Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
459
стием их жен. Эти лица, получая от правительства США сотни миллионов долларов, которые следовало расходовать на обес!
печение процесса приватизации в интересах США, стали ску!
пать за бесценок российское госимущество, затем перепрода!
вая его по значительно более высоким ценам. На этой почве раз!
разился большой скандал, дело этих профессоров стало пред!
метом судебного разбирательства в США.
В!девятых, реальными движущими мотивами приватиза!
ции в России были:
– приход к власти и удержание руководящих постов со сто!
роны отдельных политиков, готовых за активную поддержку со стороны США (особенно спецслужб и контролируемой ими пя!
той колонны) пустить госимущество России в массовую распро!
дажу за бесценок в форме приватизации со свободным допуском к ней иностранцев, совершенно игнорирующих национально!го!
сударственные интересы и стратегические перспективы страны;
– трансформация занимаемых властных постов в собствен!
ность, с превращением за короткий срок в долларовых милли!
онеров и даже миллиардеров (например, В. Черномырдин, ко!
торый затем вновь вернулся во власть, став премьером страны и чуть было не став ее президентом);
– первоначальное накопление сверхбыстрыми темпами зна!
чительных личных капиталов такими предприимчивыми людь!
ми, которые сочетали в себе неуемную жажду обогащения с от!
сутствием каких!либо духовно!нравственных принципов;
– легализация капиталов, накопленных криминальным пу!
тем, получение уголовниками статуса легальных бизнесменов и людей, уважаемых в обществе, в том числе и в высших кругах за рубежом (в частности, через покупку известных футбольных команд и т. п.).
В!десятых, российская приватизация была движима весь!
ма мощными мотивами из!за рубежа, в том числе через нее ре!
шались задачи:
– резко ослабить геополитического конкурента США и дру!
гих стран Запада в лице России;
460
– экономически удушить ее оборонную мощь;
– нейтрализовать в корне потенциального конкурента нау!
коемкой продукции в лице российского ВПК в случае конвер!
сии части оборонных предприятий, выходящих на мировой ры!
нок с техническими новинками прорывного порядка;
– навязать России роль топливно!энергетического и сырь!
евого придатка к странам Запада в системе международного разделения труда, превратить страну в место концентрации экономически вредных производств, а также сделать ее рын!
ком сбыта устаревшей и некачественной продукции, опасного для здоровья продовольствия и т. п.;
– в результате приватизации перераспределить значитель!
ную часть национального богатства России в пользу США и дру!
гих стран Запада;
– оттянуть нарастающий мировой экономический кризис,
в том числе и по причинам подхода к критической точке той финансовой пирамиды, которую построили США после окон!
чания Второй мировой войны, пытаясь как бы вдохнуть в эту пирамиду новую порцию экономической жизненности за счет перераспределения богатств России в свою пользу.
Характерные особенности российской приватизации совме!
стно с сопровождавшими ее идеологическими мифами, а также реальные итоги приватизации совместно с обоснованными нау!
кой положениями, которым она противоречила, представлены в табл. 4.1. Данная таблица носит обобщающий характер, в ней представлена интегрированная оценка приватизации в РФ.
Приватизация в России именно в том виде, в котором она была проведена и под главным импульсом первоначального на!
копления капитала узким слоем лиц всего за несколько лет,
объективно обусловленным образом обременена основным эко/
номически противоречием, которое заключается в следующем.
Стремительный передел собственности в пользу узкого слоя лиц, не имеющего для этого сколько!нибудь существенных де!
нежных накоплений, в качестве обязательного условия пред!
полагал обесценение в тысячи раз приватизированных предпри!
461
Таблица 4.1
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 61
Обобщающая оценка характерных особенностей и результатов
приватизации в России
462
ятий, что было осуществлено через развязывание галопирую!
щей инфляции. При этом единомоментный выброс всей нацио!
нальной экономики из системы планово!распределительного хозяйства в стихию рынка в условиях подрыва его фундамента в виде покупательной способности спроса основной массы насе!
ления вследствие галопирующей инфляции вызвал сильнейший экономический спад, замораживание инвестиций в воспроизвод!
ство основных фондов на многократно сниженном уровне, что поставило явное большинство российских производителей на грань банкротства, тем самым подготавливая новый передел собственности в стране, который может осуществляться в виде как продажи предприятий новым частным владельцам, так и национализации.
Основным условием приватизации, обеспеченным ради!
кальными реформаторами, получившими всю полному высшей экономической власти в стране, явилась галопирующая инфля!
ция, обесценившая рубль в тысячи раз и тем самым позволив!
шая многократно занизить реальную оценку госсобственности в ходе ее приватизации.
Без развязывания в стране галопирующей инфляции при!
ватизация госимущества за бесценок оказалась бы невозмож!
ной. О степени занижения реальной оценки
1
госимущества сви!
детельствуют следующие данные.
По расчетам академика В.А. Лисичкина, в период первых лет приватизации занимавшего пост заместителя Председате!
