Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 614

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
века бессмысленной. При этом жизнь человечества замыкается сама в себе. Такая самозамкнутость становится почти полной в условиях тотального материализма, но она имеет место в чело!
веческой истории и в условиях выхолащивания живой сущнос!
ти религий, когда они центрируются на оторванном от людей фетише и используются в эгоистических интересах сильных мира сего.
1.7. Ñèñòåìà ÷åòûðåõ êàñò
Как это ни покажется странным, но система четырех каст существует в любом более или менее развитом человеческом обществе. Такое деление на касты приобретает реакционный
характер именно в условиях самозамкнутого общества.
Вспомним систему каст Индии. Первоначально она возник!
ла под импульсом высших цивилизаций, которым доступно пе!
ремещение не только в пространстве, но и во времени. Система каст основывалась на идее космической эволюции и перевопло!
щении живого существа, восходящего от одного уровня духовно!
го развития к другому, более высокому. Идея исходного и конеч!
ного равенства не только людей, но и всех живых существ соче!
талась с идеей лестницы космической эволюции, иерархии жи!
вых существ на основе различия уровней их духовного развития.
Для каждой касты в Индии существовало свое внутреннее при!
звание (дхарма). Исполняя его, человек переходил из одной кас!
ты в другую, более высокую, чаще уже в своем следующем воп!
лощении, но порой и на протяжении одной человеческой жизни.
Призвание низшей касты (шудры) состояло в выработке духов!
ного качества трудолюбия, прилежания. Следующая каста (вай/
шью) должна была развивать в себе предприимчивость, инициа!
тиву, изобретательность. Сфера действия этой касты — торгов!
ля, коммерция, предпринимательство и т. п. Каста воинов и пра/
вителей (кшатрии) видела свое назначение в служении высшим идеалам, в жертвовании собой ради их воплощения в окружаю!
щей жизни. И наконец, высшая каста жрецов (брамины), не имея прямой власти, управляла обществом через правителей и вои!

37
нов, способствуя восприятию ими идеалов и высших духовных истин. Духовная каста могла выполнять такую роль лишь при
условии непосредственного контакта жрецов (браминов) с дру!
гими, более высокими мирами, способности проникновения в мир
духа, истины и любви.
В дальнейшем потеря творческого огня, живого контакта с этим миром, догматизация и формализация духовных учений не позволили жрецам выполнять свое истинное предназначе!
ние. В итоге они оказались ненужными правителям и воинам,
которые стали опираться не на живые идеалы духа, а на соб/
ственную волю, быстро выродившуюся в произвол. Тем самым они стали воплощать в себе слепую силу. В такой ситуации ме!
тодами комбинирования и хитросплетений каста купцов и пред/
принимателей захватывает реальную власть, используя мас/
ки жрецов, правителей, воинов. Политика сменяется полити/
канством. Внешне для поверхностного взгляда мало что изме!
нилось — та же самая религия, те же самые касты. Но люди, их внутреннее ядро и устремления кардинально изменились.
Падение общества на этом не останавливается. Политика!
ны неизбежно раскалываются на группы, ведя ожесточенную борьбу за власть. При этом нужно помнить, что при сохранении внешних форм каст браминов и кшатриев они, по существу, уже исчезли, остались лишь единичные люди, уже не составляющие социального слоя. При четырех формальных кастах в обществе сохранились лишь две: вайшью, правящие под маской трех выс!
ших каст, и лишенные всяких прав шудры. В такой ситуации
часть политиканов, наиболее деградировавшая в плане нрав/
ственности, вступает в коалицию с наиболее темной, отста/
лой частью шудр, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить
себе монополию власти. Именно так открывается запретная
дверь в мир хаоса, проглатывающего общество, до этого впад!
шее в процесс разложения.
Сравним описанную выше модель древних обществ, кото!
рую можно при внимательном изучении наблюдать у многих народов, с современным человеческим обществом. Если не об/


