития со!
циально!экономической реальности на всех ее уровнях.
Принципиально важно подчеркнуть, что экономическая системология не просто пассивно изучает социально!экономи!
ческую реальность на всех ее уровнях на данный период вре!
мени, но и, кроме того, выявляя и определяя ее тренды, создает теоретико!методологический фундамент для прогнозирования
ее развития, а также ее преобразования через стратегичес/
кое управление этим развитием с использованием как прямых,
так и косвенных методов управленческого воздействия.
28
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 61
Ðàçäåë I. ÌÅÒÎÄÛ ÏÎÇÍÀÍÈß
ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÑÈÑÒÅÌ
1. ×åëîâåê â ýêîíîìè÷åñêîé
ñèñòåìå îáùåñòâà
1.1. Îãðàíè÷åííîñòü ìàòåðèàëèñòè÷åñêîãî
ïîíèìàíèÿ ÷åëîâåêà
Отдельный человек для материализма остался загадкой за семью печатями. Наиболее существенное в материалистическом подходе к человеку даже не то, что материалисты не способны раз!
гадать его тайну. Само отношение к человеку со стороны материа!
лизма основано на отрицании существования этой тайны. Совре!
менные материалисты недалеко ушли от такой примитивизации.
Например, в учебнике политической экономии под редакцией
В.А. Медведева объявляется, что нравственность человека как эле!
мент надстройки определяется экономическим базисом.
Человек не может быть понят материалистами, потому что он не только и не столько существо материальное, сколько ду!
ховное.
Во многих школах экономической теории, в том числе эко!
номического либерализма и монетаризма, понимание человека ограничено так называемым экономическим человеком. При этом человек считается одновременно и производителем, и по!
требителем, сопоставляющим свои трудовые усилия с получа!
емым вознаграждением и соответствующим образом определя!
29
ющим свое поведение в рамках выгоды. Все это действительно существует, но только как один из аспектов, срезов человека,
более глубокого и многогранного.
Марксистская политэкономия провозглашает человека глав!
ной производительной силой общества и конечной целью разви!
тия производства. Тезис возражений не вызывает, особенно если бы он был осуществлен в советской действительности. Но при этом остается невыясненным простой вопрос: работает ли человек для того, чтобы есть; ест ли он для того, чтобы работать; или и работа!
ет, и ест, чтобы жить? Но если последнее, то в чем смысл этой жиз!
ни заключается? Вопрос о смысле жизни имеет значение только для человека свободного, обладающего выбором из различных аль!
тернатив. В реальной действительности люди скованы в одних сво!
их проявлениях и более или менее свободны в других.
В состоянии свободы и несвободы человека выделяются два качественных уровня.
Первый уровень — материальный. Условия жизни чело!
века на этом уровне могут колебаться от абсолютной несвободы
(рабство, трудовые армии казарменного социализма, в том чис!
ле в форме стройбатов и мест заключения) до полной свободы частного и группового предпринимательства и получения про!
центов на накопленный капитал.
Второй уровень — духовный. Он имеет свои подуровни, но от них мы в данном случае абстрагируемся. Здесь свобода и не!
свобода определяются в зависимости от пробуждения в чело!
веке индивидуального духовного начала, истинного Я. Степень
понимания себя, других людей, окружающего мира является
мерилом внутренней, духовной свободы человека. Внешним признаком такой свободы служит неподвластность догмам, сте!
реотипам и предрассудкам.
1.2. Âíóòðåííÿÿ ñâîáîäà è òðóä
Казалось бы, второй уровень свободы является предметом исключительно философии, но не экономики. Однако это не так.
Как материальная свобода и несвобода, так и духовная в жизни
30
людей постоянно переплетаются. Соответственно переплета/
ются материальные и духовные стимулы к труду.
Что заставляет трудиться работников современного циви!
лизованного общества? Согласно многочисленным социологичес!
ким опросам в странах Запада люди выдвигают два основных требования к работе. Во!первых, чтобы она нравилась или, по крайней мере, не угнетала. Во!вторых, вознаграждение за труд должно обеспечивать соответствующий стандарт жизненного уровня. При этом сама по себе номинальная величина заработ!
ной платы не играет принципиальной роли. Деньги расценива!
ются лишь как средство для приобретения благ. Иными слова!
ми, работника интересуют не деньги, а тот набор благ, которые он может на них приобрести.
Иной подход пыталась реализовать административно!бю!
рократическая система в Советской стране. Бюрократы от эко!
номики в течение десятилетий пытались разработать шкалу заработной платы и премий в зависимости от достижения тех или иных плановых показателей. Стимулирование труда мыс!
лилось при помощи обесценивающихся рублей вплоть до того,
что за них уже мало что можно было купить. Достойный чело!
века уровень жизнесуществования, обеспечение жизненного стандарта, необходимого для воспроизводства квалифицирован!
ного работника, во внимание не принимаются до сих пор. Выда!
ющиеся советские специалисты при условии эффективной че!