1
Рыночные радикалы делают упор не на реальную оценку привати!
зируемых предприятий, а на их рыночную оценку, считая ее наиболее достоверной. Однако основные фонды в стране создаются на протяжении многих лет. А в результате целенаправленного воздействия на рынок мож!
но добиться, чтобы на данный момент времени цена многократно откло!
нилась от реальной ценности вверх или вниз. Так, осуществление одним махом приватизации всего госимущества в условиях резкого сжатия де!
нежной массы в стране (в РФ она была сжата до 12–14% против нормати!
ва в 80%) может, особенно при галопирующей инфляции, в сотни и тысячи раз снизить рыночную цену приватизируемых предприятий относитель!
но их реальной ценности.
463
ля Комитета Госдумы РФ по собственности, приватизации и хозяйственному механизму, средняя цена приватизированного предприятия на первом этапе приватизации составляла рубле!
вый эквивалент 2 тыс. долларов США.
Как однажды заметил мэр г. Москвы Ю.М. Лужков в одном из своих публичных выступлений, “Микродин” приватизиро!
вал ЗИЛ всего за 4 млн долларов США, при том что накануне приватизации в течение 5 лет в модернизацию оборудования этого крупнейшего предприятия было вложено около 200 млн долларов США.
За все приватизированное государственное имущество в
1992–1995 гг. (напомним, что это 60% всех основных фондов стра!
ны по данным государственной статистики) Российское государ!
ство получило рублевый эквивалент всего 8 млрд долл. США
или где!то в районе чуть больше 50 долл. на душу населения.
Если бы по столь бросовым ценам были приватизированы еще и оставшиеся у государства основные фонды, но оно получило бы еще около 40 долл. из расчета на душу населения. В итоге полу!
чается, будто за все десятилетия напряженнейшего труда не!
скольких поколений советских людей в России был создан ма!
териально!технический потенциал, а также здания, сооруже!
ния и т. д. в масштабе, равном 90 долл. США на одного жителя страны. В США 1 доллар стоит буханка хлеба, поездка на метро и т. д. Неужели достояние россиян в виде основных фондов стра!
ны составляет на душу населения 90 буханок хлеба или 90 по!
ездок на метро?! Получается полный абсурд. Но именно этот абсурд и был реализован радикальными реформаторами в про!
цессе рыночных реформ в России.
Проведенная в России приватизация явилась колоссальным ограблением ее народа, осуществленная горсткой авантюрис!
тов, пришедших к экономической власти в стране. Выступая на экономическом форуме в Кремлевском дворце съездов летом
1994 г., мэр г. Москвы Ю.М. Лужков с горечью заявил, что рас!
продать госимущество в стране по бросовым ценам мог только горький пьяница.
464
Известный российский экономист В. Бард на основе данных
Госкомстата (теперь Росстата) РФ подсчитал, что за период с
1992 по 1995 г. было приватизировано госимущества по балан!
совой оценке за минусом износа на сумму 985,3 млрд долл. США
по биржевому курсу и на 1694,7 млрд долл. по ППС (паритету покупательной способности). За это имущество государство по!
лучило рублевый эквивалент 8 млрд долл. США. “Таким обра!
зом, — писал В.С. Бард, — 49% государственных основных фон!
дов и материальных оборотных средств было приватизировано по цене, заниженной как минимум в 211,8 раза”
1
Основное противоречие и основной метод приватизации,
проведенной в России в 90!х гг. смоделированы при помощи схе!
мы, приведенной на рис. 4.1.
В основу этой модели положены следующие положения.
1. Приватизация в России осуществлялась высшей государ!
ственной властью по сценарию и под контролем иностранных экспертов.
2. Приватизация носила сплошной (тотальный) характер,
осуществлялась в сверхсжатые сроки, госимущество распрода!
валось по бросовым ценам.
3. Движущим мотивом приватизации внутри страны была трансформация власти в собственность (частный капитал), а за ее пределами — превращение РФ в неоколониальный прида!
ток Запада.
4. Сущностью приватизации явился полный передел госу!
дарственной собственности в пользу узкого слоя лиц в сверх!
сжатые сроки, т. е. руководителей государственных предприя!
тий и чиновников высокого ранга; дельцов теневого бизнеса и криминалитета; иностранных физических и юридических лиц.
5. Физические и юридические лица, приватизировавшие госсобственность, как правило, отказывались от инвестирова!
ния денежных средств, предпочитая прокручивать их в спеку!
лятивных сделках или вывозить за рубеж.
1
В. С. Бард. Финансово!инвестиционный комплекс. — М.: ФиС, 1998. —
С. 173.
465
Рис. 4.1. Модель основного противоречия и основного метода приватизации, проведенной в России в 90!х годах
466 6. Следствием перераспределения национального богатства и доходов в пользу узкого слоя лиц явилось резкое сокращение покупательной способности спроса на внутреннем рынке, что в сочетании с разовым выбросом всей экономики страны из сис!