38
манываться масками, мы найдем полную аналогию. Так,
возьмем современное демократическое общество, где все пользуются одинаковыми гражданскими правами, равны перед законом, на равных условиях избирают правительство. В то же время внутри этого общества мы видим четыре основополагаю!
щие касты. Во!первых, слой, формирующий духовную культу!
ру общества, его ментальность (ученые, деятели культуры). Во!
вторых, аппарат управления и профессиональные военные. В!
третьих, предприниматели, бизнесмены. В!четвертых, различ!
ные категории работников, начиная от серых и белых воротнич!
ков и кончая ремесленниками и фермерами.
Однако в сравнении с известными историкам древности об!
ществами новая система каст имеет существенные отличия:
она не оформлена законом; люди, принадлежащие разным кас!
там, имеют одинаковые конституционные права; массовым яв!
лением стал переход людей из одной касты в другую; в рамках одной семьи ее члены принадлежат к разным кастам; один и тот же человек может диверсифицировать свою личную и соци!
альную активность и потому одновременно принадлежать к не!
скольким кастам; кастовость возникает не сверху, а образует!
ся, естественно, снизу.
Деление общества на касты, оформленное законом, тради!
цией, официальной идеологией или без оных, являет собой прин/
ципиально иной принцип классификации общества, чем его подразделение на классы и социальные группы.
Первое исходит из полюса духа. Духовное начало инспи!
рирует психическую структуру человека, стиль его поведения,
жизненное целеполагание, настрой на тот или иной вид труда,
определяет характер личной, социальной активности. Вторая классификация исходит из полюса объективной материальной
действительности, выделяя такие принципиальные призна!
ки, как отношение к власти и средствам производства, способ и формы присвоения общественного богатства.
В принципе обе классификации имеют право на жизнь, по!
скольку в конкретных людях может преобладать как полюс

39
духа, так и полюс окружающих их материальных условий. Одни люди активно творят свою жизнь, другие пассивно следуют за обстоятельствами. Часто один и тот же человек активен в одних гранях своей личности и пассивен в других. На протяжении че!
ловеческой истории в ее разные периоды также может преоб!
ладать полюс духа или материи, соответственно, на централь!
ный план выдвигается та или иная классификация, хотя обе они присутствуют одновременно.
Социология выделяет различные социальные группы и под!
группы, которые как бы пронизывают собой касты и классы.
Например, женщины, молодежь, пенсионеры, национальности,
этнические образования и т. п.
Нужно обратить внимание на еще одну классификацию,
касающуюся социально!психологического типа работника.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

1.8. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå òèïû ðàáîòíèêîâ
В рамках каждого социального слоя можно встретить ра!
ботника одного из следующих четырех типов.
1. Тип творца. Трудовая активность для него — синтез цели и средства жизнесуществования. Процесс труда несет сам в себе награду такому работнику. Творец может проявлять себя во всех сферах деятельности; в рамках своей касты творцом может быть земледелец, скотовод и ремесленник. Воины, управленцы, уче!
ные, художники, писатели и поэты часто бывают творцами. Но в то же время среди них очень много как добросовестных копи!
ровальщиков чужого творчества, так и подделывающихся под высокое профессиональное призвание. Разве у нас мало акаде!
миков, получивших высокое научное звание благодаря партий!
ной активности и занятию административных постов, но к на!
стоящей науке не имеющих никакого отношения? Или разве мы не знаем партийных и государственных руководителей высше!
го ранга, могущих выступать лишь по написанному референта!
ми тексту и неспособных сказать самостоятельно даже несколь!
ких связных фраз, если, конечно, не считать заученных на раз!
ные случаи жизни штампов?