стной работы по государственным ставкам заработной платы,
налогам, ценам не способны были даже отдаленно приблизить!
ся к минимальному жизненному стандарту заурядного работ!
ника в странах Запада.
Однако как в нашей стране, так и в странах Запада есть немало людей, для которых нажива, увеличение денег и других богатств превращаются в жизненную доминанту. Здесь налицо частный случай еще одного, третьего стимула трудовой актив!
ности.
Человеку свойственна потребность занимать то илииное место в системе взаимоотношений людей. Общественное при!
31
знание, слава, почет, уважение, с одной стороны, возможность проявлять власть и произвол, с другой, — это внешние призна!
ки занятия определенного места в иерархии общественных
отношений.
1.3. Ñîöèàëüíàÿ íîîñôåðà
Система взаимоотношений людей внешне проявляется в их материальных действиях, статусе, потреблении и т. п. Но в сво!
ей внутренней природе эта система охватывает связи между
психикой людей, их индивидуальным сознанием, другими сло!
вами, принадлежит психическому миру или ноосфере планеты.
Человек, даже лишенный своего физического тела, способен существовать в ноосфере, будучи облачен в более тонкие тела
(эфирное, астральное и т. д.). Через ноосферу происходит как взаимный обмен жизненными энергиями, так и вампиризация таких энергий одними людьми за счет ее поглощения у других.
Борьба за место в ноосфере и за поглощение обращающих!
ся в ней энергий происходит в двух основных формах: в процес!
се выживания в трудных или экстремальных условиях; в игре
(спорте), условия которой достаточно серьезно принимаются как участниками, так и болельщиками. Критерий серьезности — это бессознательная отдача своей жизненной энергии для игры, буд!
то одни жокеи, а другие болельщики, делающие свои ставки на лошадей, проносящихся по ипподрому жизни. К сказанному добавим, что только отдельные выдающиеся индивидуальнос!
ти могут поглощать жизненную энергию из космического океа!
на жизни и не нуждаются в ноосфере для энергетического под!
питывания своей психики.
Сравним двух людей. Один увлечен наукой и большую часть своих жизненных сил отдает разработке определенной пробле!
мы. Другой, будучи бизнесменом, обладает капиталом, который не истратить в течение тысячи лет при самом расточительном личном потреблении. Тем не менее все свои силы он тратит на увеличение своего капитала. Несмотря на существенные раз!
личия, у обоих этих людей общим является то, что каждый из
32
них бессознательно стремится к облюбованной им ячейке в но/
осфере. Ученый ищет не только информацию, но и признание себя, своих усилий и результатов людьми, ценящими опреде!
ленный тип информации. Бизнесмен накапливает свой капитал для расширения степени своего признания всеми теми, кто це!
нит накопление капитала.
Аналогичным образом спортсмен стремится своим резуль!
татом добиться признания у конкурентов и болельщиков. Вся!
кий спорт имеет смысл в условиях состязательности, при нали!
чии большего или меньшего количества людей, задетых состяза!
нием за живое. В противном случае будет иметь место самая обыч!
ная физкультура. К спорту близка борьба за достижение власти,
даже доходящая до войны. И в данном случае имеет место состя!
зание за место в ноосфере. За порцию ее энергетики.
1.4. Òðè ñòèìóëà ê òðóäó
Таким образом, выделяются три стимула к труду: 1) сам процесс труда при условии, если он носит творческий характер и раскрывает внутренние потенции человека (в творчестве че!
ловек поглощает жизненную силу непосредственно из Космо!
са); 2) обеспечение определенного жизненного стандарта в ма!
териальной жизни (освобождение от угнетения нуждой и дис!
комфортом); 3) занятие соответствующего устремлениям лич!
ности места в системе общественных отношений (в ноосфере, с учетом потребления обращающихся в ней жизненных энергий).
Все означенные выше стимулы к труду у каждого конкрет!
ного человека выражены далеко не в одинаковой степени и на!
ходятся в той или иной комбинации. Кроме того, один вид сти!
мула способен накладываться на другой. Например, человек очень часто приобретает дорогостоящие вещи не столько ради них самих, сколько ради признания своей личности людьми че!
рез выставление напоказ престижных предметов потребления.
Это позволяет утвердить себя в системе общественных отноше!
ний, занять определенное место в ноосфере.
33
1.5. Èíôîðìàöèÿ è òðóä
Только индустриальные страны Запада, в известной мере некоторые новоиндустриальные страны (Южная Корея, Тай!
вань, Сингапур) приближаются к обеспечению благосостояния подавляющего большинства населения. В них вызревает тен/
денция кардинального изменения стимулов к труду и жизне/
деятельности при переходе от индустриальной стадии разви!
тия производительных сил к информационной.
В информационном обществе доля труда в сфере матери/
ального производства станет ничтожно мала. Преобладание автоматизированной техники вероятно не только в производ!
стве, но и в сфере потребительских услуг. Главной ценностью в
таком обществе становится информация. Наиболее произ!