темы планово!распределительного хозяйствования в стихию рынка в корне подорвало фундамент рыночной экономики —
внутренний платежеспособный спрос.
7. Резкое сокращение емкости внутреннего рынка, что со!
четалось с многократным сжатием денежной массы относи!
тельно ее оптимальной нормы (12–14% от ВВП вместо 80%) в условиях инфляции, а это прождало острый дефицит денег на
“входе” в производство и “выходе” из него, все это вместе взя!
тое вызвало глубокий и затяжной спад экономики, заморажи!
вание инвестиций в производство на многократно сниженном уровне.
8. Спад производства, замораживание инвестиций, острый дефицит денег на “входе” в производство и “выходе” из него
(следствие искусственного сжатия денежной массы и ее пере!
структуризации в пользу спекулятивно!посреднической сфе!
ры) заставили большинство российских предприятий баланси!
ровать на грани банкротства. Тем самым объективно был подго!
товлен новый передел собственности в стране.
9. Новый передел собственности возможен в двух вариан!
тах: а) через перепродажу предприятий!банкротов; б) путем национализации.
10. Условием сплошной приватизации госимущества по бро!
совым ценам явилось развязывание в стране галопирующей инфляции, что позволило властям в тысячи раз обесценить рубль, соответственно, резко занизить оценку приватизируемых предприятий.
11. Определенная часть свободных денежных средств, яв!
ляющаяся результатом первоначального накопления капита!
ла, направлялась на приватизацию госимущества по много!
кратно заниженным ценам, после чего это имущество перепро!
467
давалось, нередко по нескольку раз, по значительно более вы!
соким ценам
1 12. Приватизация по бросовым ценам госимущества объек!
тивно выступила в качестве материального фундамента разра!
стания спекулятивно!посреднической сферы, а также крими!
нализации экономики, значительного роста теневых экономи!
ческих отношений.
13. Финансирование текущего производства, тем более ин!
вестиций в его развитие, сделалось изначально невыгодным в условиях сжатия внутреннего рынка и сверхвысоких доходов спекулятивно!посреднической сферы на фундаменте сплошной приватизации госимущества за бесценок.
14. Финансовые рычаги в ходе радикальных рыночных ре!
форм оказались отрегулированными таким образом, что они стали оказывать мощное давление на российскую экономику в направлении ее деиндустриализации и превращения в неоко!
лониальный придаток к США и другим странам Запада.
2.2. Îïòèìàëüíîå ðåãóëèðîâàíèå
ãîñóäàðñòâîì ñîáñòâåííîñòè
Собственность является материальной основой благососто!
яния индивида и общества, фундаментом развития производи!
тельных сил, источником увеличения индивидуального и обще!
ственного богатства.
1
В современной России возник особый вариант антиэффективного хозяйствования, базирующийся на полном разрыве отношений собствен!
ности как владения, так и управления. Так, владельцы контрольных па!
кетов акций российских предприятий, купившие их как объект для пос!
ледующих спекуляций, перепродают их все новым и новым владельцам,
которым нет дела до ситуации на предприятиях. Тем временем админис!
трация предприятий, полностью лишенная контроля за своей деятельно!
стью со стороны собственника, занимается хищнической эксплуатацией как имущества предприятия, так и его рабочей силы, скрытым, теневым образом перераспределяя его доходы в свою пользу. Предприятие при этом идет вниз, а администрация обогащается.
468
На протяжении всей истории собственность выступала и в настоящее время продолжает выступать средоточием влас/
ти в том смысле, что:
– большая часть действий по управлению государством так или иначе концентрируется на распределении и перераспреде!
лении собственности, ее регулировании и правовой защите, эф!
фективном использовании в интересах всего общества или толь!
ко одного класса;
– мощь и материальное обеспечение государственной вла!
сти базируются на собственности, находящейся как в собствен!
ности государства, так и частных и корпоративных структур
(облагая ее налогами, государство получает соответствующие доходы).
Собственность имеет ряд аспектов:
а) производственно!технический;
б) экономический;
в) правовой (юридический);
г) социальный;
д) психологический;
е) культурно!традиционный;
ж) духовно!нравственный.
Никакая стратегия социального развития на любом из воз!
можных уровней (от предприятия, корпорации и до государства и цивилизации в целом) не может носить системный, комплекс!
ный характер, а также быть в должной мере обеспечена мате!
риальными и финансовыми ресурсами, если она в качестве сво!
его существенного элемента не будет содержать эффективных мер по развитию и регулированию отношений собственности,
включая ее реструктуризацию и развитие механизмов и мето!
дов ее эффективного использования.
В современной России проблемы собственности сконцент!
рировались на ее приватизации.
Проблема приватизации чрезвычайно остра. Как же ее ре!
шать? Здесь необходим поиск конструктивных подходов, кото!
рые в принципе недоступны “черно/белому сознанию”. Одни его