40
Многим современным людям, привыкшим работать ради средств к существованию или за вознаграждение, может пока!
заться пустой фразой работа ради нее самой. Представим, что человек с увлечением читает детективный роман. Но настоящий детектив, если это его призвание, еще больше увлечен своей работой. Точно так же ученый, художник, любой мастер своего дела. Разумеется, тяжелый, однообразный механический труд никому не способен доставить удовлетворения.
В связи с социально!психологическим типом творца нужно упомянуть два эксперимента, значимость которых трудно пе!
реоценить. В одной из школ однажды провели опыт. 300 учени!
кам в течение 3 лет позволили попробовать себя во многих ви!
дах деятельности, выбрав из них тот, который соответствует их внутреннему призванию. По истечении 3 лет не было ни одного ученика, который бы в свойственном ему виде деятельности не превзошел всех остальных.
Однажды проводилось тестирование на способность к ма!
тематике среди людей, не нашедших себя в жизни, не имею!
щих высшего образования и находящихся на нижней ступени социальной лестницы (чистильщики обуви, продавцы газет и т.
п.). Из нескольких десятков таких людей были выбраны двое,
обладавших склонностью к математике. Их стали обучать этой науке с интенсивностью, в несколько раз превосходящей уни!
верситетскую. В итоге один достиг уровня профессора матема!
тики за полгода, другой — за полтора.
Подавляющее большинство людей не творцы в своем деле,
потому что в современной общественной организации труда
мало кто может найти свое призвание. И наоборот, лишь то
общество сможет достигнуть высочайшей степени разви/
тия, которое создаст для каждого своего члена возможность
найти и проявить его внутреннее призвание.
2. Тип добросовестного исполнителя. Такой работник тща!
тельно, дисциплинированно выполняет возложенные на него функции во время обучения и работы. Эффективность испол!
нителя резко повышается, если им руководит творец. Но беда,


41
если такой исполнитель попадает на место, которое требует не!
заурядных, творческих решений.
3. Тип пассивного исполнителя. Если он и может более или менее сносно работать, то только под строжайшим контролем сверху. На него можно воздействовать как наказанием, так и вознаграждением, но первое оказывается значительно сильнее второго. Если же в его сознании начинает преобладать стимул вознаграждения, то работник скорее перейдет в тип добросове!
стного исполнителя или даже творца, найдя новую работу, со!
ответствующую его призванию.
4. Тип изворотливого потребителя. В принципе работни!
ки всех четырех типов являются потребителями, но в смысле потребителя средств производства, а также материальных благ за пределами процесса труда. Здесь речь идет о потребителе другого рода. В отличие от пассивного исполнителя, он облада!
ет активностью, изворотливостью, даже интеллектуален, но более хитер. К работе он относится как к неизбежному злу, стре!
мясь при случае превратить ее лишь в видимость таковой, но зато использует в качестве особого места, точки опоры для рез!
кого расширения качества и масштабов своего потребления,
охватывающего не только материальные блага, но и власть, и даже общественный престиж. Например, человек может начать с должности начальника небольшого склада и, наворовав денег,
купить себе место начальника базы с штатом работников, на которых он переложит все свои служебные обязанности. Сам же он на рабочем месте будет заниматься исключительно личным обогащением. Другой может начать с прораба на стройке. При!
писывая объемы выполненных работ и подкупая начальство, он может таким путем дойти до министра и даже выше.
Отметим, что все четыре типа работника далеко не всегда
встречаются в чистом виде. Нередко конкретный работник об!
ладает чертами нескольких типов. На протяжении жизни он мо!
жет переходить из одного типа в другой. Принадлежность к тому или иному типу зависит как от внутренней предрасположеннос!
ти, так и от окружающих жизненных обстоятельств.

42
Существует особое соответствие между определенной
кастой и типом работника. Так, духовной касте (браминам)
соответствует тип творца, хотя тип творца может встречаться и в трех других кастах. Правителям и воинам (кшатриям) более соответствует тип добросовестного исполнителя. Этот же тип,
как и тип пассивного исполнителя, соответствует касте работ!
ников (шудры). Касте предпринимателей и бизнесменов (вай!
шью) соответствует тип изворотливого потребителя. Здесь, с одной стороны, имеет место регресс (в моральном плане), но зато налицо и прогресс — пробуждение личной активности. В усло!
виях одухотворенно!цивилизованного общества этот тип людей облагораживается. Цивилизованный рынок и бизнес требуют честности. С бизнесменом, потерявшим свою репутацию, мало кто захочет иметь дело. Напротив, в обществе, пораженном на!
силием, произволом и коррупцией, изворотливые потребители поднимаются на вершину общественной пирамиды.
Всякая типизация людей условна. В потенции каждый че!
ловек — уникальная, неповторимая индивидуальность, не под!
дающаяся типизации. Индивидуальность не следует путать
с Эго, эгоизмом — особой коркой самозамкнутости вокруг ис/
тинного индивидуального Я. Личность человека поляризует/
ся двумя началами — индивидуальным Я и Эго. При высочай/
шем развитии Эго растворяется, а личность вплотную при/
ближается к индивидуальности. Такая личность вне всяких типов. Все остальные личности поддаются типизации.
1.9. Òðè òèïà îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé
Достаточно глубокое понимание человека служит основой и предпосылкой познания всех общественных отношений. Пред!
метом экономических наук служит особая сфера общественных отношений. Марксизм определяет эту сферу как производ/
ственные отношения людей — это общественные отношения во взаимосвязанном процессе производства, обмена, распреде!
ления и потребления материальных и духовных благ при взаи!
модействии этого процесса с государственной и иной властью.