водительным и пользующимся наибольшим общественным при!
знанием выступает труд по производству новой информации,
понимаемой в самом широком смысле слова — от научного от!
крытия до произведения искусства. Однако труд в сфере ин!
формации в сравнении с трудом в сфере материального произ!
водства помимо прочего имеет одно принципиальное отличие.
Вследствие легкости копирования новой информации обще/
ственно полезной признается лишь такая, которая превышает
уже имеющиеся мировые стандарты. Информация второй,
третьей и других категорий никому не нужна. Напротив, мате!
риальные предметы воспроизводятся и в своих худших каче!
ствах — на всех самого лучшего не хватит. Поэтому в матери/
альном производстве и сфере потребительских услуг находят
применение относительно худшие работники. Не так в сфе/
ре производства информации. Лишь относительно небольшая
доля трудоспособного населения способна производить ее на
должном уровне. Ведь существенные различия в способностях людей, их талантах остаются всегда. В итоге развитым индуст!
риальным странам в будущем предстоит преодолеть кризис,
связанный как с избыточностью большей части трудоспособ/
ного населения по сравнению с потребностями общества в ре!
зультатах ее труда, так и с проблемой смысла жизнесуще/
ствования, свободного времяпровождения миллионов людей.
34
В народной поговорке давно подмечено, что голод лечится зна!
чительно легче сытости, для этого достаточно куска хлеба.
1.6. Äóõîâíûé êðèçèñ ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè
è åãî ïðåîäîëåíèå
Назревающий духовный кризис человеческой цивилизации может быть преодолен только на основе качественного прорыва людей в сферу духа, установления сознательного контакта с другими мирами и сферами существования путем овладения передвижением в многомерных пространствах, одним из изме!
рений которых является время. Симптомом такого передвиже!
ния являются летающие тарелки, представляющие, по убеж!
дению академика В. Казначеева, вовсе не жителей далеких пла!
нет, но существ, проникающих к нам из другого пространства и времени, пронизывающего наше.
Традиционные религии, учившие о контактах с иными ми!
рами, основывались на вере, несовместимой с сознательным,
творческим проникновением в глубины мироздания. Именно
несовместимость информационного общества с традицион/
ной духовной культурой, основанной на вере, является пред/
дверием кризиса цивилизации. Она неизбежно стоит перед
дилеммой: впасть в духовное разложение изнутри или уста/
новить сознательный контакт с более высокими мирами и
более высокими существами, чем человек, не опираясь при этом
на внесознательную веру. Последнее может быть определено как переход от информационного общества к обществу духов/
но/психологическому. Духовно!психологическая культура дол!
жна стать ведущей сферой человеческой деятельности.
Говоря о переходе человеческого общества от индустриаль!
ной стадии развития к информационной (постиндустриальной),
от нее — к духовно!психологической
1
, нужно иметь в виду, что
1
В известном смысле эта стадия может рассматриваться так же, как информационная, но только с качественным различием: информация цен!
трируется не на индустрии и не на ее обслуживании, а на просыпающем!
ся от спячки человеческом духе — внутреннем выражении его бессмерт!
ной индивидуальности, качественно идентичной Богу.
35
индустрия и информационное обслуживание не отбрасывают/
ся, но лишь преобразуются и отходят как бы на второй план.
Человек, достигший полного материального благополучия и комфорта, стоит перед выбором из трех жизненных альтер/
натив. Одна из них — впасть в духовное, психическое, а затем и физическое разложение. Другая альтернатива — сознатель!
но прорваться в высшие миры. На третьей нужно остановиться особо.
Люди могут стремиться занять высокое место в иерархии ноосферы не за счет творческого продуктивного труда и при!
знания его результатов другими людьми, но путем достижения власти, приобретаемой всеми средствами без разбора, начиная от грубого насилия и произвола и кончая интригами, подлостью и обманом. Именно такие люди становятся источником войн,
общественных потрясений, массового террора.
Если в обществе будущего основная масса людей сможет достичь уровня полного материального благосостояния и ком!
форта, то в прошлой человеческой истории этого уровня дости!
гали лишь представители элиты. И на протяжении веков они либо разлагались в праздности, разврате, пьянстве, либо на!
правляли свои усилия в сферу духа, мистики, религии, либо отдавались инстинкту властолюбия. Нередко в одном и том же человеке сочетались все три означенных выше тенденции.
Но если в прошлом борьба за власть приводила к массовым жертвам, лютой эксплуатации трудящихся, грабительским вой!
нам и т. п., то в современном и будущем обществах инстинкт властолюбия, получивший в свое распоряжение ядерную энер!
гию, биотехнологию, индустрию, способную вызвать экологичес!
кую катастрофу общепланетного масштаба, может привести все человечество к гибели.
Если страны Запада начинают бороться с экологическим кризисом, то этого нельзя сказать о развивающихся странах. Но ведь экология Земли общая для всех.
Отрицание индивидуального бессмертия и возможности сознательной связи людей с иными мирами делает жизнь чело!