43
Все общественные, в том числе политэкономические, отно!
шения в самом общем принципиальном виде могут быть разде!
лены на три типа.
1. Отношения взаимного обмена как продуктами (товара!
ми) и услугами, так и видами труда в процессе его разделения.
2. Отношения распределения и перераспределения, осно!
ванные:
а) на добровольно признаваемом праве;
б) законодательно оформленной обязанности, гарантируе!
мой государственным принуждением;
в) насилии и произволе.
3. Отношения дара, милосердия. Эти отношения могут яв!
ляться лишь следствием внутреннего импульса человека, пред!
полагают высокий уровень этического развития. Поэтому этот тип общественных отношений имеет сугубо индивидуальную основу. Однако эта основа может раскрыться в полной мере лишь на основе личного богатства. Ведь чтобы что!то отдавать, нуж!
но сначала иметь.
Во всяком обществе присутствуют все три типа отношений при различной их комбинации и соподчиненности. Любое обще/
ственное отношение носит коллективный характер, является
кооперацией усилий. Ее не следует смешивать с кооперацией как формой организации хозяйствования.
Любой коллектив или кооперация независимо от их мас!
штабов (международный, государственный, групповой) может
строиться на одном из двух качественно различных прин/
ципов.
В одном случае за первоначальное, исходное, берется лич/
ность (индивидуальность). Любые коллективы и коопериру!
ющиеся сообщества образуются путем добровольного, заинте!
ресованного объединения людей на основе согласования (кон!
сенсуса) их духовных и материальных интересов. Такое объе!
динение содержит в себе возможность образования действи!
тельно прочного коллектива, сообщества, способного противо/
стоять социально/психологической, политической и экономи/

44
ческой энтропии. Условием такой сплоченности является со/
блюдение закона свободы в степени N+1. Каждый член сообще!
ства желает обладать свободой для удовлетворения своих ин!
тересов. Если то или иное сообщество ограничивает свободу удовлетворения его стремлений, то он при удобном случае по!
старается его покинуть.
Когда этот случай возникает, сообщество распадается. На!
против, если индивид обладает свободой в степени N, а при вступлении в сообщество приобретает свободу в степени N+1,
он никогда не покинет такое сообщество.
В другом принципе за первоначальное, исходное, берется
общество, государство, коллектив, а личность выступает
как их производное. Не случайно у К. Маркса человеческая личность — это сгусток, переплетение общественных отноше!
ний. Примат коллектива над личностью неизбежно превраща!
ет ее в частицу более масштабного, коллективного начала, на!
кладывая на человека обязанности и функции, осуществляе!
мые в интересах всего коллектива, но не как реального содру!
жества личностей, а как некоего иррационального фетиша.
Общество, где каждый отдает всего себя (добровольно или по принуждению) целям коллектива, не процветает, и в нем не обладает подлинным счастьем конкретно никто. Стоящий над личностями коллектив может быть образован лишь методом насилия и обмана. При этом для людей, входящих в такой кол!
лектив, их первоначальная свобода степени N заменяется на свободу в степени N–1, N–2 и т. д. Если объединение в коллек!
тив произошло при помощи насилия и обмана, по мере ослаб!
ления первого и рассеивания второго такой коллектив распа!
дается. Классическим примером таких коллективов являются государства — деспотии Древнего Востока. Советское государ!
ство в период с 1917 по 1985 г. являет собой также вариант дес!
потического коллектива, воплощением тоталитаризма, всту!
пившего в годы перестройки в период своего интенсивного раз!
ложения.